Развитие инициативы и самостоятельности детей на основе совместного планирования дня по программе «Вдохновение»

С целью поддержки интересов детей программа «Вдохновение» предлагает гибкое планирование образовательного процесса, нацеленное на равновесие между собственной (исследовательской, поисковой, игровой и др.) активностью ребенка и активностью взрослого, обогащающего опыт ребенка и поддерживающего его усилия по освоению мира и реализации собственного потенциала. Программа основана на сотрудничестве детей и взрослых, поддержке детской инициативы, признания за каждым ребенком права на участие в принятии решений, учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, вовлечении семьи и социокультурного окружения места расположения детского сада и поэтому не задает жестких рамок, форм образовательной деятельности и календарных планов.

Нахождение собственных решений стимулирует детей к размышлениям, постановке вопросов и поиску ответов, принятию на себя ответственности за свои учебные процессы, проявлению терпения, выдержки, развивает мотивацию к решению задач, формирует положительное восприятие себя как успешных и даже творческих исследователей. При реализации Программы каждому ребенку предоставляется право использовать опыт и информацию по-своему, рассматривать и усваивать ее индивидуально, с позиций собственного опыта. Педагоги разрешают детям ошибаться, обнаруживать и исправлять ошибки. Преодолевая парадигму передачи знаний и опыта от взрослого к ребенку, Программа продвигает идею полноправного участия ребенка в образовательном процессе. Ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и совместно-разделенной деятельности, в общении с другими детьми и взрослыми, становясь полноправным участником образовательного процесса.

Основой современного дошкольного образования, заданной образовательным стандартом дошкольного образования, является развитие детской инициативы и самостоятельности, поддержка разнообразия детства.

Ребенок не может рассматриваться нами как некоторый объект, подвергающийся нашему воздействию внушений и дрессировке ради достижения поставленных нами целей и планов. Установка на активность ребенка и способность к самообучению (чему он научился сам, научился у нас и вместе с нами) сделали важными положения стандарта о поддержке детской инициативы, в том числе и как нового способа планирования от детей или следуя за детьми.

В режиме дня у детей практически отсутствовало свободное время, в которое они могли самостоятельно выбирать себе занятия. Они не могли участвовать в планировании своего дня, определении будущих значимых событий. Педагоги же в большинстве случаев предпочитали и многие продолжают предпочитать дисциплину и порядок разнообразию и вариативности, работу по собственному плану проявлению детской инициативы, организованные занятия свободной игре и выбору детей.

Проявление активности ребѐнка – свидетельство того, что у него есть собственный внутренний план действий. Как часто мы торопимся подменять его своим планом, планом взрослого, который гасит детскую активность и любознательность. А ведь это один из важнейших целевых ориентиров в развитии дошкольников. Как создать условия для приобретения ребѐнком этих способностей? Прежде всего, начать надо, уважаемые коллеги, с себя, с пересмотра собственных устоявшихся профессиональных установок.

Традиционный образовательный процесс в детском саду строился на основе негласных принципов, ставших нормой для педагогов, прочно укоренившихся в нашем сознании. К ним можно отнести следующие принципы:

- послушание важнее инициативы;

- знания важнее собственного опыта ребенка; - стабильность привычнее гибкости. Отсюда и предлагаемые традиционными программами способы их реализации и сформированные на их основе наши убеждения, а именно:

- единый стабильный режим организации дня, обязательный для всех детей (их далеко за двадцать, а я одна);

- календарно-тематическое планирование дня ребенка самим педагогом (я сама знаю, чему и как их надо учить); - требование неукоснительного соблюдения заранее подготовленных планов не только по содержанию, но и по времени (смотри два предыдущих убеждения);

- преобладание в содержании планов педагогов организованных занятий (все остальное – анархия);

- подтягивание ребенка под единые для всех детей цели (все дети должны…).

Отойти от этих принципов можно лишь признав их несоответствующими духу сегодняшнего дошкольного образования и осознавая необходимость работы над повышением собственной педагогической компетентности.

Мои дети - воспитанники первой младшей группы, они не бестолковые, не слабенькие и не неумеющие – они разные. Иногда двухлетний ребенок проявляет такие социальные навыки или коммуникативные умения, которых нет и у некоторых более старших детей. И наоборот, давно пора трехлетнему самостоятельно есть ложкой и застегивать пуговки, но не слушаются руки или почему-то нет желания. В своей группе я веду целенаправленную работу по развитию у детей активности и инициативности в познании, в социальных контактах, в деятельности.

Моя цель – создать разнообразную стимулирующую среду, демонстрировать предметы (оборудование) и действия, которые могут быть организованы с этими предметами или оборудованием. Демонстрировать, рассказывать, но не требовать от детей обязательно выполнить, повторить вслед за воспитателем. Нужно дать ребенку право выбрать, самостоятельно решить чем, где и с кем он будет заниматься. Даже в тех ситуациях, когда даю достаточно большой выбор видов деятельности, за ребенком оставляю право выбора чего-то своего. Например, я подготовила на выбор игрушки и материалы в центрах песка и воды, конструирования, творчества, ожидая, что дети сделают свой выбор в рамках предложенного. Но один ребенок по своим внутренним побуждениям решил, что самое интересное находится не в группе, а за окошком. Устроился возле окна и рассматривает машины. Другой ребенок отправился играть в центр сюжетно-ролевой игры.

Традиционный подход диктует нам необходимость применить дополнительную мотивацию и привлечь ребенка к запланированной нами деятельности. Сегодня я поступаю по-другому: подхожу к ребенку и поддерживаю его инициативу: «Ты решил понаблюдать за машинами? Да, это правда интересно», и одновременно помогаю упорядочить, продвинуть ее: «Смотри, какие они большие. А вон маленькая проехала. Она красная. Давай посмотрим, какие еще бывают машины. Как ты думаешь, куда поехала вон та грузовая машина?». Или другому ребенку: «Ты хочешь позаботиться о куклах? Что ты будешь делать?». В случае если ребенок пока еще не готов развернуть последовательные действия, вопрос может звучать так: «Ты хочешь позаботиться о куклах. Что ты будешь делать сначала - покормишь куклу или уложишь ее спать?»

В чем проявляется и как поддерживается инициативность в познании? Ребенок выбирает содержание деятельности, например, наблюдать за машинами, копать песок лопаткой. Какие машины едут, сколько машин, какого они цвета; какой глубины будет ямка, набирать песок в ведерко или в формочку, много или мало нужно насыпать песка и т.п. - это то индивидуально познаваемое содержание, которое становится основой образования. Мне же важно выяснить и закрепить в ребенке то новое, что он для себя открыл, в чем сегодня продвинулся, чему научился. Мы с детьми только учимся проявлять активность, инициативу, планировать свои действия, распределять виды деятельности. И на данном этапе развития я прикладываю максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий.

Совместное планирование обладает большими потенциальными возможностями для формирования детской активности и инициативы.

Например, в понедельник, продолжая утренний круг, я спрашиваю детей, как они провели выходные. Каждый ответ ребенка записываю фломастерами с указанием имени. Важно, чтобы ребенок привыкал высказываться, чтобы он чувствовал индивидуальную значимость своего ответа, видя свое записанное имя и высказывание.

Ответы детей разнообразны. Как ты провел выходные?

- Я к бабушке в гости ездила (Есения);

- Гуляла с мамой и Викой (Даша);

- Играла с Алиной (Злата).

Правильно поставленный вопрос, помогает не только задать нужное направление и обозначить лексическую тему недели, но и дает уверенность ребенку, что именно он является автором идеи или дела, он – полноправный участник совместного планирования, а также мотивирует их быть активными и инициативными на протяжении всей недели.

Представьте, что будет, если курица начнет доставать своих цыплят из яиц, а не ждать, когда они сами вылупятся? народная мудрость ДОО должны уйти от жесткой регламентации жизни дошкольников. А.Г. Асмолов.

Значит, нам надо создать соответствующие условия, задействовать мотивацию и обеспечить поддержку детской активности и инициативы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования…

Конспект интегрированного занятия познавательного цикла по экологии с элементами экспериментирования и физкультуры в старшей группе «Юные защитники леса» Задачи: Познавательное развитие: развивать умение анализировать экологическую...

Конспект прогулки комбинированного вида для детей старшего дошкольного возраста «Закружился…

Конспект прогулки комбинированного вида для детей старшего дошкольного возраста «Закружился листьев пёстрый хоровод» Задачи: Познавательные: способствовать развитию представлений детей о деревьях, их внешнем виде, строении...

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Читайте также

Спортивный досуг для младшего дошкольного возраста «Навстречу олимпиаде»

Спортивный досуг для младшего дошкольного возраста «Навстречу олимпиаде» Цели: Обеспечение физического развития детей с учетом индивидуальных возможностей развития путем реализации оздоровительного...

Конспект авторской подвижной игры «Цветная рыбалка» с детьми 3-4 лет…

Конспект авторской подвижной игры «Цветная рыбалка» с детьми 3-4 лет Цели: развивать у детей ловкость и быстроту движений. Задачи: развивать координацию движений;...

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ Праздник Название игр Описание игры (цель) 1 сентября «День Знаний» Бубенцы (колокольчик) Цель: Развитие умений действовать по сигналу, внимания...