Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием технологии «Обучение в движении»

«Играю, двигаюсь, учусь».

М. Вайнапель.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловлены нарушениями общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. С каждым годом количество детей с ОВЗ растёт.

Причины появления детей с ОВЗ:

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
• Пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность.
• Натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, позднее вмешательство медиков.
• Постнатальные (после рождения): например, травмы, инфекционные заболевания.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребёнком, низкий уровень образования родителей, вредные привычки у родителей, экология.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Типичными проблемами детей с ОВЗ могут быть: низкая мотивация к познавательной деятельности, нарушение координации движений, плохое понимание инструкции, низкий уровень развития речи и мышления, низкая самооценка, высокий уровень психосоматического напряжения, нуждаются в постоянной помощи взрослого, повышенная возбудимость и утомляемость.

Исходя из проблем физического и психологического состояния детей с ОВЗ, занятия должны быть:

- динамичными,

- проходить в эмоционально положительной обстановке,

- иметь парциальный характер,

- сопровождаться чёткой инструкцией, понятной для ребёнка.

Развитие интеллекта ребёнка и всех когнитивных функций наблюдается на более высоком уровне у тех детей, которые усваивают информацию во время движения. В дошкольном возрасте развитие головного мозга и двигательная активность неразрывно связаны. Известно, что долгое пребывание ребёнка в статическом положении приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Рассмотрим влияние движения на развитие головного мозга ребенка. В исследованиях американского нейробиолога Лоренца Катца и специалиста по молекулярной биологии Фреда Гейга доказано, что в мозге людей всех возрастов, в процессе физической активности образовывались новые межнейронные связи и появлялись новые нервные клетки.

У физически активных особей, участвующих в исследовании, наряду с нервными клетками в мозгу обнаруживались и новые кровеносные сосуды, за что отвечает компенсирующая функция организма. Это свидетельствует о том, что под влиянием физической активности улучшается кровоснабжение мозга, соответственно и его питание, что стимулирует образование новых межнейронных связей и новых нервных клеток. Для развития новых нейронных связей необходимы определенные условия: наличие двигательной активности, положительная эмоциональная обстановка, отсутствие перегрузок организма.

В настоящее время появляется множество различных инновационных технологий, направленных на развитие интеллекта детей. Одной из таких технологий является технология «Обучение в движении» Марка и Татьяны Вайнапель. Данная технология решает множество задач в обучении детей с ОВЗ. Одна из них ориентирована на модальность восприятия (одно из основных свойств) информации детьми в дошкольном возрасте. Дети дошкольного возраста лучше воспринимают информацию кинестетически, то есть в движении. Ребёнку для лучшего понимания новых знаний необходимо «прожить» ситуации задачи, потрогать и передвинуть предметы. Только после этого пройденный материал действительно ребёнок запомнит и поймет.

Технология «Обучение в движении» направлена на развитие познавательной деятельности детей с помощью игр в движении (VayToy), которые научат ребёнка двигаться, общаться, договариваться, взаимодействовать, радоваться, поддерживать. Игры предназначены для детей от 2 до 8 лет. Могут использоваться с группой детей или индивидуально. Имеют длительный срок службы и соответствуют гигиеническим требованиям для ДОО. Имеют невысокую стоимость. Могут применяться ежедневно в процессе образовательной деятельности и в процессе свободной игры.

Для математического развития на сайте VayToy представлены следующие методические пособия:

1. «Форма, цвет, размер»:

Набор содержит: игровое поле, фигуры большие и малые, мешочки для сортировки фигур.

С помощью данного пособия дети знакомятся с основными цветами, сопоставляют размеры фигур, формы, учатся ориентироваться в пространстве, составляют простые цветовые ряды, составляю различные образы.

2. «Медовое сражение»:

Набор состоит из игрового поля, мешочков с песком и фишек для подсчета результата.

Пособие решает следующие задачи: изучение состава числа, решение простых примеров, развитие координации движения и глазомер, тренирует ловкость.

3. «Логика»

Пособие содержит игровое поле, фигуры и блокнот с заданиями.

С этим набором можно играть в большое количество игр, например:

- решать задачи судоку разной сложности

- расставлять фигуры как нарисовано на карточке

- расставлять фигуры по памяти

- играть в «Крестики и нолики»

- расставлять фигуры на поле ориентируясь на признаки: справа, слева, сверху и снизу от других фигур.

В процессе образовательной деятельности было принято решение доработать данные игры. Решили сделать:

- медовые соты мобильными, чтоб ребенок сам определял расположение цыфр и героев

1

- добавили количество персонажей, знаки сложения и вычитания

- поле для игр на логику было расширено до размера 4 на 4 квадрата, добавлены цвета и виды геометрических фигур.

Изменение пособий привело к появлению множества новых игр, которые разнообразили не только занятия по формированию элементарных математических представлений, но и многие другие направления познавательного развития.

2

В результате применения технологии «Обучение в движении»:

- у детей повысилась мотивация к познавательной деятельности

- повысился уровень интеллектуального развития детей, усвоения определённого круга математических понятий, развития творческого и абстрактного мышления, инициативы, сообразительности

- улучшилась ориентировка в пространстве

- дети научились работать в команде.



Новые публикации

Педагогический проект «Куклы разных народов»

Педагогический проект «Куклы разных народов» Паспорт педагогического проекта 1. Тема проекта Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства. 2. Вид проекта Творческий, учебно-познавательный 3. Актуальность проекта Актуальность проекта...

Игрушки своими руками для детей младшего возраста

Игрушки своими руками для детей младшего возраста Многое можно сделать своими руками, вот такое увлечение и бывшей моей воспитанницы, Вероники Шиленко...

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!»

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!» Цель: Создать у детей радостное настроение в движениях и игровых, действиях под музыку...

Читайте также

Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках»

Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» будет интересна детям среднего возраста. Данная игра направлена на...

Веселый час «День России»

Веселый час «День России» Ход праздника: Звучит музыка торжественного марша, дети входят и останавливаются полукругом на площадке. (Марш Торжественный.) Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы...

Конспект занятия на тему «Александр Пересвет - брянский богатырь»

Конспект занятия на тему «Александр Пересвет - брянский богатырь» Программное содержание: 1. Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, о русских...

Читайте также

Конспект занятия для детей старшей группы «Встреча с инспектором ГИБДД»

Конспект занятия для детей старшей группы «Встреча с инспектором ГИБДД» Цель: Ознакомить детей с правилами дорожного движения, с транспортом, его значении, правилах...

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего…

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста Важную роль в развитии ребёнка играет речь, с помощью...

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика» (Базовый уровень технической направленности) 1 модуль Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика» представляет собой курс в области новых...





В блогах

Неделя ПДД

Сентябрь 1. Тема: Беседа: «Транспорт на улицах города». Цель:  Учить детей классифицировать транспорт по назначению (дать элементарные понятия о видах машин и их предназначении). 2. Тема: Рассматривание легкового автомобиля. Цель: Уточнить знания о работе шофера, закрепить понятие о видах машин...

Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»

« Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»   Любовь к природе, впрочем, как и всякая любовь, несомненно, закладывается с детства. И.Соколов-Микитов Ребенок – зеркало семьи; как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и...

Консультация для родителей "Дорога не терпит шалостей!"

Консультация для родителей. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» Воспитатели – не доучили, Родители – не досмотрели, ГИБДД – не доорганизовало Водитель – не среагировал, а в результате – ребенок пострадал в дорожно-транспортном происшествии. ПОМНИТЕ! Каждый из вас...

Фонематический слух - основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок...