Взаимодействие учителя-дефектолога и инструктора по ФК в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях проектной деятельности

Актуальность проблемы развития навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения

  • необходимо формировать зрительно-двигательные взаимосвязи у детей с нарушением зрения (выполнение движений под контролем зрения)
  • повышение двигательной активности за счёт увеличения разнообразия движений является пропедевтикой различных двигательных актов и физических упражнений.

Проект «Радуга здоровья»

Цель:

Обеспечить воспитанникам успешную социальную адаптацию, развитие способности свободно и самостоятельно ориентироваться, и передвигаться в любом знакомом и незнакомом пространстве.

Сроки реализации: долгосрочный (2 года).

Задачи проекта направленные на развитие ориентировки в пространстве

  • Приучать детей ориентироваться в пространстве (соблюдать заданное направление, действовать в соответствии со зрительными и звуковыми ориентирами).
  • Учить детей ориентироваться на себе, закреплять знания о частях тела, правильно определять и называть направление от себя (слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади).
  • Совершенствовать умения детей ориентироваться в знакомом и незнакомом пространстве, в помещениях детского сада, знать их назначения и условия безопасного передвижения.
  • Развивать у детей способности ориентироваться с помощью слухового и тактильно-двигательного анализатора.

Общие задачи физического воспитания

  • Повышение двигательной активности детей путем создания специальных условий, позволяющих преодолевать скованность и ограниченность движений.
  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов.
  • Воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.
  • Формирование мотивации движений, положительного интереса к двигательной активности.

Игры – упражнения по методике Мишина М.А.

1 слайд Считается, что зрение дает человеку до 90 % всей информации об окружающем мире. В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности.

2 слайд Ориентирование в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения.

Особенности пространственного восприятия детей с нарушением зрении:

- ограниченные возможности практической ориентировки;

- затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений;

- затруднения в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности;

- ошибки определения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

 Нарушения зрения затрудняют зрительно-двигательную ориентацию у детей и приводят к снижению двигательной активности, а, следовательно, и к недостаточной двигательной подготовленности.

3 слайд Недостаточная двигательная активность детей со зрительной патологией приводит к нарушениям в развитии опорно-двигательного аппарата и к отставанию в развитии движений от нормально видящих сверстников, что в свою очередь может снизить нормальную социальную адаптацию детей.

Учитывая все вышесказанное, мы решили разработать проект и определили цель своей работы, представленную на слайде.

4 слайд Обучение ориентировке в пространстве включает ряд этапов.

Каждый этап представляет серию усложняющихся заданий. Работа начинается с уровня тела (на себе), переходя к ориентировке в пространстве «от себя», «от предмета» (определение местоположения объектов в пространстве); Затем – обучение ориентировке в микро пространстве (на плоскости листа, столе, на фланелеграфе); заканчивается ориентировкой по схеме изображенного пространства.

Учитывая все выше сказанное, были определены основные задачи работы.

Движение составляет основу любой детской деятельности. “Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками) возрастает в несколько раз, так как эти дети ограничены в движении зрительными возможностями”.

5 слайд В коррекционно-педагогической работе необходимо проводить активизацию зрительных функций через двигательную деятельность. Умение ориентироваться в пространстве тесно связано с работой двигательного анализатора.

Поэтому мы используем в своей работе новую форму комплексной тифлопедагогической деятельности с оригинальным содержанием, основанном на различных двигательных действиях ребёнка.

6 слайд (фото) Изучая новинки коррекционно-методической литературы, обратили внимание на замечательную методику М.А.Мишина, Е.В.Козловой под названием “Упражнения с карточками” с использованием сетки и прищепок.

Взяв за основу эту методику, мы составили серию своих игр-упражнений (по темам).

7 слайд Цели наших игр: Это развитие мелкой моторики, зрительных функций, внимания, пространственной ориентировки, координации сил пальцев, согласованности деятельности рук. Повышение двигательной активности, пропедевтика упражнений из разных исходных положений, классификация по темам недели (домашние и дикие животные, птицы, транспорт…) и другие.

На слайде представлена игра «Собери спец. машины». Ребёнку надо собрать и прикрепить на сетке из частей целое изображение по образцу (разрезные карточки). Усложнение: Ребёнку предлагается целая картинка для запоминания. На сетке висят части такой же картинки и несколько лишних. Ребёнку необходимо выбрать нужные части и собрать целую картину.

8 слайд (фото – сетка с геом. фигурами)

Задания: Ребёнок закрепляет на сетке геометрические фигуры в определенной последовательности (по образцу). Усложнение – для двигательной активности: Ребёнок выполняет задание из разных исходных положений: стоя на носках, стоя на коленях, лежа на животе, стоя на одной ноге.

Другой вариант игры: Ребёнок находит на сетке из 4-х картинок одну лишнюю и снимает (по словесно инструкции в верхнем левом углу, в нижнем правом, в центре и т.д.)

«Запомни и найди».

Цель: Развитие зрительной памяти, зрительно-моторной координации, последовательной ориентировки в микро- и макро- пространстве.

Ребёнок переворачивает карточку на столе, запоминает её, и идёт искать такую же на сетке. Находит, снимает и сравнивает с лежащей на столе (от стола к сетке можно: допрыгать, проползти на четвереньках, перешагивая через препятствия).

9 слайд (фото – сетка - «Забавное зеркало») Цель: Выполнение гимнастических упражнений в сочетании со зрительной гимнастикой.

Выполняется в паре. Дети располагаются друг против друга (сетка между ними). Один – ведущий, другой – ведомый. Ведомый непрерывно стремится зеркально воспроизвести движения ведущего. (Можно с предметами в руках: кубики, флажки, кегли).

10 слайд (фото Жмурки с колокольчиком) Предлагаем вашему вниманию ещё несколько игр-упражнений, которые показались наиболее интересны и эффективны в нашей совместной работе в рамках проекта.

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов. Ход игры: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытается определить и назвать с какой стороны звук. Мы начинали с того, что расставляли игрушки-ориентиры.

11 слайд «Разноцветное путешествие». Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

По словесной инструкции педагога дети шагают сами (три шага вперёд, 1- влево, один назад… на каком цветном круге ты оказался).

Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого – на лесной полянке, желтого – на песчаном пляже и т.д.).

12 слайд «Художник» Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

У нас представлен упрощённый – ознакомительный вариант составляем светофор – играют две команды.

Содержание: Рассказываем ребенку: Представь, что ты художник, а я твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.

 13 слайд «Вратарь» Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.

Содержание: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Воспитатель: Справа (слева, прямо) – раз, два, три — мяч, лови!

14 слайд «Бег к реке». Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела.

Содержание: В «реку» кладутся камни. Вдоль «берега» выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к «реке», достают «со дна» камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень водящему. Игра носит соревновательный характер.

15 слайд На слайде представлены промежуточные результаты работы.

Промежуточные результаты работы

  • Дети стали более организованными, дисциплинированными.
  • Значительно повысился интерес детей к играм – упражнениям
  • Улучшились навыки пространственной ориентировки
  • Свободнее ориентируются в знакомом пространстве (в групповой комнате, на групповом участке детского сада), лучше стали ориентироваться в физкультурном зале. Начали осваивать спортивную площадку.
  • Дети начали осваивать систему ориентирования, появилось умение определять «точку отсчета» от себя, лучше стали определять положение предметов в пространстве (слева - справа, спереди - сзади, вверху – внизу и т.д.).

Правильная организация коррекционных занятий улучшает психическое и физическое развитие детей, их двигательную активность.

Благодарим за внимание!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Мы играем в экономику»

Мастер-класс для педагогов «Мы играем в экономику» Цель: Воспитывать правильное осознанное отношение педагогов к вопросу изучения экономики в дошкольном возрасте. Сформировать...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Комнатные…

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Комнатные растения» (для детей подготовительной группы) Цель: уточнить и расширить представлений детей о комнатных...

Роль развлечений в развитии эмоций

Роль развлечений в развитии эмоций С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни. Возникают...

Читайте также

Праздник Масленицы

Праздник Масленицы Действующие лица: Ведущая – Скоморох. Баба Яга 2 Хозяйки (девочки).. Ход мероприятия: Скоморох вместе с детьми под музыку заходят в зал. Скоморох: Ой, вы гости, господа! Заходите...

Проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель: Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная соль» Цель: изучить соль, ее особенности, качества, свойства и применение. Задачи: - Воспитывать...