Использование инновационных технологий на занятиях по физической культуре в дошкольной образовательной организации

Спорт становится средством воспитания тогда,

когда он – любимое занятие каждого.

В.А. Сухомлинский.

В современных условиях информационного общества, усиления роли цифровых носителей информации и компьютеризации всех сфер общественной жизни особую роль приобретает проблема двигательной активности детей. Её снижение приводит к увеличению риска различных заболеваний, к нарушениям психического и физического здоровья. В ФГОС ДО прописаны задачи, которые направлены на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, а также на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни. Для решения данных задач физическому воспитанию отводится особое место, как ведущему аспекту всестороннего развития ребенка в дошкольном детстве. Организованные физкультурные занятия и развлечения, свободная двигательная деятельность укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, способствуют обмену веществ в организме. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие.

Данная тема является актуальной потому, что как показывает практика, физкультурные занятия – это всегда удовольствие для детей. Учитывая то, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, лучше использовать на занятиях игровые методы и приемы, которые повышают произвольное внимание детей, вызывают положительные эмоции и дают возможность совместить физическое развитие детей с углублением их знаний о своем здоровье и здоровом образе жизни. Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников новых технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Особое место в формировании ребенка как целостной личности занимает физическое развитие. Оно является основой полноценного воспитания детей дошкольного возраста. Главной задачей педагогов ДОО является охрана и укрепление здоровья детей, развитие их физических качеств. Физические упражнения для детей должны быть простыми и доступными. Желательно каждое упражнение обыгрывать, создавая игровую ситуацию, которая интересна и полезна для детей. Предметы, с которыми выполняются физические упражнения, пусть «оживают» в движениях детей. Нетрадиционное оборудование так же дает возможность повысить двигательную активность детей, получить эмоциональное удовольствие, а так же знания о здоровом образе жизни.

Среди педагогических технологий, которые используются на занятиях по физической культуре в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технологии проектной деятельности, технологии исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии.

Здоровьесберегающие технологии – это составная часть и отличительная особенность всей образовательной системы, так как являются технологической основой здоровьесберегающей педагогики и содержат совокупность методов и форм организации обучения и воспитания детей без ущерба их здоровью. Профессор Н.К. Смирнов рассматривает здоровьесберегающие технологии как совокупность методов, приемов и принципов педагогической работы, дополняющих традиционные технологии задачами здоровьесбережения. Он считает, что прилагательное «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, которая показывает, насколько при её реализации решается задача сохранения здоровья всех участников образовательного процесса, т.е. и детей и педагогов. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Основными свойствами здоровьесберегающих технологий являются: результативность, применимость, воспроизводимость и оптимальность. Результатом применения технологии выступают изменения в развитии и воспитании ребенка, которые произошли под влиянием данной технологии за определенное время.

Игровая технология представляет собой организацию педагогического процесса в форме разных педагогических игр, которая имеет чётко поставленную цель и результат. Главной целью игровой технологии является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Задача игровой технологии – достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка. Игровая технология имеет воспитательное и обучающее значение в зависимости от знания методики игровой деятельности, учёта возрастных и индивидуальных возможностей и профессионального мастерства педагога. Она может быть использована как самостоятельная технология для освоения темы или содержания изучаемого материала, в качестве занятия или его части, а также как часть образовательной программы ДОУ.

Проектная деятельность как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Основное предназначение технологии проектной деятельности – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Применение в деятельности инструктора по физической культуре игровых, здоровьесберегающих и проектных технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, а также сформирует ценностные ориентации, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста у педагогов и родителей. Необходимо, чтобы каждая из этих технологий имела оздоровительную направленность.

Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка. Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к её организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле.

В нашем детском саду с целью использования педагогических технологий была разработана программа физкультурно-оздоровительной направленности «Физкультура+игра», в которую были включены игровая, здоровьесберегающая и проектная технологии. Программа направлена на развитие физических качеств детей, интереса к играм, формирование знаний о здоровом образе жизни в процессе занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста. Данная образовательная программа составлена с учётом всех требований ФГОС ДО и содержит тематический план образовательной деятельности с детьми на занятиях по физической культуре с учётом возраста, последовательности освоения материала, игровую деятельность и различные комплексы интегрированных занятий. Дошкольники изучают общеразвивающие упражнения и основные виды движений в игровых сюжетах, а спортивно-развивающие комплексы позволяют закрепить все виды движений и найти новую форму развития двигательно-творческой инициативы детей. Важным моментом было включение в каждое занятие динамических пауз, дыхательных гимнастик, массажей частей тела как оздоровительных минуток. Когда физические упражнения становятся игровыми, они особенно привлекательны для детей, дают им ощущения радости, успеха, помогают выстроить позитивное восприятие мира и самого себя.

Основной формой работы при реализации программы является организованная образовательная деятельность по физической культуре. Образовательная деятельность проводится в виде физкультурных занятий в физкультурном зале с необходимыми спортивными пособиями и атрибутами, дети одеты в спортивную форму, также соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников.

Все занятия проводятся в игровой форме с различными видами упражнений, в различных игровых ситуациях. Использование тематических сюжетных ситуаций делает физкультурные занятия более эффективными и успешными. В ходе реализации программы были проведены необычные игровые физкультурные занятия, включающие комплексное использование новых технологий: игровых и здоровьесберегающих.

1. Физкультурное занятие «В цирке» проходило в форме сюжетной ролевой игры. Дети побывали в цирке и исполняли роли акробатов, силачей, гимнастов, жонглёров, имитировали животных. В ходе занятия проводилась разминка под музыку, а также были включены массажи и дыхательные гимнастики. Использовалось нетрадиционное оборудование.

2. Физкультурное занятие «Туристический поход» проходило в виде путешествия с преодолением препятствий. Дети были туристами и проходили маршрут по заданной карте. Во время занятия была проведена музыкальная разминка, основные виды движений в виде прохождения полосы препятствий с выполнением дыхательной гимнастики и самомассажа частей тела.

В ходе реализации программы был проведён краткосрочный проект «Мы здоровью скажем – да!». Цель: создание необходимых условий воспитания и развития ребёнка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей; формирование у всех участников проекта мотивации к занятиям физической культурой и спортом, потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья.

Предполагаемый результат проекта: расширение у детей представлений о здоровом образе жизни и необходимости его ведения; дети пополнят свои знания о правильном питании и его значении для здоровья, узнают что полезно, а что вредно для организма, что нужно знать и делать для сохранения здоровья.

Продуктом проекта стал фотоколлаж совместного творчества воспитателей группы, детей и их родителей «Движение к здоровью».

В процессе проектной деятельности в интеграции были реализованы здоровьесберегающие и игровые технологии. Результат проекта показал, что повысился уровень физического развития детей старшего дошкольного возраста. В процессе наблюдения можно увидеть, что дети стали лучше выполнять основные виды движений. У них улучшились физические качества: быстрота, ловкость, реакция. Проект детям понравился, они с удовольствием принимали участие во всех предложенных мероприятиях, проявляли интерес к играм, предложенным в рамках проекта. Им нравились необычные физкультурные занятия, ребята просили повторить понравившиеся им моменты. Результатом проекта стало то, что дети научились делать дыхательные гимнастики, массажи, стали заботиться о своем здоровье.

Посредством игровой технологии у дошкольников начинают складываться компоненты учебной деятельности. В различных видах игр ребенок осознанно подчиняется правилам, что способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Через игровые отношения ребенок знакомится с нормами поведения и взаимоотношениями взрослых людей, приобретает основные навыки общения и самосознания, самооценки самоконтроля.

Здоровьесберегающая технология является средством формирования у дошкольников знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни и о пользе различных видов гимнастик и массажей. Игровая деятельность включает в себя физические упражнения и разные виды игры для осознанного формирования навыков движения и развития двигательной способности.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование игровой, здоровьесберегающей и проектной технологий на занятиях по физической культуре позволяет не только комплексно совершенствовать уровень физического развития и физических навыков детей, но и активно совершенствовать знания о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Я считаю, что специалисты детского сада, в частности инструктора по физической культуре, должны активно и целенаправленно использовать новые технологии на занятиях по физической культуре в дошкольных образовательных организациях.

 

Список использованных источников:

  1. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. Учебное пособие / К.: Академвидав, 2004. – 352 с.
  2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  3. «Использование инновационных технологий на физкультурных занятиях с детьми дошкольного возраста». https://infourok.ru/ispolzovanie-innovacionnih-tehnologiy-na-fizkulturnih-zanyatiyah-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-3829217.html
  4. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. // Управление ДОУ. – 2012. – №5.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 12.07.2019).
  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121с.
  7. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. Учебное пособие / Н.В. Сократов, И.Н. Корнеева, В.Н. Феофанов / под. общей ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг»

Доклад «Инновации в дошкольном образовании: хэппенинг» Период раннего детства — старт человеческого начала. Это период закладывания основ здоровья и интеллекта ребенка...

Клуб весёлых и находчивых «Знатоки природы»

Клуб весёлых и находчивых «Знатоки природы» (Для детей старше-подготовительной группы и их родителей) Цель: Обобщение представлений детей о значении природы в жизни людей;...

Тематический план недели здоровья «Мир искусства»

Тематический план недели здоровья «Мир искусства» Время Понедельник, 27 марта «День поэзии» Вторник, 28 марта «День музыки» Среда, 29 марта «День живописи» Четверг, 30...

Читайте также

НОД по обучению грамоте «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»

НОД по обучению грамоте «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Цель:...

Сценарий квест-развлечения в детском саду в летний период «В поисках…

Сценарий квест-развлечения в детском саду в летний период «В поисках сокровищ» Цель: Создание благоприятных условий для развития творческих способностей, создание атмосферы...

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться…

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский...