Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Встреча с куклой Веснянкой»

Цель: формировать представления об истории русского быта через знакомство с народной тряпичной куклой.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания детей о музеях, правилах поведения в музее;
  • продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями;
  • познакомить детей с изготовлением тряпичной куклы, учить работать с тканью.

Развивающие:

  • развивать речевую активность, умение слушать ответы товарищей, развивать умение давать полные ответы на вопросы;
  • развивать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры;
  • вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию.

Словарная работа: Пеленашка.

Материалы: Экспонаты музея ДОУ – народные куклы разных стилей, изготовленные разными способами из разных материалов (тряпичные, куклы-обереги), схема «Порядок изготовления тряпичной куклы закрутки Пеленашки, кукла Веснянка, корзинка, лоскутки ткани, нитки.

Предварительная работа: просмотр презентации на тему: «Народная кукла», просмотр альбома с иллюстрациями народных промыслов, просмотр иллюстраций «Народный костюм», чтение стихотворений, пословиц и поговорок о куклах, просмотр видео «История кукол», беседа "Почему мы играем в куклы?".

Методы и приемы:

словесные методы: беседа, ответы и поощрение;

наглядные: использование ИКТ, куклы, предметы быта;

практическая деятельность: изготовление куклы Пеленашки;

игровой: здоровьесбережение физминутка «У Маланьи», пальчиковая гимнастика «Кукла», гимнастика для глаз, игра «Баранки», игра «Помоги матрешкам»;

сюрпризный момент: кукла Веснянка, видеоролик о кукле Пеленашке;

Рефлексия.

 

Конспект содержания организованной образовательной деятельности

Приветствие:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, утро,

Здравствуй, день,

Просыпаться нам не лень.

Воспитатель: Кто-то к нам стучит (открывается дверь).

Воспитатель от имени куклы говорит:

Здравствуйте ребята, меня зовут Веснянка.

Воспитатель: А что ты такая грустная?

Веснянка: Я так заигралась, отвлеклась, что потеряла своих подружек, ребята вы поможете мне их отыскать.

Воспитатель: Ребята поможем Веснянке найти ее подружек.

Где у нас в группе живут подружки Веснянки.

Ответы детей; Куклы живут в музее группы.

Мы отправимся в музей! Ребята, скажите, а что такое музей?

Дети: (Ответы.)

Воспитатель: Да, действительно, музей – это место, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные произведения искусства, предметы быта и документы, имеющие культурное, научное, историческое значение.

Воспитатель: А давайте мы вместе с вами вспомним правила, которые нужно соблюдать во время посещения музея:

Дети отвечают, воспитатель подсказывает:

1. Нельзя шуметь.

2. Нужно внимательно слушать экскурсовода, не перебивать.

3. Все вопросы задавать только после рассказа экскурсовода.

Воспитатель: Сегодня во время нашего путешествия, нам надо выбрать экскурсовода. (Договариваемся, что будем все по очереди.)

Мы отправляемся в удивительный и интересный мир прошлого!

Воспитатель: Ребята, у нас есть 3 зала в музее, в какой пойдем?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Какой это зал? (№1)

Мы с вами очутились в волшебном месте! Посмотрите по сторонам, что вы видите?

(Воспитатель задает вопрос каждому ребёнку, дети отвечают по очереди, что они видят вокруг, стараясь давать полные ответы.)

Ребята что вы заметили, матрешки все заигрались, поменялись местами. Может быть поможем им.

Ребята помогают матрешкам найти свою пару, делясь на 2 группы. Затем проверяют правильность сборки, идет взаимопровека.

Воспитатель; Ну что, веснянка это твои подружки?

Веснянка: Это матрешки они изготовлены из дерева, это не мои подружки.

Воспитатель: Что же нам делать? (Искать подружек, идти дальше)

Воспитатель: В какой следующий зал отправимся?

Дети: В зал № 2

Ребята, что вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель: Хозяюшка приготовила нам угощение, замесила тесто, но не успела вылепить баранки, поможем найти части баранок и угоститься.

Дети делятся на пары и соединяют четвертинки баранок. (Идет взаимопроверка.)

Веснянка ты нашла в этом зале своих подружек.

Веснянка: Нет, эта кукла не моя подружка.

Воспитатель: Что же нам делать?

Отправляемся дальше в зал №3. Что вы видите?

Дети: Календарь народных кукол.

Воспитатель: Кто будет экскурсоводом и расскажет нам о кукле? (Все по очереди выполняют роль экскурсовода и рассказывают о куклах.)

Воспитатель: Веснянка ты нашла своих подружек?

Веснянка: Да, вот мои подружки, я очень рада.

Воспитатель: В быту русского народа наиболее распространенной игрушкой была тряпичная кукла. Народная кукла, дошла до нашего времени, почти не изменившись, точно так, как передавали её из поколения в поколение: от матери к дочери, от бабушки к внучке. Образы, которые есть в тряпичной народной кукле, очень просты и понятны каждому, душевные, поэтому, делая куклу, человек отдыхает душой, набирается сил. Дети могли в них поиграть.

Давайте и мы поиграем

Физминутка «У Маланьи»

У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)

Жили в маленькой избушке (показ избушки)

7 сыновей (показ 7 пальцев)

Все без бровей (Очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами (показ ушей ладонями)

Вот с такими носами (показ длинного носа ладонями)

Вот с такими усами (очертить пальцами длинные усы)

Вот с такой головой (очертить круг вокруг головы)

Вот с такой бородой (показ руками бороды)

Они не пили, не ели (показ чашки и ложки)

На Маланью все глядели (руки у глаз, охлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так (любое движение)

Воспитатель: А теперь ребята посмотрите внимательно на кукол, какой цвет нити использовали?

Дети: Использовали красный цвет.

Воспитатель: Ребята, правильно. Традиционная народная кукла – это чудо, за которым открывается целый мир, красный цвет обережный.

Веснянка: Ребята, хотите узнать о моей подруге, ее зовут Пеленашка.

Я хочу с вами поиграть: глазки, направо, налево, верх, вниз, поморгали. Молодцы!

Просмотр фильма о кукле Пеленашке

Веснянка: Я хочу вам подарить короб, открываем….

(Дети видят лоскуты ткани, нитки.)

Я хочу, чтобы, вы изготовили мне еще подружек!

Отправляемся, в мастерскую. Там мы сможем изготовить наших кукол.

Дети с воспитателем, выполняют пальчиковую гимнастику:

Наша куколка шагала,

И играла,

И плясала,

А теперь она устала,

Забралась под одеяло.

(Все действия выполняются пальчиками обеих рук.)

Дети следуя схеме, создают кукол – закруток по веселую народную мелодию.

Проверяют правильность выполнения работы по схеме изготовления.

Ребята садятся на подушки в круг и делятся впечатлениями.

Воспитатель: В каком музее мы оказались?

Из каких материалов сделаны куклы?

Для чего изготавливаются тряпичные куклы?

Какие куклы вам запомнились?

Ребята отвечают на вопросы, укладывают свою куклу Пеленашку в корзину для Веснянки.

Воспитатель хвалит каждого за выполнение заданий.

Веснянка благодарит всех и прощается с ребятами.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Воспитание литературой. Как развить у дошкольника интерес к книгам

Воспитание литературой. Как развить у дошкольника интерес к книгам Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни...

Фестиваль как форма взаимодействия с родителями воспитанников

Фестиваль как форма взаимодействия с родителями воспитанников «Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя». Семья и детский сад –...

Рабочая программа кружка «Детский музыкальный театр «Бамбини Бельканто» Играем и…

Рабочая программа кружка «Детский музыкальный театр «Бамбини Бельканто» Играем и поём!»

Читайте также

Конспект ОД по экспериментальной деятельности «Удивительный песок»

Конспект ОД по экспериментальной деятельности «Удивительный песок» Цель: выявление особенностей проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста, а также их отношения к экспериментальной деятельности. формирование...

Менеджмент в процессе взаимодействия школы и семьи по преодолению школьной…

Менеджмент в процессе взаимодействия школы и семьи по преодолению школьной дезадаптации первоклассников Благополучная адаптация ребенка в начале школьного обучения является залогом...

Балансировочные доски в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Балансировочные доски в логопедической работе с детьми дошкольного возраста Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном...