Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: «Правила дорожной безопасности»

Цель: обучение детей основам безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

- закрепить с детьми правила безопасного поведения на улице, представления детей о значении слов «пассажир», «пешеход»; о движении транспорта и пешеходов;

- дать представления об обстановке на улице; о правилах перехода улиц; о поведении детей на улицах;

- воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения, а также такие качества, как взаимовыручка и помощь нуждающимся.

- учить составлять изображение из готовых геометрических форм и аккуратно наклеивать;

- развивать словарный запас, грамматический строй речи, связную речь

- закреплять пространственные представления (вправо, влево, посередине, впереди, сзади, выше, ниже).

Используемые материалы:

- «Безопасность дорожного движения». Наглядное пособие с информацией по безопасности дорожного движения для родителей и детей. Художник-иллюстратор: Копейкин И. И. – М. Сфера, 2011 г.

- альбом «Разные виды транспорта», «Синтез», 2007г.

- альбом «Дорожные знаки»

- фотоальбом «Наш город»

- стихотворение Михалкова С. «Моя улица», стихотворение Гуриной И. «Строгий светофор»

- настольно-дидактические игры: «Найди и назови», «Подбери нужный знак», «Дорожная головоломка»

- наборы для сюжетно-ролевых игр «Автосервис», «Гараж»

- макет «Улица города», размером в два листа ватмана

- папка

Раздаточный материал: (для аппликации)

- готовые геометрические формы для изготовления транспорта, домов, деревьев, дорожных знаков; подкладки, подставки, кисти, клеенки, баночки с клеем, салфетки, подносы, листы 1/2 А-4 (серого, розового, голубого, желтого цвета).

Предварительная работа:

- индивидуальная и подгрупповая работа;

- беседы о правилах дорожной безопасности;

- беседы о транспорте;

- ознакомление с дорожными знаками;

- заучивание стихотворений, загадок по теме;

- настольно - дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры «Автобус», «Путешествие по городу»;

- изготовление папки-передвижки «Дорожная безопасность глазами детей».

Работа с родителями: конкурс совместного творчества родителей и детей «Дорожная безопасность».

 

Ход образовательной деятельности

1. Мотивация деятельности

Воспитатель обращает внимание детей на большой конверт в лапах у Мишки (большая дидактическая игрушка - постоянный персонаж в любых видах деятельности).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Мишка что-то держит в лапах. Мишка, что ты нам принес? (голосом Мишки)–«Письмо от медвежат, прочитайте, пожалуйста!»

В конверте находятся условные картинки с вопросами, записанными на обратной стороне. (Воспитатель читает письмо и задает вопросы «голосом Мишки».)

«Здравствуйте, ребята! Вы живете в большом городе, в нем много людей и происходят разные события. Мы, медвежата, живем в лесу, а нам так хочется узнать о вас и о вашей городской жизни что-нибудь новое и интересное. Расскажите нам, пожалуйста, что такое «улица», а то Мишка не смог нам объяснить. Мы приготовили вам вопросы в картинках. Помогите Мишке все запомнить, чтобы он смог нам рассказать».

Воспитатель: - Ребята, хотите помочь Мишке? А как ему можно помочь?

Дети: (предполагаемые ответы детей) - Да, хотим. Расскажем, покажем, объясним.

Воспитатель: - Ребята, займите, пожалуйста, свои рабочие места!

(Дети встают полукругом на ковре.)

Дидактический материал выставлен на закрытых мольбертах, затем постепенно открывается или выставляется воспитателем. Речевая часть проводится в быстром темпе и является главной, поэтому аппликация - из готовых геометрических форм.

«А сейчас попробуем ответить на вопросы медвежат…»

2. Речевая часть деятельности.

1. Воспитатель: (Картинка №2) Что такое «улица»?

Дети: - Улица - это дорога, вдоль которой стоят дома. Это два ряда домов и место между ними для прохода и проезда.

Воспитатель: - Какую загадку вы знаете про дома? Как не перепутать дома?

Дети: - «В два ряда они стоят, 10, 20, 100 подряд,

и квадратными глазами друг на друга все глядят».

У каждого дома есть свой номер.

Воспитатель: - Как же не запутаться, где какая улица?

Дети: - Чтобы не было путаницы, все улицы называются по-разному.

Воспитатель: - Давайте скажем Мишке, кто на какой улице живет?

Дети: - Я живу на Комсомольской площади. Я живу на улице Интернациональной. Я - на Советской. Я - на улице Сенюкова. Моя называется - проезд Строителей. Я живу на набережной Нефтяников (и т.д.)

Воспитатель: - А зачем нужно знать свой адрес?

Дети: - Адрес надо знать для того, чтобы, если заблудился, тебе помогли найтись, добраться до дома. Адрес нужен, чтобы найти нужную улицу, нужный дом, квартиру.

2. Воспитатель: (Картинка №3) - А какими бывают дома на улицах, из каких материалов они могут быть построены? Как их еще называют?

Дети: - Дома по-другому дома называют «здания», они разные:

- каменные, кирпичные, панельные, деревянные;

- старинные, современные, необычные, красивые;

- высокие, низкие, широкие, узкие, одноэтажные, многоэтажные.

Воспитатель: - В жилых домах живут люди, а что может находиться в зданиях специального назначения?

Дети: - В жилых домах могут находиться больница, поликлиника, магазины, гостиница, ресторан, столовая, кафе, школа, детский сад, кинотеатр, Дом культуры, театр.

- Обычно на первых этажах жилых домов находятся аптеки, парикмахерские, небольшие магазины, ателье, кассы, где продают билеты на самолет или поезд.

3. Воспитатель: (Картинка №4) Люди выходят из дома и становятся кем?

Дети: - Если люди идут пешком, то пешеходами, если садятся за руль, становятся водителями, велосипедистами, мотоциклистами, а если занимают место в транспорте, то становятся пассажирами.

Воспитатель: - Как называется дорожка для пешеходов?

Дети: - Дорожка для пешеходов называется тротуар.

Воспитатель: -Как называется дорога для машин?

Дети: - Дорога по-другому может называться проезжая часть, мостовая, автотрасса, автомагистраль, шоссе, автодорога.

- Если город большой, там еще есть велосипедные дорожки.

Воспитатель: - Каким должен быть тротуар?

Дети: - Тротуар должен быть ровным, выше дорожного полотна, широким, гладким.

Воспитатель: - А какой должна быть дорога для транспорта?

Дети: - Дорога должна быть заасфальтированной, ровной, безопасной, широкой, чтобы хватило места для грузового и для пассажирского транспорта.

Воспитатель: - «Помните и младшие, и старшие, выполняйте строго!

Пешеходу – тротуар, транспорту – дорога!»

Запомни, Мишка!

4. Воспитатель: (Картинка №5) Высаживают ли растения на улице и для чего?

Дети: - На улице сажают деревья, кустарники, траву, цветы, делают газоны и клумбы.

- Сажают для безопасности, потому что деревья и кустарники отделяют тротуар от проезжей части.

- Это нужно для чистоты, растения задерживают грязь, летящую из-под колес, очищают воздух от запаха бензина и от дорожной пыли.

- Растения - для красоты, зеленый цвет успокаивает глаза, яркие цветы создают хорошее настроение.

Воспитатель: - Какие растения чаще всего мы видим вдоль дорог в нашем городе?

Дети: - много тополей и кустов желтой акации.

- Растения специально подстригают низко, чтобы они не мешали водителям видеть пешеходов, а пешеходам видеть транспорт на дороге.

5. Воспитатель: (Картинка №6) Что такое транспорт и какой транспорт есть в нашем городе?

Дети: - Транспорт - это то, на чем перевозят людей или грузы.

- В нашем городе есть наземный транспорт: легковой, грузовой, пассажирский, личный, общественный, специального назначения.

- Легковой и общественный перевозит пассажиров.

- Автобусы, маршрутки и такси – это общественный транспорт, на нем перевозят людей.

- Грузовой транспорт перевозит различные грузы: жидкие в цистернах, сыпучие в грузовиках и самосвалах,

- А тяжелые, длинные, опасные грузы возят на специальных машинах.

Воспитатель: - Какой транспорт специального назначения вы знаете?

Дети: - Пожарная охрана «01» мчится тушить пожары, заливать огонь, спасать людей.

- Милицейский патруль «02» спешит защитить жителей, обезвредить преступников и хулиганов.

- Скорая медицинская служба «03» торопится спасать жизнь и здоровье больных людей.

Воспитатель: - Чем оборудованы машины специального назначения?

Дети: - Это звук - сирена и свет, их включают, чтобы все остальные вокруг знали, кто и зачемторопится и уступали им дорогу.

6. Воспитатель: (Картинка №7) - Как передвигаются пешеходы и транспорт?

Какие правила дорожного движения вы знаете? Дети: - Пешеходы и транспорт двигаются в разных направлениях, в разные стороны.

- Для того, чтобы всем на улице было удобно, люди особым образом разделили улицы, нарисовали вдоль и поперек белые линии –разметку.

- Место, где людям можно переходить через дорогу, разметили широкими белыми полосами, которые видно издалека, называется «зебра».

Воспитатель: - «Полосатые дорожки так и просятся под ножки,

«Зебра» или «переход» через улицу ведет».

- Какой переход самый безопасный?

Дети: - Самый безопасный - подземный, но у нас в городе его нет, у нас только наземные переходы.

Воспитатель: - Машины едут по дороге навстречу друг другу, что помогает им не столкнуться?

Дети: - На дороге белая линия делит дорогу вдоль пополам, машины должны ехать только по правой стороне и не заезжать за линию, это нарушение.

7. (Картинка №8) Воспитатель: Чтобы не было дорожных происшествий: столкновений, несчастных случаев, автокатастроф, чтобы люди и машины не мешали друг другу, люди придумали специальные правила. Как ни называются?

Дети: - Они называются «Правила дорожного движения», их нужно знать и выполнять!

Воспитатель: - Какие правила должны знать пешеходы и выполнять?

Дети: - «Если ты спешишь в пути через улицу пройти, там иди, где весь народ, где есть надпись – переход! Не выбегай на проезжую часть!»

- «Помни Саша, Поля, Лена,

Что смотреть надо налево,

Как дойдешь до середины,

То отсюда, с половины,

Помни Таня, Юра, Слава,

Что смотреть надо направо!»

- Детям можно переходить дорогу только со взрослыми!

- На велосипедах, самокатах детям можно кататься только в парках, во дворах, на детских площадках, а не по дороге.

Воспитатель: - Какие правила поведения пассажиров в общественном транспорте?

Дети: - В транспорте нельзя шуметь, кричать, бегать по салону, отвлекать водителя, есть и пить в салоне, сорить, перевозить опасные предметы.

- Надо купить билет, сидеть спокойно, пристегнуть ремень безопасности, уступать место пожилым, людям с маленькими детьми.

8. Воспитатель: - Что или кто самый главный на улице?

Дети: - Самый главный - это светофор, ему подчиняются и водители, и пешеходы.

- «Помогает нам понять, где идти, а где стоять.

На дороге он стоит и ребятам говорит:

«Красный свет – хода нет,

желтый – подождите,

зеленый – проходите.

Существует с давних пор

наш помощник – светофор»!

- Для водителей светофор трехцветный, для пешеходов – двухцветный.

- Когда для пешеходов горит зеленый свет, то для водителей – красный, и наоборот.

Воспитатель: - Кто такой «постовой»?

- Если не работает светофор, то на дорогу выходит милиционер с полосатой палочкой, жезлом.

- Он показывает, кому ехать, кому идти, когда надо остановиться или начать движение.

Воспитатель: Чтобы легче было выполнять «Правила дорожного движения», люди придумали дорожные знаки.

«Стоят на дороге

Всем людям в подмогу

Простые и сложные

Знаки дорожные!»

- Знаки бывают разные. Какие знаки вы знаете?

Дети: - «Сердитые» знаки запрещают, они круглые и красные.

- Другие «предупреждают» о чем-нибудь, они треугольные и красные.

- «Добрые» знаки разрешают, они круглые и голубые.

- Другие знаки сообщают о том, что именно в этом месте безопаснее всего.

9. (Картинка №10) Воспитатель: Вы рассказали Мишке все, что знаете про улицу. Как вы думаете, как можно ему помочь все запомнить, ничего не перепутать и так рассказать медвежатам, чтобы было понятно и интересно.

Дети: - медвежата прислали письмо с картинками, можно сделать большую картину для медвежат, чтобы им было понятно.

Воспитатель: - Если каждый из вас сделает по картинке, мы сможем составить из них модель улицы. Модель - это уменьшенное изображение чего-нибудь.

Улица большая, модель маленькая, сделаем, потом свернем в рулони Мишка отнесет медвежатам в лес. Хотите сделать?

Дети: - Хотим!

10. Воспитатель открывает модель улицы, пока пустую. На большом мольберте закреплены два листа ватмана, разрисованных вдоль: середина - проезжая часть, по ее краям – тротуары, сверху и снизу оставлены пустые полосы для «домов».

Для детей приготовлены листы размером в ½ А4 и наборы готовых геометрических фигур разного цвета.

Накануне занятия воспитатели вместе с детьми рассматривают геометрические формы; обсуждают, какие изображения можно из них составить (различные дома, растения, пешеходные переходы, различный транспорт). Дети задумывают каждый свое изображение, воспитатели записывают (чтобы напомнить, если ребенок забыл, что задумал).

3. Обсуждение практической деятельности с детьми

Воспитатель: (Картинка №11) Воспитатель проводит опрос по «системе пяти пальцев» по технологии Н.М. Крыловой «Детский сад –дом радости»:

1. Воспитатель: - Что задумали сделать?

Дети: (все вместе) Мы задумали сделать модель улицы.

Воспитатель: У каждого своя задумка! Какая задумка у тебя? У тебя? Что задумал ты? (быстро опрашивает несколько человек)

Дети: (называют задумку и объясняют). Например:

- Я задумал сделать молоковоз - это цистерна, чтобы перевозить жидкость.

- Я задумала сделать машину, с синим крестом. Это ветеринарная помощь животным.

- Я сделаю деревья, чтобы был чистый воздух и красиво на улице (и т.д.)

2. Воспитатель: - Из каких материалов будете делать?

Дети: - Мы будем наклеивать геометрические формы из цветной бумаги.

- Если делать машину, то лист бумаги выберу серый, как асфальт.

- Если буду клеить дом, то лист возьму розовый или желтый.

- Если задумаю сделать растения, то наклею на желтый или голубой лист.

3. Воспитатель: - Какие инструменты вам понадобятся?

Дети: - Нам понадобятся кисточки для клея.

4. Воспитатель: - Как будете делать?

Дети: - Будем делать по порядку: сначала разложим все части на бумаге; наклеивать будем по одной детали; намазывать на клеенке и только края деталей; придавим тряпочкой для клея, чтобы было аккуратно и чисто.

5. Воспитатель: - Что получится?

Дети: - Чудо! Результат!

- У меня машина, у меня автобус, у меня пешеходный переход и т.д.

В: Каждый сделает свою задумку, покажет ее Мишке, расскажет ему, что сделал, а потом мы вместе наклеим готовые детали, и у нас получится «чудо» - МОДЕЛЬ УЛИЦЫ!

4. Физкультурная пауза

Воспитатель: (Картинка №12) Дети, чтобы отдохнуть и набраться сил, хотите поиграть в веселую музыкальную игру?

Дети: Да!

Игра средней подвижности «Вот мы в автобусе сидим…» (грамзапись).

5. Коллективная аппликация «Модель улицы»

Воспитатель: Ребята, займите свое рабочее место. Желаю удачи!

Дети самостоятельно:

- готовят себе рабочее место (выбирают и приносят все необходимое);

- наклеивают выбранное изображение;

- готовую работу каждый несет Мишке, показывает и рассказывает, что сделал;

«Какие же вы у нас молодцы, сами со всем справились…»

- затем несут воспитателю, вместе выбирают, куда наклеить (воспитатель помогает наклеить на двусторонний скотч);

- убирают свое рабочее место (уносят все материалы на место).

(Кто закончил раньше, могут рассматривать иллюстрации в книгах, поиграть, в настольную игру, ждут, пока закончат остальные.)

(Воспитатели только наблюдают, хвалят, если нужно, советуют.)

6. Сюрпризный момент

Входит заранее приглашенный гость – инспектор городской патрульно - постовой службы и приглашает детей подойти к готовой модели улицы.

Вместе с воспитателем инспектор проводит «анализ» деятельности: задает вопросы детям, отвечает на их вопросы, хвалит за знания, за работу, напоминает о безопасном поведении на проезжей части, на улице. Рассказывает несколько коротких поучительных историй о дорожных правилах. Предлагает детям задавать вопросы и отвечает на них.

9. Последующая работа: на следующий день у Мишки в лапах маленький конверт. Воспитатель распечатывает и читает детям письмо от «медвежат». (Письмо в виде картинки с нарисованным солнышком и улыбкой, это «спасибо» детям от медвежат за «модель улицы» и за их интересные ответы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Встреча с куклой Веснянкой»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Встреча с куклой Веснянкой» Цель: формировать представления об истории русского быта через знакомство с народной тряпичной...

Эссе «Я педагог, а это значит…»

Эссе «Я педагог, а это значит…» «Если вы удачно выберете труд и вложитев него свою душу, то счастье само вас отыщет».Аристотел. Когда...

Мастер-класс для воспитателей по изготовлению дидактического пособия «Книжка малышка на…

Мастер-класс для воспитателей по изготовлению дидактического пособия «Книжка малышка на стихи А. Барто» Цель мастер-класса: поделиться с педагогами опытом работы по...

Читайте также

Лэпбук «Фрукты»

Лэпбук «Фрукты» В дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игровой форме. Для знакомства детей с фруктами можно использовать дидактические игры...

«Милая мама»

«Милая мама» Какое слово все люди произносят первым в своей жизни? Конечно же, это слово «мама». Мама — первое слово в...

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи: 1. Создавать благоприятные условия для развития...