Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формирования у подрастающих поколений качественно нового отношения к прошлому, к культурному наследию народов своего края и России.

Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе дошкольного образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному).

Музейная педагогика в детском саду – это нетрадиционная форма интеллектуального, нравственного, экологического, эстетического, патриотического воспитания методами исследования вещей и предметов в музейной среде.

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение ребенка в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит ребенка за границы социума, цивилизации в мир культуры.

В нашем детском саду в конце прошлого года по инициативе заведующей Аксаны Львовны был создан мини-музей «Назад в прошлое».

Создание данного музея в детском саду обусловлено также необходимостью включения национально-регионального компонента в воспитательную систему ДОУ, цель которой – формирование личности, главными качествами которой являются осознание себя как представителя определенного этноса, готовность и способность к взаимодействию с другими личностями, культурами, обществом.

В групповом помещении воссоздан интерьер крестьянской избы конца XIX - начала XX в.в.: на полках расположены орудия труда и быта; в избе оформлен «красный угол» с иконой, стол с самоваром и лавка, покрытая самоткаными половиками, печь (имитация) с ухватом, полки с горшками, кринками, корчагой; кровать-колыбель, в ней лежит малыш (кукла), угольный утюг, рубель, фонарь «Летучая мышь».

Планируется пополнение музея материалами и орудиями мужского и женского крестьянского труда: прялки и веретена, сундук, инструменты для работы по дереву, национальными костюмами народов Росии и др.

Экспонаты привезены из разных уголков Вологодской, Мурманской, Псковской областей. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами. В настоящее время насчитывается более 20 экспонатов, имеющих историческую ценность.

Однако, основная задача не создание музейной атмосферы, а введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо экспонатов, представляющих историческую ценность, в «избу» помещены предметы, имитирующие натуральный облик. Например, печь, в которую можно поместить с помощью ухвата чугун, кровать-колыбель, в которой можно покачать младенца.

Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в музее, составляют фонд дошкольного музея. Он делится на две группы: предметы основного фонда и предметы вспомогательного фонда. В основной фонд входят музейные предметы, являющиеся первоисточником знаний по истории, культуре, природе. В состав научно-вспомогательного фонда входят материалы, изготавливаемые обычно для нужд экспозиции, помогающие глубже понять отражаемые в экспозиции события и материалы, схемы, планы, копии подлинных предметов, людей, модели ландшафтов, куклы в национальных костюмах, — то есть то, без чего вообще невозможно проводить работу с дошкольниками.

Для учета научного описания музейных предметов в музее дошкольного учреждения планируется завести инвентарную книгу - это основной юридический документ учета, научного описания и охраны памятников культуры и истории.

Для эффективной работы музея разработана программа « Мини-музей «Назад в прошлое», которая содержит цели, задачи, направление и тематическое планирование.

Цель: содействие всестороннему развитию детей, расширению кругозора, знакомству с основами русской национальной культуры, с бытом и историей своих предков, формирование у дошкольников патриотических и духовных чувств.
Задачи:
- Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;
- приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствовать сохранению народных традиций;
- Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, истории своих предков.

-Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

Организация деятельности музея распределяется по следующим направлениям: экспозиционное (оформительское), экскурсионное (занятия), культурно-массовые мероприятия

Основную работу по оформлению экспозиций выполняют педагоги, но активными участниками также могут являться дети и их родители.

Наиболее эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).

При проведении экскурсии учитываются специальные требования:

  • Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
  • Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
  • Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.

Освоение детьми результатов совокупной творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим путем; а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.

В работе с детьми используются различные формы занятий в том числе и нетрадиционные: интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях; занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин; занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарий, мозговая атака, репортаж; занятия на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: занятие - урок мудрости, занятие - урок мужества, занятие - урок любви, занятие-презентация; занятия с использованием фантазии: занятие-сказка, занятие-сюрприз; занятия-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, утюга, сундука); целый ряд занятий построен в форме инсценировок - это посиделки, где дети как бы становятся участниками событий, на которых не только веселились, но и работали.

К занятиям в музее широко привлекается фольклорный материал: народные песни, хороводные и подвижные народные игры, пословицы, поговорки, загадки. Информация, полученная на таких занятиях, включается воспитателями в различные виды практической деятельности детей.

Эффективным методом, используемым в работе, является экспериментирование. При ознакомлении с историей вещей и техническим прогрессом, дети на практике изучают свойства таких осветительных приборов, как лучина, лампада, свеча, керосиновая лампа; при знакомстве с понятием «изобретение» пробуют изобрести новые предметы, фантазируют.

Обращение к праздникам народного календаря является одной из самых эффективных форм работы с детьми в силу многофункциональности народного календаря. Социальные функции календарных праздников и обрядов актуальны и в настоящее время: это и передача знаний из поколения в поколение, и сплочение участников события в единый коллектив, и воспитание патриотизма и уважения к народной культуре.

В детском саду традиционно проводятся Осенины, Новый год, Рождество, Святки, Масленица, Пасха. В подготовке праздников активно участвуют дети, родители и сотрудники детского сада, поэтому зачастую они превращаются в народные гуляния (например, Масленица).

На перечисленные выше праздники запланированы мероприятия в нашем мини-музее, как для родителей, так и для детей, педагогов ДОУ ( самое ближайшее мероприятие - семейный вечер, посвященный праздникам 23 февраля и 8 марта)

Используются и другие формы работы с семьей: информирование о событиях народного календаря и связанных с ними обычаями, обрядами, приметами.

В мини-музее уже были проведены следующие мероприятия:

- Экскурсия для дошкольников «Знакомство с предметами старины»

- Чаепитие «Русский чай», посвящённое Международному Дню Чая

- Мастер-класс с дошкольниками «Кукла-желанница»

- Открытый мастер-класс для педагогов ДОУ «Кукла –берегиня»

 Использование средств музейной педагогики позволяет адаптировать детей к современной жизни, восприятию окружающего мира на основе законов культуры, традиций и бытия предков. Активное приобщение детей к сохранению народной культуры, воспитание гражданского и патриотического самосознания позволяет правильно сориентировать ребенка на духовные ценности, способствует всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современного дошкольного образовательного учреждения, выполняющего социальный заказ общества.

Литература:

  1. Ботякова О.А. и др. Российский этнографический музей – детям. – СПб: Детство-Пресс, 2001.
  2. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
  3. Тихонова М.В. Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство с русским народным искусством, ремеслами, бытом и музеем детского сада. – М.: Детство-Пресс, 2000.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Наши добрые дела и поступки» в средней группе

Проект «Наши добрые дела и поступки» в средней группе Актуальность: Доброта – это внутреннее чувство человека. Люди, совершающие добрые дела, для...

Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе. Тема:…

Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе Тема: Выполнение аппликации из бумаги «Подарок для зайчика» в технике обрывной...

Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей второго раннего возраста…

Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей второго раннего возраста «Радужная палитра» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое развивает...

Читайте также

Конспект занятия по сенсорному развитию детей третьего года жизни «В…

Конспект занятия по сенсорному развитию детей третьего года жизни «В гости к солнышку» Цель: Закрепление понятия «Один и много». Задачи:Образовательные: Закреплять у детей понятия «один», «много». Закреплять знание цветов (красный, желтый...

Дидактическое пособие Квест-игра по физическому воспитанию «Тайны Нижегородского Кремля»

Дидактическое пособие Квест-игра по физическому воспитанию «Тайны Нижегородского Кремля»

Конспект итогового познавательного мероприятия в группе детей 5-6 лет на…

Конспект итогового познавательного мероприятия в группе детей 5-6 лет на тему: «Путешествуем по земле Курской» Пояснительная записка. Данный конспект позволяет закрепить и...