Физическое воспитание в детском саду

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом.

Для того, чтобы с помощью двигательной активности ребенка сформировать нравственные качества, работа должна быть направлена на решение таких задач как:

  • поощрение проявления разумной смелости, решительности, уверенности в своих возможностях, посредством физических упражнений которые соответствуют индивидуальным и возрастным требованиям;
  • воспитание у дошкольников терпения и выносливости;
  • создание на занятиях эмоционально-положительной атмосферы, при которой значительно повышается работоспособность детей и снижается утомляемость.

Важную роль в физическом развитии детей, играет двигательно-игровая деятельность, которая является основой физического воспитания детей, так как именно в ней дошкольник познает законы и особенности окружающего мира. Занятия по физической культуре помогают развить у детей активную жизненную позицию, чувство долга и ответственности. [2, 21].

Мы считает, что физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Играя на занятиях по физической культуре в народные подвижные игры: «Цапки», «Зайчик», «Тетерка», «Пчелки и ласточки», «Крута гора», «Плетень», «Лиска -лиса» и другие игры, дети знакомятся с игровым опытом прошлых поколений, что тесно переплетено с нравственно-патриотическим воспитанием. [3, 104]. На занятиях физкультурой дошкольники знакомятся с культурой и традициями народов России. Таким образом, решаются не только физкультурно-оздоровительные задачи, но и раскрывается духовно-нравственный мир ребенка, воспитывается чувство толерантности, уважения и интереса к национальным традициям народов России. [4, 87].

Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. В нашем детском саду сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.

Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы.

Немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников следует уделять и военно-патриотическому направлению, задачи которого успешнее всего решаются на занятиях спортом и физической культурой, так как формирование физических качеств и двигательных навыков и умений тесно связано с развитием нравственно-волевых черт личности. Основным моментом военно-патриотического воспитания является празднование ежегодных дней воинской славы: 23 февраля - День Защитника Отечества, 9 мая –День Победы, 4 ноября -День Народного Единства.

Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки к Смотру песни и строя, посвящённого Дню Защитника Отечества, параду в честь Дня Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши. Мероприятие проходит в торжественной обстановке, в красочно оформленном зале.

Вышеперечисленные праздники являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, педагоги и родители.

Ни для кого не секрет, что любовь к Родине у дошкольника начинается с любви к своей семье, к своему окружению, к своему детскому саду. Для того, чтобы развить в детях эти чувства, в детском саду проходят мероприятия с участием родителей воспитанников: «Папа, мама, я – вместе дружная семья!», «Праздник для мамы», «День защиты детей» и т.д. В ходе таких мероприятий у семей дошкольников развивается командный дух, чувство коллективизма, сплоченность, желание придти на выручку.

Физическое воспитание формирует не только выносливость, быстроту, ловкость, но и настойчивость, дисциплинированность, смелость, навыки культурного поведения, интерес к труду.

Спортивный зал это то место, где систематически, регулярно происходят нравственные упражнения, результатом которых являются, в конце концов, какие-то нравственные привычки. Например: начало и окончание занятий в строго отведенное время, подготовка спортивного оборудования производится самостоятельно, а это значит – придти необходимо пораньше.

Как итог всему выше сказанному, хотелось бы отметить, что здоровье нашего тела, отличные физические данные – это бесценный дар. Поэтому жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души.

Благодаря такому подходу к организации образовательной деятельности выпускники детского сада обладают социально-ценностными нравственными качествами, имеют развитый творческий потенциал и способность к саморазвитию, а так же потребность в здоровом образе жизни.

Таким образом, благодаря совместной работе формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

 

Список литературы:

1. Раченко И.П. Научная организация педагогического труда. – «Педагогика», 1982.

2. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – 2 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368с.

3. Володина, Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье: национальный опыт и региональные особенности. – Вологда: ВГПУ, 2010. – 206 с.

4. Ключева, М.А. Народные подвижные детские игры. Современный фольклорный сборник. – М.: Форум, Неолит, 2014. 400с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему…

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Волшебная страна - Математика» Задачи: Образовательные: Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10...

Дидактическая игра «Собери мухоморчики»

Дидактическая игра «Собери мухоморчики» Дидактическая игра «Собери мухоморчики» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

Дидактическая игра по сенсорному развитию детей 2-ой группы раннего возраста…

Дидактическая игра по сенсорному развитию детей 2-ой группы раннего возраста «Найди домик»

Читайте также

Проект «Мастер Град»

Проект «Мастер Град» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект «Мастер Град». В нашем детском саду «Конёк- Горбунок» в старших группах «Гномики»...

Досуг для детей старшей группы «Весна - Красна»

Досуг для детей старшей группы «Весна - Красна» Цель. Создать у детей праздничное настроение, чувство радости от того, что пришла весна. Задачи Уточнить...

Образовательная ситуация «Незабытый подвиг чувашского народа»

Образовательная ситуация «Незабытый подвиг чувашского народа» (Подготовительная группа) Основный вид деятельности: интегрированная (познавательная, игровая и двигательная). Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое...