Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки у младших дошкольников

Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.

Дмитрий Шостакович.

Формирование основ музыкальной культуры детей – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Это одна из задач, которую ставит перед образованием государство в целях реализации программы ФГОС, а именно: «Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Восприятие классической музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В процессе восприятия музыки, формируется потребность в общении с ней, воспитываются музыкальные интересы и вкусы, формируется представление о том, что музыка рассказывает об окружающей жизни, выражает чувства и мысли, настроение человека, развиваются музыкальные способности: чувство ритма, музыкальный слух, память. Именно поэтому так важно уже в младшем дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке. Этот возраст является благоприятным периодом для формирования способностей к восприятию музыки, так как характеризуется высокой чувствительностью нервной системы, эмоциональной отзывчивостью. Важно не упустить эту благоприятную возможность, так как компенсировать этот пробел в старшем возрасте не всегда возможно.

Большой вклад в исследование вопросов музыкального восприятия внесли Б. В. Асафьев, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая, Н. Л. Грозненская, Д. Б. Кабалевский. В работах этих авторов собран большой научный, теоретический материал, касающийся различных граней музыкального восприятия, его психологических механизмов и педагогических методов развития его у детей.

Анализ учебных пособий по методике музыкального воспитания дошкольников (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, и др.) убеждает нас в важности разработки и презентации вариативных педагогических технологий организации процесса восприятия музыки дошкольниками.

Считаю тему актуальной еще и потому, что современные дети теряют способность слышать, слушать, прислушиваться, будь то человеческая речь, природа или музыка. У значительной части детей старшего дошкольного возраста слабо выражен интерес к этому виду деятельности. Дети неусидчивы, не умеют высказывать свои впечатления о прослушанном, не выражают эмоций. Мониторинг так же показывает, что показатели по восприятия западают и требуют целенаправленной работы по этому направлению.

Развитие музыкального восприятия — непростое дело, для которого требуются развитые мыслительные способности, хорошая память, концентрация внимания, немалый объем усвоенной тематической информации. Ребенок дошкольного возраста еще не обладает всем перечисленным. Сложностью такого вида музыкальной деятельности в младшем возрасте является еще и небольшой словарный запас детей, который затрудняет беседу между ними и педагогом после прослушивания музыкального произведения. Дети младшего возраста не всегда способны хорошо изъяснять свои мысли, поэтому они выражают оценку при помощи разнообразных эмоций, которые порой характеризуют такие мотивы поведения, как неустойчивость и импульсивность. Поэтому необходимо искать и внедрять средства, активизирующие процесс восприятия музыки, делающие его интересным, доступным и понятным. Итак, ведущая педагогическая идея: организовать процесс слушания детьми музыкальных произведений, через разработку системы методов и приёмов, активизирующих восприятие музыки.

Для себя определила цель.

Цель: Активизировать процесс восприятия классической музыки в младшем дошкольном возрасте с помощью игровых методов и приемов

Исходя из цели, сформулировала задачи:

  • формировать устойчивый интерес к восприятию классической музыки;
  • организовать процесс слушания, используя разнообразные приёмы активизации восприятия (например, через движение, игру, музыкально-дидактические игры);
  • обогащать музыкально-слуховой опыта детей новыми музыкальными впечатлениями;
  • пополнить картотеку музыкально-дидактических игр и пособий для процесса восприятия.

Общим показателем правильно выполненной работы станет ярко выраженный интерес детей к музыке, способность воспринимать музыкальное произведение эмоционально и осмысленно.

Одним из главных условий для достижения цели является систематичность и последовательность. Поэтому начинаю знакомить детей с классической музыкой начиная с младшей группы и на протяжении четырех лет, от простого к более сложному.

Еще одной важной составляющей развития интереса к слушанию музыки является репертуар. Он должен быть доступным, ярким, образным.

Именно таким требованиям отвечает парциальная программа О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», которую использую в своей работе уже 15 лет. Взяла ее за основу, так как она четко систематизирована и состоит из таких произведений, которые последовательно усложнены музыкальными образами, разнообразными настроениями, яркими выразительными средствами.

Процесс организации восприятия музыки детьми строю в следующей последовательности:

1. привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие; первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него;

2. повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности;

3. закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать, желание послушать его еще раз;

4. создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в деятельности — игровой, художественной, двигательной.

Эффективность развития музыкального восприятия на занятиях в значительной степени определяется применением на каждом этапе музыкальным руководителем разнообразных приёмов обучения, которые помогают активизировать процесс восприятия музыки. Правильно организованное слушание музыки, использование разнообразных приёмов активизации восприятия (например, через движение, игру), способствуют развитию интересов дошкольников, формируют их музыкальные потребности. Методические приёмы играют большую роль в образовательном процессе, от их совершенства зависит развитие детей, качество усвоения ими знаний и овладение навыками самостоятельной деятельности.

В организации процесса слушания музыки детьми именно младшего дошкольного возраста, мною используются прежде всего основные: наглядный, словесный и практический, а так же методические приёмы О.П.Радыновой, способствующие активизации музыкального восприятия

  • Ритмопластика;
  • Оркестровка музыкальных произведений;
  • Цвет-настроение;
  • Игровые приёмы
  • Приём контрастного сопоставления;
  • Уподобление характеру звучания музыки.
Этапы слушания музыки Практические рекомендации Игровые методы, приемы.
1. Привлечение детского внимания к слушанию музыки,
настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с
ним, погружение в
него
Необходимо подготовить как интересное событие.
Увлечь, заинтриговать, настроить.
Использование стихов, загадок, игровых приемов, разнообразные проблемные ситуации и т.п
По окончании первого прослушивания необходимо выдержать паузу, всего несколько секунд. Ребенку необходимо самому понять, что он чувствует.
Словесный, (рассказ, обьяснение и т.д.) наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, игрушек).
Игровой прием «манок» (интригующий рассказ перед слушанием произведения)
Игра «Угадай настроение»
2. Повторное слушание
с последующим музыкальным анализом,
разбором впечатлений и используемых
средств музыкальной
выразительности.
Анализ тех впечатлений, которые получил ребенок
от встречи с музыкой. внимание на то, с какими событиями в личной жизни у ребенка ассоциируется эмоциональное переживание музыки, поищите аналогии.
Внимание на характер музыкального образа, музыкальное содержание. Пробудить фантазию ребенка, активизировать воображение.
Оркестровка музыкальных произведений;
Прием цвет – настроение.
Дидактическая «Передай в движении» Дидактические игры на развитие художественного словаря «Копилка, «Волшебный сундучок».
приёмы, воздействующие на восприятие музыки. Например, взмах руками — «полетели птицы», вращение кистей рук «пляска ладошек», постукивание по ладошке пальчиками — “птичка клюет зёрнышки”. И др.
Дидактические игры «Весело-грустно»
3. Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание
произведения, готовность рассуждать
На этом этапе целесообразно использовать мнемотехнические приемы, модели, дидактические игры, а также вопросы
к детям.
Ритмопластика
Приём контрастного сопоставления.
Дидактические игры
Игры с предметами Уподобление звучанию.
4. Создание условий для
выражения ребенком
результатов музыкального восприятия
в деятельности – игровой, художественной, двигательной,
речевой
От восприятия к
исполнительству и творчеству.
Метод уподобление
характеру звучания музыки.
Оркестровка музыкальных произведений;
Инсценировки.
Рисование
прием отражения музыки в пластике движений.

Первый этап считаю самым важным. От него зависят все последующие.

Наглядно-слуховой — важнейший метод музыкального воспитания. Музыка на занятии может звучать как в «живом» исполнении, так и в грамзаписи, которая значительно обогащает восприятие музыки. На мой взгляд, «живое» исполнение более действенно. Я стараюсь исполнять произведение так, чтобы оно было понятно ребенку, было бы осмыслено, прочувствовано им.

Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Его я использую, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке или проиллюстрировать незнакомые явления.

Используя словесный метод не следует забывать, что большое значение имеют эмоциональная окраска речи, сам тон педагога, голосовые модуляции.

Его рассказ должен увлекать детей, вызвать неподдельный интерес, настраивать на встречу с музыкой. Например:

«Давайте устроимся поудобнее и будем слушать музыку, а слушая, представим себе…

Или «Музыка расскажет интересную историю. Какая она?»

Или «На лесной полянке собрались зверята, кто же вышел танцевать первым? Прислушайтесь Нам расскажет музыка».

Второй этап пробуждает фантазию ребенка, активизирует воображение.

Использую игровые методы: музыкально-дидактические игры на развитие художественного словаря «Копилка» «Волшебный сундучок», «Весело-грустно». «Тихо-громко» и др.

Прием оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием. Так, для того чтобы подчеркнуть бодрый, веселый характер музыки, можно использовать яркий тембр барабана или бубна, а нежный характер – мягкий тембр колокольчика или бубенцов.

Дети в игровой форме выражают свои впечатления от музыкального произведения, становятся активными, их интерес к музыке возрастает, восприятие углубляется. Этот приём углубляет представления дошкольников о выразительных возможностях музыкальных инструментов, способствует творческому применению их в самостоятельной деятельности.

Прием цвет – настроение. Он помогает закрепить представления о характере музыкальных произведений и позволяет применять новое слово.

Детям даются две карточки, контрастные по цвету, соответствующие характеру исполняемых произведений, и объясняется, что например карточку желтого цвета они поднимут, если услышат веселую, решительную, музыку, а карточку синего цвета, если услышат тревожную, беспокойную. Дети проговаривают новые для них слова. Усвоение новых слов проходит очень быстро; обогащается словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки.

Особые методы формирования основ музыкальной культуры детей моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки и контрастное сопоставление произведений.

Они способствуют:

• осознанности восприятия,

• созданию проблемных ситуаций,

• углубляют эмоциональную

отзывчивость на музыку,

• развивают воображение, творчество.

Моторно-двигательное уподобление Одним их эффективных практических приёмов развития у детей музыкального восприятия является передача характера музыки в движении). Ребенок имеет возможность передать в движении темп музыки, ее ритм, динамику, даже паузы и др. Я работаю с детьми над умением точно передавать смену характера музыки, найти правильные исполнительские «краски» и выразительные движения, которые сделают образ доступным восприятию. Дети очень любят, когда используется игровая форма работы. Они более активно выражают свои впечатления от музыкального произведения, и восприятие в этом случае углубляется. «Ежик» Д.Кабалевского - колючие, «отрывистые движения, «Новая кукла» П.И. Чайковского – передать радость и восторг от новой игрушки, «Сладкая грёза» - передать нежный, мягкий, плавный характер музыки. Иногда добавляю пособия: платочки, деревянные палочки, султанчики, шифоновые шарфики. Самое необычное и интересное пособие «Парашют», оно воздушное, яркое и позволяет импровизировать под музыку. Дети слушают музыку и регулируют темп, интенсивность и характер движений.

Прием контрастных сопоставлений. Использую прием сравнения 2-х разных по характеру музыкальных произведений, которые хорошо обостряют слуховое внимание детей. Обычно для сравнения я использую контрастные произведения одного жанра (например: два марша), пьесы с одинаковым названием и разным характером (например: два разных «Дождика») или произведения, различные по характеру, но близкие по тематике (например: пьесы «Шарманка» Д. Шостаковича и «Шарманщик поет» П.Чайковского).

Игровые приемы Игра – ведущая деятельность дошкольника и применять различные игровые приёмы и музыкально-дидактические игры необходимо как можно больше и разнообразнее. Не просто определить настроение – характер музыки, а найти нужного котика в этом настроении на кубике, объяснив, почему ребёнок сделал этот выбор. Музыкальную форму – построение необходимо наглядно показывать дошкольникам, выложив из геометрических фигур на магнитной доске, а потом дети это делают с удовольствием сами. Определить жанр музыкального произведения (песня, танец, марш) помогает музыкально-дидактическая игра, в которой ребёнок выбирает нужного человечка. На колыбельную качать куклу, на марш шагать.

Используя разнообразный материал на музыкальных занятиях, я постепенно отбирала то, что давало наиболее ощутимые результаты в работе с детьми младшего возраста.

Целенаправленно работая по этой теме заметила, что дети стали более сосредоточенно слушать музыку, проявлять интерес к ней, заметна эмоциональная отзывчивость (мимика, двигательные реакции). Результаты за три года наглядно показывают улучшение показателей по восприятию музыки. Прирост детей высокого уровня по восприятию музыки за 3 года составил 21%, низкий уровень снизился на 7%. Считаю, что такие результаты произошли благодаря правильно подобранным методам и приемам на занятии.

В дальнейшем планирую систематизировать музыкально-дидактические игры для слушания классической музыки детьми старшего дошкольного возраста.

О.П. Радынова «Интерес детей к музыке, музыкальным занятиям необходимо постоянно поддерживать и оживлять. Приёмы развития музыкального восприятия можно и необходимо варьировать, сочетать друг с другом». Так, оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении. Дети делятся на группы – одни оркеструют, другие инсценируют песню. Такие варианты придают занятию живость, непосредственность, способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки. Применение разнообразных приёмов, активизирующих восприятие музыки, выводит дошкольников на качественно новый уровень музыкального развития. Грамотно и своевременно применённый методический приём всегда несет только пользу и детям, и музыкальному руководителю, и всему педагогическому процессу в целом.

Таким образом, различные методические приёмы активизируют процесс восприятия классической музыки, делают его интересным и увлекательным. Это способствует решению главной задачи музыкального воспитания детей - развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, привитию интереса и любви к ней.

Игра на развитие художественного словаря

«Копилка» (3-7 лет)

Задача: Закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроения музыкального произведения.

Ход игры Педагог просит детей сложить руки «чашечкой». После прослушивания музыкального произведения педагог называет слова-образы, слова-определения. Если слово подходит, дети «закрывают» его в копилке, если нет, разводят ладошки в стороны, чтобы оно не попало в копилку.

Игра заканчивается повторением всех слов.

Игра «В лесу» (3-5 лет)

Задача: развивать навыки восприятия музыки.

Игровой материал: На планшете изображён лес: 2-3 дерева, пенёк приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создаётся объёмность, и, кроме того, к одной половине ёлки (дерева, пенька, кустика) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (ёжика, лисички, мышки и т.д.). Фигурка девочки, вырезанная из картона, ставится рядом с лесом.

Ход игры: «Посмотрите, какой красивый лес, - говорит взрослый. -Здесь берёзки, ёлочки. Девочка Таня пришла собирать в лес грибы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверёк. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте мелодию песенки и отгадайте». Звучит произведение «Ежик» Д.Кабалевского или другое. Для проверки из кармашка достать фигурку ежика.

Игры, основанные на двигательном моделировании характера музыки.

Игра «Игрушки веселятся» (3-4 года)

Задача: определять темп и громкость мелодии.

Ход игры Перед началом занятия воспитатель раздает детям кукол. Для игры должны быть подготовлены музыкальные произведения с разным характером звучания. Когда педагог включает музыку, дети начитают двигать игрушками в соответствующем ритме. Когда звучит плавная, спокойная, медленная мелодия, дошколята берут своих игрушек на руки, как бы убаюкивают их. Когда включается бойкая, задорная, громкая мелодия, игрушки пускаются в пляс.

Игра «Поющие руки» (3-7 лет)

Задача: Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей пластическими движениями рук.

Ход игры: После прослущивания музыки педагог предлагает «разговаривать» и «петь» руками. Обсуждает варианты движений. Волнообразные, движения, вращения кистями, легкое встряхивание и т. д.

Прием Оркестровка (3-5 лет)

Задача Передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных инструментах.

Оборудование. Колокольчики, бубенцы, треугольники, палочки, маракасы, барабаны, тарелки, бубны.

Методические приемы. Детям предлагается послушать музыкальное произведение. После прослушивания подумать, на каких музыкальных инструментах можно сыграть эту музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки. Оркестровка музыкального произведения.

Игра «Кто так ходит?» (3-6 лет)

Игровой материал: маски или шапочки зверей. сами инсценировать различные по характеру короткие музыкальные произведения двухчастной формы.

Используется два контрастных произведения, например, «Слон» К. Сен-Санса и «Ежик» Д. Кабалевского. Сначала идёт слон - выходит ребёнок, изображающий слона (музыка медленная, тяжелая), музыки выбегает «Ежик». Дети преподносят образы героев. А вот каким способом изобразит ребёнок этих героев, это уже зависит от его фантазии. Очень интересное зрелище - наблюдать как дети преподносят образ того или иного героя.

Можно таким образом рассмотреть двухчастную форму

Игры с использованием пособия «Парашют»

«Высоко-низко» (3-5 лет)

Задача: развивать навыки восприятия музыки, звуковысотный, тембровый слух, внимание.

Ход игры: 1 вариант. Поднять парашют вверх, услышав высокие звуки

голоса или инструмента, на низкие звуки опустить вниз.

2 вариант. При звучании бубна поднять парашют вверх, при звучании

барабана – опустить вниз.

«Волны на море». (4-5 лет)

Цель: развивать внимание, музыкальный, динамический слух.

Ход игры: 1 вариант: С помощью «парашюта» дети изображают волны. Сначала маленькие, потом большие. (шторм). Музыка громкая или быстрая- сильные волны, шторм. Тихая или медленная-слабый штиль.

2 вариант: «Волны на море», можно усложнять и разнообразить. Детей разделить на 2 группы, одни море, другие рыбки, во время штиля, рыбки заплывают в море.

3 вариант: С помощью движений показывать смену частей в музыкальном произведения, Особенно 3-х частную.

«Музыкальная карусель» (3-5 лет)

Задача: Развивать координационные способности детей и умение определять темп, вызвать положительные эмоции.

Ход игры: Дети становятся вокруг парашюта правым (левым боком) к парашюту, держась за ручку или за ткань парашюта. На медленную музыку ходьба, на быструю легкий бег.

Варианты музыкального сопровождения: «Карусель» Ю. Селиверстовой «Карусель» Т. Суворова «Танцуй, малыш», и др.

 

Литература.

1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: 1968.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. Психологический очерк. – 3-е изд. – М.: 1991.

3. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Учебное пособие.

4. Радынова О.П. Слушаем музыку. – М. 1997 Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М.: 1984.

5. Казакова Т.Г. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов //Дошкольное воспитание, 1993, № 4.

6. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М.1986.

7 Боякова Е.В. «Играем в музыку»// Музыкальный руководитель 2009 №4.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему…

Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Помощь леснику. Пищевые цепочки» с использованием ИКТ технологии Цель: Уточнить представления...

Занятие по рисованию в группе раннего возраста «Снег идет»

Занятие по рисованию в группе раннего возраста «Снег идет» Цель: учим детей рисовать красками, правильно держать кисточку, закрепляем знания цветов, воспитываем интерес...

Зачем нужно закаливание?

Зачем нужно закаливание? Все это время люди из разных стран и сообществ уделяли большое внимание физическому воспитанию, и с каждым переходом...

Читайте также

Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения Актуальность и перспективность опыта. Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества-социальной...

Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок»

Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок» Конспект занятия педагога-психолога по программе «Волшебный песок»: развивающие занятия на основе песочной терапии. Тема занятия: Дикие...

Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород»

Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород» Введение: В. А. Сухомлинский«Общение с природой, забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств...