Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи через беседу по картинке «Кот - рыбак»

«Учите ребенка каким- нибудь неизвестным

Ему пяти словам- он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таких

слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский.

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира и именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

В подготовке ребенка к школе, важное место в речевом развитии

детей принадлежит беседе по картинке - как предметной, так и сюжетной,

знакомой и малознакомой. Диалог с ребенком по картине способствует:

- Закреплению у детей навыков ведения индивидуальной и групповой беседы

- Пополнению, уточнению и активизации словарного запаса

- Развитию памяти и внимания

- Совершенствованию словесно- логического мышления

- Формированию фонетической стороны речи.

- Приобретению умения устанавливать взаимосвязи между предметами

- Развитию понимания смысла и содержания картины

- Формированию объяснительной и доказательной речи

- Конкретизации знаний о явлениях природы и об окружающих предметах

- Закреплению умения ориентироваться в пространстве

В ходне диалогов педагог может проводить систематический контроль за постановкой звуковой грамматической правильностью речи детей, навыками звукового анализа и синтеза.

Использование диалогов по знакомой картинке способствует не только речевому, но также социально- эмоциональному развитию ребенка. становлению его мотивационной сферы.

Давая ребенку картинку для ознакомления и первичного рассматривания, педагог направляет его внимание на определение главных предметов, их свойств. Признаков, на установление связей между изображенными предметами.

При повторном использовании картинки проводится развивающая беседа. Которая развивает возможности речевого общения ребенка со взрослым. Это вопросно- ответная система разговора, в результате которой у ребенка формируется умение слушать собеседника, высказываться, вести дискуссию. Цель развития диалогической речи детей при проведении развивающей беседы является доминирующей.

Чем чаще педагог в ходе диалога использует такие формы вопроса, как:

«Что ты думаешь про это?»,

«А ты как считаешь?»,

«Интересно, а что ты скажешь?»,

«Ты меня хочешь о чем- то спросить?», тем активней ребенок со взрослым.

В них взрослый выступает как равный с ребенком играющий, соблюдая очередность «ходов»

Беседуя с ребенком по картинке, воспитатель имеет прекрасную возможность продиагностировать его с помощью определения уровня освоения разных разделов программы. Наибольшие вопросники- тесты помогают выявить у детей уровень знаний, умений. представлений, их отношение к природе, изобразительному искусству, их социально- нравственную воспитанность.

- Рассматривание,

- Беседы,

- Составление рассказов по картинке,

диалог способствует закреплению навыков ведения индивидуальной и групповой беседы.

- Пополнению, уточнению и активизации словарного запаса, развитию

памяти и внимания,

- Совершенствованию словесно – логического мышления,

- Формированию фонетической стороны речи.

Содержание картинок часто подталкивает педагога к включению в беседу: Малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, коротких стихов),

- Задачи- шутки.

- Загадки.

- Составление арифметических задач.

«Кот- рыбак»

- Кого нарисовал художник?

- Где сидит кот? (На берегу пруда, озера)

- Зачем кот пришел на берег пруда?

- Как назовем того, кто ловит рыбу? (Рыбак, рыболов)

- А как называется судно, на котором рыбаки выходят в море? (Рыболовецкое)

- Почему кот в резиновых сапогах?

- Зачем ему шляпа?

- Зачем кот ловит рыбу?

- Что он сварит из рыбы? (Рыбный суп, уху)

- Чем кот ловит рыбу?

- Из каких частей состоит удочка? (удилище, леска, поплавок, грузило, крючок)

- Сколько рыбаков ты здесь видишь?

- От куда здесь взялось ведро?

- Какой наш кот - рыболов? (рыжий, терпеливый, усидчивый, внимательный…)

- А какая лягушка? (Зеленая, хитрая, ловкая, лукавая, озорная…)

- Какие растения растут в пруду? (Кувшинка, водокрас)

- Какие растения растут у берега?

- Сколько стеблей камыша- рогоза справа?

- Сколько слева?

- Где больше?

- Сколько рыб видно в воде?

- Почему мы видим рыб? (Вода прозрачная)

- От чего на воде круги?

- Когда еще бывают круги на воде?

- Какое это время года?

- Какие приметы лета ты можешь еще назвать?

- Как будет выглядеть пруд зимой?

- Можно ли ловить рыбу зимой?

- Найди на картинке предметы, в названиях которых есть звук «Р» (Пруд, рыбак, рыба, ведро, круги на воде, рогоз, водокрас)

- Есть этот звук в слове резиновые сапоги?

- Нет, в этом слове есть звук «Рь»

Использование диалогов по знакомой картинке способствует не только речевому, но также социально- эмоциональному развитию ребенка, становлению его мотивационной сферы.

Художественно- эстетическое развитие

- Аппликация «Рыбки»

- Лепка «Кот»

- Рисование «Кот- рыбак»

- Разучивание танца «Маленькие котята»

- Разучивание песни «Рыжая кошка»

Социально- коммуникативное развитие

- Какое это время года? Почему ты так думаешь?

- Что делает кот у воды?

Формирование элементарных математических явлений

- Сколько камышей нарисовано на картинке справа? (6)

- Сколько камышей изображено слева? (5)

- Сколько всего камышей изображено на картине?

- Чего больше нарисовано на картинке белых цветов(лилий) или рыб?

Пальчиковая гимнастика «Котик»

Есть у котика на лапках очень острые царапки

(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук)

Загадки:

1.Острые ушки, на лапках подушки,

Усы, как щетинка, дугою спинка,

Днем спит, на солнышке лежит,

Ночью бродит, на охоту ходит. (кот)

2. Блещет в воде чистой

Спинкой серебристой (Рыба)

3. Перья есть, а не летает.

Глаза есть, а не мигает (Рыба)

4. Наклонилась над рекой- уговор у них такой:

Обменяет ей река, окунька на червяка (Удочка)

Потешка:

Сеть тяну, рыбы наловлю, попало немало: семь окуней,

Пятьдесят карасей, один ершок- и того в горшок,

Ухи наварю, всех накормлю.

Пословица:

Без труда, не вынешь рыбку из пруда

Картины вызывают у детей большой интерес, радостные эмоции, активизируют работу мышления. Они имеют особое значение в развитии речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. В процессе рассматривания картин педагог, постепенно подводит детей к полному правильному ответу, верному отражению их знаний о предметах и явлениях в четкой и развернутой речи.

2

Н.Н. Гусарова Беседы по картинке «Времена года» Художник И. Ф. Дукк.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Кейс «Рисование на воде – Эбру»

Кейс «Рисование на воде – Эбру» На сегодняшний день существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми…

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной группе «Как в Прибайкалье жили русские...

Читайте также

Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в…

Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в старшей и подготовительной к школе группе детского сада Образовательная область: Физическое...

Конспект открытого итогового интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей…

Конспект открытого итогового интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Путешествие на паровозике из Ромашково» Цель: Расширить и закрепить...

Двигательная активность дошкольников - залог успешной подготовки к школе

Двигательная активность дошкольников - залог успешной подготовки к школе Как показывает практика подготовки детей дошкольного возраста (далее – дошкольники) среди многообразия...