Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Помощь леснику. Пищевые цепочки» с использованием ИКТ технологии

Цель: Уточнить представления детей о том, как важны в природе экологические связи растений и животных - пищевые цепочки.

Задачи:

Образовательные:
- продолжать учить классифицировать по общему признаку: по виду корма животные леса делятся на травоядных, хищников и всеядных;
- формировать элементарные представления о взаимосвязях обитателей леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;

- показать, что изменения одного звена, ведет к изменению всей цепочки.

Развивающие:
- развивать умение составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия;
- стимулировать познавательный интерес воспитанников.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать добрые чувства по отношению к сверстникам, самому себе.

Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Безопасность".

Предварительная работа: рассматривание альбома «Животные и растения нашего леса», рассматривание иллюстраций, энциклопедий, презентаций о животных; чтение художественной литературы, произведений В. Танасийчука «Цепочки в лесу» и др., Е. Чарушина о животных.
Материалы и оборудование: запись звуков природы; конверт от лесника, фото с изображением животных для составления пищевых цепочек; стрелки, презентация.

 

1. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает возле себя детей и спрашивает: - Любите ли вы ходить в лес?

- Для чего мы ходим в лес?

- Что мы там можем делать?

- Что мы там можем увидеть?

Воспитатель: А вы знаете, сегодня утром нам принесли письмо от лесника. Вот оно. Хотите я прочитаю?

«Здравствуйте ребята группы «Непоседы». Меня зовут Иван Алексеевич. Я лесник. Живу и работаю в заповедном лесу. Последнее время стал замечать, что деревья в лесу стали гибнуть. Почему это происходит, я не понимаю. Помогите, пожалуйста, найти причину, по которой погибают деревья в лесу. Жду с нетерпением вашего ответа».

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь леснику, понять причину этой проблемы? А сможете?

- Тогда отправляемся в путь!

2. Актуализация

Воспитатель: Но, прежде чем пойти в лес, нам необходимо вспомнить все правила поведения в лесу.

- Посмотрите на доску и назовите эти правила (дети называют правила и объясняют, почему нельзя этого делать).

Воспитатель: Я совсем забыла, лесник прислал нам фото обитателей заповедника. Давайте посмотрим.

Дети рассматривают фото животных и называют (нет фото орла, беркута, канюка и рыси).

Ребенок: А еще, отправляясь в лес, нужно надеть яркую одежду для того, чтобы было видно человека издалека.

Воспитатель: Совершенно верно. У меня для вас есть яркие желтые косынки (повязать на шею).

Физкультминутка

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите, как красиво! - Слышите? Это шумят деревья.

- Ребята, чего не слышно в лесу?

- Правильно, птиц.

- Странно?! Как это в лесу нет птиц?

- А как вы думаете, почему не слышно птиц?

Воспитатель: А вот и деревья, которые погибают. Посмотрите, что это с ними? (предположения детей)

3. Затруднение

Воспитатель: А кто помнит, для чего мы пришли в заповедник? О чём нас просил лесник?

- Вы уже сказали, что деревья гибнут потому, что развелось много жуков короедов и жуков – усачей.

- Из – за чего это произошло?? (птицы улетели в другие места).

- Почему птицы покидают свои места обитания?

- Вы смогли найти ответ на этот вопрос? Нет.

- Почему не смогли?

- У кого можем спросить? Или где найти ответ на вопрос?

Воспитатель: Хорошо, я помогу вам.

4. Открытие нового знания или способа действия

Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на фото, которые прислал нам лесник, и скажите, чем питаются эти животные?

- На какие группы по типу питания мы можем разделить этих животных? (травоядные, хищники и отдельно растения.)

Дети делят все фото на три группы.

- А что мы сможем составить из этих групп животных?

- Правильно – пищевые цепочки.

- Вот вам первое задание. Составьте из этих фото пищевые цепочки (дети выполняют задания из фото и стрелок).

Проверяем по образцу:

Воспитатель: Как мы видим все в лесу взаимосвязано. Все лесные жители друг от друга зависят. Учёные говорят, что лес – это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом совсем, как звенья в цепочке.

- Поэтому она и называется - пищевая цепочка.

Основание пищевых цепочек, их первое звено – это сам лес, его растения со всеми их листьями, плодами, ягодами, шишками.

Второе звено – все те, кто питается растениями. Это гусеницы, мыши, зайцы, белки и такие большие звери, как олени, лоси, кабаны.

Третье звено – это хищники. К ним относятся жабы, лягушки, птицы, ласка, куница, горностай, лиса, рысь, волк и др.

И таких вот цепочек в лесу очень много.

Воспитатель: Давайте посмотрим на пищевую цепочку, в которой есть птицы:

Растение – гусеница – птица – ласка или горностай.

Воспитатель: А что будет, если убрать из пищевой цепочки одно звено? Например, мы уберем птиц. Что произойдет? (насекомых станет больше, и растения могут погибнуть)

- Что и произошло в этом лесу.

- А теперь посмотрите, кем заканчивается эта цепочка.

- Какой вывод можем сделать? (если никто не охотится на ласку и горностая, то их станет много, и они начнут разорять гнезда птиц). Поэтому из заповедника улетели почти все птицы.

- Кто охотится на ласку и горностая? Какие хищники? 9если дети не называют, воспитатель сам говорит)

КАНЮК, ОРЁЛ, БЕРКУТ. (Воспитатель дает фото хищников. Дети продолжают цепочку.)

5. Введение новых знаний в систему знаний

Д/И «Мир природы» - ИКТ

Воспитатель: Молодцы, справились.

- Ребята, нам пора возвращаться в группу (возвращаемся той же дорогой).

6. Рефлексия

Воспитатель собирает около себя детей и спрашивает:

- Вам понравился наш поход в лес? Кому помогали? Что просил выяснить лесник? Что вам понравилось больше всего? Что было сложным?

- Я напишу письмо леснику. А вы нарисуете ему пищевую цепочку.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности (ОО «Познавательное») «Хлеб – всему голова»…

Конспект непосредственной образовательной деятельности (ОО «Познавательное») «Хлеб – всему голова» для детей старшего дошкольного возраста, 5-6 лет Пояснительная записка. Детское экспериментирование — это основа поисково-исследовательской...

Театрализованная игра «Цыпленок и утенок»

Театрализованная игра «Цыпленок и утенок» Аннотация: Игра рекомендована для использования в театрализованных играх с детьми раннего возраста. Данное пособие помогает формировать связную...

Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой…

Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой край родной» Дети заходят в музыкальный зал под песню «Край наш...

Читайте также

Дидактическая игра «Математическая рыбалка» в группе среднего возраста

Дидактическая игра «Математическая рыбалка» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Математическая рыбалка» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена...

Дидактическая игра «Геометрический ряд»

Дидактическая игра «Геометрический ряд» Аннотация: Дидактическая игра «Геометрический ряд» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на развитие памяти, внимания, цветовосприятия. С...

Интерактивные игры. Тема: «Деревья»

Интерактивные игры. Тема: «Деревья»