Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Помощь леснику. Пищевые цепочки» с использованием ИКТ технологии
Цель: Уточнить представления детей о том, как важны в природе экологические связи растений и животных - пищевые цепочки.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить классифицировать по общему признаку: по виду корма животные леса делятся на травоядных, хищников и всеядных;
- формировать элементарные представления о взаимосвязях обитателей леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;
- показать, что изменения одного звена, ведет к изменению всей цепочки.
Развивающие:
- развивать умение составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия;
- стимулировать познавательный интерес воспитанников.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать добрые чувства по отношению к сверстникам, самому себе.
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Безопасность".
Предварительная работа: рассматривание альбома «Животные и растения нашего леса», рассматривание иллюстраций, энциклопедий, презентаций о животных; чтение художественной литературы, произведений В. Танасийчука «Цепочки в лесу» и др., Е. Чарушина о животных.
Материалы и оборудование: запись звуков природы; конверт от лесника, фото с изображением животных для составления пищевых цепочек; стрелки, презентация.
1. Введение в ситуацию
Воспитатель собирает возле себя детей и спрашивает: - Любите ли вы ходить в лес?
- Для чего мы ходим в лес?
- Что мы там можем делать?
- Что мы там можем увидеть?
Воспитатель: А вы знаете, сегодня утром нам принесли письмо от лесника. Вот оно. Хотите я прочитаю?
«Здравствуйте ребята группы «Непоседы». Меня зовут Иван Алексеевич. Я лесник. Живу и работаю в заповедном лесу. Последнее время стал замечать, что деревья в лесу стали гибнуть. Почему это происходит, я не понимаю. Помогите, пожалуйста, найти причину, по которой погибают деревья в лесу. Жду с нетерпением вашего ответа».
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь леснику, понять причину этой проблемы? А сможете?
- Тогда отправляемся в путь!
2. Актуализация
Воспитатель: Но, прежде чем пойти в лес, нам необходимо вспомнить все правила поведения в лесу.
- Посмотрите на доску и назовите эти правила (дети называют правила и объясняют, почему нельзя этого делать).
Воспитатель: Я совсем забыла, лесник прислал нам фото обитателей заповедника. Давайте посмотрим.
Дети рассматривают фото животных и называют (нет фото орла, беркута, канюка и рыси).
Ребенок: А еще, отправляясь в лес, нужно надеть яркую одежду для того, чтобы было видно человека издалека.
Воспитатель: Совершенно верно. У меня для вас есть яркие желтые косынки (повязать на шею).
Физкультминутка
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите, как красиво! - Слышите? Это шумят деревья.
- Ребята, чего не слышно в лесу?
- Правильно, птиц.
- Странно?! Как это в лесу нет птиц?
- А как вы думаете, почему не слышно птиц?
Воспитатель: А вот и деревья, которые погибают. Посмотрите, что это с ними? (предположения детей)
3. Затруднение
Воспитатель: А кто помнит, для чего мы пришли в заповедник? О чём нас просил лесник?
- Вы уже сказали, что деревья гибнут потому, что развелось много жуков короедов и жуков – усачей.
- Из – за чего это произошло?? (птицы улетели в другие места).
- Почему птицы покидают свои места обитания?
- Вы смогли найти ответ на этот вопрос? Нет.
- Почему не смогли?
- У кого можем спросить? Или где найти ответ на вопрос?
Воспитатель: Хорошо, я помогу вам.
4. Открытие нового знания или способа действия
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на фото, которые прислал нам лесник, и скажите, чем питаются эти животные?
- На какие группы по типу питания мы можем разделить этих животных? (травоядные, хищники и отдельно растения.)
Дети делят все фото на три группы.
- А что мы сможем составить из этих групп животных?
- Правильно – пищевые цепочки.
- Вот вам первое задание. Составьте из этих фото пищевые цепочки (дети выполняют задания из фото и стрелок).
Проверяем по образцу:
Воспитатель: Как мы видим все в лесу взаимосвязано. Все лесные жители друг от друга зависят. Учёные говорят, что лес – это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом совсем, как звенья в цепочке.
- Поэтому она и называется - пищевая цепочка.
Основание пищевых цепочек, их первое звено – это сам лес, его растения со всеми их листьями, плодами, ягодами, шишками.
Второе звено – все те, кто питается растениями. Это гусеницы, мыши, зайцы, белки и такие большие звери, как олени, лоси, кабаны.
Третье звено – это хищники. К ним относятся жабы, лягушки, птицы, ласка, куница, горностай, лиса, рысь, волк и др.
И таких вот цепочек в лесу очень много.
Воспитатель: Давайте посмотрим на пищевую цепочку, в которой есть птицы:
Растение – гусеница – птица – ласка или горностай.
Воспитатель: А что будет, если убрать из пищевой цепочки одно звено? Например, мы уберем птиц. Что произойдет? (насекомых станет больше, и растения могут погибнуть)
- Что и произошло в этом лесу.
- А теперь посмотрите, кем заканчивается эта цепочка.
- Какой вывод можем сделать? (если никто не охотится на ласку и горностая, то их станет много, и они начнут разорять гнезда птиц). Поэтому из заповедника улетели почти все птицы.
- Кто охотится на ласку и горностая? Какие хищники? 9если дети не называют, воспитатель сам говорит)
КАНЮК, ОРЁЛ, БЕРКУТ. (Воспитатель дает фото хищников. Дети продолжают цепочку.)
5. Введение новых знаний в систему знаний
Д/И «Мир природы» - ИКТ
Воспитатель: Молодцы, справились.
- Ребята, нам пора возвращаться в группу (возвращаемся той же дорогой).
6. Рефлексия
Воспитатель собирает около себя детей и спрашивает:
- Вам понравился наш поход в лес? Кому помогали? Что просил выяснить лесник? Что вам понравилось больше всего? Что было сложным?
- Я напишу письмо леснику. А вы нарисуете ему пищевую цепочку.
Читайте также |
---|
Конспект непосредственной образовательной деятельности (ОО «Познавательное») «Хлеб – всему голова»…
Конспект непосредственной образовательной деятельности (ОО «Познавательное») «Хлеб – всему голова» для детей старшего дошкольного возраста, 5-6 лет Пояснительная записка. Детское экспериментирование — это основа поисково-исследовательской...
Театрализованная игра «Цыпленок и утенок»
Театрализованная игра «Цыпленок и утенок» Аннотация: Игра рекомендована для использования в театрализованных играх с детьми раннего возраста. Данное пособие помогает формировать связную...
Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой…
Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой край родной» Дети заходят в музыкальный зал под песню «Край наш...