Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад 2100»

Пояснительная записка.

Программа для дошкольников является начальным звеном единого непрерывного курса математики по программе Школа 2100.

Цель курса- всестороннее развитие личности ребёнка, его кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания- сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Основные задачи:

  1. Формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.
  2. Развития восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
  3. Увеличение объёма внимания и памяти.
  4. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счёт обучения приёмам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).
  5. Обучение элементарным математическим представлениям в объёме программы средней группы.
  6. Развития речи, введение в активную речь математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных на занятий.

Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности: игровые, с предметами, с счётным материалом т д. Игровые виды деятельности : имитационные игры и игры-упражнения с предметами, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами без сюжета, игры-упражнения с ориентировкой на определённые достижения.
Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или "пальчиковая гимнастика", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. В конце каждого занятия необходимо подвести итог. Детям необходимо задать вопросы: Что нового узнали ? Чему сегодня научились?
Комплексное использование всех приёмов, методов, форм обучения поможет решить одну из главных задач - осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.

Важной составляющей программного материала по развитию элементарных математических представлений у дошкольников является специально разработанная совокупность заданий содержательно-логического характера, направленных как на более осмысленное усвоение математического содержания, так и на развитие у детей основных познавательных процессов и интереса к математике.
Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение). Особое внимание уделяется работе, направленной на развитие произвольного внимания, так как от уровня его развития зависит успешность и чёткость работы сознания, а следовательно, и осознанного восприятия изучаемого математического материала. Естественно, что все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к успешному развитию произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов. Ребёнок должен находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов.
Среди заданий на развитие памяти в дошкольном возрасте предпочтение отдаётся зрительным и слуховым диктантам и упражнениям, в содержании которых используются математические символы, записи, термины, геометрические фигуры. Большое значение в развитии словесно-логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний.
Таким образом, ведущей методической линией является организация разнообразной математической деятельности, в результате которой идёт накопление элементарных математических представлений и активное развитие основных познавательных процессов у детей, приоритетных среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация.
Анализ - это процесс, расчленения целого не части, а также установление связей, отношений между ними.
Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.
Сравнение - мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Обобщение - процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам.
Классификация - это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки. Необходимо учить малышей называть группы предметов обобщающими словами или, наоборот, подбирать предметы к обобщающему слову.
Большинство заданий даются в игровой занимательной форме, что способствует наиболее успешному развитию познавательных процессов у детей.
Основные требования к заданиям содержательно-логического характера:
- задания имеют яркую целевую направленность на развитие одного или одновременно нескольких познавательных процессов, среди которых отдаётся приоритет математическому мышлению, но присутствуют и такие познавательные процессы как внимание, восприятие, память.
- задания имеют математическое содержание и нести определённую интеллектуальную нагрузку для детей, расширять их представления или знакомить с простейшими методами познания действительности.
- задания должны быть представлены в интересной форме и построены на близком детям материале.

Программа по развитию ФЭМП рассчитана на средний возраст детей 4-5 лет. Продолжительность занятия 20 мин.

Средний возраст (1 занятие в неделю, по 20 мин), в месяц 4 занятия, в год – 32 занятия.
1. количество и счёт
Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,:.9.
Названия чисел по порядку от 1до 10. Образование чисел путём присчитывания 1. Прямой и обратный счёт. Состав числа первого десятка (практический способ)
2. величины
Сравнение предметов по размеру. Обучение способам сравнения предметов. Обучение способам приложения и наложения. Обучению сравнению по: длине, высоте, ширине, толщине. Введение в активный словарь понятий: больше, меньше, длиннее, корче, одинаковые (равные) по длине, выше, ниже, равные по высоте, шире, уже, толще, тоньше,
3. геометрические фигуры.
Основные геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, прямоугольник (квадрат). Определение пространственного расположения предметов относительно себя. Обучению умению передвигаться в указанном направлении.
5. ориентировка во времени.
Дни недели. Временные понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года.

6. Задания на развитие познавательных процессов (воображение, внимание, память, мышление).

В программе используется такие формы работы как индивидуальная, фронтальная, парами. Используются методы: Наглядный, словесный, практический.

Уровни освоения программы. (Что должен уметь в конце года.)

Ребенок оперирует свойствами предметов. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам («все большие», «все некруглые»). Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру, устанавливает неравенство. Считает до 10.

Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) количества, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т. д.

Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Знать дни недели, части суток, времена года.

Тема. Кол. Цель Ход занятия.
1. Лето. 1 Вспомнить как объединять предметы в группы по общему названию, вспомнить способ пересчёта предметов, изображённых на рисунке, способ сравнения чисел. Развивать геометрические представления. Развивать память, мышление, коммуникативные навыки, выражать свои действия в речи.
  1. Организационный момент.
  2. Дидактическая игра «Собираем вещи».
  3. Тренировочные упражнения. (3 задания).
  4. Итог занятия.
2. «Что растёт на грядке». 1 Закрепить способ пересчёта предметов, способ сравнения чисел, объединение предметов в группы по общему признаку. Развивать организационные умения, память, внимание, коммуникативные умения.
  1. Дид. Игра «Собираем урожай».
  2. Тренировочные упражнения (3 задания).
  3. Итог занятия.
3. «Что растёт в саду». 1 Закрепить способ пересчёта предметов, способ сравнения чисел, объединение предметов в группы по общему признаку. Развивать организационные умения, память, внимание, коммуникативные умения. Развивать пространственные представления, учить детей пользоваться словами Справа- слева.
  1. Дид. Игра для мотивации «Собираем урожай».
  2. Тренировочные упражнения (3 задания).
3. Итог занятия.
4. « Осень». 1 Закрепить способ пересчёта предметов, способ сравнения чисел, объединение предметов в группы по общему признаку. Развивать организационные умения, память, внимание, коммуникативные умения. Развивать пространственные представления, учить пользовать словами на, под, рядом. 1. Дид. Игра для мотивации «Собираем урожай».
2 Тренировочные упражнения (3 задания).
3. Итог занятия.
5. Проверь себя. 1 Определить готовность ребёнка к дальнейшей работе. 1. Работа в тетрадях.
6. Один и два. 1 Познакомить детей с понятием следующее число. Познакомить с правилом получения следующего числа. Учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок. Учить выделять из общей группы предметов её части. Познакомить детей со способом сравнения предметов по длине. Развивать пространственные представления: справа, слева, на, над, между. Развивать память, внимание, коммуникативные навыки и умения: помогать друг другу при выполнении задания.
  1. Дид игра, подводящая к открытию и формулирования нового «Ходим в гости».
  2. Открытие нового знания и умения.
  3. задания (2).
  4. Дид. Игра «Найди пару».
  5. Тренировочные упражнения.
  6. Итог занятия.
7. Игрушки. 2 Познакомить детей с понятием следующее число. Познакомить с правилом получения следующего числа. Учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок. Учить выделять из общей группы предметов её части. Познакомить детей со способом сравнения предметов по длине. Развивать пространственные представления: справа, слева, на, над, между. Развивать память, внимание, коммуникативные навыки и умения: помогать друг другу при выполнении задания. Пользоваться словами: на, под, рядом.
  1. Дид. Игра для мотивации «Магазин игрушек».
  2. Тренировочные упражнения.
  3. Работа с пособием (3 задания).
  4. Итог занятия.
8. Два и три. 1 Продолжать знакомиться с понятием следующее число. Продолжать строить натуральный ряд чисел в соответствии с правилом получения следующего числа. Объединять предметы в группы по общему названию. Учиться выделять из данной группы предметов её части. Учить сравнивать числа, развивать пространственные и геометрические представления. 1.Дидакт. игра «Поезд».
2. Воспроизведение нового в типовой ситуации.
3. Тренировочные упражнения.
4. Итог занятия.
9.(повторение и обобщение) 1 Учиться объединять предметы в группы по общему названию. Выделять из данной группы предметов её части. Пересчитывать предметы на рисунке, сравнивать числа. Развивать геометрические представления, пространственные. Развивать память, мышление, коммуникативные навыки. 1.Дид. игра для мотивации «Что изменилось».
2. Тренировочные упражнения, работа с пособием.
3. Итог занятия.
10. Три- Четыре. 1 Продолжать знакомиться с понятием следующее число. Продолжать строить натуральный ряд чисел в соответствии с правилом получения следующего числа. Учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок. Объединять предметы в группы по общему названию. Учить сравнивать числа, развивать пространственные представления. Развивать память, мышление, коммуникативные навыки. 1.дид. игра к формулированию нового - «Поезд».
2. Открытие новогого знания и умения.
3. Работа с раздаточным материалом.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации.
5. Тренировочные упражнения.
6. Итог занятия.
11. Посуда. 1 Учить объединять предметы в группы по общему названию, выделять из данной группы предметов её части, пересчитывать предметы, сравнивать числа, развивать геометрические представления, пространственные представления. Развивать организационные умения (называть тему занятия, понимать цель занятия, работать по плану). Развивать коммуникативные навыки, память, внимание. 1.Дид. игра создающая мотивацию «Что изменилось».
2. Тренировочные упражнения.
3. Итог занятия.
12. Четыре и пять. 2 Продолжать знакомиться с понятием следующее число. Продолжать строить натуральный ряд чисел в соответствии с правилом получения следующего числа. Объединять предметы в группы по общему названию. Учиться выделять из данной группы предметов её части. Учить сравнивать числа, развивать пространственные и геометрические представления. 1.Дид. игра, подводящая к открытию нового «Поезд».
2. Работа с пособием.
3. Тренировочные упражнения.
4. Работа в парах.
5. Итог занятия.
13. Семья. 1 Учить объединять предметы в группы по общему названию, выделять из данной группы предметов её части, пересчитывать предметы, сравнивать числа. Развивать геометрические представления, пространственные. Развивать память, внимание, коммуникативные навыки. 1.Дид. играя. Создающая мотивацию «Школа зверей и птиц».
2. Тренировочные упражнения.
3. Работа с пособием.
4. Итог занятия.
14. Большие и маленькие. 1 Учить объединять предметы в группы по общему названию, выделять из данной группы предметов её части, пересчитывать предметы, сравнивать числа. Развивать геометрические представления, пространственные. Развивать память, внимание, коммуникативные навыки (помогать друг другу, выражать свои действия в речи). 1.Дид. игра, создающая мотивацию «Найди мамау».
2. Тренировочные упражнения.
3. Работа с пособием.
4. Итог занятия.
15. Пять и шесть. 2 Продолжать знакомиться с понятием следующее число. Продолжать строить натуральный ряд чисел в соответствии с правилом получения следующего числа. Объединять предметы в группы по общему названию. Учиться выделять из данной группы предметов её части. Учить сравнивать числа, развивать пространственные и геометрические представления. 1.Дид. игра «Кто знает, пусть дальше считает».
2. Открытие нового знания и умения.
3. Воспроизведение нового в типовой ситуации.
4. Тренировочные упражнения.
5. итог занятия.
16. Профессии взрослых. 1 Учить объединять предметы в группы по общему названию, выделять из данной группы предметов её части, пересчитывать предметы, сравнивать числа. Развивать геометрические представления, пространственные. Развивать память, внимание, коммуникативные навыки (помогать друг другу, выражать свои действия в речи). Учить детей пользоваться словами: на, под, рядом. 1.Дид. игра, создающая мотивацию «Что изменилось».
2. Тренировочные упражнения.
3. Работа с пособием.
4. Работа в тетрадях.
5. Итог занятия.
17. Шесть и семь. 1 Продолжать знакомиться с понятием следующее число. Продолжать строить натуральный ряд чисел в соответствии с правилом получения следующего числа. Объединять предметы в группы по общему названию. Учиться выделять из данной группы предметов её части. Учить сравнивать числа, развивать пространственные и геометрические представления. Учить пользоваться словами: слева, справа, между, над, под. 1.Дид. игра, подводящая к открытию нового «Кто знает, пусть дальше считает».
2. Задания.
3. Тренировочные упражнения.
4. Итог занятия.
18. В гостях у Айболита. 1 Учить объединять предметы в группы по общему названию, выделять из данной группы предметов её части, пересчитывать предметы, сравнивать числа. Развивать геометрические представления, пространственные. Развивать память, внимание, коммуникативные навыки (помогать друг другу, выражать свои действия в речи). Учить детей пользоваться словами: на, под, рядом. Развивать организационные умения: называть тему занятия, понимать цель занятия. 1.Дид. игра, создающая мотивацию к занятию «Собери вместе».
2. Тренировочные упражнения.
3. Задание 1- фронтальное.
4. Задание 2- в парах.
5. Задание 3
6. Итог занятия.
19. Семь и восемь. 1 Продолжать знакомиться с понятием следующее число. Продолжать строить натуральный ряд чисел в соответствии с правилом получения следующего числа. Объединять предметы в группы по общему названию. Учиться выделять из данной группы предметов её части. Учить сравнивать числа, развивать пространственные и геометрические представления. Учить пользоваться словами: слева, справа, между, над. 1.Дид. игра, «Кто знает, пусть дальше считает».
2. Открытие новых знаний и умений.
3. Воспроизведение нового в типовой ситуации.
4. Тренировочные упражнения.
5. Итог занятия.
20. Что мы носим. 1 Учить объединять предметы в группы по общему названию, выделять из данной группы предметов её части, пересчитывать предметы, сравнивать числа. Развивать геометрические представления, пространственные. Развивать память, внимание, коммуникативные навыки (помогать друг другу, выражать свои действия в речи). Учить детей пользоваться словами: на, под, рядом. Развивать организационные умения: называть тему занятия, понимать цель занятия. Закрепить способ сравнения чисел. 1.Дид. игра, создающая мотивацию к занятию «Убираем в шкафу».
2. Тренировочные упражнения.
3. задания в парах и фронтально.
4. Итог занятия.
21. Восемь и девять. 1 Продолжать знакомиться с понятием следующее число. Продолжать строить натуральный ряд чисел в соответствии с правилом получения следующего числа. Объединять предметы в группы по общему названию. Учиться выделять из данной группы предметов её части. Учить сравнивать числа, развивать пространственные и геометрические представления. Учить пользоваться словами: слева, справа, над, под, дом. Вспомнить способ сравнения чисел. 1.Дид. игра, создающая мотивацию «Найди ошибку».
2. Строим натуральный ряд чисел из карточек.
3. Тренировочные упражнения.
4. Итог занятия.
22. Проводы зимы. 1 Учить объединять предметы в группы по общему названию, выделять из данной группы предметов её части, пересчитывать предметы, сравнивать числа. Развивать геометрические представления, пространственные. Развивать память, внимание, коммуникативные навыки (помогать друг другу, выражать свои действия в речи). Учить детей пользоваться словами: на, под, рядом. Развивать организационные умения: называть тему занятия, понимать цель занятия. Закрепить способ сравнения чисел. 1.Дид. игра, создающая мотивацию «Длинный - короткий».
2. Тренировочные упражнения.
3. Задание 1- в парах.
4. Задание 2- фронтальное.
5. Итог занятия.
23. Девять и десять. 2 Продолжать знакомиться с понятием следующее число. Продолжать строить натуральный ряд чисел в соответствии с правилом получения следующего числа. Объединять предметы в группы по общему названию. Учиться выделять из данной группы предметов её части. Учить сравнивать числа, развивать пространственные и геометрические представления. Учить пользоваться словами: слева, справа, над, под, дом. Вспомнить способ сравнения чисел. 1.Дид. Игра, создающая мотивацию «Найди ошибку».
2. Воспроизведение нового в типовой ситуации.
3. Тренировочные упражнения.
4. Итог занятия.
24. Начало весны. 1 Учить объединять предметы в группы по общему названию, выделять из данной группы предметов её части, пересчитывать предметы, сравнивать числа. Развивать геометрические представления, пространственные. Развивать память, внимание, коммуникативные навыки (помогать друг другу, выражать свои действия в речи). Учить детей пользоваться словами: на, под, рядом. Развивать организационные умения: называть тему занятия, понимать цель занятия. Закрепить способ сравнения чисел. 1.Дид. игра, создающая мотивацию «Зайчишки по домам».
2. Тренировочные упражнения.
3. Задание 1 - работа фронтально.
4. Задание 2 - работа в парах.
5. Итог занятия.
25. Город. Транспорт. 1 Учить объединять предметы в группы по общему названию, выделять из данной группы предметов её части, пересчитывать предметы, сравнивать числа. Развивать геометрические представления, пространственные. Развивать память, внимание, коммуникативные навыки (помогать друг другу, выражать свои действия в речи). Учить детей пользоваться словами: на, под, рядом. Развивать организационные умения: называть тему занятия, понимать цель занятия. Закрепить способ сравнения чисел. 1.Дид. игра, создающая мотивацию «Назови следующее число».
2. Тренировочные упражнения.
3. Работа с пособием.
4. Работа в тетрадях.
5. Итог занятия.
26. Стройка. 1 Учить объединять предметы в группы по общему названию, выделять из данной группы предметов её части, пересчитывать предметы, сравнивать числа. Развивать геометрические представления, пространственные. Развивать память, внимание, коммуникативные навыки (помогать друг другу, выражать свои действия в речи). Учить детей пользоваться словами: на, под, рядом. Развивать организационные умения: называть тему занятия, понимать цель занятия. Закрепить способ сравнения чисел. 1.Дид. игра, создающая мотивацию «Наседка и цыплята».
2. Тренировочные упражнения.
3. Работа с пособием.
4. работа в тетрадях.
5. Итог занятия.
27. Спортивные игры. 1 Учить объединять предметы в группы по общему названию, выделять из данной группы предметов её части, пересчитывать предметы, сравнивать числа. Развивать геометрические представления, пространственные. Развивать память, внимание, коммуникативные навыки (помогать друг другу, выражать свои действия в речи). Учить детей пользоваться словами: на, под, рядом. Развивать организационные умения: называть тему занятия, понимать цель занятия. Закрепить способ сравнения чисел. 1.Дид. игра, создающая мотивацию «Где звенит колокольчик».
2. Тренировочные упражнения.
3. Работа с пособием.
4. Работа в тетрадях.
5.Итог занятия.
28. Проверь себя. 1 Определить готовность детей к дальнейшей деятельности. Закрепить объединять предметы в группы по общему названию, выделять из данной группы предметов её части, пересчитывать предметы, сравнивать числа. 1.Работа с числовыми картами.
2. Дидактические игры.
3. Работа с пособием.
4. Итог занятия.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Дидактическая игра «Подбери по цвету» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери по цвету» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие памяти, внимания...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в группе раннего возраста…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в группе раннего возраста Тема: «Заборчик для цыплят» Цель: Формирование у детей умения строить заборчик.  Задачи: Образовательные: 1. Учить строить...

Формирование экологически ценностного отношения к миру растений у детей 6…

Формирование экологически ценностного отношения к миру растений у детей 6 г.ж. Экологическая обстановка в современном мире продолжает повсеместно ухудшаться. Так, нерациональная...

Читайте также

Проект на тему: «Маленькая страна под названием – Семья!»

Проект на тему: «Маленькая страна под названием – Семья!»

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную…

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых...

Инклюзивное образование и сохранение самоценности детства с ОВЗ дошкольного старшего…

Инклюзивное образование и сохранение самоценности детства с ОВЗ дошкольного старшего возраста Обоснование актуальности. С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими...