Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос»

Цель – закрепить знания детей по теме «Космос».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить словарь детей на тему космос;
  • Подбирать синонимы к заданным словам;
  • Закрепить умение подбирать прилагательные к существительному;
  • Закрепить умение образовывать уменьшительную форму существительных;
  • Правильно употреблять форму винительного падежа мн.ч.;
  • Уметь подбирать антонимы к заданным словам;
  • Деление слова на слоги.
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Упражнять в подборе слов с противоположным значением;
  • Упражнять детей в словообразовании;
  • Развивать словарь по данной теме.

Коррекционно-развивающие:

Развивать психические процессы;

Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, активизация речевых навыков, умения вести диалог.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети вместе с учителем-логопедом заходят в групповое помещение, становятся полукругом лицом к гостям, здороваются с присутствующими.

Дети перестраиваются в круг.

2. Знакомство с темой занятия.

Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Нас ждут приключения и необычные задания. Приготовьте свои ладошки.

Путешествовать мы любим, (хлопки)

В космос отправляемся. (руки наверх)

Много знаний мы получим, (нарисовать круг руками)

Если постараемся. (ладошка-кулачок)

Молодцы, а теперь послушайте и отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все … Солнце.

3. Дидактическая игра «Назови предмет по признаку».

Учитель-логопед: Правильно, ребята, это солнце. И сегодня оно к нам заглянуло в группу. Давайте подарим солнышку лучик и расскажем, как оно нам необходимо, как мы его любим.

Учитель-логопед показывает детям круг жёлтого цвета и предлагает им подарить лучик солнышку, выполнив перед этим задание:

  • Солнце круглое, как… мячик, апельсин, колобок.
  • Солнце яркое, как… лампочка, фонарь, звезда.
  • Солнце жёлтое, как… одуванчик, цыпленок, лимон.
  • Солнце ласковое, как… мама, бабушка, ветерок.
  • Солнце горячее, как…. печка, рукавички, свитер, огонь, костер.

Учитель-логопед: Ребята, давайте посмотрим, понравилось ли Солнышку, как вы старались. (педагог переворачивает круг с прищепками, на другой стороне круга нарисовано улыбающееся солнце). Ребята, посмотрите, как солнышко радуется. Наше солнце останется с нами.

Дети располагаются на стульчиках полукругом. Учитель-логопед представляет вниманию детей наглядный материал – панно.

4. Знакомство с панно. Деление на части (прохлопывание) существительных.

Учитель-логопед: Космос – это огромное пространство. В космосе живут много разных звезд и планет. Посмотрите, какие они разные. Есть планеты огромные, а есть поменьше; есть планеты непохожие на другие; на одних планетах очень холодно, а на других – жарко. И среди этих планет есть наша с вами родная планета Земля.

А ещё в космическом пространстве можно встретить разные объекты.

Давайте отгадаем какие же:

  • А над нами, а над нами

Луг с волшебными цветами.

Золотистые Цветы

Расцвели средь темноты. звезды

  • В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его — полоска света,

А зовут объект… комета

  • Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический… метеорит

  • На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на … ракете

  • Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите … спутник

  • Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит. космонавт

5. Космонавт. Самомассаж лица, артикуляционная гимнастика, массаж ладошек.

Учитель-логопед: И сегодня у нас в гостях космонавт. Космонавты каждый день закаляют свой организм – делают зарядку, умываются холодной водой, разминают все мышцы. Давайте и мы сделаем массаж лица.

Самомассаж лица.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли.

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом уходим пальцами на щёчки.

Щёчки разминаем, чтобы надувались.

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Уголками губ мы щёчки поднимаем,

А потом по шейке ручками стекаем.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Артикуляционная гимнастика, массаж.

Учитель-логопед: Все космонавты говорят четко и внятно, а помогают им в этом упражнения для языка.

  • Улыбка;
  • Часики;
  • Качели;
  • Лошадка.
  • Массаж ладошек

Учитель-логопед: Космонавты тренируют пальцы рук с помощью специальных тренажеров:

В ручках мячик я катаю,

Назад-вперед его гоняю.

И поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

А теперь опасный трюк –

Мяч летает между рук.

6. Дидактическая игра «Какой космонавт?»

Учитель-логопед: Давайте расскажем, какими качествами обладает космонавт.

Дети передают куклу, называют признак предмета:

Умный, смелый, сильный, отважный, здоровый, трудолюбивый, выносливый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, терпеливый, наблюдательный.

7. Дидактическая игра «Один-много».

Учитель-логопед: Ребята, чтобы хорошо увидеть звёздное небо, нужны мощные приборы. Отгадайте загадку:

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный … телескоп.

Давайте представим, что у нас есть телескоп и посмотрим в него.

Я вижу звёзды, а с телескопом много звёзд.

  • планета
  • спутник
  • метеорит
  • ракета
  • космический корабль
  • созвездие
  • галактика
  • космический аппарат
  • звезда

8. Физкультминутка

Учитель-логопед: Космонавтами становятся сильные, смелые люди. А вы хотите стать такими, ребята?

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (бегут на месте)

Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (приседают и встают)

И гантели поднимать. (изображают упражнения с гантелями)

Станем сильными, и завтра (руки на поясе)

Всех возьмут нас в космонавты. (маршируют на месте)

9. Сложите из счетных палочек ракету.

Учитель-логопед: Ребята, а что нужно космонавту, чтобы отправиться в космический полет? Ракета, правильно.

Дети выкладывают ракету из счетных палочек на своих столах.

1

Учитель-логопед: Давайте покажем, как взлетает ракета.

Протяжный звук у-у-у (медленный подъем рук).

Дети проходят на свои места и садятся на стульчики.

10. Пальчиковая гимнастика.

Учитель-логопед: Ребята, а теперь давайте вспомним названия планет.

Пальчиковая гимнастика:

По порядку все планеты (кулачок-ладошка)

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий, (по очереди загибаем пальцы, начиная с большого)

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн, (хлопок в ладоши)

Семь — Уран, (хлопок кулачками)

За ним — Нептун. (хлопок в ладоши)

Он восьмым идёт по счёту. (хлопок кулачками)

А за ним уже, потом, (хлопок в ладоши)

И девятая планета (колечки)

Под названием Плутон. (колечки)

11. Образование прилагательных с уменьшительными суффиксами.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Учитель-логопед: Сегодня некоторые из этих планет предлагают выполнить задания. И первое задание от нашей с вами родной планеты Земля. На дворе весна, солнце светит ласково. Давайте скажем ласковые слова: Солнце – солнышко.

(называя слова, дети передают друг другу мягкую игрушку-цветок)

  • птица – птичка
  • ветер – ветерок
  • ручей – ручеек
  • листок – листочек
  • капля – капелька
  • вода – водичка
  • дерево – деревце
  • жук – жучок
  • ручей – ручеек
  • цветок – цветочек.

12. Дыхательная гимнастика.

Учитель-логопед: На Земле дышится прекрасно. Давайте вдохнем аромат цветов.

«Аромат цветов».

Исходное положение – встать, положить ладони себе на грудь и на живот. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!». Повторить 3 раза.

13. Дидактическая игра «Для кого солнце светит?».

Учитель-логопед: Ребята, есть такая планета, которая расположена ближе всего к Солнцу. Она очень маленькая и на ней очень жарко. Называется она Меркурий. На ней нет жизни. А нам на Земле Солнце помогает жить, ведь мы не так близко находимся от Солнца, и создаются благоприятные условия для жизни на Земле. Давайте расскажем Меркурию, как Солнце нам помогает (в игре используется мяч).

Солнце светит:

  • для злых и для …
  • для грустных и для …
  • для маленьких и для …
  • для ленивых и для …
  • для высоких и для…
  • для друзей и для….
  • для старых и для …
  • для трусливых и для…
  • для злых и для…

14. Игра на формирование фонематического слуха.

Учитель-логопед:

У каждой планеты есть что-то своё,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо –

Его окружает большое кольцо.

Удивительная планета, интересно побывать на ней. Но мы пока не можем этого сделать, зато мы можем получать сигналы с этой планеты. Давайте попробуем, повторяйте за мной:

  • ба-па;
  • хлопки;
  • да-та;
  • хлопки;
  • ва-фа;
  • хлопки
  • са-за;
  • хлопки;
  • па-ба;
  • хлопки.

15. Заключительная часть занятия.

Учитель-логопед: Наше космическое путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.

В космосе мы побывали (кулачки-ладошки)

И планеты увидали.

А, теперь детвора, (колечки)

Возвращаться нам пора. 1,2,3,4,5 – вот и в группе мы опять! (соединяем пальцы, начиная с большого).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе. Тема: «Воздух…

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе Тема: «Воздух невидимка» Цель: Формировать представление о свойствах воздуха и его значений для человека. Задачи: Подвести...

Конспект занятия. Развитие логики у детей младшего возраста Тема: «Необычное…

Конспект занятия. Развитие логики у детей младшего возрастаТема: «Необычное путешествие» Цель занятия: формирование умения детей решать простейшие логические задачи. Задачи: Образовательные: 1. Формировать умение...

Читайте также

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Наши имена…

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возрастаТема: «Наши имена и фамилии» Цель: закреплять знания о том, что у каждого человека есть...

Дополнительная общеобразовательная программа «Ремесленная мастерская»

Дополнительная общеобразовательная программа «Ремесленная мастерская»