Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие)
«Экскурсия в краеведческий музей»
Цель: Расширение знаний детей о своей Родине. Популяризация культурных традиций, этнокультурного многообразия, культурной самобытности народов живущих в Республике Крым Российской Федерации.
Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию, Крым. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.
Образовательные:
1. Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах и фразах.
2. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, украинцы, татары, тюбетейка, плахта-юбка, кокошник, камзол, калфак, чугунок, куклы-обереги, дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.
Развивающие:
1. Развивать правильное речевое дыхание, фонематический слух и воображение.
2. Упражнять в умении четко произносить чистоговорку, с разной силой голоса. Устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, поддерживать интерес к истории и культуре народов, её населяющих.
2. Воспитывать навыки речевого общения между собой, умение слушать и слышать собеседника, уважать людей и традиции народов, проживающих рядом.
3. Прививать интерес к речевым играм и к совместной работе в команде.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование: логопедическая мозайка «Дары Фребеля», лэпбук «Бабушкины обереги»: словесная игра «Подбери синоним», дидактическая игра «Народные промыслы», Игра «Подбери элементы национальных костюмов», Карточки-загадки, соломенные куклы - обереги.
Ход НОД:
Организационный момент:
Логопед: - Доброе утро!
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Логопед: Первыми свое место за столом займут дети, в чьем имени 2 слога. Потом сядут дети, чье имя состоит из 3-х слогов.
Сегодня я приглашаю вас на экскурсию в краеведческий музей, а отправится туда, я предлагаю на воздушном шаре, который сейчас мы с вами сконструируем.
«Воздушный шар»
(выкладывание из элементов логопедической мозаики по образцу)
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Делаем упражнения:
1. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).
2. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).
3. «Надули шарик – сдули шарик» (чередуем до 5 раз).
4. «Лопаточка - веревочка» (чередуем до 5 раз).
5. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…»
6.«Обиделись – восхитились» (чередуем до 5 раз). – Молодцы.
Логопед: Воздушный шар к полету готов. Готов? Полетели!!!
Стихотворение В. Степанова «Российская семья».
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Логопед: Россия – великая, богатая и красивая страна. Главное богатство России это люди разных национальностей населяющие ее. Живут в России дружные народы со своей историей, обычаями, традициями, бытом.
В краеведческом музее новая выставка «Бабушкины обереги». Познакомимся с ней. (Лэпбук «Бабушкины обереги»)
Ребята, обратите внимание на «Полку забытых вещей», где грустят домашние предметы. В 21 веке их заменили современные модели. Давайте подберем забытым предметам современных родственников, познакомим их, чтобы было веселее.
Игра «Подбери синонимы» (картинки)
Логопед : я буду вам называть «забытый» домашний предмет, а вы должны найти ему современного «родственника».
Самовар - …..(чайник);
чугунок- ….. (кастрюля);
утюг-….. (отпариватель);
часы-ходики -……(электронные часы (ручные часы);
свечка - ….. (люстра);
печка - ….(батарея).
Составьте предложение с этими слова (дети составляют предложение)
1. Бабушка нагрева воду в самоваре.
2. В кастрюле мы варим суп.
3. В деревне обогреваются печкой.
4. Мне подарили наручные часы.
5. Мама гладит нам одежду утюгом.
Логопед: В каждом доме есть семейные фотографии близких и дальних родственников. Раньше их фотографии весели на стене, сейчас чаще их можно увидеть в фотоальбомах. Давайте рассмотрим эти фотографии.Расскажите, что на ней изображено? (ответы детей: мужчины и женщины в разных костюмах).
Предлагаю задание «Подбери элементы национальных костюмов».
Перед вами 6 карточек. На каждой написан национальный костюм, я вам их озвучу. Вы должны подобрать элементы национального костюма на маленьких карточках и найти их место при звучании указанного звука в слове. (Дети объясняют правильность расположения).
6 карточек:
Русский женский костюм | Сарафан | Кокошник | Рубаха |
Ф | Ш | Р | |
Русский мужской костюм | Кафтан | Штаны | Сапоги |
Т | Ш | Г | |
Укр. женский костюм |
Вышиванка | Плахта-юбка | Венок |
Ш | Б | К |
Укр. мужской костюм | Сорочка | Шаровары | Кушак |
Ч | Ш | К | |
Татарский мужской костюм | Рубаха | Халат | Тюбетейка |
Р | Х | Б | |
Татарский женский костюм | Блуза | Камзол | Калфак |
З | М | Л |
Логопед: Каждый национальный костюм – это яркая одежда, которая рассказывает нам об истории своей национальности.
Обратите внимание, что висит на стене избы. Издавна бабушки собирали лекарственные растения, сушили их и хранили в доме как лекарство от болезней. (На веревочке висят карточки-загадки) работаем в парах.
Я прочитаю загадки, а кто их отгадает, тот получит следующее задание. (Дети отгадывают и отгадку выкладывают из букв (на карточке с одной стороны буква, с другой стороны-цифра). Пример:
М | Я | Т | А |
1 | 2 | 3 | 4 |
Алёну и Ваню прятала речка,
И, коли уж не было в ней огня,
От гусей – лебедей их укрыла печка,
А третьей была (яблоня).
Розы брат – колючий куст,
Он знаком всем школьникам.
За колючки и зовут
Этот куст (шиповником).
У меня сердечко золотое -
Про любовь гадаю Любам и Наташкам,
А название у меня простое,
Называюсь я аптечною (ромашкой).
Пахнет мною в каждом доме
В день Великой Троицы.
И чаёк со мной вы пьёте,
Если нездоровится. (Чабрец)
Тонкий стебелек у дорожки,
На конце его - сережки.
На земле лежат листки
- Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок-то, медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (Липа)
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? — Запах.. (Мяты)
Логопед: Богата матушка Россия народными мастерами и умельцами. (ДЫМКА, ГЖЕЛЬ, ХОХЛОМА, ЖОСТОВО, ПАЛЕХ, ФИЛИМОНОВО).
- Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)
Игра «Народные промыслы»
Задача: учить детей находить предметы народного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь-доказательство. Усложнение: определение количества слогов в словах.
Помочь детям познакомиться с особенностями узоров и подбора цветов, а также с различными изделиями таких народных промыслов, как хохлома, дымковская игрушка, гжель.
Воспитывать любовь к прекрасному.
Правила игры:. Поиск нужных картинок, выбираем их по правилу: дымковская игрушка к дымковской, хохлома к хохломе и т.д. Определение количества слогов в найденных предметах.
Логопед: Еще одной традицией было изготовление оберегов. Оберег защищает от неприятности, болезней и бед. Обереги встречаются везде: в доме, во дворе, на одежде и в украшениях.
Украинские народы в качестве защиты использовал подковы, рушники, узоры на печах, пучки лекарственных трав, вышитая одежда, бусы, веночки, платки.
Среди крымских татар популярны обереги в виде кратких коранических текстов, которые носили (и носят) на себе, верили, что такой оберег охраняет человека, защищает тело от болезней.
На Руси в качестве оберега были распространены куклы-обереги.
Кукол делали из тряпок или из соломы. При создании кукол брались исключительно натуральные материалы, заготовленные в хорошем настроении. Девочки любили пеленать и качать кукол.
Я хочу вам рассказать про куклу «Стригушку». Как вы думаете, почему ее так называют? (варианты ответов детей).
Она сделана из соломы и с помощью ножниц. Эту куклу можно было стричь, в отличии от других кукол-оберегов. От этого и пошло ее название «Стригушка». «Стригушка» интересна тем, что умеет танцевать.
Во время народных гуляний девушки пели песни и водили хороводы. Хороводы известны с древних времен, они объединяют людей жить в мире, согласии и радости.
И сейчас я предлагаю вам завести Весенний Хоровод.
(ставим куклу на стол, кулачками стучим по столу и проговариваем чистоговорки)
НА – НА – НА - наступила вновь весна
НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне
Наша экскурсия подошла к завершению. Что больше всего запомнилось Вам? Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.
Наша страна сильна дружбой разных народов.
Берегите Россию,
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе!
Читайте также |
---|
Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки…
Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки у младших дошкольников Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Дмитрий...
Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Красивая тарелка»
Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Красивая тарелка» Цель занятия: Учим детей отщипывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, скатывать их...
Тематические недели в ДОУ
Тематические недели в ДОУ Учебно-воспитательная деятельность в образовательных заведениях не может существовать без предварительного профессионального планирования работы педагога. Реализация требований ФГОС...