Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной группе «Как в Прибайкалье жили русские и буряты?»

Цель: Приобщение к культуре, быту, традициям народов Прибайкалья на примере русских и бурят, посредством интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Музыкальное развитие»

Задачи:

Обучающие:

  • Уточнять представления о быте, культуре и традициях русских и бурят, проживающих на территории Прибайкальского края.

Развивающие:

  • Развивать интерес и любовь к родному краю.
  • Развивать интерес к обычаям, культуре, традициям русского и бурятского народов, живущих в Прибайкалье.
  • Расширять словарный запас словами: юрта, изба, печь, очаг, косоворотка, сарафан, сорочка, лапти, кокошник, халат, картуз.

Коррекционные:

  • Интонационно выразительно декламировать
  • Образовывать сложные прилагательные: светлокожий, голубоглазый, темноволосый, кареглазый, черноглазый.
  • Развитие навыка самоконтроля за речью.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к представителям разных национальностей, основываясь на общностях в культуре, традициях, ремеслах, местах проживания.
  • На основе расширения знаний о русских и бурятских народах Прибайкальского края воспитывать патриотические и интернациональные чувства.

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие:

  • Уточнить представления о русских и бурятских народах, проживающих на территории Прибайкальского края.
  • Закрепить умение ориентироваться по карте, чтение простейшей план-схемы.
  • Обобщать имеющиеся представления о быте, культуре и традициях русских и бурят.

Речевое развитие:

  • Развивать свободное общение со взрослыми и детьми,
  • Развивать компоненты устной речи детей
  • Расширять словарный запас словами: юрта, изба, печь, очаг, косоворотка, сарафан, сорочка, лапти, кокошник, халат, картуз.

Художественно-эстетическое развитие (музыка)

  • Дать представления о традиционных танцах русских и бурят.
  • Повторять танцевальным движениям под музыку.

Виды детской деятельности:

  • Игровая;
  • Коммуникативная;
  • Познавательно-исследовательская;
  • Музыкально-художественная.

Предварительная работа: Подбор информации для презентации «Народы Прибайкалья: русские и буряты», подбор музыки: «Во поле береза стояла…», «Ёхор», картинок для Д/игр, поиск утвари, музыкальных инструментов, национальной одежды русских и бурят для оформления группы и для педагогов группы, которые одеты в национальные костюмы русский и бурятский.

Оборудование:

Группа оформлена утварью, музыкальными инструментами, одеждой русского и бурятского народов. Педагог в бурятском национальном костюме Эрджена, педагог в русском национальном костюме Аленушка, ноутбук, презентация к занятию, проигрыватель, музыка «Во поле берёзка стояла», «Ёхор»; пазлы «Русская изба», «Юрта»; картинки к игре «Найди, кто что делает», эмблемы для разделения на команды. Блюда русской и бурятской национальной кухни: блины, буззы – позы.

 

Содержание НОД

Ребята играют в группе, два воспитателя входят в группу в русском и бурятском национальных костюмах, эмоционально беседуя о том какие у какого народа есть традиции, кулинарные блюда… Дети заинтересованы диалогом, подходят к ним.

Ребенок: Здравствуйте, уважаемые гостьи, можем ли мы вам чем – то помочь?

Аленушка: Здравствуйте, ребята, я Аленушка (приветствие поклоном по русскому обычаю) живу в Сибири в Иркутской области. По национальности я русская. А это моя подруга Эрджена.

Эрджена: Здравствуйте, ребята, Мира вам и благополучия, я Эрджена, тоже живу в Сибири в Прибайкалье. По национальности я бурятка? Мы с Аленушкой не можем договориться у кого из нас самая красивая одежда, самые вкусные блюда и вообще мы мало знаем о быте, культуре и традициях наших народов. Поможете нам об этом узнать?

Ребенок: Конечно, мы вам поможем и многое расскажем. Дружба — это самое прекрасное, что бывает у детей и взрослых.

Эрджена:

Издавна вблизи Байкала проживали и хранили свою самобытную культуру, свои традиции и промыслы народы Восточной Сибири: русские, буряты, эвенки, тофалары. Посмотрите, что мы с собой принесли? Это карта Байкала с заданиями – символами, пройдя по которой мы будем больше узнавать о внешнем облике, жилище, традициях и обычаях друг друга. (Дети проходят к экрану ТВ, садятся на стулья. прикрепляю карту на мольберт.)

Аленушка:

На протяжении всего побережья Байкала на карте изображены разные символы – подсказки (перечислить) Как вы думаете, что они означают? (Дом — это про жилище человека; фигуры людей - про внешний вид, одежду людей; лопата означает труд людей; нота – говорит о песнях, танцах; миска - о традиционных блюдах.)

Первый символ фигуры людей и цифра 1. Это наш первый пункт назначения. Сейчас мы узнаем про внешние сходства и отличия русских и бурят.

Эрджена:

Диана, опиши, пожалуйста, внешний вид русского человека:

1 слайд:

Ребенок: У русских людей чаще всего светлые или русые волосы, голубые или серые глаза, светлая кожа.

Эрджена:

Коля, а ты расскажи, пожалуйста, о русской национальной одежде.

Ребенок: Русские девушки носят сарафан, расшитый цветами, под сарафаном белая сорочка, на голове кокошник. Парни носят белые косоворотки, подпоясанные кушаком, порты – это штаны, заправленные в высокие сапоги. Рубахи расшиты петухами и другими сказочными узорами. На голове картуз.

Игра «Назови одним словом» (На экране изображение людей в русской и бурятской национальной одежде.)

Эрджена:

Ребята, а как одним словом назвать человека со светлой кожей? (светлокожий). Как одним словом назвать человека с голубыми глазами? (голубоглазый) А человека с серыми глазами? (сероглазый).

Аленушка:

Юлиана, опиши, пожалуйста, внешний вид человека бурятской национальности:

2 слайд:

Ребенок: У бурят темные, жесткие волосы, узкие карие или черные глаза, кожа немного темнее.

Аленушка:

Максим, а ты расскажи, пожалуйста, Аленушке и всем ребятам о бурятской национальной одежде.

Ребенок: Буряты носят красивые халаты, расшитые узорами, в виде кругов, на голове шапка, обшитая мехом, с кисточкой на конце, которая обозначает связь с солнцем и счастливую жизнь, на ногах сапоги.

Аленушка:

Ребята, а как одним словом назвать человека с темной кожей? (темнокожий). Как одним словом назвать человека с черными глазами? (черноглазый) А человека у которого карие глазами можно назвать? (Кареглазым.)

Эрджена:

Спасибо большое ребята, вы очень интересно рассказали нам о внешнем виде русских и бурят, продолжим путешествие по Прибайкалью дальше? Готовы?

Второй символ на нашей карте «Дом» и сейчас мы узнаем про жилища русских и бурят.

3 слайд:

Аленушка:

Ребята, отгадайте загадку:

Есть у меня окна, двери и труба.

Ну, а сделана я вся без единого гвоздя. Потому что, я русская… (изба).

Миша нам расскажет о русской избе.

Ребенок: Русские жили в избах, сделанных из бревен. На окнах были красивые резные наличники. Весь дом был построен добротно из дерева лиственницы или кедра. Русские жили в одном месте, никуда не переезжая. Жилище строили на берегу водоема недалеко от леса, чтобы всегда была вода и промыслы из леса.

Аленушка:

Главным предметом избы была русская печь. Она считалась главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от болезней, недаром говорится: «Печь краса в доме чудеса». На печи спали, в печи пекли хлеб, готовили еду, сушили грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Просушивали одежду. Ребята, скажите, из какого материала строили русские печи? (Печи строили из кирпича или глины их еще называли глинобитные). Для чего нужна была в избе печь? (На печи спали, в ней готовили еду, обогревали дом) Из чего строили русские избы? (Избы строили из бревен, без единого гвоздя.)

4 слайд:

Эрджена:

Очень интересно, спасибо вам ребята, я многое узнала о жилище русских, а теперь отгадайте и мою загадку.

Посреди степи, как большая юбка,

Домиком стоит красочная… (юрта) Аня нам расскажет о бурятской юрте.

Ребенок:

Буряты ведут кочевой образ жизни, поэтому живут в юртах, которые легко

разобрать, собрать и перевезти на новое место. Юрты круглые как цилиндр, строят их из жердей и покрывают войлоком, шкурами животных. Дверь в юрте всегда обращена на юг.

Эрджена.:

В центре юрты сооружали очаг, символ благополучия и хранитель жизни рода. Его огонь обогревал и освещал юрту, на огне готовили пищу, с огнем обращались очень почтительно, нельзя было плевать в очаг, бросать в него сор. Огонь переносили из одной юрты в другую. Ребята, из какого материала строили и строят бурятские юрты? (Юрты строили из жердей, обтягивая шкурами животных.) Чем освещалась и обогревалась юрта? (Юрта освещалась и обогревалась очагом, который находился в центре). Как буряты обращались с огнем? (Буряты обращались с огнем очень почтительно, бережно, перенося его из одной юрты в другую)

Аленушка:

Как это интересно, спасибо вам ребята, я многое узнала о жилище бурят, а что есть общего между русской избой и бурятской юртой? (Между избой и юртой общими являются очаг и печь, как символы семейного благополучия)

Эрджена:

Ребята, у нас есть эмблемы - куколки в национальной одежде. Предлагаем вам подойти к столу и выбрать любую из них. Так вы разделились на 2 подгруппы для выполнения следующего задания. (разделились и разошлись по подгруппам) Ваша задача выполнять задания в команде вместе дружно.

«Пазлы»

Предлагаем вам собрать пазлы. Одна подгруппа это те, у кого были куколки в русской одежде – «русские», собирает юрту, вторая подгруппа это те ребята, у которых куколки в бурятской одежде «буряты» – избу (дети собирают)

Аленушка:

Ребята, как вы думаете, зачем буряты так часто переезжали, кочевали, чем они занимались? Об этом расскажет Демид (дети проходят к экрану)

5 слайд:

Ребенок: Буряты пасли скот, поэтому и переезжали с места на место с табунами лошадей, овец, коров. Выделывали шкуры животных, из нее шили одежду, обтягивали юрты. Мужчины занимались охотой, стрельбой из лука, верховой ездой.

Эрджена:

Интересно, а чем же занимались русские, проживающие в Прибайкалье?

6 слайд:

Ребенок:

А русские ловили рыбу, охотились на диких зверей. Из меха шили себе одежду. Собирали в лесу и заготавливали на зиму грибы, ягоды, травы. Занимались земледелием, выращивая зерно и овощи. Увлекались резьбой по дереву, плели лапти.

Аленушка

Спасибо вам ребята за интересные рассказы.

Эрджена, как интересно между нашими народами есть много общего, они очень трудолюбивы. Вот мы и подошли к третьему заданию (обратить внимание на карту - схему) Перед вами картинки с изображениями предметов. (на столе лежат картинки) Выберите, какие из них подходят для бурят, а какие для русских: Лук и стрелы, ружье, сети, шкура, тулуп, корзина с грибами, корзина с ягодами, лапти, колоски пшеницы.

Каждый из вас по очереди подходит к столу, выбирает предмет, подходящий по роду деятельности русским или бурятам, смотря, в какой вы команде. Если вы в команде русских – русские виды деятельности, а если в команде бурят – то чем занимались буряты. Выставляете их на мольберт согласно символам, и рассказываете, как называется этот предмет, и кто им пользуется.

7 слайд:

Эрджена:

Какое задание у нас следующее? (Нота)

Народы Сибири умели не только трудится, но и умели отдыхать. Слагали песни, танцевали. На празднике «Ёхор» танцуют и поют самый древний бурятский танец «Хаттар», символизирующий чистоту, красоту, любовь и дружбу. Я предлагаю все вместе встать и станцевать этот танец. (Звучит бурятская народная мелодия «Ёхор», все танцуют, не расходятся!).

8 слайд:

Аленушка

А русские танцы это хороводы. Хоровод являлся гимном солнца, от которого зависел урожай. Основное движение танца – хождение по кругу. Для хоровода женщины надевали самые нарядные одежды, покупали себе новые ленты.

Сходитесь на лужок, да и встанем все в кружок.

(Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла», дети танцуют.)

Чем вам понравились наши народные танцы?

Эрджена

(Все стоят в кругу.)

Как гласит преданье, 300 лет назад

Встретились в Сибири русский и бурят.

Аленушка

Русский земледелец возле Ангары

Ковырял лопатой кочки, да бугры

Эрджена

Пас бурят отару где- то в стороне,

И к нему подъехал русский на коне.

«Сайнбайну- у» - кричал бурят –

Это означало: «Здравствуй русский брат!»

Аленушка

Русский улыбнулся и сказал «Привет!»

С незнакомым другом разделил обед

С той поры частенько виделись они, -

ВМЕСТЕ: Ближе у обоих не было родни!

Аленушка

И русский и бурятский народы очень гостеприимны и хлебосольны, за столом всегда собиралась большие дружные семьи.

Эрджена:

Для бурят почетным блюдом являются бузы, саламат из сметаны и муки, много других молочных и мясных блюд.

Аленушка

А у русских главным блюдом были каши пшенная и овсяная, гороховая, но всегда на столе главным был хлеб. Говорили «Хлеб всему голова» на праздники готовили вкусные блины, пироги с ягодами, грибами. А какие еще блюда русской кухни вы знаете? (Ответы детей.)

Ребята, как вы думаете, что я узнала об Эрджене? (Эрджена живет в юрте на Байкале, она темноволосая, кареглазая, любит танцевать «Ёхор», носит халат, сапоги, шапку)

Эрджена:

А что я узнала про Аленушку (Аленушка живет в избе, на реке Ангаре, она светловолосая, голубоглазая, водит хоровод, носит сарафан, кокошник, лапти)

Спасибо вам, ребята, за вашу помощь, ваши знания мы узнали многое о традициях русских и бурят. А еще у нас для вас есть сюрприз – это вкуснейшие бурятские бузы и русские блины с вареньем! А на прогулке мы поиграем в русскую  народную подвижную игру «Ручеёк» и бурятскую игру «Ручейки и озёра»

Подвижная игра «Ручейки и озера»

Правила игры: Игроки стоят в пяти – семи колоннах в разных частях зала с одинаковым количеством играющих – это ручейки. На сигнал

«Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. (Можно поменять сигнал на слово «Байкал» и в итоге маленькие озера перестраиваются в одно большое озеро.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Наглядно-дидактическое пособие «Русские узоры. Вятская роспись» для детей младшего возраста

Наглядно-дидактическое пособие «Русские узоры. Вятская роспись» для детей младшего возраста Аннотация: Сегодня мы с интересом начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего…

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста «Художник хочет рисовать. Пусть не дают ему тетрадь… На то художник и...

«Островок Детства»

«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...

Читайте также

Роль развлечений в развитии эмоций

Роль развлечений в развитии эмоций С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни. Возникают...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе Тема: «Платочки…

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе Тема: «Платочки для матрёшки» Программное содержание: - развивать мышление; - учить различать один, много, маленький, большой; -...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города»

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города» Пояснительная записка. Актуальность В настоящее время вопрос патриотического воспитания встал на первое место в воспитании маленьких...