Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос»

Цель – закрепить знания детей по теме «Космос».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить словарь детей на тему космос;
  • Подбирать синонимы к заданным словам;
  • Закрепить умение подбирать прилагательные к существительному;
  • Закрепить умение образовывать уменьшительную форму существительных;
  • Правильно употреблять форму винительного падежа мн.ч.;
  • Уметь подбирать антонимы к заданным словам;
  • Деление слова на слоги.
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Упражнять в подборе слов с противоположным значением;
  • Упражнять детей в словообразовании;
  • Развивать словарь по данной теме.

Коррекционно-развивающие:

Развивать психические процессы;

Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, активизация речевых навыков, умения вести диалог.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети вместе с учителем-логопедом заходят в групповое помещение, становятся полукругом лицом к гостям, здороваются с присутствующими.

Дети перестраиваются в круг.

2. Знакомство с темой занятия.

Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Нас ждут приключения и необычные задания. Приготовьте свои ладошки.

Путешествовать мы любим, (хлопки)

В космос отправляемся. (руки наверх)

Много знаний мы получим, (нарисовать круг руками)

Если постараемся. (ладошка-кулачок)

Молодцы, а теперь послушайте и отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все … Солнце.

3. Дидактическая игра «Назови предмет по признаку».

Учитель-логопед: Правильно, ребята, это солнце. И сегодня оно к нам заглянуло в группу. Давайте подарим солнышку лучик и расскажем, как оно нам необходимо, как мы его любим.

Учитель-логопед показывает детям круг жёлтого цвета и предлагает им подарить лучик солнышку, выполнив перед этим задание:

  • Солнце круглое, как… мячик, апельсин, колобок.
  • Солнце яркое, как… лампочка, фонарь, звезда.
  • Солнце жёлтое, как… одуванчик, цыпленок, лимон.
  • Солнце ласковое, как… мама, бабушка, ветерок.
  • Солнце горячее, как…. печка, рукавички, свитер, огонь, костер.

Учитель-логопед: Ребята, давайте посмотрим, понравилось ли Солнышку, как вы старались. (педагог переворачивает круг с прищепками, на другой стороне круга нарисовано улыбающееся солнце). Ребята, посмотрите, как солнышко радуется. Наше солнце останется с нами.

Дети располагаются на стульчиках полукругом. Учитель-логопед представляет вниманию детей наглядный материал – панно.

4. Знакомство с панно. Деление на части (прохлопывание) существительных.

Учитель-логопед: Космос – это огромное пространство. В космосе живут много разных звезд и планет. Посмотрите, какие они разные. Есть планеты огромные, а есть поменьше; есть планеты непохожие на другие; на одних планетах очень холодно, а на других – жарко. И среди этих планет есть наша с вами родная планета Земля.

А ещё в космическом пространстве можно встретить разные объекты.

Давайте отгадаем какие же:

  • А над нами, а над нами

Луг с волшебными цветами.

Золотистые Цветы

Расцвели средь темноты. звезды

  • В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его — полоска света,

А зовут объект… комета

  • Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический… метеорит

  • На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на … ракете

  • Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите … спутник

  • Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит. космонавт

5. Космонавт. Самомассаж лица, артикуляционная гимнастика, массаж ладошек.

Учитель-логопед: И сегодня у нас в гостях космонавт. Космонавты каждый день закаляют свой организм – делают зарядку, умываются холодной водой, разминают все мышцы. Давайте и мы сделаем массаж лица.

Самомассаж лица.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли.

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом уходим пальцами на щёчки.

Щёчки разминаем, чтобы надувались.

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Уголками губ мы щёчки поднимаем,

А потом по шейке ручками стекаем.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Артикуляционная гимнастика, массаж.

Учитель-логопед: Все космонавты говорят четко и внятно, а помогают им в этом упражнения для языка.

  • Улыбка;
  • Часики;
  • Качели;
  • Лошадка.
  • Массаж ладошек

Учитель-логопед: Космонавты тренируют пальцы рук с помощью специальных тренажеров:

В ручках мячик я катаю,

Назад-вперед его гоняю.

И поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

А теперь опасный трюк –

Мяч летает между рук.

6. Дидактическая игра «Какой космонавт?»

Учитель-логопед: Давайте расскажем, какими качествами обладает космонавт.

Дети передают куклу, называют признак предмета:

Умный, смелый, сильный, отважный, здоровый, трудолюбивый, выносливый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, терпеливый, наблюдательный.

7. Дидактическая игра «Один-много».

Учитель-логопед: Ребята, чтобы хорошо увидеть звёздное небо, нужны мощные приборы. Отгадайте загадку:

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный … телескоп.

Давайте представим, что у нас есть телескоп и посмотрим в него.

Я вижу звёзды, а с телескопом много звёзд.

  • планета
  • спутник
  • метеорит
  • ракета
  • космический корабль
  • созвездие
  • галактика
  • космический аппарат
  • звезда

8. Физкультминутка

Учитель-логопед: Космонавтами становятся сильные, смелые люди. А вы хотите стать такими, ребята?

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (бегут на месте)

Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (приседают и встают)

И гантели поднимать. (изображают упражнения с гантелями)

Станем сильными, и завтра (руки на поясе)

Всех возьмут нас в космонавты. (маршируют на месте)

9. Сложите из счетных палочек ракету.

Учитель-логопед: Ребята, а что нужно космонавту, чтобы отправиться в космический полет? Ракета, правильно.

Дети выкладывают ракету из счетных палочек на своих столах.

1

Учитель-логопед: Давайте покажем, как взлетает ракета.

Протяжный звук у-у-у (медленный подъем рук).

Дети проходят на свои места и садятся на стульчики.

10. Пальчиковая гимнастика.

Учитель-логопед: Ребята, а теперь давайте вспомним названия планет.

Пальчиковая гимнастика:

По порядку все планеты (кулачок-ладошка)

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий, (по очереди загибаем пальцы, начиная с большого)

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн, (хлопок в ладоши)

Семь — Уран, (хлопок кулачками)

За ним — Нептун. (хлопок в ладоши)

Он восьмым идёт по счёту. (хлопок кулачками)

А за ним уже, потом, (хлопок в ладоши)

И девятая планета (колечки)

Под названием Плутон. (колечки)

11. Образование прилагательных с уменьшительными суффиксами.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Учитель-логопед: Сегодня некоторые из этих планет предлагают выполнить задания. И первое задание от нашей с вами родной планеты Земля. На дворе весна, солнце светит ласково. Давайте скажем ласковые слова: Солнце – солнышко.

(называя слова, дети передают друг другу мягкую игрушку-цветок)

  • птица – птичка
  • ветер – ветерок
  • ручей – ручеек
  • листок – листочек
  • капля – капелька
  • вода – водичка
  • дерево – деревце
  • жук – жучок
  • ручей – ручеек
  • цветок – цветочек.

12. Дыхательная гимнастика.

Учитель-логопед: На Земле дышится прекрасно. Давайте вдохнем аромат цветов.

«Аромат цветов».

Исходное положение – встать, положить ладони себе на грудь и на живот. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!». Повторить 3 раза.

13. Дидактическая игра «Для кого солнце светит?».

Учитель-логопед: Ребята, есть такая планета, которая расположена ближе всего к Солнцу. Она очень маленькая и на ней очень жарко. Называется она Меркурий. На ней нет жизни. А нам на Земле Солнце помогает жить, ведь мы не так близко находимся от Солнца, и создаются благоприятные условия для жизни на Земле. Давайте расскажем Меркурию, как Солнце нам помогает (в игре используется мяч).

Солнце светит:

  • для злых и для …
  • для грустных и для …
  • для маленьких и для …
  • для ленивых и для …
  • для высоких и для…
  • для друзей и для….
  • для старых и для …
  • для трусливых и для…
  • для злых и для…

14. Игра на формирование фонематического слуха.

Учитель-логопед:

У каждой планеты есть что-то своё,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо –

Его окружает большое кольцо.

Удивительная планета, интересно побывать на ней. Но мы пока не можем этого сделать, зато мы можем получать сигналы с этой планеты. Давайте попробуем, повторяйте за мной:

  • ба-па;
  • хлопки;
  • да-та;
  • хлопки;
  • ва-фа;
  • хлопки
  • са-за;
  • хлопки;
  • па-ба;
  • хлопки.

15. Заключительная часть занятия.

Учитель-логопед: Наше космическое путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.

В космосе мы побывали (кулачки-ладошки)

И планеты увидали.

А, теперь детвора, (колечки)

Возвращаться нам пора. 1,2,3,4,5 – вот и в группе мы опять! (соединяем пальцы, начиная с большого).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование ИКТ в Музыкальной деятельности

Использование ИКТ в Музыкальной деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями...

Конспект ОД по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника аппликации) на тему:…

Конспект ОД по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника аппликации) на тему: «Овечка» (Старшая группа) Цель: познакомить детей с новой нетрадиционной техникой аппликации. Задачи: формирование умений...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят» Пояснительная записка Направленность и уровень программы Направленность: социально-педагогическая, дошкольное развитие (программа направлена на развитие познавательной активности...

Читайте также

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы «Что такое сумерки?»

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы «Что такое сумерки?»

Лепбук «Богатства русского леса»

Лепбук «Богатства русского леса» Лес – это прекрасное место для всех живых организмов, в том числе и для человека. Человек в...

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Радужная лаборатория»

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Радужная лаборатория»