Особенности становления познавательного интереса в дошкольном возрасте

Теоретический анализ понятия «познавательных способностей», дает возможность определить, что познавательные (когнитивные) способности личности проявляют себя в способности человека к познавательной деятельности, к продуктивному решению познавательных задач, которые являются условием их успешного выполнения. Познавательные (когнитивные) способности некоторые ученые относят к интеллектуальным. Структуру познавательных способностей рассматривали в аспекте изучения интеллекта, обучаемости, креативности. Некоторые ученые рассматривают как познавательные – сенсорные способности (восприятие-понятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями. Основой развития познавательных способностей детей считается развитие познавательных процессов, среди которых выделяется воображение, память и мышление.

Дошкольный возраст – период бурного накопления ребенком опыта, знаний необходимых для дальнейшей жизни. Важной составляющей формирование личности дошкольника является воспроизведение приобретенных знаний в различных видах деятельности: речевой, игровой, трудовой, поисково-исследовательской, музыкальной, конструктивной, изобразительной.

Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии. Своеобразие интереса в дошкольном возрасте состоит в том, что зарождающиеся в виде эмоциональной отзывчивости на все новое (любопытство), он постепенно переходит в любознательность и далее в потребность убедиться в истине. В связи с этим правомерно рассмотреть взаимообусловленность и взаимосвязь интереса с другим личностным образованиям, таким как потребность, что имеет характер стимулирования человеческой активности.

В дидактике дошкольного образования существует два противоположных основных взгляда по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об окружающей среде. Они в наибольшей степени приобретают острого звучание по подготовке детей к школе и преемственности в планировании образовательного процесса этого возрастного периода, а именно:

1) «предметный», или «объектный» принцип, согласно которому дети дошкольного возраста могут усваивать только представление о отдельно взятых предметах (объектах) окружающей среды, но выстраивать взаимосвязи между ними не могут;

2) принцип системности знаний (Н. Гавриш, К. Крутой и др.) заключается в: умении детей дошкольного возраста устанавливать и выстраивать причинно-следственные связи; способности осваивать системными знаниями об явления и предметы окружающей среды в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимоотношениях (работы Л. Выготского, в том числе о механизме их получения). На этом принципе основывается современный научно-исследовательский направление, опирающееся на исследования и формирования системности знаний у дошкольников.

Последний принцип можно определить, как:

а) систематизацию знаний, которая предполагает объединение предметов по группам в соответствии с характерной для них (существенной, определяющей, явного, визуально фиксированной) признаки (цвет, форма, величина, использование);

б) построение системных знаний, заключающийся в раскрытии многообразие сторон познаваемого, исследуемого объекта или предмета, установление причинно-следственных связей между ними, осознание закономерностей.

Отметим, что существование этих двух точек зрения на обучение ребенка дошкольного возраста обусловлено тем, что есть абсолютно разные взгляды на уровень умственного развития ребенка:

1) в трудах Ф. Фребеля и М. Монтессори отмечается способность детей познавать только внешние, явные, наглядные свойства предметов и явлений;

2) в исследованиях Л. Венгера, А. Усовой, Н. Поддякова и других говорится о возможности усваивать представления об общих взаимосвязях, которые лежат в основе многих явлений природы, социальной жизни, а также овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Рассматривая современные представления о развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста отметим, что интерес вырастает из потребности ориентироваться в действительности и, становясь устойчивым личностным образованием, может привести к возникновению новой потребности более высокого уровня – потребности в познании, в исследовательской деятельности. Познавательные интересы на пути своего развития в дошкольном возрасте характеризуются познавательной активностью, направленностью, стремлением самостоятельно решать проблемные вопросы, познавательные задачи, стремлением к исследованию, устанавливать причинно-следственные связи. Основой познавательного интереса дошкольника является эмоциональное отношение, выражающееся в положительном отношении к объекту интереса. Яркие положительные эмоции, определяя потребности детей в познании, исследовании окружающей среды, содействии новых мотивов деятельности, приводят к развитию исследовательских способностей.

Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности и исследовательских способностей. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности и исследовательской поведения ребенка, которая находит свое отражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ на вопрос, используя свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести исследование или эксперимент.

Характерная особенность этого возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске, проявлении интереса к интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как живет, растет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществляется, есть знания и исследовательские способности.

Становление личности дошкольника напрямую связано с формированием высших чувств, в частности познавательных и практических. У ребенка этого возраста своеобразно, в форме переживаний, отражаются определенные объекты, события окружающего мира, в соответствии с ее потребностями, отношение к себе как к активному деятелю, своих возможностей и отношение взрослого к ребенку и процесса и результатов его умственной деятельности. Процесс становления личностного потенциала ребенка в познавательной сфере исключительно индивидуализированное явление. Но обеспечить оптимальные условия расцвета индивидуальных потенций, можно лишь, основываясь на возрастных закономерностях развития психики в детские годы.

Интерес к неизвестному составляет основу исследовательской, познавательной деятельности, он служит необходимым условием познавательного развития и имеет важное значение для протекания процессов внимания, памяти и обучения. Усвоенные без интереса и восхищения знания будут формальными, и такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума. К. Ушинский утверждал, что «обучение за принуждением и силой воли» не создает развивающих условий. Следовательно, воспитание познавательных интересов является важнейшей составляющей воспитания личности ребенка.

Таким образом, педагогический подход к проблеме познавательного интереса связан с изучением условий его формирования в учебной и вне учебной деятельности, а также с выявлением методов и приемов формирования познавательного интереса как ценного качества личности и основы успешной деятельности. Наличие всего многообразия процессов, включенных в познавательный интерес, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития. А его исследование у ребенка связывается с подходами к моделированию и построению образовательных систем, направленных на развитие его личности: личностно-ориентированный подход, личностно-деятельностный подход, индивидуальный подход и т.д.



Новые публикации

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного…

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

«Камешки - кабошоны, как один из инновационных игровых приемов в…

«Камешки - кабошоны, как один из инновационных игровых приемов в логопедической практике в рамках реализации ФГОС ДО»

Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с…

Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения 5 – 7 лет

Читайте также

Конспект развлечения в первой младшей группе «Дружные ребятки на грядке»

Конспект развлечения в первой младшей группе «Дружные ребятки на грядке» Цели: Создать положительно – эмоциональный настрой во время развлечения. Учить ребят узнавать овощ...

Использование инновационных технологий в ДОУ. Интерактивная песочница

Использование инновационных технологий в ДОУ Интерактивная песочница Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Соприкасаясь с песком, погружая...

Обогащение эмоциональной сферы ребенка через музыкально-театрализованную деятельность

Обогащение эмоциональной сферы ребенка через музыкально-театрализованную деятельность «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение...

Комментарии

  • Ирина
    Добрый вечер! Я бы хотела приобрести данный материал, как это сделать?

    Подробнее...

     
  • Наталья Александровн
    добрый день ,подскажите как скачать лепбук

    Подробнее...

     
  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...





В блогах

Консультация " Сенсорное развитие детей 2-3 лет"

«Сенсорное развитие детей2-3лет» Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком , и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. Сенсорное воспитание  означает целенаправленное развитие и совершенствование  сенсорных процессов ...

Мастер-класс для родителей "Развитие речи в игре"

Мастер-класс для родителей  «Развитие речи в игре» Цель:  оказывать помощь родителям в организации и проведении занятий в домашних условиях по развитию речи ребёнка через игру.  Задачи : - обратить внимание родителей на значение игры в развитии детей; - заинтересовать проблемой...

Давайте познакомимся!

Меня зовут Елена Александровна! Я работаю музыкальным руководителем. Моё профессиональное кредо: Я люблю воспитанников за их готовность верить в сказку, за их доброту и непосредственность. Я верю в талант каждого ребенка, в развитие его творческих способностей. Я надеюсь, что музыка...

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию

Нетрадиционная техника рисования - тычок жёсткой полусухой кистью, поролоном, мятая бумага. Цель занятия:  помочь детям освоить новый способ изображения, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). Задачи: Образовательные: Создать условие для экспериментирования. Учить создавать...