Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Актуальность и перспективность опыта. Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества-социальной, политической, культурной - не могли не повлиять на систему образования, которая определяет интеллектуальный потенциал страны в будущем и является условием ее процветания и развития. Активные инновационные процессы происходят в системе дошкольного образования, к ним относятся многочисленные организационные и существенные преобразования: обширное обновление дошкольных образовательных программ и внедрение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Отличительной особенностью ФГОС являются изменения в организации учебной деятельности учащихся, при которых под контролем учителя увеличивается доля их самостоятельности.

Учитель выступает организатором, источником информации, советчиком и помощником, при этом ученики займут позицию ответственной и творческой личности, направленную на приобретение познавательного опыта.

Значение для совершенствования учебно – воспитательного процесса. Образовательный центр не должен быть простой источником обучения и воспитания. Она должна быть направлена на формирование личности ребёнка, формирования ключевых компетенций, определяющие современное образование. Поскольку систематический подход сменяется знаниям, нужно задуматься не только о том, чтобы дать ребенку знания, но и научить их добывать, применять, обеспечивать его общий культурный, личностный и познавательный рост, обеспечивать такие важные навыки, как знание. Поиск такой формы обучения приводил к мысли о том, что образовательное обучение должен быть как словесно, так наглядно, так и практично. Такие требования соответствуют методу использования интеллектуальных карт, эта технология соответствует современной тенденции развития школы.

Условие формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения и становления опыта. Работая со своими детьми, испытывая проблемы с их обучением, приходится находить дополнительные средства, которые облегчают, систематизируют и направляют процесс усвоения знаний детьми.

Интеллектуальная карта является уникальным и простым методом памяти информации, благодаря которому развиваются и творческие и речи детей, активируется мышление..

Создание интеллект-карты – необычное занятие, имеющее много общего со игровым, но является эффективным способом работать с информацией и универсальным: составление интеллект-карт можно на самых разных темах. Сам процесс разработки карты интеллекта стимулирует творческое творчество учащихся, так как ее создание активно участвует и правый, и левый полушария мозга, что не происходит в процессе работы с готовой схемой. Важно заметить, что интеллектуальная карта - это прежде во всём техника мышления и не способ фиксирования результата, то есть главное процесс обретения нового знаний. Составление карты интеллекта может быть названо визуализировать мышление.

С помощью интеллект – карты решаются следующие задачи:

  • развитие быстрого восприятия и запоминания,
  • повышение мотивации,
  • грамотное планирование решения задачи,
  • формирует упорядочение мыслей,
  • рост достижение успеха,
  • экономия времени.

Решая данные задачи мы обеспечиваем целостность усвоения детьми тех или иных знаний.

Теоретическая база опыта. Использование интеллект-карт позволяет раскрывать полноту выбранного вопроса и решать стоящие задачи педагога, например:

повысить мотивацию, качество знаний воспитанников, конкурентоспособность их в образовательном процессе;

  • развить коммуникативные и творческие способности в процессе их учебно-познавательной деятельности;
  • скорректировать знания;
  • активизировать самостоятельную деятельность воспитанников.
  • выявить причины затруднений
  • изучить личность

Преимущества метода интеллект-карт:

Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается компактно.

Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в интеллект-карте, легко запоминается.

Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.

Креативность. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.

Последовательность использования элементов данной технологии заключается в трех основных принципах:

«Принимай» – Сначала нужно изучать все стороны интеллектуального интеллекта – карт, правил и их создания, анализировать объект, чтобы выделить их связь, рассуждения и последствия.

«Применяй» – Начните их применять, составьте как можно большие карты интеллекта в разных сферах: обучении, памяти, презентаций, мозгового штурма, решения.

«Приспосабливай» – Пропусти эту технику, адаптируйте себя, выберите свой стиль, совершенствуйте свои навыки и умения.

Интеллект - карты составлять можно индивидуально или коллективно: в группе, команде, семье и по различным темам и задачам. Пересмотр интеллектуальных карт через какое-то время помогает в целом усвоить картинку, запоминать ее и увидеть в ней новые аспекты информации.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. Основная цель выбора используемой технологии состоит в том, что я заинтересовался проблемой применения метода интеллект-карт на занятиях для дошкольников, я подумал, как делать этот метод доступным для дошкольников, как ввести элементы его в жизнь в рамках воспитательной программы. Но прежде детей нужно познакомить с правилами составления интеллект – карт. Интеллектуальная карта должна удовлетворять определенные требования, а то она будет выглядеть как текст с картинкой и чуть структурированной.

Составление интеллект - карты требует соблюдения определённых правил:

1. Интеллект - карты удобнее создавать на бумаге формата А4 (не большой, не маленький).

• Располагают лист горизонтально, лучше использовать белую бумагу.

• От центрального образа рисуем "отростки" первого уровня которые и будут раскрывать главную идею.

• Детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями.

• Наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета ветви должны быть изогнутыми, похожими на ветви дерева.

2. Лучше использовать одно слово на каждой линии. Это открывает возможности для ассоциации, идей и мысли. Слова подобраны таким образом, чтобы увидеть их, можно было вспомнить все картины в целом. Лучше использовать буквы печатные: поэтому читать их легче, а 3D-образные привлекают внимания.

3. Линия смысла и логики изображены в виде ветв: чем больше линии к центральному образу, тем толще она. Длина строк равна длине слов или размеру изображения. С помощью стрелок мы показываем значение, последовательность, связь одного блока информации с другом и указываем связь между ними.

4. Дизайн карты должен быть выработан своим. Может быть и нестандартными, и юморными. Главное, чтобы карту интеллекта любил сам автор.

5. Используйте картинки в любом месте, динамично и трехмерно - лучше запомните. Общепринятый или собственный символ привлекает внимание, говорящая картинка вызывает эмоции, запоминается лучше. Основная идея - объемная и не более трех цветов

6. Применение кодов: используется для получения информации, рисуется красным и зеленым, можно использовать как обычные, так их придумывать.

7. Структура интеллект - карты может быть

8. Разнообразие интеллект - карты предполагает использование различных по виду картинок, размеры шрифта, цвета, линий, потому что однообразие неинтересно и не привлекает внимание

9. Использовать разнообразные цвета и текстовыделитель.

Следуя этому правилу построения интеллект-карт, мы можем решить поставленные задачи и идти к ожидаемым результатам.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями

Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями В соответствии с законом «Об образовании в РФ» одной из основных задач...

Проект: «Что мы знаем о воде?»

Проект: «Что мы знаем о воде?» Введение. Тип проекта: информационно-исследовательский. Продолжительность: средней длительности (ноябрь - апрель). Предмет исследований: свойства воды. По количеству участников: групповой. В период...

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители…

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты» Участники проекта: воспитатель группы, дети.Тип проекта: творческо-экологический, краткосрочный.Продолжительность проекта:...

Читайте также

Тревожный ребенок. Как помочь дошкольнику управлять своим поведением

Тревожный ребенок. Как помочь дошкольнику управлять своим поведением Тревожность – это беспричинный, немотивированный страх. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его...

Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет на тему «Салют…

Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет на тему «Салют Победы» Задачи: Формировать представления детей о военных событиях. Воспитывать патриотические чувства...

Безопасность дошкольника – обучение с увлечением

Безопасность дошкольника – обучение с увлечением (Из опыта работы) «Надо видеть, предвидеть, учить. По возможности все избежать, А где надо на помощь позвать». Т. Г...