Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.
Проекты могут быть разными по тематике и задачам, но интеграция образовательных областей позволяет детям «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Общие задачи развития специфичны для каждого возраста:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Я в своей работе очень часто использую метод проектов для развития творческих способностей детей. Основной целью работы над проектами является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
В моей педагогической практике метод проектов часто используется как подготовка к календарным праздникам - Международный женский день, День защитника отечества, Новый год и др.
Работа над такими проектами помогает пережить атмосферу праздника, способствовать развитию творческого мышления и воображения, любознательности и познавательного интереса к окружающей действительности. Создавать благоприятные условия для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности.
В своей работе с детьми не ограничиваюсь только творческими проектами. Хочу поделиться опытом работы над познавательно-исследовательским проектом «Каша – сила наша».
Казалось бы, творчество и каша вещи несовместимые!
Проект создан с целью привлечения внимания детей и родителей к проблеме правильного питания детей. Но, интеграция образовательных областей в процессе реализации позволила решить несколько задач, заинтересовать детей тематикой проекта, поддержать любознательность и устойчивый интерес к проблеме. А также творчески подойти к решению задач, поставленных в проекте.
В ходе проекта проводились беседы с детьми, творческие занятия, эксперименты.
Дети лепили пшеничный колос из солёного теста. Очень много положительных эмоций получили ребята от экскурсии на кухню детского сада, где они не только смотрели и слушали, но и сами лепили булочки, которые потом для них испекли повара. Ребята с удовольствием их съели на полдник.
Привлечение родителей создало радостную атмосферу совместного с детьми творчества. Продукты, созданные в результате реализации проекта: стенгазета «Моя любимая каша» и видеофильм «Каша-сила наша» дали возможность детям пережить еще раз все положительные эмоции, полученные в процессе работы и испытать чувство гордости за результаты своего труда.
Активное участие родителей позволило творчески решить проблему: «Как сделать кашу вкусной?» Кто-то предложил добавить в кашу ягоды, кто-то добавил цукаты.
В итоге получили книгу рецептов «Моя любимая каша».
Таким образом, работа в проекте помогает развить творческие способности детей. Ведь, прежде всего, воплощая проект, следует начать с формирования оригинального замысла, в конце проекта может быть создан творческий продукт, который ценен тем, что представляет собой уникальное видение мира, свойственное детям. В творческом проекте повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.
Читайте также |
---|
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по…
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе«Путешествие по планетам» Ход занятия: Ребята, у нас сегодня с вами необычное утро, к нам...
Активное использование театральной деятельности в ДОУ формируют предпосылки к учебной…
Активное использование театральной деятельности в ДОУ формируют предпосылки к учебной деятельности «Быть готовым к школе – не значит уметь писать, читать...
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» (Средний дошкольный возраст) Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Программное содержание: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброе отношение и любовь к...