Танцевально-двигательная терапия. Танцевально-гимнастические упражнения, игры для снятия напряжения и развития творчества в танце

Танцевально-двигательная терапия

«Танец — это живой язык, на котором говорит человек... Танец нуждается в непосредственном общении, ведь его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения — человеческое тело». Мэри Вигман.

История танцевально-двигательной терапии происходит из древнейших цивилизаций. Возможно, люди начали танцевать и использовать движение как средство коммуникации задолго до возникновения языка. В танце можно увидеть духовную жизнь каждого народа.

Танец - сочетание физической, психической и эстетической деятельности. Например, индийский танец, в котором незначительное телодвижение может рассказать целую историю. А в Африке до сих пор в некоторых племенах сохранился обычай: вместо вопроса, к какому роду или племени принадлежит человек, спрашивают, какой танец он танцует.

Совершая экскурс в историю, мы видим, что танец был одним из образов жизни, общения, гармонизации человека. Человеческую историю можно рассматривать не только как хронологию событий, но и как историю движения.

Традиционно считается, что внутренняя жизнь человека напрямую связана с телом, с движениями. Танцевально-двигательная терапия совмещает работу с телом, движениями и эмоциями.

Понятие «танцевально-двигательная терапия» возникла в сороковые годы двадцатого века благодаря новаторским усилиям Мэриан Чейс, которая работала в больнице Св. Елизаветы в Вашингтоне и через танец начала налаживать контакты с "безнадежными" пациентами. Со временем работники психиатрических учреждений начали признавать, что занятия по танцевально-двигательной терапии, которые проводились в их учреждениях, действительно оказали лечебное влияние на пациентов. На сегодняшний день танцевально-двигательная терапия применяется в государственных и частных психиатрических больницах, лечебных центрах, учреждениях и школах для людей с физическими или психоэмоциональными расстройствами.

Танцевальная терапия не предполагает только изучение определенных движений. Танцетерапевт сосредотачивает свое внимание на двигательном репертуаре, характерном для того или иного ребенка. Он помогает ребенку расширить свой двигательный диапазон, имитируя движения ребенка, пытается войти в его эмоциональное состояние для того, чтобы глубже его понять. Двигаясь необычным для ребенка способом, он достигает определенных личностных изменений.

По мнению Х. Литвин, занятия по танцевальной терапии позволяют детям по недееспособным детям почувствовать гармонию частей тела, поскольку движение одной части тела влияет на все тело и мы можем почувствовать себя единым целым. Танцевально-двигательная терапия позволяет детям "увидеть" друг друга, учиться подражать движениям друг друга и достигать социального взаимодействия путем невербальных отношений. А также почувствовать разные поверхности этого мира, научиться общаться на разных уровнях, найти контакт с природой. Такие занятия позволяют также пережить определенный опыт, который дети берут из жизни и строит их личность.

Если ребенок проявляет себя в ритме, это говорит о том, что у него крепнет его волевое начало, без которого невозможны ни обучение, ни работа. Ритмичные игры очень нравятся детям. Самый простой способ организации игры – повтор ребенком движений взрослого. Взрослый выступает ведущим в игре-импровизации, а ребенок одновременно и наблюдает за ним, и пытается копировать его. Взрослым совсем необязательно иметь хореографическую подготовку для двигательных импровизаций. Основой для них послужит имеющийся у каждого танцевальный опыт и обычный выбор выразительных движений: шаги, прыжки, жесты, мимика, движения корпуса, передвижение в пространстве помещения. Достаточно передать в движениях общий характер музыки, связать пластику движений с музыкальным звучанием.

Такие общие игры-импровизации направлены, прежде всего, на развитие у ребенка ощущения его эмоционального благополучия. Это чувство у ребенка будет связано со способностью к естественным, свободным, координированным движениям. Точность и ловкость движений, их соответствие переживаемым эмоциям, а главное, удовольствие, которое ребенок получает во время движений, — верный показатель его эмоционального благополучия. При этом не нужно специально изучать с ребенком танцевальные движения, портить игру тренажем и проделыванием деталей задуманной взрослым танцевальной композиции. Свободные, импровизированные танцевальные движения взрослого выступают здесь главным и единственным способом достижения требуемого результата.

Взрослому нужно своими действиями побуждать ребенка к заполнению всего пространства комнаты, в которой проходит игра. Важно, чтобы все игровое пространство было освоено ребенком, чтобы он мог в нем ориентироваться и не боялся делать в комнате разнообразные передвижения.

Следует развивать способность ребенка попадать в метрическую сетку, чувствовать пульсацию. Достичь этого можно с помощью игровых приемов, связывая движения с познавательными образами животных или сказочных героев. Вспомним всемирно известный «Танец маленьких утят» - при выполнении коллективом единого движения в едином темпе и ритме создается энергообмен всех участников в действе, имеющий направленный психологический эффект: это своеобразная терапия. Ритмическая упорядоченность движений рождает у детей положительные эмоции, дети испытывают радость от совместной деятельности в процессе игрового общения, осознания своих способностей, веры в свои силы.

Эмоции влияют на все психические процессы: на ощущение, восприятие, воображение, мышление, свободу, память. Радостное, счастливое настроение ребенка является основой его физического и психологического здоровья. Танцевально-двигательная терапия развивает креативность, придает уверенности в жизни, улучшает самочувствие и настроение.

 

Танцевально-гимнастические упражнения для снятия психоэмоционального напряжения (4-6 лет)

«Полет на воздушном шаре»

В начале занятия педагог спрашивает детей, хотели бы они отправиться в сказочное путешествие на воздушном шаре. Когда дети с интересом соглашаются, педагог предлагает им под звучание спокойной музыки (в размере 2/4 или 4/4) взять друг друга за руки и создать круг.

Надувание шара. Педагог обращается к детям с просьбой глубоко подышать, чтобы наполнить шар воздухом. На вдохе нужно расширить круг, крепко держась за руки (шар надувается), на выдохе – сузить круг, не разрывая рук (шар сдувается). Такую последовательность упражнений на вдох и выдох можно проделать несколько раз и остановиться только тогда, когда дети «надувают» шар равномерно, широкими шагами.

Полет на шаре. Держась за руки, дети стоят на полупальцах – поднимаются на шаре в воздух. Педагог спрашивает у детей, какого цвета их воздушный шар. В зависимости от того, какой цвет назовет каждый ребенок, можно сделать вывод о его настроении и психоэмоциональном состоянии. После этого начинается путешествие — дети постепенно двигаются по кругу на полупальцах, сначала медленно, а затем ускоряя темп к легкому бегу.

Для образования сюжетной линии путешествия педагог предлагает детям пофантазировать на тему «Над какой местностью пролетает шар». Дети начинают фантазировать и сами постепенно создают импровизированное танцевально-гимнастическое упражнение. Например, детские фантазии и выполняемые движения могут быть следующими:

* «Пролетаем над лесом». Дети здороваются с лесными деревьями, выполняя взмахи руками-«веточками»; наклоняют корпус (деревья шатаются от сильного ветра).

* «Пролетаем над цветущим полем». Дети имитируют движение цветочка, который тянет головку вверх к солнцу (формирование равной осанки). Дети приседают и ставят руки на пол позади корпуса, подражая паучкам, и в таком положении продвигаются вперед, топая руками и ногами (главное – не садиться).

* «Пролетаем над теплыми странами». Дети ритмично топают ногами, имитируя ход слонов, или наклоняются вперед максимально низко, имитируя страусов, и в таком положении двигаются вперед, словно пряча голову в песок. Дети очень любят это движение. Он вызывает у них много смеха и шуток. Кроме того, он чрезвычайно полезен для растяжения мышц задней поверхности бедра и развития координации движений.

* «Пролетаем над северными странами». Педагог просит детей замереть в определенной позе стоя на одной ноге, наклонившись и т.д. («замерзли»).

* «Пролетаем над страной лилипутов». Дети идут по кругу присев, как можно ниже (стали маленькими).

* «Пролетаем над страной великанов». Дети идут большими шагами, продвигаясь вперед и назад.

В зависимости от задач, которые ставит перед детьми педагог, а также от уровня подготовки самих детей, в эту игру можно включить любые элементы разминки в движении. Однако движения, требующие физической выносливости или физической нагрузки, обязательно следует чередовать со спокойными движениями (шар летит дальше) и статическими упражнениями.

«Приключения Бабочки»

Иногда следует проводить партерные занятия, во время которых гимнастические упражнения дети выполняют сидя или лежа на полу. Эти упражнения очень важны для формирования правильной осанки, оздоровления позвоночника, развития эластичности мышц и их укрепления, поскольку при партерном выполнении движений нагрузки на костно-мышечный аппарат детей является минимальным. В этом упражнении важно, чтобы музыкальное оформление было подобрано в соответствии с образным содержанием.

Посвящение в Бабочки. Дети садятся в положение «бабочка» и пытаются прикоснуться к полу ножками, согнутыми в коленях. После этого делают ножками движения, напоминающие взмахивание крылышек бабочки.

Педагог спрашивает детей, какого цвета крылышки у бабочки, и предлагает «разрисовать» крылышки в красочные, яркие цвета. Дети выполняют самомассаж — поглаживают и растирают ножки, как разрисовывают их, а затем снова возвращают ножки в положение «бабочка».

При условии, что все дети-«бабочки» сидят с ровной спинкой, педагог надевает каждому из них на голову воображаемую корону (поглаживает по головке). Бабочки становятся «королевскими» и отныне должны вести себя вежливо и не капризничать.

Приключения Бабочки. Педагог предлагает детям придумать собственную историю о приключениях Бабочки и передать ее в движении. В процессе этой игры следует незаметно направлять детей для выполнения определенной последовательности упражнений.

Например, педагог может предложить детям похлопать в ладони по заданному ритмичному рисунку: сначала медленно и тихо, а потом — быстрее и громче или побарабанить ладошками и потопать ножками по полу. Дети должны угадать, что это может означать. После физического напряжения дети всегда радостно воспринимают эту легкую задачу. Скажем, кто-то один догадывается и говорит: «Пошел дождик». Все дети сразу приобщаются к игре. На вопрос «Что делать бабочке?», дети предлагают спрятаться — низко наклониться вперед, сохраняя положение ног «бабочкой», или потанцевать под дождем (пляшут сидя).

Кроме того, приключения Бабочки и выполняемые движения могут быть такими:

* Выглянуло солнышко, Бабочка расправляет и сушит свои крылышки. Это упражнение направлено на растяжение мышц. Дети берут двумя ручками правую ножку за голень и выпрямляют ее вперед, стараясь полностью выровнять колено в суставе и вытащить стопу. Затем дети отпускают руки и удерживают ножку в воздухе без помощи рук. Это упражнение нужно выполнить с правой и левой ногой поочередно, вытягивая сначала ногу вперед, а затем в сторону.

* Бабочка расправляет крылышки и садится на веточку, чтобы разглядеть все вокруг. Дети выполняют предварительное упражнение обеими ногами одновременно: держась за голени, пытаются выровнять обе ноги и удержать равновесие, чтобы сидя на веточке, не упасть. Дети всегда с необыкновенным усердием стараются удержаться и, когда это не получается, раздается общий доброжелательный смех. В этот момент наши дети расслабляются, их настроение повышается, телесное и эмоциональное напряжения исчезают.

В зависимости от цели занятия и фантазии его участников, Бабочка во время игры может также встретиться с разными сказочными персонажами или же превратиться в определенного сказочного героя. Единственное условие — педагог должен следить за тем, чтобы во время игры чередовались:

* плавные и активные, динамические движения;

* физические усилия и телесное расслабление;

* покой и эмоциональные взрывы.

Танцевально-гимнастическое упражнение-игру дети должны воспринимать как развлечение, дающее ощущение «мышечной радости», положительную энергию и силу. Поэтому в конце занятия для сохранения логичности сюжета и положительного состояния психики детей советуем предложить детям вернуться в реальность тоже на воздушном шаре. Напоследок можно попросить их подумать о чем-то светлом и хорошем и «отпустить» шар в небо.

Игры на развитие творчества в танце

(Кинезитерапия–танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика)

«Танец с предметом»

Участники встают парами. Кто остался без пары, танцует с предметом. Играет музыка, вcе танцуют. Как только остановилась музыка, каждый участник должен поменяться парой, оставшийся без пары танцует с предметом.

«Подари цветок»

Участники встают парами. Один участник кавалер, а другой - дама. Все встают лицом друг к другу по кругу, в середине ваза с цветами (цветов меньше на один, чем пар в зале). Играет музыка, все танцуют, при остановке музыки кавалер должен подарить цветок даме, кто из них не подарит цветок, выходит из игры и уносит с собой цветок. Так и играют до тех пор, пока не останется одна пара, которая и становится победителем, а кавалер самым элегантным.

«Веселая зарядка»

Ведущий рассказывает, а все остальные показывают. Чтобы машина заработала, надо завести мотор. Спящий человек похож на выключенную машину (дети спят). Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы можете его завести и выключить. Давайте попробуем. Вы – проснувшиеся котята - потяните лапки, выпустите когти, поднимите мордочки. А теперь вы упали на спину божьей коровки. Лапки вверх, постарайтесь перекатиться со спины на лапки. А вот вы – крадетесь в джунглях, вы тигры. Станем осенними листочками, которые шатаются на ветру. Полетаем как сорвавшийся с дерева листок. Вдохнем глубже и превратимся в воздушный шар, попытаемся подпрыгнуть и взлететь плавно и мягко. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы маятники – тяжелые, громоздкие, покачиваемся из стороны в сторону. А сейчас мы пилоты, заведем мотор самолета, расправим крылья и полетаем. Какая из ваших ног сегодня больше и выше прыгает? А сколько раз вы сорвете цветы? Молодцы.

«Зеркальный танец»

Участники разбиваются на пары. Звучит музыка. Один из пары – зеркало, он с наибольшей точностью пытается повторить танцевальные движения другого. Затем пары меняются ролями.

«Танец пяти движений»

Для выполнения движений необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительностью 1 минута каждого темпа.

Дети имитируют те движения, которые описывает педагог:

«Поток воды» — плавная музыка, «текучие», округлые, плавно переходящие друг в друга мягкие движения.

«Переход через густой лес» – импульсивная музыка, бой барабанов; резкие, сильные, четкие движения.

«Испорченная кукла» – неструктурированная музыка, хаотический набор звуков; незавершенные движения, как у испорченной куклы.

«Полет бабочек» – лирическая, плавная музыка; изящные, нежные движения.

«Спокойствие» – спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса; участники стоят без движений, "слушают" свое тело.

После окончания упражнения поговорите с детьми, какие движения им больше всего понравились, что легко получилось, а что с трудом.

«Составь свой танец»

Ведущий встает в центр круга. В такт музыке (быстрой или медленной) он исполняет несколько танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем он прикасается к любому участнику, тот выходит в центр, придумывает свой танец и дальше по кругу.

«Свободный танец»

Детям предлагается под музыку с закрытыми глазами танцевать, выполняя любые, которые им хочется, движения, не мешая друг другу.

Ритм, громкость музыки лучше периодически менять.

«Водный карнавал»

Ведущий предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, крабов, морских коньков и т.д.

Звучит веселая музыка – морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь хвалит особенно понравившихся.

«Шарик»

Надуваем шарик широко разводя руки во II позицию и медленно переводим руки в III позицию. Вдруг «шарик» лопается – хлопнуть в ладони, опуститься резко вниз и присели.

«Цветы»

Каждый бутончик склониться бы рад

Направо, налево, вперед и назад.

От ветра, жары бутончики эти

Спрятались живо в цветочный букетик.

Дети выполняют движения соответственно словам стихотворения.

«Кто как передвигается»

1. Дети стоят в кругу, ведущий называет животных, птиц или показывает их изображения, спрашивает, как они двигаются, а дети пытаются движениями ответить на вопросы.

2. Разделиться на две команды. Первой команде ведущий показывает картинку с животным, затем эти дети в движении пытаются показать изображенное животное другой команде, а те должны угадать и наоборот.

Игры-преобразования, развивающие творчество

«Космос»

Цель: развитие внимания, двигательной реакции, творческого воображения.

Дети становятся в круг взявшись за руки и подняв их двигаються по кругу («черная дыра»). Несколько детей («космические корабли») двигаются за кругом и в кругу. Когда музыка становится громче, "черная дыра" пытается поймать "космические корабли", сужая круг.

«Акула и рыбки»

Цель: развитие творческих способностей в танцевальной импровизации; развитие умения держать статические позы.

Играет громкая музыка. Дети «рыбки» танцуют и пробуждают «акулу» своим танцем. Музыка становится тише. "Рыбки" замирают в статических позах. «Акула» выплывает на охоту. «Съедает» тех, кто шевелится.

«Осенний листопад»

Цель: развитие творческого воображения, умение заканчивать движения вместе с музыкой, импровизировать.

Дети закрывают глаза и представляют себя разноцветными листьями, кружащимися под музыку. Открыв глаза, импровизируют танец листьев. В финале плавно опускаются на пол.

«Заводные игрушки»

Цель: развитие умения передавать образ и характер персонажа и придумывать движения по образу; развитие умения останавливаться вместе с музыкой и держать статические позы.

Музыка звучит – игрушки танцуют. Музыка останавливается – игрушки встают в коробочки и замирают в статических позах.

«Потанцуй всем телом»

Цель: формирование контроля над движениями, развитие координации движений.

Звучит веселая музыка. Педагог называет чем танцевать. Например, «носиком+правым локтем+коленями».

«Деревянные и тряпичные куклы»

Цель: развитие умения выдумывать движения в соответствии с заданным образом и двигаться под музыку собственного персонажа.

Дети делятся на деревянных кукол и тряпочных. У каждого своя музыка. Танцуют, услышав свою музыку. Затем меняются.

«Волшебная палочка»

Цель: развитие умения самостоятельно подбирать движения в соответствии с образом.

Один ребенок («волшебник») взмахивает волшебной палочкой и превращает других ребят в кого хочет, и они под музыку танцуют в этом образе. «Волшебник» передает палочку тому, чей танец ему больше понравился и тот становится «волшебником».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лэпбук «Овощи»

Лэпбук «Овощи» Для знакомства детей с видами овощей можно использовать дидактические игры, иллюстративный материал, художественную литературу. Для закрепления пройденного материала будет...

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе Актуальность: В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) во второй младшей группе…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) во второй младшей группе на тему: «Лопаточки для куклы» Группа: Вторая младшая. Цель: развитие творческих способностей...

Читайте также

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре»

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре» Цель: Формирование элементарных представлений у воспитанников посредством дидактических игр в познавательной деятельности. Задачи: -...

Дыхание весны

Дыхание весны Весна. Как прекрасно это время. К нам в детский сад тоже пришла весна. Дети с удовольствием готовились к утреннику...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста…

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи