Формирование экологически ценностного отношения к миру растений у детей 6 г.ж.

Экологическая обстановка в современном мире продолжает повсеместно ухудшаться. Так, нерациональная хозяйственная деятельность человека привела к уничтожению растительности на значительных территориях. Почти 10 % мировой флоры находится на грани исчезновения. А ведь значение растений велико! Они являются первичными производителями органических веществ на планете. Весь наличный запас кислорода в атмосфере возник за счёт фотосинтеза растений. Растения создают среду обитания многих животных и человека, в значительной степени обеспечивая их пищей, активно участвуют в почвообразовательном процессе. Из растений получают различное технологическое сырьё, топливо, строительные материалы и средства для лечения болезней. Многие растения окультурены, дают ценные пищевые продукты. Страшно представить, что может произойти, если человек продолжит и дальше свою неразумную хозяйственную деятельность по уничтожению растительного мира! Поэтому так важно уделять особое внимание проблемам экологического образования подрастающего поколения.

Целью статьи является представление практического опыта воспитателя по формированию экологической культуры через ознакомление детей с растительным миром.

Почему мы решили уделить особенное внимание растительному миру?

Во-первых, в уголках природы в детском саду остались только комнатные растения (животных нет).

Во-вторых, наше учреждение являет собой прекрасную зеленую зону. На территории имеется огород и цветники, где дети могут наблюдать за ростом и развитием различных посадок. На территории детского сада много деревьев: клен, клен американский, вяз, осина, ель, липа, береза, яблоня, ясень, рябина обыкновенная, рябина шведская, сирень, черемуха, акация, чубушник, боярышник.

В-третьих, в непосредственной близости от МБДОУ находится естественный лесной массив посередине Сормовского района. Это Сормовский парк - один из самых больших городских парков. Кроме сосен в парке есть дубовая роща, липовая, вязовая и березовая аллеи, есть лиственница, белая акация и др. … Для многих городских детей городские зеленые насаждения – единственная возможность увидеть растения воочию, познакомиться с разнообразием флоры и фауны.

Особенности сформированности экологической культуры у наших воспитанников при ознакомлении детей с растительным миром мы выявили через наблюдения за деятельностью детей в уголке природы, на прогулке, беседы с детьми, проблемные ситуации, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование родителей.

Анализ анкет родителей позволил нам сделать вывод о том, что в 18 % семей уделяется недостаточно внимания развитию у детей интереса и бережного отношения к природе, в частности к миру растений. У этих родителей преобладает потребительское отношение к окружающему миру. Разрыв между требованиями к ребенку в детском саду и требованиями родителей существенно снижает эффективность экологического образования, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков.

В работе с детьми мы использовали различные формы и методы работы: наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, занятия, беседы с детьми на экологические темы, ознакомление с художественной и познавательной природоведческой литературой, игровую деятельность, проведение опытов и экспериментов, моделирование.

Наблюдения в уголке природы и в природных условиях помогли нам решить в комплексе ряд задач: формировать у детей знания о растениях, учить их наблюдать, размышлять. В зависимости от познавательных задач мы использовали различные виды и циклы наблюдений: не менее четырёх последовательных наблюдений за одним и тем же объектом с различными целями (цикл наблюдений за всеми деревьями на нашем участке, за появлением первоцветов (мать-и мачеха), за одуванчиками и др.)

Систематически проводили экскурсии в Сормовский парк в разные времена года, а также целевые прогулки по территории детского сада со следующими тематиками: «Деревья в парке (детском саду)», «Первые вестники весны» и др. В природных условиях мы учили воспитанников отгадывать загадки, решать проблемные ситуации, логические задачи. В экспериментальных действиях учили детей устанавливать причинно–следственные связи: «Почему у дерева с тёмным стволом быстрее тает снег?», «На какую сторону света растёт больше веток?», «Что живёт под снегом» и др.

Проводили специальные занятия: «Зеленый наряд Земли», «Царство деревьев», «Царство ягод»; «Растения, которые нас лечат», «Надо беречь и охранять природу», «Как растения готовятся к зиме», занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе: «Как ухаживать за комнатными растениями?», «Кто главный в лесу?», «Наши зелёные друзья», викторину «Лучший знаток комнатных растений».

Беседовали с детьми, предлагали совместно поразмышлять на такие темы как «Лесная аптека», «Как нужно вести себя в парке (лесу)», «Чтобы лес стал другом» «О весне…», «Сравним признаки ранней и поздней весны», «Лес – не мусорная свалка», «Чем нас радует парк (лес)?», «Чем прекрасна тишина», «Как дети с родителями дома заботятся о комнатных растениях».
Читали сказки экологического содержания в сопровождении наглядного материала: сказки Никонова Н.Г. («Березовый листок», «Кислица» и др.), Н.Павловой («Подножная травка»), Н. Зотова («Сосна»), С.Воронина («Необыкновенная ромашка»), Ю. В. Касаткиной («Как поссорились растения», «Крапива»), М.Мутика («Зеленый друг»), В. Бианки («Под снегом на лугу») и др.

Обсуждали пословицы и поговорки о растениях, вместе с детьми пытались понять и объяснить их смысл. (Растения — земли украшенье. Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади. Сломать дерево — секунда, а вырастить — года. Больше леса — больше снега, больше снега — больше хлеба.)

С большим желанием дети участвовали в драматизациях на темы «Спор деревьев» (ели и сосны), «Как берёзка друзей нашла».

Совместно с детьми мы проводили самые разнообразные опыты, направленные на выявление роста и развития растений от факторов внешней среды (воды, света, тепла, питательных веществ).

При ознакомлении детей с растениями мы использовали игры:

- дидактические игры с природным материалом («Найди деревья, кустарники, цветы, ягоды», «Лиственные и хвойные деревья», «С какого дерева», «Ошибки художника», «Как растёт дерево», «Найди ни ель и ни берёзу», «Бывает или нет?», «Садовник», «Узнай растение по описанию», «Чьё семечко», «Цветочный магазин» и др.);

- подвижные игры («К названному дереву беги»);

- пальчиковые игры (Цветок. Деревья в лесу. Лес. Травка. Мак. Хризантема. Бегония. Фикус. Березка и др.);

- сюжетно-ролевая игра («Лечим больные деревья»).

Использовали психологические этюды: «Если бы ты был цветком… (деревом, кустом)», «Ветерок играет с деревцем», «Спал цветок и вдруг проснулся», «Могучий дуб», «Березка», «Я покажу, а ты угадай» и др.

Тема «Растения» нашла отражение и в изобразительной деятельности детей: рисование «Одуванчик», «Зимний лес», «Первые вестники весны», «Моё любимое дерево», «Моё любимое комнатное растение», рисование пластилином «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу», аппликация «Цветы для мамы» и др.

Большое значение в решении задач экологического воспитания имеет предметно-пространственная развивающая среда групповой комнаты, которую мы создали вместе с родителями. Пополнен уголок природы комнатными растениями в соответствии с возрастом детей, сделаны модели для ознакомления детей с миром растений, подобраны дидактические игры, иллюстрации по теме «Растения», изготовлены альбомы «Первоцветы», «Красная книга растений». Приобретены детские энциклопедии о природе, подобран большой литературный материал о растениях (стихи, загадки, сказки, пословицы и поговорки, загадки). Все пособия включались в развивающую среду по мере освоения детьми программного материала.

С целью просвещения родителей по вопросам формирования у детей интереса и бережного отношения к миру растений, а также вовлечения их в образовательный процесс мы использовали разнообразные формы взаимодействия: анкетирование, участие в природоохранительных акциях и конкурсах, проведение консультаций, оформление ширм и папок –передвижек, создание экологической книги «Мир комнатных растений», детско-родительские исследовательские проекты. Результатом совместной работы с родителями явилось не столько повышение уровня экологических знаний родителей и поддержание их интереса к миру растений, сколько осознание родителями важности экологического образования детей.

Анализируя результаты проведенной работы можно сделать следующие выводы:

- воспитанники значительно расширили свои представления о представителях мира растений, которые они показывают в различных видах деятельности;

- все дети желают общаться с природой;

- значительно повысился интерес детей к миру растений, сформировалось осознанное правильное отношение к объектам живой природы, в частности к растениям.


Список литературы:

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.
  2. Вакуленко Ю.Л. Воспитание любви к природе у дошкольников: Экологические праздники, викторины, занятия, игры. Волгоград: Учитель,2008г.
  3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение 1993г.
  4. Зенина Т. Н. Наблюдение дошкольников за растениями и животными. М.: Педагогическое общество России 2007г.
  5. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. Творческий центр. Москва, 2005г.
  6. Маневцова Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребёнок. Методика экологического воспитания дошкольников. Санкт-Петербург « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003г.
  7. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. Новая школа. Москва 2005г.
  8. Рыжова И. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Коммуникативная готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с…

Коммуникативная готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Правильное формирование личности ребенка – это задача не...

Проект: «Летние каникулы» (Использование нетрадиционных техник рисования)

Проект: «Летние каникулы» (Использование нетрадиционных техник рисования)

Тема «Ежик готовится к зиме». Конспект организованной образовательной деятельности по…

Тема «Ежик готовится к зиме» Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в старшей группе Цель: рисование Ежа с применением (нетрадиционной техники...

Читайте также

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика»

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика» Цель: Формировать потребность в двигательной активности. Создание условий для закрепления признаков зимы. Задачи: систематизация представления детей о...

«Уникальные модули» (8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм)

«Уникальные модули»(8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм) Одним из приоритетных направлений развития отечественной педагогики является создание полифункциональной развивающей среды, именно поэтому...

Конспект НОД по ФЭМП в старше - подготовительной группе «Путешествие…

Конспект НОД по ФЭМП в старше - подготовительной группе «Путешествие в математику» Цель: Формирование элементарных математических представлений. Задачи: 1. Образовательные: Закреплять умение детей считать в...