Особенности становления познавательного интереса в дошкольном возрасте

Теоретический анализ понятия «познавательных способностей», дает возможность определить, что познавательные (когнитивные) способности личности проявляют себя в способности человека к познавательной деятельности, к продуктивному решению познавательных задач, которые являются условием их успешного выполнения. Познавательные (когнитивные) способности некоторые ученые относят к интеллектуальным. Структуру познавательных способностей рассматривали в аспекте изучения интеллекта, обучаемости, креативности. Некоторые ученые рассматривают как познавательные – сенсорные способности (восприятие-понятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями. Основой развития познавательных способностей детей считается развитие познавательных процессов, среди которых выделяется воображение, память и мышление.

Дошкольный возраст – период бурного накопления ребенком опыта, знаний необходимых для дальнейшей жизни. Важной составляющей формирование личности дошкольника является воспроизведение приобретенных знаний в различных видах деятельности: речевой, игровой, трудовой, поисково-исследовательской, музыкальной, конструктивной, изобразительной.

Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии. Своеобразие интереса в дошкольном возрасте состоит в том, что зарождающиеся в виде эмоциональной отзывчивости на все новое (любопытство), он постепенно переходит в любознательность и далее в потребность убедиться в истине. В связи с этим правомерно рассмотреть взаимообусловленность и взаимосвязь интереса с другим личностным образованиям, таким как потребность, что имеет характер стимулирования человеческой активности.

В дидактике дошкольного образования существует два противоположных основных взгляда по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об окружающей среде. Они в наибольшей степени приобретают острого звучание по подготовке детей к школе и преемственности в планировании образовательного процесса этого возрастного периода, а именно:

1) «предметный», или «объектный» принцип, согласно которому дети дошкольного возраста могут усваивать только представление о отдельно взятых предметах (объектах) окружающей среды, но выстраивать взаимосвязи между ними не могут;

2) принцип системности знаний (Н. Гавриш, К. Крутой и др.) заключается в: умении детей дошкольного возраста устанавливать и выстраивать причинно-следственные связи; способности осваивать системными знаниями об явления и предметы окружающей среды в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимоотношениях (работы Л. Выготского, в том числе о механизме их получения). На этом принципе основывается современный научно-исследовательский направление, опирающееся на исследования и формирования системности знаний у дошкольников.

Последний принцип можно определить, как:

а) систематизацию знаний, которая предполагает объединение предметов по группам в соответствии с характерной для них (существенной, определяющей, явного, визуально фиксированной) признаки (цвет, форма, величина, использование);

б) построение системных знаний, заключающийся в раскрытии многообразие сторон познаваемого, исследуемого объекта или предмета, установление причинно-следственных связей между ними, осознание закономерностей.

Отметим, что существование этих двух точек зрения на обучение ребенка дошкольного возраста обусловлено тем, что есть абсолютно разные взгляды на уровень умственного развития ребенка:

1) в трудах Ф. Фребеля и М. Монтессори отмечается способность детей познавать только внешние, явные, наглядные свойства предметов и явлений;

2) в исследованиях Л. Венгера, А. Усовой, Н. Поддякова и других говорится о возможности усваивать представления об общих взаимосвязях, которые лежат в основе многих явлений природы, социальной жизни, а также овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Рассматривая современные представления о развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста отметим, что интерес вырастает из потребности ориентироваться в действительности и, становясь устойчивым личностным образованием, может привести к возникновению новой потребности более высокого уровня – потребности в познании, в исследовательской деятельности. Познавательные интересы на пути своего развития в дошкольном возрасте характеризуются познавательной активностью, направленностью, стремлением самостоятельно решать проблемные вопросы, познавательные задачи, стремлением к исследованию, устанавливать причинно-следственные связи. Основой познавательного интереса дошкольника является эмоциональное отношение, выражающееся в положительном отношении к объекту интереса. Яркие положительные эмоции, определяя потребности детей в познании, исследовании окружающей среды, содействии новых мотивов деятельности, приводят к развитию исследовательских способностей.

Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности и исследовательских способностей. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности и исследовательской поведения ребенка, которая находит свое отражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ на вопрос, используя свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести исследование или эксперимент.

Характерная особенность этого возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске, проявлении интереса к интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как живет, растет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществляется, есть знания и исследовательские способности.

Становление личности дошкольника напрямую связано с формированием высших чувств, в частности познавательных и практических. У ребенка этого возраста своеобразно, в форме переживаний, отражаются определенные объекты, события окружающего мира, в соответствии с ее потребностями, отношение к себе как к активному деятелю, своих возможностей и отношение взрослого к ребенку и процесса и результатов его умственной деятельности. Процесс становления личностного потенциала ребенка в познавательной сфере исключительно индивидуализированное явление. Но обеспечить оптимальные условия расцвета индивидуальных потенций, можно лишь, основываясь на возрастных закономерностях развития психики в детские годы.

Интерес к неизвестному составляет основу исследовательской, познавательной деятельности, он служит необходимым условием познавательного развития и имеет важное значение для протекания процессов внимания, памяти и обучения. Усвоенные без интереса и восхищения знания будут формальными, и такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума. К. Ушинский утверждал, что «обучение за принуждением и силой воли» не создает развивающих условий. Следовательно, воспитание познавательных интересов является важнейшей составляющей воспитания личности ребенка.

Таким образом, педагогический подход к проблеме познавательного интереса связан с изучением условий его формирования в учебной и вне учебной деятельности, а также с выявлением методов и приемов формирования познавательного интереса как ценного качества личности и основы успешной деятельности. Наличие всего многообразия процессов, включенных в познавательный интерес, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития. А его исследование у ребенка связывается с подходами к моделированию и построению образовательных систем, направленных на развитие его личности: личностно-ориентированный подход, личностно-деятельностный подход, индивидуальный подход и т.д.



Новые публикации

Технологическая карта экологического занятия в старшей группе с использованием интерактивной…

Технологическая карта экологического занятия в старшей группе с использованием интерактивной песочницы iSandBOX 1. Тема: «Листочки». 2. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое...

Мастер-класс «Подарок для папы»

Мастер-класс «Подарок для папы» Прекрасный подарок папе на 23 февраля. Для работы нам понадобиться:- картон цветной,- ножницы,- клей – карандаш,- цветная бумага,-...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «В…

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «В стране Знаний» Цели: подготовка старших дошкольников к обучению в школе, формирование позитивной мотивации...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия по познавательной и речевой деятельности в старшей…

Конспект интегрированного занятия по познавательной и речевой деятельности в старшей группеТема: «Путешествие в страну сказок»   Интеграция образовательных областей: Познание, художественная литература...

Творческий проект по тестопластике «Мукасолька»

Творческий проект по тестопластике «Мукасолька» Участники проекта: дети и родители гр. №4, воспитатель – Мелехина Е.В. Тип проекта: Долгосрочный Срок реализации проекта: Октябрь...

Перспективное планирование по экспериментированию в старшей группе

Перспективное планирование по экспериментированию в старшей группе   Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей. Задачи: • создание необходимых условий...


Комментарии

  • Ирина
    Плагиат. Даже не удосужилась наиля наильевна исправить орфографические ошибки. Возможно нет достаточных ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...





В блогах

Проект во второй младшей группе № 6 «Почемучки» «Огород на подоконнике»

Sample Image

МАДОУ №441 «Кузнечик» Проект во второй младшей группе № 6 «Почемучки» «Огород на подоконнике» Подготовили воспитатели Морина Елена Викторовна Смирнова Галина Сергеевна   Актуальность. Ребенок – это маленький исследователь, который с радостью открывает для себя новый и интересный мир...

Методическая разработка. Дидактическая игра "Расскажи сказку по картинкам "Три медведя"

Sample Image

Аннотация. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинкам» предназначена для детей дошкольного возраста. Игра развивает речь, внимание, память и связную речь. Веселые, яркие картинки помогут в этом. Может использоваться для групповой и подгрупповой работы. Цель : разложить картинки в правильной...

Мастер-класс для родителей "Игры дома для автоматизации звуков"

Мастер-класс для родителей «Домашняя игротека для автоматизации звуков» Наступил долгожданный момент: на индивидуальных занятиях с логопедом ребенок научился произносить трудный для него звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно...

Конспект развлечения: «Путешествие в страну дорожных знаков»

ГБУ СО СРЦ  «Возвращение» г. Саратова Конспект развлечения: «Путешествие в страну дорожных знаков» Специалист по реабилитационной работе Кировского филиала Деминой Е.И. Коррекционная цель: Формировать представления детей о правилах дорожного движения. Задачи: Развивать творческие способности детей Развивать организованность, самостоятельность, инициативность Воспитывать...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство