Двигательная активность дошкольников - залог успешной подготовки к школе

Как показывает практика подготовки детей дошкольного возраста (далее – дошкольники) среди многообразия факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, наиболее важным является двигательная активность. С точки зрения определения двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой, является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка [1].

В ходе проведения практических занятий с дошкольниками очевидным становиться тот факт, что особенно большую потребность в движении требуется растущему организму. В нашем случае такими растущими организмами являются маленькие дети дошкольного возраста.

Следует отметить, наблюдая за дошкольниками очевидным становиться интересный факт, что в противоположность подвижной (мышечной) деятельности, неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости к заболеваниям.

При этом разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

В свою очередь, развитие физиологических функций организма в целом, путем ежедневной и плановой работы по поддержанию двигательной активности дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе. Так как, физическая готовность ребенка к школьному обучению – это естественное состояние здоровья, способствующее поддержанию определенного уровень зрелости организма ребенка, необходимого уровня развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонкой моторной координаций, физической и умственной работоспособности.

 Тогда рассматривая определение физической активности, становиться очевидным, что ребенок к моменту поступления в школу должен овладеть определенным запасом двигательных навыков и умений, которые позволят ему адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешному усвоению школьной программы не только на первых, но и на последующих этапах обучения. Таким образом можно сформулировать главную цель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) – заблаговременная физическая подготовка детей дошкольного возраста к уменьшению периода адаптации в школе, путем повышения двигательной активности, в период формирования его организма в ДОУ.

Для достижения поставленной цели необходимо направить физкультурно-оздоровительную деятельность в ДОУ на реализацию следующих задач [1, 2]:

- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации).

- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладения основными движениями).

- Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

При этом, одним из основных элементов физкультурно-оздоровительной деятельности следует выделить физическую подготовку, направленную на увеличение закаленности и общего физического развития дошкольников, повышающих бодрое и активное состояние организма.

Как известно, хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.

Однако необходимо понимать, что положительных результатов в развитии физической готовности дошкольника и в воспитании здорового ребенка можно достичь в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная, систематическая работа по формированию физической культуры и культуры здоровья.

И как следствие, все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде.

Систематических подход физического воспитания детей дошкольного возраста включает в себя занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в разных формах, включая учебную работу. Элементами учебной работы, при организации форм физического воспитания, являются [1, 2]:

а) физкультурно-оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на прогулках;

б) сюжетно-тематические мероприятия: физкультурные досуги, праздники, дни здоровья.

Все они в совокупности способствуют не только развитию физического здоровья дошкольника, но и оставляют яркие эмоциональные впечатления, поддерживающие интерес к творческой активности ребят.

Вместе с организованными формами физического воспитания необходимо уделять внимание и самостоятельной двигательной активности дошкольников. Именно в этот период наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что требует соответствующих воспитательных воздействий. В том числе, к развитию физических качеств старших дошкольников - к таким как выносливость, ловкость, быстрота, сила.

Как правило, в совокупности воспитательного воздействия и самостоятельной двигательной активности, к концу шестого года жизни основные движения становятся более сложными: увеличиваются скорость бега, длина и высота шага, в прыжках уже можно обращать внимание на правильность разбега, группировки и приземления.

Одновременно, дети знакомятся с более сложными техническими элементами различных видов спорта, овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, городки и др.), которые также требуют воспитательного воздействия со стороны специалистов, в нашем случае инструктора по физической культуре.

Только тогда у дошкольника к моменту поступления в школу будет развиваться способность дифференцированно переносить статические нагрузки, умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств.

При этом, несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях, закреплять умения по выполнению известных упражнений и получать навыки в освоении новых физических упражнений.

Если ребенок в дошкольном возрасте освоит различные виды физических упражнений, полюбит спортивные игры и развлечения, то это будет являться предпосылкой к тому, что и в школьные годы он будет ими заниматься в часы досуга. Это послужит и отдыхом от умственной работы, и средством дальнейшего оздоровления организма.

Таким образом, можно сделать вывод, что именно занятия физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста могут внести значительный вклад в подготовку к обучению в школе. От успешности этой подготовки будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и самочувствие.

 

  1. Двигательная активность ребенка в детском саду / Рунова М.А. – Издательство МОЗАИКА – Синтез : Москва 2000 г.
  2. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений // Степаненкова Э.Я. – Издательский центр «Академия»: Москва, 2001 г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского…

Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского народа» Группа: вторая группа раннего возраста. Оформление. В углу макет русской избы...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие) «Экскурсия в краеведческий…

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие)«Экскурсия в краеведческий музей» Цель: Расширение знаний детей о своей Родине. Популяризация культурных традиций, этнокультурного...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Юный…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Юный математик» для детей подготовительной к школе группы «Василёк» Цель: Поддерживать интерес детей...

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания Актуальность. В настоящее время Россия переживает один из непростых историческихпериодов. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные»

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные» Цель: формировать у детей знания о домашних животных. Задачи: 1. Закрепить знания о домашних животных...