Опытно-экспериментальная работа в ДОУ
Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
Конфуций.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая педагогами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно.
Ребенок – дошкольник сам по себе является исследователем, проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для них условия. Главное достоинство экспериментирования в том, что дети могут со всех сторон рассмотреть изучаемый объект, а также самостоятельно провести исследование и получить результат. Знания, полученные при экспериментировании, намного крепче и ребенок может использовать их в разных областях образовательной и познавательной деятельности.
В опытно-экспериментальной деятельности решаются задачи дошкольного образования: образовательные, развивающие, воспитательные.
Экспериментирование проходит практически через все виды деятельности. На утренней гимнастике ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения, узнает строение своего тела и его возможности. В изобразительной деятельности, во время рисования он знакомится со свойствами материалов (растворяемость красок, смешение красок, получение разнообразных оттенков и т.д.)
Во время приема пищи задействуются вкусовые рецепторы, что позволяет ребенку узнавать и различать вкус приготовленных блюд.
Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей детей, мы создаем условия для исследовательской активности ребенка – это предметно-развивающая среда (во всех группах организованы центры экспериментирования), подобрана литература по данной проблеме, оформлены картотеки, игры-экспериментирования с различными материалами.
Процесс обучения осуществляется различными методами. Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. В экспериментальной деятельности используются все методы дидактики:
– словесные (чтение художественной литературы, беседы, рассказы).
– наглядные (наблюдение; рассматривание картин; демонстрация кинофильмов и видеофильмов);
– практические (упражнения; игры; элементарные опыты; моделирование).
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка.
В домашних условиях легко превратить экспериментирование в игру, мы рекомендуем родителям несколько домашних игр – экспериментов:
Игры-эксперименты с водой и мыльными пузырями («Тонет – не тонет», «Мокрый – сухой», «Волшебница-водица» и т.п), игры-эксперименты: «Из чего состоит?», «Устройство утюга», «Как увидеть электричество?» (с расческой, с воздушным шаром), «Полезный металл-магнит», «Как вырастить зеленый лук?» и т.д.
Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы: коробки, губки, одноразовую посуду, соломинки, зубочистки, трубочки для коктейлей, пластиковые бутылки, природный материал.
В руках умелых людей обычная пластиковая бутылка может превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок; из обычного пакета может получиться замечательный «султанчик» для игры с ветром, если его разрезать на ленточки и прикрепить с помощью скотча к палочке; из пенопласта и дубового листика можно изготовить замечательную лодочку и т.д.
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Список литературы
- Горбашева Г.Б. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – М.: АРКТИ, 2004.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Кумсковская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М., 2003.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом. – М., 2001.
- Дыбина О. В. Что было до…// Дошкольная педагогика. №1, 2006.
Читайте также |
---|
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми…
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «В стране Весна» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Цель: расширять...
Агрессивное поведение детей 4-5 лет
Агрессивное поведение детей 4-5 лет Актуальность данной темы состоит в том, что мы вместе с другими коллегами стали отмечать, что в...
Лэпбук «Безопасность в интернете»
Лэпбук «Безопасность в интернете» Цель: Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения в «Интернете», выявить пользу или вред он приносит людям. Задачи: расширить представление...