Эмоциональное выгорание педагогов

Тезисы: В статье рассматривается профессиональная деформация личности педагога – эмоциональное выгорание, автор анализирует причину данного феномена. Результатом процесса выгорания является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога. Принимая во внимание результаты исследования руководитель сможет создать благоприятные условия способствующие снижению эмоционального выгорания у педагогов.

Профессия педагога ОУ относится к сфере профессий типа «человек-человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряжённостью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию эмоционального «выгорания». В настоящее время синдром эмоционального «сгорания» удостоен диагностического статуса.

Проблему профессионального выгорания начали исследовать ещё в 70-х годах XX века. Психологи и медики, изучающие данное явление, пришли к открытию «особой формы «стресса общения », которую американский психиатр Х.Дж. Фрейденберг предложил называть «burnout» («выгорание»).

Изучая данное состояние, ученые выявили, что оно является результатом внутреннего конфликта человека с действительностью, которую трудно изменить, и человек в борьбе с существующими проблемами исчерпывает собственные эмоциональные ресурсы. Такое психологическое состояние человека не является показателем болезни, но его можно определить как «предболезненное состояние, которое проявляется в форме дезадаптации; переходное от нормы к болезни» [4, с. 18], как вероятность возникновения болезни.

Результатом процесса выгорания является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога: он перестаёт справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации.

Сегодня наиболее приемлемой в психологической науке считается концепция эмоционального выгорания (синоним: профессиональное выгорание) C. Maslach [5], C. Maslach и S. Jackson [6], которые предложили трехкомпонентную модель выгорания. Структурно она представлена тремя составляющими. Первый компонент является основой - это эмоциональное истощение (исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов, эмоциональная перенасыщенность). Второй компонент - деперсонализация (деформации отношений с другими людьми) и третий - редукция личных достижений (чувства беспомощности и бессмысленности своего существования, своей профессиональной деятельности).

Обобщая различные теории и подходы к пониманию эмоционального выгорания, можно выделить основные характеристики данного феномена. Эмоциональное выгорание - это:

– процесс, который имеет определенные фазы своего развития; динамика развития выгорания заключается в процессе роста эмоционального истощения;

– «специфическое состояние умственного, эмоционального и психического истощения, связанное с профессиональной деятельностью и возникающее у психически здоровых людей, ранее успешно функционировавших на определенном уровне профессионального мастерства» [2, с. 4];

– «долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов» [1, с. 4];

В научной литературе отмечаются последствия эмоционального выгорания. Обобщая их многообразие, отметим наиболее часто приводимые в специальной литературе:

– понижение эмоционального фона, равнодушие, эмоциональная перенасыщенность, опустошенность и истощенность;

– психологическая неустойчивость личности как склонность к демонстрации невротических, психотических или просто опасных для других людей моделей поведения;

– болезненное разочарование в работе, снижение качества работы и коммуникаций (деформации профессиональных отношений, избегание и дистанцирование, пренебрежение обязанностями по отношению к другим);

– негативизм относительно своих профессиональных достижений и возможностей, самонеприятие;

– снижение физического потенциала, психосоматические расстройства;

– дезинтеграция личности «как потеря организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей» [3, с. 96].

Таким образом, нарушения могут затрагивать различные стороны личности человека и его профессиональной деятельности: межличностные, поведенческие и психофизиологические [1, с. 9].

Для сбора информации о наличии и проявлениях эмоционального выгорания была выбрана диагностика эмоционального «выгорания» личности В. В. Бойко.

Проведен анализ сформированности отдельных фаз выгорания у 59 педагогов работающих в дошкольном образовательном учреждении.

Были получены следующие результаты:

  • педагоги, имеющие стаж работы до 5 лет (25%): фаза резистенции в стадии формирования;
  • педагоги, имеющие стаж работы от 10-15 лет (15%): сформировалась фаза резистенции, пограничного состояния между напряжением и истощением;
  • педагоги, имеющие стаж работы 20 лет и свыше (44%): сформировалась фаза резистенции, напряжения, истощения.

Проведённые нами исследование показывает, что наименее выраженными в данной выборке педагогов, имеющие стаж работы до 5 лет, оказались симптомы «неудовлетворенности собой», «загнанности в клетку», «личностной отстраненности».

У педагогов имеющие стаж работы от 10-15 лет, наименее выраженные симптомы: «загнанности в клетку», «эмоционального дефицита», «личностной отстраненности».

Педагоги, имеющие стаж работы от 20 лет и свыше, наименее выраженные симптомы «эмоциональной отстраненности», «загнанности в клетку».

Таким образом, в результате проведенной диагностики эмоционального выгорания педагогов, и эффективности их педагогической деятельности были выявлены доминирующие симптомы эмоционального выгорания у педагогов образовательного учреждения. Выявление доминирующих симптомов является важным для организации оптимальной работы конкретного образовательного учреждения.

Принимая во внимание результаты исследования, руководитель и психологи организации смогут направить свои усилия на создание в образовательном учреждении организационно-распорядительных, экономических и социально-психологических условий, способствующих снижению симптомов и преодолению эмоционального выгорания у педагогов.

 

Литература:

  1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагно-стика и профилактика: практич. пособие.- 3-е изд., испр. и доп. -М.: Юрайт, 2017. -343 с.
  1. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. -М.: Изд-во Ин-та психологи РАН, 2005. -329 с. [Электронный ресурс] // URL: https://www.litres.ru/v-e-orel/sindrom-psihicheskogo-vygoraniya-lichnosti/ chitat-onlayn/page-2/ (дата обращения - 19.05.2019).
  1. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифоро-ва. -СПб: Питер, 2006. - 607 с.
  1. Семичев С. Б. Предболезненные психические расстройства. -Л.: Медицина, 1987. -183 с.
  1. Maslach C. Burnout: A social psychological analysis / The Burnout syndrome // ed. J. W. Jones, Park Ridge. -London: London House, 1982. -Рр. 30-53.
  1. Maslach C., Jackson S. E. Maslach Burnout Inventory. - Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1996. - 218 p.
  2. Черникова Т.В. Профессионально-личностная позиция педагога и руководителя образовательного учреждения: метод.рекомендации. В:ВГПУ,2002.


Новые публикации

Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи…

Нетрадиционная техника рисования, как один из игровых приемов развития речи детей Развитие речи – главный показатель развития детей. В дошкольном возрасте...

Конспект игрового тренинга с родителями и детьми раннего возраста «Радостная…

Конспект игрового тренинга с родителями и детьми раннего возраста «Радостная прогулка» Пояснительная записка Главным и труднопреодолимым препятствием в воспитании детей раннего возраста...

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста Наиболее известным в отечественной и зарубежной литературе представляется изучение феномена тревожности...

Читайте также

Квест «На поиски новогодних подарков…»

Квест «На поиски новогодних подарков…» «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера». Д.Дьюи. Когда я пришла работать...

Сценарий праздника осени для детей средней группы

Сценарий праздника осени для детей средней группы Входит Осень. Осень: Здравствуйте, гости дорогие! Я, Осень золотая, На праздник к вам пришла. Осенние листочки Всем деткам раздала. Я...

Проект «Умелые ручки» (Использование нетрадиционных форм рисования через знакомство детей…

Проект «Умелые ручки» (Использование нетрадиционных форм рисования через знакомство детей с временем года – зима) {pdf=download/files/presentation/file529.pdf|90%|700|native}

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий новогоднего праздника в старшей группе.

Новогодний сценарий для детей старшей группы «В поисках снеженики» Под музыку дети входят и встают в рассыпную по всему залу. ХОРОВОД «ЗИМУШКА ХРУСТАЛЬНАЯ» Музыка:  А. Филиппенко Слова:  Т. Бойко Зимушка хрустальная вся белым-бела, Сколько ты искристого снега намела. Весело и...

Рекомендация для родителей «Для чего нужны потешки»

муниципальное бюджетно-дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4    Подготовила: Кретова Елена Викторовна Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые...

Творческая работа по самообразованию «Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта»

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4 Воспитатель:  Кретова Елена Викторовна   Содержание: 1.Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста. 2.Использование фольклора в режимных моментах...

Хепеннинг (рисование пальчиками)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4   Подготовилf: Кретова Е.В. Хеппенинг -  это форма современного искусства, представляющая собой действия, событий или ситуации, происходящие при участии художников, но не...