Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием технологии «Обучение в движении»

«Играю, двигаюсь, учусь».

М. Вайнапель.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловлены нарушениями общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. С каждым годом количество детей с ОВЗ растёт.

Причины появления детей с ОВЗ:

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
• Пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность.
• Натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, позднее вмешательство медиков.
• Постнатальные (после рождения): например, травмы, инфекционные заболевания.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребёнком, низкий уровень образования родителей, вредные привычки у родителей, экология.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Типичными проблемами детей с ОВЗ могут быть: низкая мотивация к познавательной деятельности, нарушение координации движений, плохое понимание инструкции, низкий уровень развития речи и мышления, низкая самооценка, высокий уровень психосоматического напряжения, нуждаются в постоянной помощи взрослого, повышенная возбудимость и утомляемость.

Исходя из проблем физического и психологического состояния детей с ОВЗ, занятия должны быть:

- динамичными,

- проходить в эмоционально положительной обстановке,

- иметь парциальный характер,

- сопровождаться чёткой инструкцией, понятной для ребёнка.

Развитие интеллекта ребёнка и всех когнитивных функций наблюдается на более высоком уровне у тех детей, которые усваивают информацию во время движения. В дошкольном возрасте развитие головного мозга и двигательная активность неразрывно связаны. Известно, что долгое пребывание ребёнка в статическом положении приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Рассмотрим влияние движения на развитие головного мозга ребенка. В исследованиях американского нейробиолога Лоренца Катца и специалиста по молекулярной биологии Фреда Гейга доказано, что в мозге людей всех возрастов, в процессе физической активности образовывались новые межнейронные связи и появлялись новые нервные клетки.

У физически активных особей, участвующих в исследовании, наряду с нервными клетками в мозгу обнаруживались и новые кровеносные сосуды, за что отвечает компенсирующая функция организма. Это свидетельствует о том, что под влиянием физической активности улучшается кровоснабжение мозга, соответственно и его питание, что стимулирует образование новых межнейронных связей и новых нервных клеток. Для развития новых нейронных связей необходимы определенные условия: наличие двигательной активности, положительная эмоциональная обстановка, отсутствие перегрузок организма.

В настоящее время появляется множество различных инновационных технологий, направленных на развитие интеллекта детей. Одной из таких технологий является технология «Обучение в движении» Марка и Татьяны Вайнапель. Данная технология решает множество задач в обучении детей с ОВЗ. Одна из них ориентирована на модальность восприятия (одно из основных свойств) информации детьми в дошкольном возрасте. Дети дошкольного возраста лучше воспринимают информацию кинестетически, то есть в движении. Ребёнку для лучшего понимания новых знаний необходимо «прожить» ситуации задачи, потрогать и передвинуть предметы. Только после этого пройденный материал действительно ребёнок запомнит и поймет.

Технология «Обучение в движении» направлена на развитие познавательной деятельности детей с помощью игр в движении (VayToy), которые научат ребёнка двигаться, общаться, договариваться, взаимодействовать, радоваться, поддерживать. Игры предназначены для детей от 2 до 8 лет. Могут использоваться с группой детей или индивидуально. Имеют длительный срок службы и соответствуют гигиеническим требованиям для ДОО. Имеют невысокую стоимость. Могут применяться ежедневно в процессе образовательной деятельности и в процессе свободной игры.

Для математического развития на сайте VayToy представлены следующие методические пособия:

1. «Форма, цвет, размер»:

Набор содержит: игровое поле, фигуры большие и малые, мешочки для сортировки фигур.

С помощью данного пособия дети знакомятся с основными цветами, сопоставляют размеры фигур, формы, учатся ориентироваться в пространстве, составляют простые цветовые ряды, составляю различные образы.

2. «Медовое сражение»:

Набор состоит из игрового поля, мешочков с песком и фишек для подсчета результата.

Пособие решает следующие задачи: изучение состава числа, решение простых примеров, развитие координации движения и глазомер, тренирует ловкость.

3. «Логика»

Пособие содержит игровое поле, фигуры и блокнот с заданиями.

С этим набором можно играть в большое количество игр, например:

- решать задачи судоку разной сложности

- расставлять фигуры как нарисовано на карточке

- расставлять фигуры по памяти

- играть в «Крестики и нолики»

- расставлять фигуры на поле ориентируясь на признаки: справа, слева, сверху и снизу от других фигур.

В процессе образовательной деятельности было принято решение доработать данные игры. Решили сделать:

- медовые соты мобильными, чтоб ребенок сам определял расположение цыфр и героев

1

- добавили количество персонажей, знаки сложения и вычитания

- поле для игр на логику было расширено до размера 4 на 4 квадрата, добавлены цвета и виды геометрических фигур.

Изменение пособий привело к появлению множества новых игр, которые разнообразили не только занятия по формированию элементарных математических представлений, но и многие другие направления познавательного развития.

2

В результате применения технологии «Обучение в движении»:

- у детей повысилась мотивация к познавательной деятельности

- повысился уровень интеллектуального развития детей, усвоения определённого круга математических понятий, развития творческого и абстрактного мышления, инициативы, сообразительности

- улучшилась ориентировка в пространстве

- дети научились работать в команде.



Новые публикации

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре»

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре» Цель: Формирование элементарных представлений у воспитанников посредством дидактических игр в познавательной деятельности. Задачи: -...

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Перспективное планирование кружка «Чудеса своими руками» в подготовительной к школе…

Перспективное планирование кружка «Чудеса своими руками» в подготовительной к школе группе Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя сентябрь Какая бывает вода? Цель: уточнить представления детей...

Читайте также

НОД по социально-коммуникативному развитию «Будьте вежливы» Старшая группа.

НОД по социально-коммуникативному развитию «Будьте вежливы»Старшая группа Цель: формировать представления о значении доброжелательного и вежливого отношения к окружающим. Задачи: Образовательные: - продолжить учить высказывать...

Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях у старших…

Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях у старших дошкольников Мотивация – это процесс побуждения, это совокупность внутренних и внешних...

Сценарий досуга для старших дошкольников «День Знаний»

Сценарий досуга для старших дошкольников «День Знаний» Ведущий: Ведущий: Здравствуйте, ребята и наши дорогие гости. Вот и пролетело наше лето, веселое, жаркое...

Читайте также

Особенности сотрудничества дошкольников со сверстниками в процессе совместной детской деятельности…

Особенности сотрудничества дошкольников со сверстниками в процессе совместной детской деятельности в группах комбинированной направленности Социальное благополучие ребенка в группе сверстников детского...

Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого...

Сценарий праздника «День мамы» для средней группы

Сценарий праздника «День мамы» для средней группы Звучит музыка. Нарядные дети входят в зал, встают около стульев. Ведущая: Сегодня, друзья, самый нежный и...