Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие)
«Экскурсия в краеведческий музей»

Цель: Расширение знаний детей о своей Родине. Популяризация культурных традиций, этнокультурного многообразия, культурной самобытности народов живущих в Республике Крым Российской Федерации.

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию, Крым. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.

Образовательные:

1. Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах и фразах.

2. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, украинцы, татары, тюбетейка, плахта-юбка, кокошник, камзол, калфак, чугунок, куклы-обереги, дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.

Развивающие:

1. Развивать правильное речевое дыхание, фонематический слух и воображение.

2. Упражнять в умении четко произносить чистоговорку, с разной силой голоса. Устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, поддерживать интерес к истории и культуре народов, её населяющих.

2. Воспитывать навыки речевого общения между собой, умение слушать и слышать собеседника, уважать людей и традиции народов, проживающих рядом.

3. Прививать интерес к речевым играм и к совместной работе в команде.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование: логопедическая мозайка «Дары Фребеля», лэпбук «Бабушкины обереги»: словесная игра «Подбери синоним», дидактическая игра «Народные промыслы», Игра «Подбери элементы национальных костюмов», Карточки-загадки, соломенные куклы - обереги.

 

Ход НОД:

Организационный момент:

Логопед: - Доброе утро!

Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Логопед: Первыми свое место за столом займут дети, в чьем имени 2 слога. Потом сядут дети, чье имя состоит из 3-х слогов.

Сегодня я приглашаю вас на экскурсию в краеведческий музей, а отправится туда, я предлагаю на воздушном шаре, который сейчас мы с вами сконструируем.

«Воздушный шар»

(выкладывание из элементов логопедической мозаики по образцу)

1

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Делаем упражнения:

1. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).

2. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).

3. «Надули шарик – сдули шарик» (чередуем до 5 раз).

4. «Лопаточка - веревочка» (чередуем до 5 раз).

5. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…»

6.«Обиделись – восхитились» (чередуем до 5 раз). – Молодцы.

Логопед: Воздушный шар к полету готов. Готов? Полетели!!!

Стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Логопед: Россия – великая, богатая и красивая страна. Главное богатство России это люди разных национальностей населяющие ее. Живут в России дружные народы со своей историей, обычаями, традициями, бытом.

В краеведческом музее новая выставка «Бабушкины обереги». Познакомимся с ней. (Лэпбук «Бабушкины обереги»)

2

Ребята, обратите внимание на «Полку забытых вещей», где грустят домашние предметы. В 21 веке их заменили современные модели. Давайте подберем забытым предметам современных родственников, познакомим их, чтобы было веселее.

Игра «Подбери синонимы» (картинки)

Логопед : я буду вам называть «забытый» домашний предмет, а вы должны найти ему современного «родственника».

Самовар - …..(чайник);

чугунок- ….. (кастрюля);

утюг-….. (отпариватель);

часы-ходики -……(электронные часы (ручные часы);

свечка - ….. (люстра);

печка - ….(батарея).

Составьте предложение с этими слова (дети составляют предложение)

1. Бабушка нагрева воду в самоваре.
2. В кастрюле мы варим суп.
3. В деревне обогреваются печкой.
4. Мне подарили наручные часы.
5. Мама гладит нам одежду утюгом.

Логопед: В каждом доме есть семейные фотографии близких и дальних родственников. Раньше их фотографии весели на стене, сейчас чаще их можно увидеть в фотоальбомах. Давайте рассмотрим эти фотографии.Расскажите, что на ней изображено? (ответы детей: мужчины и женщины в разных костюмах).

3

Предлагаю задание «Подбери элементы национальных костюмов».

Перед вами 6 карточек. На каждой написан национальный костюм, я вам их озвучу. Вы должны подобрать элементы национального костюма на маленьких карточках и найти их место при звучании указанного звука в слове. (Дети объясняют правильность расположения).

6 карточек:

Русский женский костюм Сарафан Кокошник Рубаха
Ф Ш Р
 
Русский мужской костюм Кафтан Штаны Сапоги
Т Ш Г
 
Укр.
женский костюм
Вышиванка Плахта-юбка Венок
Ш Б К
Укр. мужской костюм Сорочка Шаровары Кушак
Ч Ш К
 
Татарский мужской костюм Рубаха Халат Тюбетейка
Р Х Б
 
Татарский женский костюм Блуза Камзол Калфак
З М Л

Логопед: Каждый национальный костюм – это яркая одежда, которая рассказывает нам об истории своей национальности.

Обратите внимание, что висит на стене избы. Издавна бабушки собирали лекарственные растения, сушили их и хранили в доме как лекарство от болезней. (На веревочке висят карточки-загадки) работаем в парах.

Я прочитаю загадки, а кто их отгадает, тот получит следующее задание. (Дети отгадывают и отгадку выкладывают из букв (на карточке с одной стороны буква, с другой стороны-цифра). Пример:

М Я Т А
1 2 3 4

Алёну и Ваню прятала речка,
И, коли уж не было в ней огня,
От гусей – лебедей их укрыла печка,
А третьей была (яблоня).

Розы брат – колючий куст,
Он знаком всем школьникам.
За колючки и зовут
Этот куст (шиповником).

У меня сердечко золотое -
Про любовь гадаю Любам и Наташкам,
А название у меня простое,
Называюсь я аптечною (ромашкой).

Пахнет мною в каждом доме
В день Великой Троицы.
И чаёк со мной вы пьёте,
Если нездоровится. (Чабрец)

Тонкий стебелек у дорожки,

На конце его - сережки.

На земле лежат листки

- Маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

Весной растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок-то, медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (Липа)

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах.. (Мяты)

4

Логопед: Богата матушка Россия народными мастерами и умельцами. (ДЫМКА, ГЖЕЛЬ, ХОХЛОМА, ЖОСТОВО, ПАЛЕХ, ФИЛИМОНОВО).

- Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)

Игра «Народные промыслы»

Задача: учить детей находить предметы народного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь-доказательство. Усложнение: определение количества слогов в словах.

Помочь детям познакомиться с особенностями узоров и подбора цветов, а также с различными изделиями таких народных промыслов, как хохлома, дымковская игрушка, гжель.

Воспитывать любовь к прекрасному.

Правила игры:. Поиск нужных картинок, выбираем их по правилу: дымковская игрушка к дымковской, хохлома к хохломе и т.д. Определение количества слогов в найденных предметах.

5

Логопед: Еще одной традицией было изготовление оберегов. Оберег защищает от неприятности, болезней и бед. Обереги встречаются везде: в доме, во дворе, на одежде и в украшениях.

Украинские народы в качестве защиты использовал подковы, рушники, узоры на печах, пучки лекарственных трав, вышитая одежда, бусы, веночки, платки.

Среди крымских татар популярны обереги в виде кратких коранических текстов, которые носили (и носят) на себе, верили, что такой оберег охраняет человека, защищает тело от болезней.

На Руси в качестве оберега были распространены куклы-обереги.

Кукол делали из тряпок или из соломы. При создании кукол брались исключительно натуральные материалы, заготовленные в хорошем настроении. Девочки любили пеленать и качать кукол.

Я хочу вам рассказать про куклу «Стригушку». Как вы думаете, почему ее так называют? (варианты ответов детей).

Она сделана из соломы и с помощью ножниц. Эту куклу можно было стричь, в отличии от других кукол-оберегов. От этого и пошло ее название «Стригушка». «Стригушка» интересна тем, что умеет танцевать.

Во время народных гуляний девушки пели песни и водили хороводы. Хороводы известны с древних времен, они объединяют людей жить в мире, согласии и радости. 

И сейчас я предлагаю вам завести Весенний Хоровод.

(ставим куклу на стол, кулачками стучим по столу и проговариваем чистоговорки)

НА – НА – НА - наступила вновь весна

НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне

Наша экскурсия подошла к завершению. Что больше всего запомнилось Вам? Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Наша страна сильна дружбой разных народов.

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки…

Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки у младших дошкольников Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Дмитрий...

Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Красивая тарелка»

Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Красивая тарелка» Цель занятия: Учим детей отщипывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, скатывать их...

Тематические недели в ДОУ

Тематические недели в ДОУ Учебно-воспитательная деятельность в образовательных заведениях не может существовать без предварительного профессионального планирования работы педагога. Реализация требований ФГОС...

Читайте также

Конспект занятия «Познавательное развитие» «В гости к Весёлому Рюкзачку»

Конспект занятия «Познавательное развитие» «В гости к Весёлому Рюкзачку» Цель: Расширять знания в области природоведения, экологии, туризма.Задачи:Образовательные: Расширять знания детей в...

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени»

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени» Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах. Задачи: Образовательные: - способствовать развитию речи...

Конспект занятия по современным технологиям пескотерапия: «Создание сказочного мира для…

Конспект занятия по современным технологиям пескотерапия: «Создание сказочного мира для песочной феи на берегу моря» Цель: развитие и расширение представлений ребенка об...