Подвижные музыкальные игры как средство развития двигательной активности дошкольников

Среда для развития музыкально-творческой деятельности в ДОУ создаётся музыкальным руководителем на занятии в музыкальном зале. Как известно информационный фактор играет огромную роль, поэтому все компоненты среды (музыкальное оборудование, инструменты, пособия, костюмы и маски) находятся в доступности для детей. Социальный фактор также немаловажен для развития музыкально-творческого потенциала ребёнка, так как организатором среды является музыкальный руководитель и воспитатель с которыми взаимодействует ребёнок. Взрослый выступает как образец для подражания, носитель музыкальной культуры. Эмоциональная составляющая данной среды это же, конечно, психологически комфортная обстановка. Дети должны получать эстетическое наслаждение. Нельзя заставить ребёнка полюбить музыку – ею можно только увлечь.

Конечно, большую часть времени дошкольники проводят в группе детского сада. Поэтому в пространстве групповой комнаты должна быть оборудована среда для размещения музыкальных инструментов, игр, лэпбуков, практически те же, что и в музыкальном зале. Однако эти компоненты должны отличаться большим разнообразием (карточки для музыкальных упражнений и игр, детские музыкальные инструменты, диски для просмотра видеоматериала, видеомагнитофон или другие ИКТ). В группе воспитатель не обучает детей, он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказывать своё отношение к ней, вовлекать детей в знакомые им музыкальные игры, танцы. Воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя. Педагогу важно опираться на детей, которые увлечены музыкально-творческой деятельностью: они, как правило становятся катализатором данного процесса. Слушание музыкальных произведений, сказок позволяет познакомить детей с новыми героями, получит эмоции. Услышать произведения классической музыки. Эмоциональная поддержка воспитателя, поощрение творческих устремлений ребёнка играет большую роль. Прежде всего она обеспечивает ему психологический комфорт. Всё это позволяет развивать музыкально-творческий потенциал дошкольника.

Общепризнано, что в семье ребёнок раскрепощён более чем в детском саду, поэтому семья способствует музыкально-творческому развитию как никто другой. Но здесь необходимо взаимодействие и согласование музыкального репертуара и педагогических действий между музыкальным руководителе и родителями. Известно, что от эффективности совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. Педагогу обязательно иметь сведения о культуре родителей, об их предпочтениях и музыкальной культуре. Музыкальное просвещение родителей и приобщение их к совместной деятельности включает в себя работу с семьёй: родительские собрания, круглые столы, индивидуальные консультации, организацию обратной связи «Почтовый ящик», анкетирование, создание фотоальбомов «Музыкальный дневник группы». Участие родителей в утренниках, музыкальных досугах, занятиях. Можно предложить родителям устроить выставку работ ребёнка и его родителей. Многие родители охотно идут на контакт, проявляют интерес к тому как живут дети в детском саду, чем занимаются. Ответить на все эти вопросы помогут такие мероприятия как «День открытых дверей». Просмотры занятий дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации отличной от семейной, познакомиться с приёмами обучения мерами воспитательного воздействия. Необходимо убедить родителей в том, насколько важен благоприятный домашний музыкальный климат. Родители должны показать детям, что любимые музыкальные произведения доставляют радость, улучшают настроение. На детей огромное влияние оказывают семейные чтения, совместное прослушивание музыкальных сказок, произведения классической музыки. Родителям необходимо рассказывать о музыкальном режиме в саду, о значении музыкотерапии. Особенность того фактора, что родные люди участвуют в музыкальном образовании детей накладывает отпечаток на эмоциональный фон ребёнка и это становится положительным процессом в приобщении ребёнка к музыкальному творчеству.

Среда ДОУ и семьи отличается от среды социума. Согласование педагогов и родителей играет роль и для социума. Так музыкальные произведения, с которыми дети встречаются в театре, филармонии должны быть им знакомы, так как они слушали их в детском саду и семье. Это даёт детям возможность получить удовольствие от встречи с новым произведением, стремиться посещать концертные залы и музыкальные школы. Там дети знакомятся с музыкантами, дирижером. Увлечённость профессионалов заражает детей. Всё это активно стимулирует детей к творческой активности, познанию художественно и общей культуры, развивает творческое воображение, способствует их личностному росту – развитии музыкальности в целом.

Таким образом, при организации музыкальной среды ведущая роль принадлежит музыкальному руководителю, который выполняет педагогические функции: диагностику среды и личностных качеств детей (музыкальность, креативность), проектирует цель и средства ее достижения, организует музыкально-образовательный процесс, консультирует педагогов и родителей воспитанников, обеспечивает взаимодействие всех звеньев, проводит анализ результатов процесса музыкального развития и воспитания детей дошкольного возраста.

 

Литература:

  1. Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» М., 2004.
  2. Мухина В.С. Детская психология. Учебник для студентов педагогических институтов. М., 1985.
  3. Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда. М Просвещение 1997.
  4. Шацкий С.Т. педагогические сочинения М., 1962.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского…

Развлечение для второй группы раннего возраста «Путешествие в прошлое русского народа» Группа: вторая группа раннего возраста. Оформление. В углу макет русской избы...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие) «Экскурсия в краеведческий…

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие)«Экскурсия в краеведческий музей» Цель: Расширение знаний детей о своей Родине. Популяризация культурных традиций, этнокультурного...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Юный…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Юный математик» для детей подготовительной к школе группы «Василёк» Цель: Поддерживать интерес детей...

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания Актуальность. В настоящее время Россия переживает один из непростых историческихпериодов. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные»

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные» Цель: формировать у детей знания о домашних животных. Задачи: 1. Закрепить знания о домашних животных...