«Профессия педагога. Её значение в современном обществе»

Размышляя на тему «Значение профессии педагога в современном обществе», я задаю себе вопрос: «А в чем собственно состоит это призвание? Каково его значение? Адекватно ли отношение современного общества к педагогу? Осознает ли сам педагог свое значение и призвание, соответствие той важной функции, которой он наделен?..»

В конце девяностых годов известный социолог И. В. Бестужев-Лада называл детские сады «камерами хранения», предлагая превратить их в «предшкольные университеты», где ребенок «осваивал бы азы этики, эстетики, умственного и физического труда, учился письму, счету и чтению»…

Сейчас, в годы третьего тысячелетия, что же происходит в современной педагогике? Президент Российской Федерации - Владимир Владимирович Путин подчеркивает, «что самый ценный стратегический ресурс страны, это – ребенок»; именно этот «ресурс» и общество в целом, и родители, в частности, доверяют нам, педагогам дошкольного образования, а, следовательно, в современной педагогике функция детского сада– одна из важнейших для государства.

А что же важно для развития и обучения современного ребенка при подготовке к школьному обучению?

В современных социально – экономических условиях особо значимыми для обучающихся становятся рациональность, быстрота принятия решений, умение выделить суть, овладение высокими технологиями, но при этом у детей происходит потеря чувственной сферы, нарушается гармония в познании мира, превалирует «клиповое» мышление яркими разрозненными картинками, и, как следствие, нарушается единство чувства и разума…

Есть ли средство, способное решить эти проблемы? Я отвечу, конечно, есть! Это – музыка! Только музыка доступна всем и говорит на всех языках, она способна владеть эмоциями, гармонизовать мир вокруг, воспитывать и возвышать душу ребенка.

В этом я вижу смысл своей деятельности, - раскрывая огромный воспитательный потенциал музыкального искусства, обогатить духовный мир детей, приобщить к великим образцам мировых музыкальных шедевров, тем самым формируя музыкальную культуру и вкус, и побудить к творческому самовыражению. Ведь каждый ребенок уникален, и по - своему талантлив. И, недаром своим творческим кредо я выбрала слова великого Сократа: «В каждом человеке солнце! Только дайте ему светить!»

В деятельности музыкального руководителя существует множество путей развития всесторонне развитой, гармоничной личности ребенка-дошкольника. Я для себя определила главными три следующие составляющие моей деятельности - первое, приобщение дошкольников к мировым шедеврам музыкального искусства, где одним из важнейших составляющих является совместная деятельность взрослых и детей, ведь в Федеральном Государственном Стандарте именно семье отводится роль полноправного участника образовательных отношений. Расскажу об этом подробнее.

Ориентируясь на основные принципы дошкольного образования о «Содействии и сотрудничестве детей и взрослых», при поддержке родительской общественности, мною реализуется проект «Детско – родительский семейный клуб «Музыкальный очаг».

Цель деятельности клуба: развитие и сохранение семейных ценностей и традиций посредством включенности всех участников образовательных отношений в музыкальную деятельность. Каждая семья создает свой "Музыкальный семейный очаг" с набором инструментов, фонотеки, самостоятельно изготовленных шумовых музыкальных инструментов; семьи, где родители владеют игрой на музыкальных инструментах, участвуют в концертных номерах совместно с детьми и в музыкальной деятельности в ДОУ (занятиях, праздниках, развлечениях и других открытых мероприятиях).

Каждой семье в течение двух лет посещения Семейного клуба (старшая, подготовительная группа) предоставляется возможность проведения тематической встречи – музыкальной гостиной, которую мы вместе проектируем. Каждая встреча – это праздник и новое открытие для детей, родителей и педагогов. Моя задача педагогизировать действия в гостиной, определить цели и наиболее приемлемые педагогические приемы развития компонентов музыкальной культуры детей и родителей (эмоционально-чувственного и практического восприятия музыки и художественного слова, музыкального вкуса и предпочтений)

Вторая составляющая моей работы, - это побуждение ребенка к творческой деятельности, к самовыражению. Так как «Именно творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития, результатом которого является инициативность и самостоятельность мышления», - Л. С. Выготский.

Чтобы научить ребенка чувствовать мир, как сочетание звуков; воспринимать и чувствовать гармонию добра, красоты, радости, педагог сам должен «звучать», обладать силой притяжения и использовать нестандартные способы и инструменты обучения. И здесь, как нельзя лучше подходит изречение Плутарха: "Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит!»

Целью образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» является формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства. Эстетику окружающего мира, окружающую звучащую среду использую для занятий: шумовые инструменты из бросового материала, бытовые предметы в ином качестве, природные звуки, «звучащие жесты», «поющие руки» и т.д.

Для объединения творческих проявлений детей и взрослых, развития музыкальности во всех видах деятельности, в моей деятельности необходима театральная студия. Через совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения (мимика, жест, движения, интонация), театральные постановки формируют у дошкольников художественно - эстетическое сознание.

И, наконец, третья составляющая, и самая сложная – это формирование предпосылок музыкального вкуса ребенка, умения ориентироваться в искусстве, уметь отличать его высокохудожественные образцы, искренне чувствовать их красоту и неповторимость, обладая при этом знаниями о композиторах и знаниями элементов музыкального языка.

Именно в единстве трех составляющих моей деятельности, их логичности и систематичности, и состоит идея моего подхода к музыкальному развитию ребенка в дошкольном учреждении.

Таким образом, моя профессия – музыкального руководителя, является моим призванием и способствует эффективности и высоким результатам работы по формированию основ музыкальной культуры и музыкального вкуса дошкольников, развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания музыкального искусства.

И пусть напутствием каждому педагогу станут слова:

«Не заставлять, а только направлять.

Быть не над ним, а с ним шагать бесстрашно,

Уметь услышать, и его принять.

Уметь порою признавать ошибки,

И извиниться, если гений прав!

Встречать детей с теплом, добром, улыбкой,

Чтоб оставался за порогом страх!

Я – воспитатель, это не работа!

Призвание скорей или судьба!

Делиться счастьем мне с детьми охота.

Пусть счастливы все будут и всегда!»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе…

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе «Осень в творчестве художников и поэтов»

Проект «Будь здоров, малыш!» в первой младшей группе

Проект «Будь здоров, малыш!» в первой младшей группе Продолжительность проекта: краткосрочный с 30.01-06.02 (1 неделя). Тип проекта: познавательно-игровой. Участники проекта: воспитатели, дети первой...

Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с родителями. «Традиция. Семья…

Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с родителями. «Традиция. Семья. Спорт» Цели: показать детям привлекательность зимнего времени года, развивать интерес к...

Читайте также

Образовательное событие с детьми средней группы «День народного единства»

Образовательное событие с детьми средней группы «День народного единства» Цель: Познакомить детей с государственным праздником «День народного единства», формировать понятие о России, как...

Сценарий к Дню города Москвы

Сценарий к Дню города Москвы Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! В начале сентября Москва – столица нашей Родины празднует свой День Рождения...

Прoeкт «Нeдeля дeтcких изoбрeтeний»

Прoeкт «Нeдeля дeтcких изoбрeтeний» Вид прoeктa: пoзнaвaтeльнo-твoрчecкий. Учacтники прoeктa: дeти 3-4 гoдa, воспитатели, родители. Прoдoлжитeльнocть прoeктa: крaткocрoчный 2 нeдeли (16.01.2023-30.01.2023 гг.) Aктуaльнocть: Кaждый рeбeнoк...