Гражданско-патриотический педагогический проект «Юный краевед»

Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 - 7 лет)

Паспорт проекта

Автор проекта Воспитатель: Полещук О.К
МБДОУ «Детский сад «Сказка» г. Долинск Сахалинской области
Название проекта «Юный краевед»
Тип проекта Гражданско-патриотический педагогический, детско –родительский (групповой)
Продолжительность
проекта (сроки
реализации)
Долгосрочный (октябрь – апрель)
с 03.10.2022 – 28.04.2023г.
Участники проекта Воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности, воспитатели, специалисты детского сада, родители.
Возраст детей Воспитанники группы компенсирующей направленности (6 – 7 лет).
Образовательные
области реализации
проекта:
Социально – коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Аннотация проекта: Проект предназначен для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данный проект предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация проекта помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Актуальность
проекта:
В. А Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия, через красоту родного края.
Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Проблема: Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. На повышение общественного статуса патриотического воспитания детей ориентированы Федеральные законы: «О государственном флаге РФ»; «О Государственном гимне РФ»; Государственная программа «Патриотическое воспитание РФ».
Цель проекта: Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с их прошлым и настоящим.
Задачи проекта:
Для родителей:
Для педагога:
Обучающие:
  • Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.
  • Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях, культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
  • Способствовать социализации воспитанников.
  • Обогатить знания дошкольников о городе Долинске, его истории, достопримечательностях города, людях-тружениках.
Развивающие:
  • Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
  • Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края.
Воспитывающие:
  • Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
  • Прививать навыки здорового образа жизни.
  • Воспитывать уважение к труду долинцев, создающих красивый город.
  • Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
Способствовать возникновению чувства сотрудничества и взаимопонимания в процессе создания совместных работ по проекту.
Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: продуктивной, изобразительной, музыкальной, познавательной, художественной литературы.
Ожидаемый
результат:
Знать:
  • свою родословную, о профессиях своих родителей;
  • правила поведения в природе;
  • о культуре своей области;
  • некоторые сведения из истории своего города, области;
  • о достопримечательностях своего города, области;
  • о традиционных праздниках русского народа;
  • помнить о ветеранах Великой Отечественной войны; оказывать им помощь.
Уметь:
  • называть некоторые растения и животных Сахалинской области, занесенных в Красную книгу;
  • уметь рассказывать о назначении объектов города, о достопримечательностях области;
  • изготавливать народные куклы, составлять генеалогическое древо семьи;
  • приводить примеры полезных ископаемых Сахалинской области;
Понимать:
  • что надо выполнять правила экологически- грамотного поведения в быту, в природе;
  • что необходимо личное участие каждого в общем деле охраны природы;
  • что надо внимательно и доброжелательно относиться к сверстникам, уважать старших, любить свою Родину. Город Долинск - часть Сахалинской области, Сахалинская область - часть России, Россия - одно из крупнейших государств мира. Это многонациональная страна, где все народы равны между собой;
  • что надо уважительно относиться к культуре, обычаям русского народа.
  • что надо поддерживать чистоту в доме, на улице, в городе в целом и беречь зеленые насаждения.
  • Проект сближает педагогов, родителей, детей, сделает детей более самостоятельными, инициативными, творческими.
  • Родители станут более заинтересованными в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, появится интерес к работе ДОУ, к успехам своих детей.
Структура проекта
(этапы)
1 этап Организационно подготовительный
(информационно – аналитический)
Цель: определить задачи реализации проекта, сроки, конечный продукт.
Подбор и изучение литературы по теме проекта.
Обращение к родителям с просьбой помочь в оформлении мини – музея.
2 этап Внедренческий (основной) этап.
Практическая реализация проекта.
3 этап Заключительный: подведение итогов, оформление материалов по проекту, создание презентации.
План реализации
проекта:
1 этап –
Организационно –
подготовительный
  • Определение объекта изучения.
  • Выявление знаний детей по теме проекта.
  • Определение цели и задач проекта.
  • Содержание воспитательно – образовательной работы в рамках проекта.
  • Составление плана работы.
  • Предварительная работа с родителями.
  • Подготовка оборудования и материалов.
2 этап –
внедренческий
(основной) этап:
практическая
реализации проекта
Октябрь
Тема «Мой дом моя крепость»
Совместная деятельность детей и педагога:
  • Беседа с детьми о происхождении имен. «Кто Я?»
  • Рассматривание семейных фотографий «Моя семья».
  • Составление генеалогического древа своей семьи.
  • Собрать и принести информацию о своих родичах, их фотографии.
  • Семейные традиции, обычаи, обряды народов нашей области.
Ноябрь Тема «Моя малая родина»
Совместная деятельность детей и педагога:
  • Беседа «С чего начинается Родина?»
  • Виртуальная экскурсия «Край, в котором я живу».
  • НОД «Познавательное развитие» -
«Путешествие в прошлое города».
  • Игра «Машина Времени» :
  • Фотовыставка « Улицы моего города».
  • Рассказ о происхождении и названии города.
  • Развивающая игра «Пройди до указанного места».
  • Творческие рассказы детей об улицах города.
  • Экскурсия по достопримечательным местам города «Я люблю Долинск».
  • Фотовыставка «Самое красивое место в нашем городе»
Декабрь Тема «Долинск – город трудовой славы»
Совместная деятельность детей и педагога:
  • Вертуальная экскурсия по организациям в нашем городе
  • Беседа с детьми «Профессии ваших родителей»
  • Выставка рисунков «Кем я хочу быть, когда вырасту»
  • Рассматривание альбома «Дело мастера боится»
  • Экскурсии на места работы родителей;
Январь Тема «Путешествие по карте»
Совместная деятельность детей и педагога:
  • Дидактическая игра «Географическая матрешка».
  • Презентация «Наша кладовая» Полезные ископаемые Сахалинской области.
  • Рассматривание физической карты.
  • Рассматривание коллекции полезных ископаемых.
Февраль Тема «История вещей».
Совместная деятельность детей и педагога:
  • Рассматривание экспонатов музея народного быта: утварь, орудия труда.
  • Знакомство с историей народного костюма, с его элементами. Беседа «Одежда наших бабушек».
  • НОД «Познавательное развитие» - «Игрушки наших бабушек и дедушек».
  • Мастер-класс «Куклы своими руками»
  • Экскурсия в городской краеведческий музей.
  • Создание мини-музеи детского сада «Край, в котором я живу»».
Март Тема «Богатыри земли Сахалинской»
Совместная деятельность детей и педагога:
  • Рассказ о мужественной борьбе русского народа в ВОВ, о ветеранах, тружениках тыла.
  • Слушание песен военных лет;
  • Чтение отрывка из стихотворения В. Подкопаева «Никогда это не забудется». Чтение стихотворения «И за тебя и за меня».
  • Рассматривание фотографий родных, которые были на войне или служили в «горячих точках».
  • Посещение площади, возложение цветов к памятнику.
  • Оформление информационного стенда «О подвигах наших предков»
Апрель Тема «Природа родного края»
Совместная деятельность детей и педагога:
  • НОД «Познавательное развитие» - «Растительный и животный мир нашей области»
  • Природные явления в пословицах, поговорках, загадках русского народа.
  • Наблюдения на прогулке;
  • Чтение стихов, пословиц, загадок,
  • Рассматривание иллюстраций в книгах о природе Сахалинской области.
  • Видео презентация «Птицы нашего края»
  • Консультация в родительский уголок «Не рвите цветы, не рвите!»
  • Экскурсия в лес, парк.
3 этап –
заключительный:
подведение итогов,
оформление
материалов по
проекту, создание
презентации.
Итоги проектной деятельности:
  • Обобщающая беседа « Я живу на Сахалине».
  • Оформление мини – музея «Край, в котором я живу!».
  • Презентация для родителей по проекту «Юный краевед».
  • Представление экспонатов мини – музея детям других групп «Край, в котором я живу!».
  • Фотоотчёт по проекту «Юный краевед»
Результаты проекта: Реализация проекта осуществлялась в игровой
форме с включением разных видов творческой
деятельности.
Проект «Юный краевед» вовлек детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность и позволил решить цели и задачи. В процессе познавательной активности дети получили жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, культурных и других условий способствовали формированию у детей гражданского мировоззрения. Дети проявляли интерес, любознательность по отношению к родным местам, их истории, к народным традициям, необычным памятникам, используют местоимение «мое» по отношению к городу, району, области. С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием своего народа.
На заключительном этапе проекта – создали мини – музей «Край , в котором я живу». Проект заинтересовал родителей и детей, способствовал формированию положительных эмоций от совместной творческой деятельности у детей и родителей.
Практическая
значимость проекта:
Для детей:
Для родителей:
Для педагога:
Данные материалы проекта можно использовать в дальнейшем в работе с детьми.
Включение родителей в совместный с логопедом и воспитателями процесс позволяет повысить эффективность совместной работы.
  • Активизация желания узнать, познать новое неизведанное, творить совместно с родителями и педагогами ДОУ.
  • Проявление творческих способностей в разных видах деятельности, установление партнёрских отношений с ребёнком, педагогами.
  • Повышение профессионально мастерства, установление партнёрских отношений с родителями и детьми в образовательной деятельности.

Методическое обеспечение проекта: (список литературы)

  1. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание. - 2001. — №12. – C. 47-52.
  2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2008
  3. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. / Дошкольное воспитание № 6 2003, с. 45 – 55


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет…

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет по теме: «Посадка лука» Задачи: Учить различать овощи на ощупь; уточнить и...

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе на тему «Ветка…

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе на тему «Ветка рябины в вазе» Цель: Развитие творческих способностей детей. Изготовление аппликации «Ветка рябины...

Конспект НОД педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Планета…

Конспект НОД педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Планета доброта» Цель: развитие социальной компетентности, доброжелательности, умения трансформировать агрессивные тенденции в миролюбивые и...

Читайте также

Долгосрочный проект «Что же делать? Как же быть?» в средней…

Долгосрочный проект «Что же делать? Как же быть?»в средней группе Актуальность: В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня...

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика» (Базовый уровень технической направленности) 1 модуль Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика» представляет собой курс в области новых...

Мастер - класс. Ручной труд из природного материала «На морском…

Мастер - класс. Ручной труд из природного материала «На морском дне» Цель: познакомить детей с нетрадиционными формами ручного труда – пластилинографией...