Конспект ОД по экспериментальной деятельности «Удивительный песок»

Цель: выявление особенностей проявления любознательности у детей

старшего дошкольного возраста, а также их отношения к экспериментальной

деятельности.

формирование познавательной активности ребенка в процессе исследовательской деятельности по знакомству с песком.

Задачи:

  1. Познакомить детей с составом и свойствами природного песка;
  2. Расширять представления о происхождении песка, об использовании человеком песка в быту;
  3. Закрепить знания детей о пустыне как огромном песчаном пространстве земли, об особенностях животного и растительного мира пустынь;
  4. Развивать познавательную активность; умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы;
  5. Развивать у детей речевую активность, обогащая словарь детей;
  6. воспитывать умение внимательно слушать взрослого и товарищей по группе, воспитывать умение работать сообща, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

 

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: Ноутбук, проектор, экран, магнитная доска, лоток с чистым сухим песком, большой лоток для песка, стакан с водой, лейка, изделия из керамики.

Раздаточный:

На каждого ребёнка: нарукавники, лоток с сухим чистым песком, воронка, лоток для песка, форма для песка, кусок глины, лупа, ложка

Предварительная работа:

познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Ход занятия:

Ребята, не так давно мы с вами были в гостях у профессора Всезнамуса? А хотите еще раз попасть в его лабораторию?

Тогда давайте крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся, глазки закрываем в лабораторию попадаем.

(Звучит звук ветра в пустыне.)

Что это за звук, откуда он доносится?

(На экране пустыня Сахара.)

А что это за необычный пейзаж? Что за горы песка?

(Ответы детей.)

Что такое песок? (Это полезное ископаемое, это кусочки породы.)

А почему так много песка?

Ученые до сих пор не могут разгадать тайну пустыни. Откуда так много песка? Либо там были когда-то горы. Или ветер надул столько песка.

Значит, песок создан природой.

Так и в природе, под воздействием воды, ветра, солнца, камни разрушаются до маленьких частичек. Эти частички и есть песок!

А кто обитает в пустыне?

А растительность есть в пустыне?

Ребята, хотите своими руками проверить свойства песка? Я знаю, как это сделать. Нам надо стать исследователями.

А в лабораторию мы пойдем по песочной дорожке. Идите за мной.

(Дети идут за воспитателем по песочным мешочкам.)

Уважаемые исследователи, предлагаю занять свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы.

Сначала мы поговорим о безопасности, как нужно работать с песком, чтобы не навредить себе и своим друзьям.

Правила:

-Нельзя ничего трогать и начинать работу без разрешения руководителя;

-Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно;

-Нельзя брать руки в рот;

-Нельзя тереть глаза;

-После каждого опыта делать вывод;

-Обязательно после работы с песком надо мыть руки с мылом.

Вы знаете, кто такие исследователи?

Они что-то исследуют, проводят опыты, ставят эксперименты.

Давайте приступим.

Опыт №1. «Песок —это множество песчинок».

Перед вами песок, я предлагаю рассмотреть его. Скажите, каким прибором можно это сделать? (Дети рассматривают через лупу песок). Что же мы видим? Из чего он состоит?

(Из маленьких песчинок, которые отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы.)

- Скажите, какого цвета бывает песок? (белый, желтый, красный, серый).

- Ребята, где же добывают песок? (в карьере, в море, в реке).

- Как вы думаете, чем отличается друг от друга песок, добытый в разных местах? (размером, формой песчинок).

А теперь возьмем магнитики, опустите в песочницу. Что появилось на поверхности? (маленькие частички металла).

- Какой можно сделать вывод, благодаря этому опыту?

Вывод: весь песок разный по цвету, состоит он из маленьких песчинок, которые не прилипают друг к другу, в песке содержатся маленькие частички металла.

Опыт №2.

Перед вами лежит трубочка. Как вы думаете, что мы с ним будем делать?

С помощью трубочки будем создавать поток воздуха, но не сильно. Давайте посмотрим, что получится и сделаем вывод. (ответы детей)

Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

Вывод: песок двигается с помощью ветра.

Опыт №3. «Сухой песок может сыпаться»

В: Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал

в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания (Показывает, дети выполняют.)

Вывод: Песок может двигаться, сыпется. Благодаря этому свойству придумали песочные часы. Свойство сыпучести.

Дыхательная гимнастика «Подуем на песчинку»

ИП: стоя, одна рука, ладошкой вверх, около рта, другая опущена. Делать

глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, губы дудочкой, как будто сдуваем песчинку с ладони. Повторить тоже с другой руки.

Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. А сейчас все дружно встали, вышли все ко мне в кружок, начинаем физкультминутку.

Физкультминутка «По пустыне мы шагаем»

По пустыне мы шагаем,

Выше ноги поднимаем. (высоко поднимаем ноги)

Солнце жаркое печет, (показываем на солнце)

Но панама нас спасает. (руки на голову)

Вот дошли мы до опушки: (шагаем, поднимаем ноги)

Кактусы растут, колючки. (показывают вниз в стороны )

Здесь кругом одни барханы, (волны)

А за ними караваны. (смотрят вдаль)

Продолжаем дальше исследовать свойства песка.

Опыт №4. «Растворяется или нет»?

Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите ложку и положите в стакан с водой песок, но не надо размешивать. Растворился ли песок в воде? (Нет, песок сел на дно стакана. А на поверхности песочная пыль осталась, которая окрасит воду.)

Вывод: песок тяжелый, сел на дно стакана, а пыль легкая, она растворилась.

Опыт №5. «Фильтрация воды»

У песка есть полезное свойство очищать воду. Возьмем окрашенную воду и пропустим через воронку, наполненную песком. И посмотрим-какая вода будет в стакане?(Песок пропускает воду-очищается).

Вывод: Песок-природный фильтр.Так раньше очищали воду наши прабабушки и прадедушки.

Опыт № 6 «Камень —трение —песок»

Перед вами белые листы бумаги, два камня и лупа. Сильно потрите

камни друг о друга над белым листом, и посмотрите на лист через лупу. Что вы видите? (На листе много маленьких песчинок)

Так и в природе, под воздействием воды, ветра, солнца, камни разрушаются до маленьких частичек. Эти частички и есть песок! Какой сделаем вывод?

Вывод: При разрушении камня получается песок.

Ребята, сегодня, «наш герой» – это песок. А где можно его встретить, где его можно применить (Варианты ответов детей.) Я предлагаю вам посмотреть на эти картины, которые покажут где и как можно применить песок (на картинах показаны кадры, где применяется песок: в строительстве, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине и др.)

Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
С каким природным материалом мы сегодня познакомились, проводили опыты?
Что нового вы узнали? Как человек применяет песок в своей жизни? А что понравилось вам в лаборатории?

Ребята, благодарю вас за участие в научных экспериментах. Каждому из вас присваивается звание юного ученого.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Непосредственно образовательная деятельность. «Играем в шашки. Знакомство с понятием…

Непосредственно образовательная деятельность. «Играем в шашки. Знакомство с понятием оппозиция», для детей старших и подготовительных групп Цель: Обучение основам шашечной игры;...

В умелых руках рождается платье

В умелых руках рождается платье Одной из широко распространённых форм работы дошкольного образовательного учреждения и родителей в нашем БДОУ г.Омска «Детский...

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (лепка)…

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (лепка) в средней группе «Осеннее дерево» (Всероссийский творческий конкурс «Осенний вернисаж» в номинации «Методическая разработка») Пояснительная записка Актуальность...

Читайте также

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы (3-5 лет ОНР). Тематическая…

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы (3-5 лет ОНР) Тематическая неделя: «Домашние животные и птицы» Словарь. Существительные: животные, кот, котенок, собака, щенок, корова...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Много гостей – много новостей»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Много гостей – много новостей» (Подготовительная логопедическая группа, возраст детей 6-7 лет) Программное содержание: - Закреплять навыки правильного и...

Театрализованное развлечение по сказке «Курочка ряба» для младшей группы (от…

Театрализованное развлечение по сказке «Курочка ряба» для младшей группы (от 1,6 - 3 лет) Цель: Познакомить детей со сказкой «Курочка ряба», вызвать желание...