Долгосрочный проект «Что же делать? Как же быть?»
в средней группе
Актуальность:
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребёнка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу? Как же научить ребёнка не пасовать перед трудностями, преодолевать их, тем самым, осуществляя собственный пост как личности. Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко изменённого социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Мы живём в период изменений требований к системе образования. В связи с Приказом Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ещё более актуальными стали требования, направленные на целостное развитие дошкольника как субъекта детской деятельности.
Согласно им выпускника ДОУ должен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, любознательность, задавать вопросы, интересоваться причинно-следственным связям, пытаться самостоятельно придумывать объяснения, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослым, обладать разным воображением, склонен наблюдать и экспериментировать.
Одним из путей к достижению этих целей является применение педагогами проблемного обучения. Ценность занятий, построенных по данной технологии, огромна.
Часто перед педагогами встаёт вопрос, в ходе каких видов деятельности можно использовать технологию проблемного обучения?
Эффективность проблемного обучения доказана теоретиками и хорошо осознанна практиками. Технология проблемного обучения универсальна: открывать знания можно в ходе любой деятельности и во всех возрастных группах (во всех ступенях обучения).
Целью моей работы является:
Применение на практике модели развития способностей и творческого потенциала ребенка с помощью технологии проблемного обучения.
Осмысленное усвоение дошкольниками системы знаний и умений;
Развитие самостоятельной познавательной активности;
Формирование способности к самостоятельному исследованию, анализу и выбору лучшего из предложенных решений.
Заинтересованность родителей в создании дома условий для разрешения проблемных ситуаций детьми.
Планируемый результат:
Дети самостоятельны и активны в познавательной деятельности;
самостоятельно исследуют, анализируют, делают выводы.
Октябрь 3-4 неделя - апрель |
- Консультация на тему «Что такое проблемное обучение и почему оно необходимо малышам?» Решение с детьми проблемных ситуаций. |
Декабрь | Консультация для родителей на тему: «Проблемное обучение в семье». |
Январь | Совместные решения задач с родителями по проблемному обучению. |
Февраль | Консультация для родителей на тему: «Пути создания проблемных ситуаций, личностно-значимых для ребенка». |
Март | Показательное занятие с использованием элементов проблемного обучения. |
- Семинар-практикум на педсовете «Современные образовательные технологии в практической профессиональной деятельности». | |
Апрель | Анализ, выводы. |
Родители имеют представление о проблемном образовании, а также умеют создавать дома условия для разрешения проблемных.
Список использованной литературы:
1. Ильницкая И.Л., Остапенко Л.B. Развитие творческого потенциала личности дошкольника в процессе проблемного обучения. Омск: ООИПКРО. 2001.
2. Ильницкая И.Л, Остапенко Л.B. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения // Дошкольное воспитание. 2006. № 12. С. 82-85; 2007. № 1. С. 19-23; 2007. № 3. С. 15-21.
3. Ильницкая И.Л., Остапенко Л.B. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка // Дошкольное воспитание. 2009. № 5. С. 49-53.
4. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., 1991.
5. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 1998.№ 10.
6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.
7. Матюшкин А.М. Теоретические вопросы проблемного обучения // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под редакцией И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.
8. Савенков А. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики// Дошкольное воспитание. – 2000. - № 2
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998. -256с.
10.Селевко П.К. Энциклопедия образовательных технологий: Учебное пособие в 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
11.Теоретический обзор современных образовательных технологий, реализуемых в ДОУ/ сост. Л.С. Ручко. – Костромской областной институт развития образования.
12. Технология проблемного обучения в детском саду. Методическое пособие. Тольятти, 2008
Читайте также |
---|
«Зимние забавы»
«Зимние забавы» Зима прекрасное время для проведения зимних забав, и в нашем саду прошёл спортивный праздник «Зимние забавы».Спортивное развлечение у далось...
Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУ Тема…
Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУТема «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности» «Музыкальное воспитание −это не...
Через игру – к успеху!
Через игру – к успеху! Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки снова способствуют развитию мозга. И.П.Павлов. Главный талант человечества...