Конспект занятия «Познавательное развитие» «В гости к Весёлому Рюкзачку»

Цель: Расширять знания в области природоведения, экологии, туризма.
Задачи:
Образовательные:
Расширять знания детей в области экологии, туризма родного края. Расширять представления о растениях родного края, в том числе и лекарственных трав. Формировать навыки работы с планом местности.
Развивающие: Развивать умения ориентироваться в пространстве, совершенствовать двигательные умения в нестандартных условиях. Создавать условия для поисково–исследовательской деятельности. Развивать логическое мышление, память, связную речь, зрительное внимание.
Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к природе родного края, к растительности. Безопасное поведение в природе, слушать друг друга.

Предварительная работа:
- Дидактическая игра «Путешествие по городу».
- Викторина загадок «Кто живёт в лесу».
- Разучивание песни «Весёлый турист».
- Закрепление ходьбы в колонне по одному, с соблюдением дистанции, препятствий.
- Дидактическая игра «Сложи костёр», используя схемы костров. Дидактическая игра «Волшебный узелок». Закрепление правила разведения у костра, в лесу.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Методы и приёмы: Словесные: беседа и рассказывание с опорой на наглядный материал, ответы на вопросы, художественное слово. Наглядные: рассматривание плана - карты, Практические: словесные и дидактические игры, физкультминутка.

Материалы и оборудование: Интерактивная панель: Презентация «Что делают туристы в походе». Палатка – домик для туриста, аудиозапись песни «Весёлый турист», музыкальный инструмент - гитара, рюкзаки, деревья: ели, берёзки, пеньки.

Демонстрационный материал: изображения лекарственных растений, две корзины, набор туристических вещей: котелок, 2 фонарика, 2 компаса, котелок, 2 полотенца, термос, одноразовая посуда. Картинки с загадками лекарственных растений. Мягкие модули: маты, кочки, кубы, бревнышки, пеньки. Письмо – конверт. Плакат с фотографиями достопримечательностей родного города. Чайник с травами.

Раздаточный материал: верёвочки, бруски для костра, цветные шары, 2 рюкзака, счётные палочки.

Ход образовательной деятельности:

I. Организационный момент. (Дети стоят в кругу.)
«Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука.
Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг!»

II. Вводная часть.

Сюрпризный момент: (Ребята получают письмо от Весёлого Рюкзачка.)
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо от Весёлого Рюкзачка. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте ребята группы «Буратино». Я приглашаю вас ко мне в гости. Буду вас ждать, оправляйтесь поход! Но сначала прошу вас отгадать загадку:

Загадка: «Что такое?
Тут и там.
Ходят горы по горам. (Туристы.)

III. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, чтобы попасть в гости к Весёлому Рюкзачку, нам нужно вспомнить: «Что делают туристы в походе?», «Как правильно складывать рюкзак», «Следовать по Маршруту», «Преодолевать препятствия», «Отдыхать на привале». Дети, садятся на стульчики. Просматривают презентацию на интерактивной доске, отвечают на вопросы, обсуждают.

Воспитатель:
- Кто такие туристы? Дети: Туристы это люди, которые ходят в походы, это путешественники.
- А зачем туристы ходят в поход? Дети: Туристы ходят в поход, чтобы узнать что – то новое, полюбоваться природой. - Назовите главные качества настоящего туриста? Дети: Ловкость, смелость, выносливость, сила, храбрость, ум.

- Какие предметы необходимы туристам в дороге? Дети: рюкзак, палатка, спальный мешок, котелок, компас, посуда, термос, спички, фонарик, гитара, одежда.
- Для чего нужен рюкзак туристу? Дети: Рюкзак нужен туристу чтобы, переносить разные походные вещи.

Воспитатель: Правильно, рюкзак – это специальная сумка для длительной переноски на спине различных грузов. Рюкзак необходим каждому туристу.

Воспитатель: Какие предметы брать нельзя в поход туристу? Дети: подушку, игрушки, телевизор, цветы. Правильно. Когда собираешь рюкзак, не нужно брать с собой лишних вещей, иначе рюкзак будет слишком тяжёлый. Необходимые предметы нужно уметь правильным образом упаковывать. Ребята, чтобы отправиться в гости к Весёлому Рюкзачку нужно собрать рюкзак. (Дети становятся вокруг столов и собирают рюкзак в поход).

Дидактическая игра – соревнование «Собери рюкзак.

Воспитатель: У каждой команды на столах лежат одинаковые наборы предметов вперемешку: фотоаппарат, наборы посуды, питьевая вода, компас, запасная одежда, замок, кукла, мягкие игрушки, платье, туфли, аптечка. Вам нужно по команде выбрать и сложить в рюкзак те предметы, которые необходимы в походе. Когда выполните задание, поменяемся рюкзаками и проверим, все ли вещи собранные в нём являются необходимыми для похода. Ребята, обратите внимание на то, как быстро был собран рюкзак, правильно ли в нём уложены вещи.

Воспитатель: Ну что, рюкзак собран, можно отправиться в поход.

Физкультминутка: «Танец туристов»
Мы отправились в поход, (Ходьба на месте).
Солнца луч меня зовёт. (Руки вперёд, затем вверх),
А чтоб было веселей,
Мы станцуем поскорей. (Подскоки на месте).
Это – правая рука, (Вытянуть в сторону правую руку).
Это – левая рука, (Вытянуть в сторону левую руку),
Справа – тихая поляна, (Присесть).
Слева – быстрая река. (Встать, совершать волнообразные движения руками).
Повернулись мы, и вот, (Повернуться вокруг себя).
Стало всё наоборот: (Покрутить головой).
Слева – тихая поляна, (Присесть).
Справа – быстрая река. (Встать, совершать волнообразные движения руками).
Мы отправились в поход, (Ходьба на месте).
Солнца луч меня зовёт. (Руки вперёд, затем вверх).

Воспитатель: Строимся друг за другом в колонну и отправляемся в поход, но для этого нам нужно выйти из нашего города. Игра «Мой любимый город». (По пути следования дети останавливаются у стенда с фотографиями родного города. Каждая фотография на стенде помечена кружком определённого цвета).

Воспитатель: Ребята, как называется наша страна? Значит, мы с вами кто? (Россияне). А как называется наш остров? (Остров Сахалин). Значит мы к кто с вами? (Мы сахалинцы). А город, в котором мы живём? (Мы живём в городе Долинске). Ребята нам нужно выбрать любой разноцветный шарик, найти фотографию, помеченную тем же цветом, и рассказать об изображённой на ней достопримечательности. Дети рассказывают о достопримечательностях города: школа, детский сад, сквер «Чехова», Площадь В.И. Ленина», Сквер «Славы», парк «Дружбы», «Аллея Памяти». Молодцы! Справились с заданием. Много знаете о своём родном городе. Вот теперь мы отправляемся из родного города, но перед походом я предлагаю вам рассмотреть план – карту к домику Весёлого Рюкзачка.

Воспитатель: «Учимся читать план местности». Каким условным знаком помечен дом Весёлого Рюкзачка на карте? Дети: условный знак треугольник. Какой дорогой следует идти до него? Дети: Извилистой дорогой. Через что мы должны пройти? Дети: «Переправиться через болото» - знак «Болото». Пройти через лес, переправиться через брёвна, и паутину, приходят на луг. Воспитатель: Ну а теперь, отправляемся по маршруту.

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем привал. (Дети садятся на «брёвна - модули»). Ребята, привалом называют остановку в пути для отдыха, а также место такой остановки. Как вы думаете, зачем туристу, путешественнику нужен привал? Дети: Чтобы восстановить силы в походе. Ну что отдых закончился. А вот смотрите, мы и пришли к домику Весёлого Рюкзачка. (Дети стоят в кругу).

Весёлый Рюкзачок: Здравствуйте, ребята! Вы узнали кто я? Дети: Весёлый Рюкзачок. Приглашаю Вас в гости. Давайте поиграем: Игра «Правила Весёлого Рюкзачка». Если действия туриста правильные, то вы хлопаете в ладоши; если действия наносят вред человеку или в лесу, то топаете ногами.

- Отдыхать в лесу.
- Вести наблюдения за природой.
- Отставать от группы туристов.
- Фотографировать природные объекты.
- Кричать.
- Собирать хворост для костра.
- Ссориться.
- Помогать товарищам.
- Собирать мусор.
- Ломать ветки деревьев.
- Разорять муравейники.
- Есть грибы в сыром виде. Молодцы! Знаете правила Весёлого Рюкзачка.

Весёлый Рюкзачок: Сейчас я приглашаю вас на луг, поиграть и отдохнуть немного.

Физкультминутка «Вместе по лугу идём». (Выполнение движений по тексту).

Вместе по лугу идём.
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг,
Тысяча цветов вокруг!
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка – клевер.
Расстилайся ковёр.
И направо, и налево.
Чтоб сорвать в лесу цветочки,
Наклоняйся на носочки.
Раз цветок, два цветок.
А потом сплетём венок!

Весёлый Рюкзачок: Игра «Здоровье в рюкзачке». Предлагаю вам отгадать загадки о лекарственных травах. Нужно отгадать загадку и назвать полезные свойства лекарственных растений, какую первую помощь могут оказать лекарственные растения. За каждый правильный ответ получите «картинку» с изображением лекарственного растения.

  1. Растёт зелёною стеной,
    Её обходят стороной,
    Колючая и злая дива.
    А как зовут траву? (Крапива). Какую помощь оказывает человеку крапива?
  2. Тонкий стебель у дорожки,
    На конце его - серёжки.
    Лечит ранки и ожоги. Этот лекарь у дороги? (Подорожник).
  3. Стоит в саду кудряшка -
    Белая рубашка,
    Сердечко золотое.
    Что это такое? (Ромашка).
  4. Вкусен чай и ароматен,
    С ней он лёгок и приятен:
    Листочки сорваны, помяты.
    Что ты вдыхаешь? -
    Запах…. (Мяты). Молодцы! Знаете свой край, растения, которые растут в нашем родном краю.

Весёлый Рюкзачок: Ребята, палатка у меня имеется, в ней можно отдохнуть. Но я хочу посмотреть, умеете ли вы укладывать дрова для костра разными способами. И вязать простые туристические узлы, которые нужно уметь завязывать в походе.

Предлагаю мальчикам уложить костры, а девочкам связать узлы. Какие способы укладывания костров вы знаете? Дети: «шалаш», «звезда», «колодец». (Дети укладывают разные виды костров).

- Костёр «колодец». Дрова укладывают в форме колодца или сруба. Дрова, уложенные таким способом, дают ровное большое пламя, которое подходит для варки пищи и обогрева.

- Костёр «шалаш». Костёр укладывают в форме шалаша. Костёр даёт ровное пламя, которое подходит для варки пищи в одной посуде, для просушки одежды.

- Костёр «звезда» называют его так потому, что несколько брёвен кладут на землю в виде звезды.

- А какие правила нужно соблюдать во время разведения костров? Дети: Разжигают в центре очага. Когда дрова сгорают, их подвигают вглубь, к центру очага. На нём удобно готовить пищу.

- А какую безопасность нужно соблюдать во время горения костра? Дети: Без взрослых не подходить близко. Только с родителями можно находиться у костра.

- А теперь посмотрим, как девочки справились с заданием, связали простые узлы. Молодцы! Всё получилось! Если в походе нужно будет туристу привязать верёвку к дереву, чтобы повесить сушить одежду, девочки ловко справятся с заданием.

Весёлый Рюкзачок: Ребята, я очень рад, что вы пришли ко мне в гости. Воспитатель: Весёлый Рюкзачок, нам пора возвращаться в город. На прощанье мы хотим спеть песенку про весёлого туриста? Давайте встанем, все дружно у костра и споём песенку «Весёлый турист».

Весёлый Рюкзачок: Спасибо, ребята! На прощанье я хочу вас угостить чаем из трав, который очень полезен для нашего здоровья. (Предлагает чайник с травами).

Воспитатель: Ну что, ребята нам пора прощаться и возвращаться к себе в город. До свидания Весёлый Рюкзачок.

IV. Заключительная часть.

Рефлексия:
Воспитатель:
Ребята, где мы сегодня побывали?
- Что вам больше всего понравилось во время нашего путешествия к Весёлому Рюкзачку?
- С какими трудностями нам пришлось встретиться?
- Чтобы попасть в гости к Весёлому Рюкзачку, что нужно уметь делать?
- Как вы думаете, чтобы человек отдыхал, любовался красивой природой, что для этого нужно делать?

Воспитатель: Ну а теперь, я приглашаю вас к чаепитию из трав.

Список используемой литературы:

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРОГРЕСС», 2007. – 144с.
  2. Чеменева А.А., Мельникова А.Ф., Волкова В.С. Сценарии образовательной деятельности по дошкольному рекреационному туризму. 5 – 6 лет: парциальная программа «Весёлый Рюкзачок»: методическое пособие / А.А. Чеменева, А.Ф. Мельникова, В.С. Волкова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 144с. – (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»). ISBN 978-5-533-00955-3


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для педагогов и родителей «Адаптация детей при поступлении в…

Консультация для педагогов и родителей «Адаптация детей при поступлении в детский сад» Л.С.Выготский, А.Фрейд, К.Хорни подчеркивают важность правильного воспитания детей с...

Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся…

Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» на 2021 - 2022 учебный год

Конспект НОД в старшей группе по рисованию «Заяц в лесу»

Конспект НОД в старшей группе по рисованию «Заяц в лесу» Цель: закрепить знания детей о зиме, учить рисовать зайца, создавать сюжетные...

Читайте также

Дидактическая игра «Народные костюмы»

Дидактическая игра «Народные костюмы» Познание детьми народной культуры, народного творчества через дидактические игры положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует общую...

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы Цель: формирование эмоциональной стабильности; коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников. Задачи: -...

Итоговое занятие во второй младшей группе «Поиски Колобка»

Итоговое занятие во второй младшей группе «Поиски Колобка» Цель: Закрепление пройденного материала за год. Задачи: - закрепить умение различать и называть геометрические фигуры; - закрепить...