Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя»

Программные задачи:

  • познакомить детей с историей родного города, с архитектурно-историческим центром Казанского Кремля, используя легенды, мифы татарского народа о возникновении Казани;
  • познакомить детей с бытом, традициями и национальной музыкой татарского народа, музыкой татарских композиторов;
  • расширять представления о традиционных ремеслах татар;
  • воспитывать в детях любовь к родному краю, чувство патриотизма;
  • расширять музыкальные впечатления;
  • совершенствовать навыки пения и движения под музыку;
  • развивать стремление самостоятельно исполнять песни и пляски татарского народа.

Предварительная работа:

  • разучивание с детьми песен и стихов о Казани;
  • прослушивание произведений татарских композиторов;
  • разучивание элементов татарских народных танцев;
  • беседа о родном крае и национальной культуре.

Материалы: воздушные шары, имитация корзины из детских стульчиков и ткани, изображение башен Казанского Кремля, герб Казани, открытки с видами Кремля, большой лист ватмана.

 

Ход занятия

Звучит татарская мелодия. Дети заходят в зал.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Какие у них приветливые лица, добрые глаза и ласковые улыбки. Поздороваемся с нашими гостями и улыбнемся им. Передадим им наше хорошее настроение.

Дети здороваются с гостями, садятся на места.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы, наверное, очень любите мечтать? А никто из вас не мечтал полетать на воздушном шаре? Ведь это так здорово! На воздушном шаре можно облететь весь земной шар, совершить кругосветное путешествие. Но, прежде чем улететь в далекие страны, надо хорошо узнать свой родной город. Сейчас я предлагаю вам совершить путешествие. Мы не полетим куда-то очень далеко, а просто поднимемся над нашим родным городом и увидим, какой он у нас красивый.

  • Скажите, в каком городе мы с вами живем?
  • В какой республике?
  • На каких языках говорят люди, живущие в нашей республике?

Заслушиваются ответы детей.

  • Наш город очень красив. Недаром о нем слагали песни многие поэты и композиторы. Каких татарских композиторов вы знаете.

Ответы детей.

– Ну вот, подошло время полета. Сейчас мы отправимся к центру нашего города, Кремлю. Давайте надуем наш шар воздухом и полетим. А чтобы полет наш был веселым, споем песню о родном крае.

Звучит песня «Кояшлы ил» Муз. Л.Батыр-Болгари

– Посмотрите, дети, вниз. Вот под нами проплывают знакомые улицы. Остался позади наш детский сад. А мы летим к реке Казанке, к Кремлю. Пока мы с вами летим, я хочу рассказать легенду о том, почему наш город назвали Казанью и построили именно на этом месте.

Звучит медленная татарская музыка.

Легенда о Казани

Давно когда-то хан татарский
Решил свой город основать.
Но где построить этот город?
Все стали думать и гадать.
Потом придумали: в повозку
Коней отборных запрягли,
Котел с водою водрузили,
Дрова под нею разожгли.
И, взбрыкнув, кони полетели
Через равнины и луга.
Дрова искрились и пылали,
Плескалась через край вода.
А хитрый хан нукерам верным
Отдал строжайший свой приказ:
Отметить место, где кипенье
Воды увидит острый глаз.
И вскоре острый взгляд нукера
Заметил пар и пузырьки.
Вода в котле лишь закипела –
Воткнулись в землю тут штыки.
И хан сказал: «Вот это место,
Где будет город мой стоять,
И жизнь кипеть в нем вечно будет,
И будет город процветать!»
И стало так! Красивый город
Поднялся быстро над рекой,
И очень разные народы
Нашли приют в нем и покой.
И ныне город процветает,
В нем жизнь бурлит, куда ни глянь.
Он строится и молодеет
Наш город – древняя Казань!

– Но о Казани существует много других легенд. А сейчас закройте глаза и представим, что мы попали в далекие древние времена.

Идет театрализованное представление «О Змее Зиланте» в исполнении воспитателей детского сада.

Во времена седые и древние
На берегу реки полноводной
Красивая и умная дочь ханская жила.
Женихи многочисленные покорить ее сердце пытались,
Но никто не добился успеха.
И однажды батыр молодой и красивый
Увидал ее и женой
Стать своей предложил,
Красотой покоренный.

(В это время ханская дочь танцует татарский танец.)

Батыр:

О, красавица, ты покорила сердце мое.
Я готов бросить к твоим ногам все, что имею:
Дорогие меха, бесчисленные табуны лошадей,
Стада овец, золото и серебро,
Драгоценные каменья, только будь моей женой.

Девушка:

О, батыр, не нужны мне твои богатства,
Ведь я сама ханская дочь.
Но есть у меня одна заветная мечта.
Видишь этот красивый холм?
Хотела бы я, чтобы ты построил дом на этом холме,
Чтобы могла я любоваться голубыми небесами,
Широкими степями, быстрыми реками.
Много джигитов пытались исполнить мою мечту,
Но не удалось это сделать никому.
Холм этот зовется Змеиным
И много на нем больших и страшных змей.
Удастся тебе очистить холм, выйду за тебя замуж.
Удачи тебе, батырю

Девушка уходит.

Долго думал батыр дни и ночи,
Пока хитрость такую придумал:
Где на зиму все змеи собрались,
Там стог сена большой поставил
И поджег его вместе с заползшими змеями.
И взвился тот костер до небес,
И сгорели в нем змеи дотла.
Лишь один змей, большой и красивый
Улететь из огня только смог.
И батыру сказал улетая.

Змей:

Возведи на холме этом город,
Пусть гора будет граду начало!

И воздвигнут был город прекрасный,
На гербе его змей тот остался,
Что в народе Зилантом был прозван,
Где красуется он и поныне.

– Понравилась вам эта легенда? Пока мы ее слушали, мы успели долететь до этого холма. На нем расположен Казанский Кремль. Сейчас мы сделаем небольшую остановку.

(Дети выходят из воздушного шара)

– Представьте, что мы попали в древнюю Казань. Раньше во всех городах были базары (майдан). Там народ мог что-то купить и продать. Вот и мы с вами попали на шумный базар.

Звучит веселая татарская мелодия. Рассказ музыкального руководителя о традиционных ремеслах татар: гончарном, ювелирном, сапожном и вышивке. Дети читают на татарском языке стихи о тюбетейках, вышивке, сапожках, гончарных изделиях и ювелирных украшениях.

– Но на ярмарках народ не только покупал и продавал. Где ярмарка, там и гулянье, игра, шутки и пляски.

Проводятся:

  • Музыкальная игра «Җиз бүкəн»
  • Парный татарский танец.
  • Аттракцион.

– Настала пора проститься с веселой ярмаркой и отправиться в полет.

Дети садятся в воздушный шар. Продолжается беседа о Казанском Кремле, о башнях Кремля: Спасской, Тайницкой и башне Сююмбике.

– А вы знаете, кто такая Сююмбике?

Ответы детей.

– Давайте представим, что сейчас из небесной дымки появится царица Сююмбике.

Исполняется танец Сююмбике с чтением стихотворения о родном городе.

О, город мой! Красив ты очень,
С рождения тебя люблю,
Живу с тобой я дни и ночи,
И я тебя боготворю
За то, что ты в сединах древних,
И в то же время – молодой,
За то, что ты стоишь как прежде
Над величавою рекой.
О, город мой! Тебе спасибо,
Что малой Родиной ты стал,
За то, что славные народы
Навеки дружбою связал.
Пусть во вселенной ты – песчинка,
Но ты из тьмы веков восстань,
Чтоб говорили, как и прежде:
«Сказанием встает Казань!»

Музыкальный руководитель: Ну вот, и облетели мы весь Кремль, рассмотрели его башни и очень много о нем узнали. Не пора ли нам вернуться в садик и рассказать другим детям о нашем путешествии. Пока летим мы с вами споем веселую песню о родном крае на татарском языке.

Звучит песня «Туган ил». Муз. Л.Хайретдинова

Музыкальный руководитель: Вот мы и вернулись в наш детский сад. А теперь я предлагаю составить картинку, изобразить на ней наш Кремль.

Дети составляют коллаж из открыток с изображениями Казанского Кремля.

Музыкальный руководитель: Вот какая чудесная картина получилась! Теперь мы можем показать ее другим детям в детском саду. И рассказать им о нашем волшебном увлекательном путешествии.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Тема: «Земля заповедная»

Конспект интегрированной образовательной деятельности Тема: «Земля заповедная» Программные задачи: - познакомить детей с заповедником Липецкой области «Галичья гора»; - закрепить знания о гербе...

Сценарий театрализованной постановки «Сон Андрюши» на слет-конкурс по ПДД для…

Сценарий театрализованной постановки «Сон Андрюши» на слет-конкурс по ПДД для старшего дошкольного возраста Герои: мальчик Андрюша, кот Мурзик, Баба Яга, Василиса...

Проект «Цветы»

Проект «Цветы»

Читайте также

Консультация для воспитателей ДОУ, родителей о патриотическом воспитании детей дошкольного…

Консультация для воспитателей ДОУ, родителей о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста «Растить гражданина» Дошкольный возраст — доступны ли в этот период...

Методическое пособие для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и родителей…

Методическое пособие для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и родителей «Её величество - ловкость»

Конспект авторской подвижной игры «Цветная рыбалка» с детьми 3-4 лет…

Конспект авторской подвижной игры «Цветная рыбалка» с детьми 3-4 лет Цели: развивать у детей ловкость и быстроту движений. Задачи: развивать координацию движений;...