Эмоциональное выгорание педагогов
Тезисы: В статье рассматривается профессиональная деформация личности педагога – эмоциональное выгорание, автор анализирует причину данного феномена. Результатом процесса выгорания является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога. Принимая во внимание результаты исследования руководитель сможет создать благоприятные условия способствующие снижению эмоционального выгорания у педагогов.
Профессия педагога ОУ относится к сфере профессий типа «человек-человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряжённостью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию эмоционального «выгорания». В настоящее время синдром эмоционального «сгорания» удостоен диагностического статуса.
Проблему профессионального выгорания начали исследовать ещё в 70-х годах XX века. Психологи и медики, изучающие данное явление, пришли к открытию «особой формы «стресса общения », которую американский психиатр Х.Дж. Фрейденберг предложил называть «burnout» («выгорание»).
Изучая данное состояние, ученые выявили, что оно является результатом внутреннего конфликта человека с действительностью, которую трудно изменить, и человек в борьбе с существующими проблемами исчерпывает собственные эмоциональные ресурсы. Такое психологическое состояние человека не является показателем болезни, но его можно определить как «предболезненное состояние, которое проявляется в форме дезадаптации; переходное от нормы к болезни» [4, с. 18], как вероятность возникновения болезни.
Результатом процесса выгорания является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога: он перестаёт справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации.
Сегодня наиболее приемлемой в психологической науке считается концепция эмоционального выгорания (синоним: профессиональное выгорание) C. Maslach [5], C. Maslach и S. Jackson [6], которые предложили трехкомпонентную модель выгорания. Структурно она представлена тремя составляющими. Первый компонент является основой - это эмоциональное истощение (исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов, эмоциональная перенасыщенность). Второй компонент - деперсонализация (деформации отношений с другими людьми) и третий - редукция личных достижений (чувства беспомощности и бессмысленности своего существования, своей профессиональной деятельности).
Обобщая различные теории и подходы к пониманию эмоционального выгорания, можно выделить основные характеристики данного феномена. Эмоциональное выгорание - это:
– процесс, который имеет определенные фазы своего развития; динамика развития выгорания заключается в процессе роста эмоционального истощения;
– «специфическое состояние умственного, эмоционального и психического истощения, связанное с профессиональной деятельностью и возникающее у психически здоровых людей, ранее успешно функционировавших на определенном уровне профессионального мастерства» [2, с. 4];
– «долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов» [1, с. 4];
В научной литературе отмечаются последствия эмоционального выгорания. Обобщая их многообразие, отметим наиболее часто приводимые в специальной литературе:
– понижение эмоционального фона, равнодушие, эмоциональная перенасыщенность, опустошенность и истощенность;
– психологическая неустойчивость личности как склонность к демонстрации невротических, психотических или просто опасных для других людей моделей поведения;
– болезненное разочарование в работе, снижение качества работы и коммуникаций (деформации профессиональных отношений, избегание и дистанцирование, пренебрежение обязанностями по отношению к другим);
– негативизм относительно своих профессиональных достижений и возможностей, самонеприятие;
– снижение физического потенциала, психосоматические расстройства;
– дезинтеграция личности «как потеря организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей» [3, с. 96].
Таким образом, нарушения могут затрагивать различные стороны личности человека и его профессиональной деятельности: межличностные, поведенческие и психофизиологические [1, с. 9].
Для сбора информации о наличии и проявлениях эмоционального выгорания была выбрана диагностика эмоционального «выгорания» личности В. В. Бойко.
Проведен анализ сформированности отдельных фаз выгорания у 59 педагогов работающих в дошкольном образовательном учреждении.
Были получены следующие результаты:
- педагоги, имеющие стаж работы до 5 лет (25%): фаза резистенции в стадии формирования;
- педагоги, имеющие стаж работы от 10-15 лет (15%): сформировалась фаза резистенции, пограничного состояния между напряжением и истощением;
- педагоги, имеющие стаж работы 20 лет и свыше (44%): сформировалась фаза резистенции, напряжения, истощения.
Проведённые нами исследование показывает, что наименее выраженными в данной выборке педагогов, имеющие стаж работы до 5 лет, оказались симптомы «неудовлетворенности собой», «загнанности в клетку», «личностной отстраненности».
У педагогов имеющие стаж работы от 10-15 лет, наименее выраженные симптомы: «загнанности в клетку», «эмоционального дефицита», «личностной отстраненности».
Педагоги, имеющие стаж работы от 20 лет и свыше, наименее выраженные симптомы «эмоциональной отстраненности», «загнанности в клетку».
Таким образом, в результате проведенной диагностики эмоционального выгорания педагогов, и эффективности их педагогической деятельности были выявлены доминирующие симптомы эмоционального выгорания у педагогов образовательного учреждения. Выявление доминирующих симптомов является важным для организации оптимальной работы конкретного образовательного учреждения.
Принимая во внимание результаты исследования, руководитель и психологи организации смогут направить свои усилия на создание в образовательном учреждении организационно-распорядительных, экономических и социально-психологических условий, способствующих снижению симптомов и преодолению эмоционального выгорания у педагогов.
Литература:
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагно-стика и профилактика: практич. пособие.- 3-е изд., испр. и доп. -М.: Юрайт, 2017. -343 с.
- Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. -М.: Изд-во Ин-та психологи РАН, 2005. -329 с. [Электронный ресурс] // URL: https://www.litres.ru/v-e-orel/sindrom-psihicheskogo-vygoraniya-lichnosti/ chitat-onlayn/page-2/ (дата обращения - 19.05.2019).
- Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифоро-ва. -СПб: Питер, 2006. - 607 с.
- Семичев С. Б. Предболезненные психические расстройства. -Л.: Медицина, 1987. -183 с.
- Maslach C. Burnout: A social psychological analysis / The Burnout syndrome // ed. J. W. Jones, Park Ridge. -London: London House, 1982. -Рр. 30-53.
- Maslach C., Jackson S. E. Maslach Burnout Inventory. - Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1996. - 218 p.
- Черникова Т.В. Профессионально-личностная позиция педагога и руководителя образовательного учреждения: метод.рекомендации. В:ВГПУ,2002.
Читайте также |
---|
Конспект НОД по этикету «В стране Этикета»
Конспект НОД по этикету «В стране Этикета» Старшая группа 4-5 лет Задачи: 1. Закрепить и систематизировать знания детей о видах этикета: речевой этикет...
Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста
Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...
Путешествие в музыкальную страну
Путешествие в музыкальную страну Цель: воспитание у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Развивающие задачи: • обучение умению давать характеристику прослушанной пьесе; • формирование певческой культуры...