Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос»
Цель – закрепить знания детей по теме «Космос».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить словарь детей на тему космос;
- Подбирать синонимы к заданным словам;
- Закрепить умение подбирать прилагательные к существительному;
- Закрепить умение образовывать уменьшительную форму существительных;
- Правильно употреблять форму винительного падежа мн.ч.;
- Уметь подбирать антонимы к заданным словам;
- Деление слова на слоги.
- Развивать мелкую моторику рук;
- Упражнять в подборе слов с противоположным значением;
- Упражнять детей в словообразовании;
- Развивать словарь по данной теме.
Коррекционно-развивающие:
Развивать психические процессы;
Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, активизация речевых навыков, умения вести диалог.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети вместе с учителем-логопедом заходят в групповое помещение, становятся полукругом лицом к гостям, здороваются с присутствующими.
Дети перестраиваются в круг.
2. Знакомство с темой занятия.
Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Нас ждут приключения и необычные задания. Приготовьте свои ладошки.
Путешествовать мы любим, (хлопки)
В космос отправляемся. (руки наверх)
Много знаний мы получим, (нарисовать круг руками)
Если постараемся. (ладошка-кулачок)
Молодцы, а теперь послушайте и отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все … Солнце.
3. Дидактическая игра «Назови предмет по признаку».
Учитель-логопед: Правильно, ребята, это солнце. И сегодня оно к нам заглянуло в группу. Давайте подарим солнышку лучик и расскажем, как оно нам необходимо, как мы его любим.
Учитель-логопед показывает детям круг жёлтого цвета и предлагает им подарить лучик солнышку, выполнив перед этим задание:
- Солнце круглое, как… мячик, апельсин, колобок.
- Солнце яркое, как… лампочка, фонарь, звезда.
- Солнце жёлтое, как… одуванчик, цыпленок, лимон.
- Солнце ласковое, как… мама, бабушка, ветерок.
- Солнце горячее, как…. печка, рукавички, свитер, огонь, костер.
Учитель-логопед: Ребята, давайте посмотрим, понравилось ли Солнышку, как вы старались. (педагог переворачивает круг с прищепками, на другой стороне круга нарисовано улыбающееся солнце). Ребята, посмотрите, как солнышко радуется. Наше солнце останется с нами.
Дети располагаются на стульчиках полукругом. Учитель-логопед представляет вниманию детей наглядный материал – панно.
4. Знакомство с панно. Деление на части (прохлопывание) существительных.
Учитель-логопед: Космос – это огромное пространство. В космосе живут много разных звезд и планет. Посмотрите, какие они разные. Есть планеты огромные, а есть поменьше; есть планеты непохожие на другие; на одних планетах очень холодно, а на других – жарко. И среди этих планет есть наша с вами родная планета Земля.
А ещё в космическом пространстве можно встретить разные объекты.
Давайте отгадаем какие же:
- А над нами, а над нами
Луг с волшебными цветами.
Золотистые Цветы
Расцвели средь темноты. звезды
- В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… комета
- Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический… метеорит
- На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … ракете
- Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … спутник
- Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. космонавт
5. Космонавт. Самомассаж лица, артикуляционная гимнастика, массаж ладошек.
Учитель-логопед: И сегодня у нас в гостях космонавт. Космонавты каждый день закаляют свой организм – делают зарядку, умываются холодной водой, разминают все мышцы. Давайте и мы сделаем массаж лица.
Самомассаж лица.
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли.
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щёчки.
Щёчки разминаем, чтобы надувались.
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Уголками губ мы щёчки поднимаем,
А потом по шейке ручками стекаем.
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Артикуляционная гимнастика, массаж.
Учитель-логопед: Все космонавты говорят четко и внятно, а помогают им в этом упражнения для языка.
- Улыбка;
- Часики;
- Качели;
- Лошадка.
- Массаж ладошек
Учитель-логопед: Космонавты тренируют пальцы рук с помощью специальных тренажеров:
В ручках мячик я катаю,
Назад-вперед его гоняю.
И поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
А теперь опасный трюк –
Мяч летает между рук.
6. Дидактическая игра «Какой космонавт?»
Учитель-логопед: Давайте расскажем, какими качествами обладает космонавт.
Дети передают куклу, называют признак предмета:
Умный, смелый, сильный, отважный, здоровый, трудолюбивый, выносливый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, терпеливый, наблюдательный.
7. Дидактическая игра «Один-много».
Учитель-логопед: Ребята, чтобы хорошо увидеть звёздное небо, нужны мощные приборы. Отгадайте загадку:
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … телескоп.
Давайте представим, что у нас есть телескоп и посмотрим в него.
Я вижу звёзды, а с телескопом много звёзд.
- планета
- спутник
- метеорит
- ракета
- космический корабль
- созвездие
- галактика
- космический аппарат
- звезда
8. Физкультминутка
Учитель-логопед: Космонавтами становятся сильные, смелые люди. А вы хотите стать такими, ребята?
Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер, (бегут на месте)
Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)
Приседать и вновь вставать (приседают и встают)
И гантели поднимать. (изображают упражнения с гантелями)
Станем сильными, и завтра (руки на поясе)
Всех возьмут нас в космонавты. (маршируют на месте)
9. Сложите из счетных палочек ракету.
Учитель-логопед: Ребята, а что нужно космонавту, чтобы отправиться в космический полет? Ракета, правильно.
Дети выкладывают ракету из счетных палочек на своих столах.
Учитель-логопед: Давайте покажем, как взлетает ракета.
Протяжный звук у-у-у (медленный подъем рук).
Дети проходят на свои места и садятся на стульчики.
10. Пальчиковая гимнастика.
Учитель-логопед: Ребята, а теперь давайте вспомним названия планет.
Пальчиковая гимнастика:
По порядку все планеты (кулачок-ладошка)
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий, (по очереди загибаем пальцы, начиная с большого)
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн, (хлопок в ладоши)
Семь — Уран, (хлопок кулачками)
За ним — Нептун. (хлопок в ладоши)
Он восьмым идёт по счёту. (хлопок кулачками)
А за ним уже, потом, (хлопок в ладоши)
И девятая планета (колечки)
Под названием Плутон. (колечки)
11. Образование прилагательных с уменьшительными суффиксами.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Учитель-логопед: Сегодня некоторые из этих планет предлагают выполнить задания. И первое задание от нашей с вами родной планеты Земля. На дворе весна, солнце светит ласково. Давайте скажем ласковые слова: Солнце – солнышко.
(называя слова, дети передают друг другу мягкую игрушку-цветок)
- птица – птичка
- ветер – ветерок
- ручей – ручеек
- листок – листочек
- капля – капелька
- вода – водичка
- дерево – деревце
- жук – жучок
- ручей – ручеек
- цветок – цветочек.
12. Дыхательная гимнастика.
Учитель-логопед: На Земле дышится прекрасно. Давайте вдохнем аромат цветов.
«Аромат цветов».
Исходное положение – встать, положить ладони себе на грудь и на живот. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!». Повторить 3 раза.
13. Дидактическая игра «Для кого солнце светит?».
Учитель-логопед: Ребята, есть такая планета, которая расположена ближе всего к Солнцу. Она очень маленькая и на ней очень жарко. Называется она Меркурий. На ней нет жизни. А нам на Земле Солнце помогает жить, ведь мы не так близко находимся от Солнца, и создаются благоприятные условия для жизни на Земле. Давайте расскажем Меркурию, как Солнце нам помогает (в игре используется мяч).
Солнце светит:
- для злых и для …
- для грустных и для …
- для маленьких и для …
- для ленивых и для …
- для высоких и для…
- для друзей и для….
- для старых и для …
- для трусливых и для…
- для злых и для…
14. Игра на формирование фонематического слуха.
Учитель-логопед:
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо –
Его окружает большое кольцо.
Удивительная планета, интересно побывать на ней. Но мы пока не можем этого сделать, зато мы можем получать сигналы с этой планеты. Давайте попробуем, повторяйте за мной:
- ба-па;
- хлопки;
- да-та;
- хлопки;
- ва-фа;
- хлопки
- са-за;
- хлопки;
- па-ба;
- хлопки.
15. Заключительная часть занятия.
Учитель-логопед: Наше космическое путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.
В космосе мы побывали (кулачки-ладошки)
И планеты увидали.
А, теперь детвора, (колечки)
Возвращаться нам пора. 1,2,3,4,5 – вот и в группе мы опять! (соединяем пальцы, начиная с большого).
Читайте также |
---|
Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»
Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»
Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе. Тема: «Воздух…
Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе Тема: «Воздух невидимка» Цель: Формировать представление о свойствах воздуха и его значений для человека. Задачи: Подвести...
Конспект занятия. Развитие логики у детей младшего возраста Тема: «Необычное…
Конспект занятия. Развитие логики у детей младшего возрастаТема: «Необычное путешествие» Цель занятия: формирование умения детей решать простейшие логические задачи. Задачи: Образовательные: 1. Формировать умение...