Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы дошкольного учреждения по агроэкологии»

Аннотация

Агроэкология сформировалась как раздел экологии во второй половине ХХ века. Особенно быстро агроэкология развивается в последние два десятилетия в связи с резким ухудшением экологической ситуации в агросфере. На сегодняшний день серьезной проблемой является формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Агроэкология – один из самых важных разделов экологии. Поэтому агроэкологическое воспитание дошкольников не возможно без освоения экологических знаний, умений и навыков. Данные методические рекомендации дают возможность познать дошкольникам законы экологии агроэкологии.

В процессе реализации дошкольники не только усвоят теоретические знания, но и проходят практику в лаборатории экологии, ландшафтном парке и теплицах на экологической тропе, но и наблюдают и изучают растения, овощные и плодовоягодные культуры, проводят лабораторные работы и исследования в центре науки.

Методические рекомендации разработаны на основании опыта работы педагогов МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Яблонька» г.Мичуринска Тамбовской области в рамках реализации приоритетного направления и деятельности экспериментальной площадки «Экологический мир». Их использование помогут воспитателям организовать образовательное пространство, предметную среду, разработать комплексно-тематическое планирование, технологические и диагностические карты.

Пояснительная записка

«Мы столь радикально изменили нашу среду,

что теперь для того, чтобы жить в этой среде,

мы должны изменить себя».

Норберт Винер.

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Наблюдая окружающий мир, они постигают законы природы и мира людей каждый день, совершая свои маленькие открытия.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности у детей, что позволяет нам сформировать у детей активный интерес к аграрному труду, привить детям уважение к людям сельскохозяйственных профессий.

Агроэкология – раздел экологии, исследующий возможности использования земель при одновременном сохранении ресурсов почв и защите экологической среды обитания человека. Ведь труд в природе благотворно влияет на развитие трудовых навыков, воспитание нравственных чувств, закладываются основы экологического образования.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала агроэкологической культуры – осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Актуальность. На сегодняшний день серьезной проблемой является формирование ответственного отношения к окружающей среде. Когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей является формирование агроэкологической культуры подрастающего поколения с самого раннего детства.

Данные методические рекомендации затрагивают эту проблематику в агроэкологическом аспекте.

Система работы по агроэкологии дает возможность познать законы земледелия и растениеводства, развить навыки проведения агроэкологического мониторинга и создания ландшафтных проектов.

Уже сейчас получение собственной экологически чистой сельскохозяйственной продукции и сохранение экологии агроландшафтов является как для общества, так и для человека лично необходимостью.

Особенностью методических рекомендаций является то, что воспитание и обучение детей происходит через общение с природой. Во время занятий и прогулок дети играют, экспериментируют, наблюдают. У детей формируются умения смотреть и видеть то, что их окружает, рассказывать о впечатлениях, они

получают навыки ориентирования в пространстве, развивается мышление, речи и память.

Цель:

Формирование и воспитание экологического мировоззрения и агрокультуры поведения дошкольников в окружающей природной среде.

Задачи:

  • Активизировать познавательную и исследовательскую деятельность дошкольников, личную причастность в природоохранных мероприятиях.
  • Развивать познавательный интерес к агроэкологическим проблемам; Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них.
  • Формировать навыки самостоятельной работы по изучению объектов природы и ее работы.
  • Создание условий для многоаспектной активности детей в естественно-научном освоении окружающего мира.

Вследствие использования данных методических рекомендаций не только усвоят теоретические знания, но и пройдут практику в лаборатории экологии, агроэкологическом центре, на экологической тропе, опытном участке, имея возможность наблюдать и изучать растения, овощные культуры, состояние почвы и проводить лабораторные работы.

У детей будут сформированы:

  • Основные природоведческие представления о природе.
  • Познавательно-исследовательские интересы в области агроэкологии.
  • Умения искать решения проблемных ситуаций, делать вывод.
  • Сознание последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

Содержание методических рекомендаций

Для реализации методических рекомендаций необходимо создать систему работу по экологическому направлению. Данная система должна включать следующие направления:

  • создание экологической безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры;
  • реализация программ по экологии и агроэкология;
  • реализация проектной и исследовательской деятельности;
  • просветительская и методическая работа с педагогами
  • разработка рекомендаций педагогам;
  • разработка диагностических методик;
  • работа с родителями (законными представителями).

Система экологического образования состоит из следующих компонентов:

  • создание экологической развивающей предметной среды;
  • организация системы деятельности дошкольника;
  • экологизация различных видов деятельности дошкольника;
  • оценка окружающей среды;
  • профессиональная подготовка кадров;
  • экологическое просвещение родителей (законных представителей);
  • сотрудничество с социальными партнерами.

В дошкольном образовательном учреждении должно быть создано экологическое пространство, которое будет способствовать успешному развитию дошкольников. Это кабинет для проведения познавательно-исследовательской деятельности, уголки природы и опытнической деятельности в групповых комнатах, создание музея растений, овощных и плодовоягодных культур; на экологической тропе установка теплиц, разбивка сада; установка метеоплощадки для наблюдений за погодой.

Задачи экологического пространства

  • Создание экологически благоприятной среды на территории дошкольного образовательного учреждения.
  • Формирование условий для эффективного агроэкологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе.
  • Разработка и осуществление плана озеленения и благоустройства экологической тропы.
  • Повышение функциональности и привлекательности экологической тропы.
  • Повышение функциональности оборудования на территории дошкольного образовательного учреждения.
  • Развитие интереса к деятельности на экологической тропе.
  • Содействие сотрудничеству взрослых и детей, привлечение родителей к озеленению участков.
  • Осуществление трудового воспитания дошкольников в процессе высадки и ухода за зелеными насаждениями.
  • Использование инновационных технологий в образовательной деятельности.

Для успешной реализации методических рекомендаций необходимо систематически организовывать совместную деятельность педагогов с дошкольниками. Идея эта не нова, она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко и других. Воспитатель детского сада главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь, носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, цветет и т.д.) Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений, находящихся в различных экологических пространствах дошкольного учреждения.

Совместная деятельность может проводиться в следующих формах:

Организованная образовательная деятельность. Направлена на выявление и показ дошкольникам связи между растениями и внешней средой. Например, рост овощных культур, садовых растений, их сезонные изменения; влияние качества почвы на их рост; необходимость удобрений; фотосинтез и т.д.

Труд в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Детей учат осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений (в воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений от труда человека.

Опытно-поисковая деятельность. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в работе по экологическому воспитанию отведено опытам и экспериментам. В процессе работы дети учатся размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

Проектная деятельность. Способствует развитию способности дошкольников выбирать интересующую их тематику наблюдений, постановке и решению задач, разработке планирования реализации проектов, активизации познавательных интересов. Основные направления, которые могут реализовываться совместно с детьми: экология растений, почвенная экология, экология природных территорий,

агроэкология, гидроэкология.

Природоохранные акции. Это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Например «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Сбор мусора», «Сбережем воду вместе», «В лесу родилась елочка».

Решение экологических ситуативных задач. Цель проведения - создание проблемных ситуаций. С помощью моделирования можно установить закономерности природных явлений, не проводя экспериментов, а так же решить ряд экологических задач в игровой и доступной для детей форме.

Экологические праздники и развлечения. Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет

наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребѐнка.

Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки. Целевые прогулки вносят разнообразие в жизнь дошкольников, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу, местность где они живут: парк, сквер, лес, луга, поле, реку. Такие прогулки могут проводиться не только с познавательной, но и познавательно-практической целью - сбор семян дикорастущих трав для прикормки птиц зимой, растений для составления гербария, природного материала для ручного труда.

Использование современных информационно-компьютерных технологий. Использование ИКТ это одна из самых актуальных сфер работы в современной дошкольной педагогике. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечение большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с

опорой на наглядность.

Взаимодействие с родительской общественностью, организация совместных мероприятий способствует успешному развитию дошкольников, создает эмоционально благоприятную среду для их воспитания, формируют триаду «Ребенок - детский сад – родитель». Родители могут привлекаться к реализации проектов, участию в конкурсах и выставках, акциях экологической направленности.

Основные задачи по организации работы с родителями:

  • установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
  • объединение усилий для успешного развития и воспитания дошкольников;
  • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизация и обогащение экологического образования и культуры родителей, их воспитательных умений.

Определение уровня экологического развития дошкольников создает завершенность реализации методических рекомендаций. Между тем диагностика - трудоемкое и ответственное дело, которое должны выполнять профессионалы с подлинным пониманием того, каких результатов можно ожидать, как они помогут скорректировать дальнейшую педагогическую работу.

Процедура диагностики в экологическом образовании еще недостаточно исследована, так как само это направление — относительно новое в образовании.

Имеются работы по диагностике школьников А.П. Сидельковского, Л.В.Моисеевой и И.Р. Колтуновой, С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина и первые исследования по определению уровня экологической воспитанности дошкольников (Т.А.Маркова). В настоящее время, когда существуют различные программы и дошкольным образовательным учреждениям предоставляется возможность выбирать их, не может быть единого способа проверки детей. Диагностика создается под программу, потому что ее назначение состоит в том, чтобы определить эффективность программы с точки зрения ее влияния на развитие детей.

Диагностические исследования проводятся по следующим разделам:

  • экологические представления о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе (методики «Удивительная прогулка»; «Живая - неживая природа», «Знатоки природы»);
  • экологически - ответственное отношение к природе, овладение системой нравственных норм и правил экологического характера (методики «Лес благодарит и сердится», «Экологические знаки», «Продолжи рассказ»),
  • эмоционально-ценностное отношение к природе (методики «Радость и огорчение», «Секретный разговор», «Картинная галерея»);
  • умений и навыков целеполагающего взаимодействия с природой (методики «Экологический светофор», «Кормушки для птиц», «Забота о природе»).

По итогам реализации методических рекомендации можно достичь следующих результатов:

  • разработка программ и методических разработок;
  • разработка банка проектов и исследовательских работ;
  • успешное участие в различных мероприятиях, конкурсах, выставках различных уровней;
  • успешное использование дошкольниками полученных знаний и умений в практике;
  • реализация принципа сотрудничества в системе «ребенок-взрослый».

Литература

1.Т. Зенина «Экологические акции в работе с дошкольниками: из опыта … [Дет. сад N 403 Москвы] / /Дошкольное воспитание. — 2002. — No7. — С. 18 — 21.
2. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. «Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2007.
3. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Корнилова. В.М. «Экологическое окно» в детском саду. Творческий центр «Сфера». Москва, 2008г.
5. Масленникова. О.М. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г.
6. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
7. Николаева С.Н. «Теория и методика экологического образования детей». – М.: Академия, 2009г.
8. С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 — 7лет», с.62 — 63.

Интернет-ресурсы

1.https://infourok.ru/. Фомина М.В. «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».

2. https://nsportal.ru/. Усманова Ф.З. «Совместная деятельность взрослого и детей,
ее значение в процессе экологического воспитания»



Новые публикации

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Путешествие по стране геометрических фигур

Путешествие по стране геометрических фигур Цель: закрепить у дошкольников старшего возраста представления о геометрических фигурах. Задачи: учить составлять из геометрических фигур изображение различных...

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы Цель: Создать праздничное настроение у детей и родителей. Задачи: Развивать творческие и музыкальные способности...

Читайте также

Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки»

Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки» Вид проекта: познавательный. Участники проекта: воспитанники группы, родители.Срок реализации проекта: краткосрочный. Актуальность: игрушки для ребенка - это «среда»...

Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7…

Уроки нравственности на тему: «В мире доброты» для детей 6-7 лет

Открытое занятие по математике в средней группе по сказке «Геометрический…

Открытое занятие по математике в средней группе по сказке «Геометрический теремок» Цель: формирование элементарных математических представлений у детей через использование приемов работы...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной…

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды» Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам...

Конспект по физическому развитию «Петушок»

Конспект по физическому развитию «Петушок» Вторая младшая группа Задачи: Образовательные: упражнять детей в ходьбе и беге всей группой за воспитателем; упражнять в ходьбе и беге...

Конспект занятия по аппликации младшей группе. Тема: «Украшение шарфика»

Конспект занятия по аппликации младшей группе Тема: «Украшение шарфика» Программное содержание: расширить знания детей об одежде, обогатить словарь детей по теме...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 2 младшей группы. Познавательное развитие . Круг…

Цель: 1. Формировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки; 2. Формировать опыт определения затруднения ( на основе рефлексивного метода); 3.Закрепить умение считать до 2, умение сравнивать предметы по свойствам. Материал Демонстрационный:...

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе. Безопасная прогулка по улице от детского сада до…

Цели: • углублять знания детей о Правилах дорожного движения (ПДД) и безопасного поведения на улице; • учить различать дорожные знаки, знать их назначение; • воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни. Оборудование и материалы: карта-схема прогулки, дорожные знаки...

«Секреты общения с ребёнком в семье»

Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения. Ход собрания Участники располагаются по кругу. - Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать на нашем собрании. Сегодня мы поговорим с вами о том...

Семинар- практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагога с детьми в условиях ФГОС ДО»

Цель:  определение условий для наиболее эффективного взаимодействия педагогов с детьми. Задачи: показать влияние на общение с детьми авторитарного, либерального и демократического стиля общения; оказать помощь педагогам в осознании влияния этих стилей с помощью организации «проживания» ими роли обучающегося на занятии;...