Особенности становления познавательного интереса в дошкольном возрасте

Теоретический анализ понятия «познавательных способностей», дает возможность определить, что познавательные (когнитивные) способности личности проявляют себя в способности человека к познавательной деятельности, к продуктивному решению познавательных задач, которые являются условием их успешного выполнения. Познавательные (когнитивные) способности некоторые ученые относят к интеллектуальным. Структуру познавательных способностей рассматривали в аспекте изучения интеллекта, обучаемости, креативности. Некоторые ученые рассматривают как познавательные – сенсорные способности (восприятие-понятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями. Основой развития познавательных способностей детей считается развитие познавательных процессов, среди которых выделяется воображение, память и мышление.

Дошкольный возраст – период бурного накопления ребенком опыта, знаний необходимых для дальнейшей жизни. Важной составляющей формирование личности дошкольника является воспроизведение приобретенных знаний в различных видах деятельности: речевой, игровой, трудовой, поисково-исследовательской, музыкальной, конструктивной, изобразительной.

Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии. Своеобразие интереса в дошкольном возрасте состоит в том, что зарождающиеся в виде эмоциональной отзывчивости на все новое (любопытство), он постепенно переходит в любознательность и далее в потребность убедиться в истине. В связи с этим правомерно рассмотреть взаимообусловленность и взаимосвязь интереса с другим личностным образованиям, таким как потребность, что имеет характер стимулирования человеческой активности.

В дидактике дошкольного образования существует два противоположных основных взгляда по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об окружающей среде. Они в наибольшей степени приобретают острого звучание по подготовке детей к школе и преемственности в планировании образовательного процесса этого возрастного периода, а именно:

1) «предметный», или «объектный» принцип, согласно которому дети дошкольного возраста могут усваивать только представление о отдельно взятых предметах (объектах) окружающей среды, но выстраивать взаимосвязи между ними не могут;

2) принцип системности знаний (Н. Гавриш, К. Крутой и др.) заключается в: умении детей дошкольного возраста устанавливать и выстраивать причинно-следственные связи; способности осваивать системными знаниями об явления и предметы окружающей среды в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимоотношениях (работы Л. Выготского, в том числе о механизме их получения). На этом принципе основывается современный научно-исследовательский направление, опирающееся на исследования и формирования системности знаний у дошкольников.

Последний принцип можно определить, как:

а) систематизацию знаний, которая предполагает объединение предметов по группам в соответствии с характерной для них (существенной, определяющей, явного, визуально фиксированной) признаки (цвет, форма, величина, использование);

б) построение системных знаний, заключающийся в раскрытии многообразие сторон познаваемого, исследуемого объекта или предмета, установление причинно-следственных связей между ними, осознание закономерностей.

Отметим, что существование этих двух точек зрения на обучение ребенка дошкольного возраста обусловлено тем, что есть абсолютно разные взгляды на уровень умственного развития ребенка:

1) в трудах Ф. Фребеля и М. Монтессори отмечается способность детей познавать только внешние, явные, наглядные свойства предметов и явлений;

2) в исследованиях Л. Венгера, А. Усовой, Н. Поддякова и других говорится о возможности усваивать представления об общих взаимосвязях, которые лежат в основе многих явлений природы, социальной жизни, а также овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Рассматривая современные представления о развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста отметим, что интерес вырастает из потребности ориентироваться в действительности и, становясь устойчивым личностным образованием, может привести к возникновению новой потребности более высокого уровня – потребности в познании, в исследовательской деятельности. Познавательные интересы на пути своего развития в дошкольном возрасте характеризуются познавательной активностью, направленностью, стремлением самостоятельно решать проблемные вопросы, познавательные задачи, стремлением к исследованию, устанавливать причинно-следственные связи. Основой познавательного интереса дошкольника является эмоциональное отношение, выражающееся в положительном отношении к объекту интереса. Яркие положительные эмоции, определяя потребности детей в познании, исследовании окружающей среды, содействии новых мотивов деятельности, приводят к развитию исследовательских способностей.

Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности и исследовательских способностей. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности и исследовательской поведения ребенка, которая находит свое отражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ на вопрос, используя свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести исследование или эксперимент.

Характерная особенность этого возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске, проявлении интереса к интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как живет, растет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществляется, есть знания и исследовательские способности.

Становление личности дошкольника напрямую связано с формированием высших чувств, в частности познавательных и практических. У ребенка этого возраста своеобразно, в форме переживаний, отражаются определенные объекты, события окружающего мира, в соответствии с ее потребностями, отношение к себе как к активному деятелю, своих возможностей и отношение взрослого к ребенку и процесса и результатов его умственной деятельности. Процесс становления личностного потенциала ребенка в познавательной сфере исключительно индивидуализированное явление. Но обеспечить оптимальные условия расцвета индивидуальных потенций, можно лишь, основываясь на возрастных закономерностях развития психики в детские годы.

Интерес к неизвестному составляет основу исследовательской, познавательной деятельности, он служит необходимым условием познавательного развития и имеет важное значение для протекания процессов внимания, памяти и обучения. Усвоенные без интереса и восхищения знания будут формальными, и такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума. К. Ушинский утверждал, что «обучение за принуждением и силой воли» не создает развивающих условий. Следовательно, воспитание познавательных интересов является важнейшей составляющей воспитания личности ребенка.

Таким образом, педагогический подход к проблеме познавательного интереса связан с изучением условий его формирования в учебной и вне учебной деятельности, а также с выявлением методов и приемов формирования познавательного интереса как ценного качества личности и основы успешной деятельности. Наличие всего многообразия процессов, включенных в познавательный интерес, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития. А его исследование у ребенка связывается с подходами к моделированию и построению образовательных систем, направленных на развитие его личности: личностно-ориентированный подход, личностно-деятельностный подход, индивидуальный подход и т.д.



Новые публикации

Исследовательская проект «Лук от семи недуг»

Исследовательская проект «Лук от семи недуг» Введение Актуальность. Носит он по сто одёжек,Правда, нет на них застёжек.Если будешь их снимать,Слёзы станешь проливать.Лечит от...

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться…

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский...

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики...

Читайте также

Конспект НОД по формированию лексико–грамматических представлений и развитию связной речи…

Конспект НОД по формированию лексико–грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группы Тема: «Одежда». Группа: Подготовительная к школе. Цель: Расширять...

Проект «Природа Курского края»

Проект «Природа Курского края» Познавательно-творческий, коллективный, долгосрочный для воспитателей, детей старшего дошкольного возраста, родителей. Сроки реализации: сентябрь 2019 г. – май 2020...

Экономическая игра «Путь к успеху»

Экономическая игра «Путь к успеху» Цель: формирование культурно-экономической личности дошкольника. Задачи: Aормировать умение правильно применять полученные знания и умения для решения элементарных вопросов в области...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Стихотворение про лето

Стих для детей "Что такое лето?" Что такое лето?  Это много света, Это поле, это лес,  Это тысячи чудес, Это в небе облака,Это быстрая река, Это яркие цветы,Это синь высоты. Это в мире сто дорогДля ребячьих ног. Н. Балашов Стишок...

Спортивная форма в детском саду.

Памятка для родителей. Физкультурой заниматься – надо в форму одеваться! а в одежде повседневной заниматься даже вредно! Физическое развитие дошкольников требует соблюдения техники безопасности в спортивном зале и дисциплины. Спортивная форма – одно из обязательных условий. Ребенок получает полное физическое...

Консультация для родителей «Как научить ребёнка 3–4 лет убирать за собой игрушки»

Как приучить ребенка  убирать за собой игрушки ? Рано или поздно все  родители  начинают задаваться этим вопросом. Пока ребенок маленький, кажется, что еще слишком рано от него ожидать какой-то любви к порядку. Но проходит время, количество разбросанных вещей и  игрушек...

Консультация для родителей младшей группы «Возрастные особенности детей младшего возраста»

Младший возраст  - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем  возрасте  ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно...