Опытно-экспериментальная работа в ДОУ

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

Конфуций.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая педагогами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно.

Ребенок – дошкольник сам по себе является исследователем, проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для них условия. Главное достоинство экспериментирования в том, что дети могут со всех сторон рассмотреть изучаемый объект, а также самостоятельно провести исследование и получить результат. Знания, полученные при экспериментировании, намного крепче и ребенок может использовать их в разных областях образовательной и познавательной деятельности.

В опытно-экспериментальной деятельности решаются задачи дошкольного образования: образовательные, развивающие, воспитательные.

Экспериментирование проходит практически через все виды деятельности. На утренней гимнастике ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения, узнает строение своего тела и его возможности. В изобразительной деятельности, во время рисования он знакомится со свойствами материалов (растворяемость красок, смешение красок, получение разнообразных оттенков и т.д.)

Во время приема пищи задействуются вкусовые рецепторы, что позволяет ребенку узнавать и различать вкус приготовленных блюд.

Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей детей, мы создаем условия для исследовательской активности ребенка – это предметно-развивающая среда (во всех группах организованы центры экспериментирования), подобрана литература по данной проблеме, оформлены картотеки, игры-экспериментирования с различными материалами.

Процесс обучения осуществляется различными методами. Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. В экспериментальной деятельности используются все методы дидактики:

– словесные (чтение художественной литературы, беседы, рассказы).

– наглядные (наблюдение; рассматривание картин; демонстрация кинофильмов и видеофильмов);

– практические (упражнения; игры; элементарные опыты; моделирование).

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка.

В домашних условиях легко превратить экспериментирование в игру, мы рекомендуем родителям несколько домашних игр – экспериментов:

Игры-эксперименты с водой и мыльными пузырями («Тонет – не тонет», «Мокрый – сухой», «Волшебница-водица» и т.п), игры-эксперименты: «Из чего состоит?», «Устройство утюга», «Как увидеть электричество?» (с расческой, с воздушным шаром), «Полезный металл-магнит», «Как вырастить зеленый лук?» и т.д.

Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы: коробки, губки, одноразовую посуду, соломинки, зубочистки, трубочки для коктейлей, пластиковые бутылки, природный материал.

В руках умелых людей обычная пластиковая бутылка может превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок; из обычного пакета может получиться замечательный «султанчик» для игры с ветром, если его разрезать на ленточки и прикрепить с помощью скотча к палочке; из пенопласта и дубового листика можно изготовить замечательную лодочку и т.д.

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

 

Список литературы

  1. Горбашева Г.Б. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – М.: АРКТИ, 2004.
  2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  3. Кумсковская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М., 2003.
  4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом. – М., 2001.
  5. Дыбина О. В. Что было до…// Дошкольная педагогика. №1, 2006.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «В стране Весна» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Цель: расширять...

Агрессивное поведение детей 4-5 лет

Агрессивное поведение детей 4-5 лет Актуальность данной темы состоит в том, что мы вместе с другими коллегами стали отмечать, что в...

Лэпбук «Безопасность в интернете»

Лэпбук «Безопасность в интернете» Цель: Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения в «Интернете», выявить пользу или вред он приносит людям. Задачи: расширить представление...

Читайте также

Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление»

Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление» Вторая группа раннего возраста Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей и совершенствование познавательных процессов средствами развивающих игр В...

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к…

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Закрепить порядковые числа. Закрепить числа – «соседи». Закрепить умение делить...

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие) «Экскурсия в краеведческий…

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие)«Экскурсия в краеведческий музей» Цель: Расширение знаний детей о своей Родине. Популяризация культурных традиций, этнокультурного...