Проект «Чудеса своими руками»

Паспорт проекта «Чудеса своими руками»

(Подготовительная группа №9)

Структурный компонент Содержание
Паспорт проекта 1. Тема проекта: «Чудеса своими руками»
2. Адресация проекта: дети подготовительной группы №9.
3.Проект разработали: воспитатель Викторова Татьяна Сергеевна.
4. Тип проекта: детский
5.Вид проекта: познавательно-творческий
6. Долгосрочный 28.12.20-1.04.21
Актуальность проекта В дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию. Лучшие примеры духовности, патриотизма и нравственности несет в себе народное творчество, а именно одна из его форм – русские народные промыслы, ремесла. С давних пор дошкольная педагогика признает их огромное воспитательное значение. В основе духовно – нравственного воспитания лежит принцип народной педагогики – воспитание через ремесло и творчество. Дети приобщаются к культуре и традициям русского народа через занятия декоративно-прикладным творчеством, знакомство с народными промыслами России.
Проблема проекта Дети знают, что ткать нужно на ткацком станке, но у нас его нет. Поэтому возникла проблема: А можно ли самостоятельно создать тканое изделие в домашних условиях?
Цель и задачи проекта Цель детская: соткать своими руками подарок для мамы
Цель педагогическая:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с русским народным промыслом – ткачеством на элементарном станке из картона;
Задачи проекта:
- Формировать у детей старшего дошкольного возраста знания о русских народных ремеслах Вологодского края
–познакомить детей с одним из древних ремёсел –
ткачеством
- способствовать формированию практических умений и навыков выполнения ткацких работ: полотняное переплетение по кругу и в полосе;
- Продолжать знакомить детей с техникой безопасности при работе с ножницами, иголкой для трикотажа, вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в быту.
- Развивать творческую и познавательную активность, воображение, умение видеть красоту создаваемого предмета.
-формировать интерес к русским народным традициям, народной культуре
Воспитывать трудолюбие, уважение к труду других.
Предполагаемый результат У детей сформирован интерес к русской народной культуре, сформированы первоначальные представления о ткачестве, как народном промысле. Дети освоили приемы элементарного ткачества на картонке: полотняное переплетение нитей.
Содержание/реализация проекта Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
Мотивация
В рамках тематической недели «Народные промыслы» дети знакомились с народными промыслами России и Вологодской области. Особенно детей заинтересовало ткачество. Во время совместной деятельности мы с детьми прочитали, что раньше на Руси девочки 6-7 лет уже умели ткать. Дети с интересом посмотрели презентацию, из которой узнали об атрибутах крестьянского быта: веретене, прялке, ткацком станке, познакомились с процессом получения ткани, а затем посетили выставку «Рукотворные чудеса», где были представлены как старинные, так и современные работы. Нашим ребятам тоже захотелось научиться этому ремеслу.
Мониторинг
Мониторинг детей подготовительной группы показал, что процесс изготовления ткани детям не знаком. Но 50% знают, что для того чтобы заниматься ткачеством нужны ткацкие станки.
Мы решили пойти по более простому пути и освоить простейшее ткачество на картонке. На протяжении этого этапа нами были сделаны самодельные «ткацкие станки» это заготовки прямоугольной и круглой формы из твердого картона, с вырезками по краям.
Основной этап
Во время реализации проекта было проведено много различных мероприятий. Рассмотрим некоторые из них.
В начале проекта к ребятам в гости приходит домовенок Кузя с волшебным сундучком и через игры и загадки знакомит детей с Вологодскими народными промыслами. Во время интерактивной экскурсии Кузя приглашает детей в русскую избу, где ребята знакомятся с Хозяюшкой-рукодельницей, которая рассказывает детям о предметах русского быта: прялке и веретене, показывает как прясть шерсть и скручивать ее в ниточку. Дети сами пробуют скрутить ниточку из шерсти, и намотать нить на веретено. Во время следующего посещения русской избы Хозяюшка –рукодельница рассказывает как в старину ткань получали, и знакомит детей с ткацким станком.
Во время совместной деятельности «Секреты ткани » дети, экспериментируя, знакомятся со свойствами ткани, разглядывают через лупу переплетение нитей, отмечают, что есть разные виды переплетения. Экспериментируя с нитками, дети узнают о разнообразии ниток, их свойствах и особенностях.
Работая с бумагой и картоном, дети учатся переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги. Во время игровой ситуации «Рукодельница и ленивица» дети знакомятся с правилами работы с иглой и ножницами, а затем зарисовывают их. Дети учатся работать с пластмассовой иглой по трикотажу.
На мастер-классах дети учатся вставлять нитку в иголку, правильно держать иглу, соблюдая правила техники безопасности. Все эти умения даются детям очень тяжело. Затем ребята начинают работать на самодельных картонных станках. Вначале дети путаются в нитках, стягивают работу, часто приходится помогать, а некоторые работы расплетать и начинать сначала. Но сколько радости было у детей, когда получилась первая работа! Так ребята пусть с помощью, но научились ткачеству на картонке и в полосе, и по кругу.
Заключительный этап.
На заключительном этапе проекта дети попробовали себя в роли дизайнеров, разрабатывая эскиз картины для мамы. У каждого была своя задумка, в воплощении которой требовалась помощь воспитателя. Но мы справились! У ребят получились чудесные работы! Поэтому нашу выставку дети назвали «Чудеса своими руками».
Планируемый результат (продукт) Выставка творческих работ «Чудеса своими руками»
Результат проекта В ходе проекта у детей сформирован интерес к русской народной культуре, сформированы первоначальные представления о ткачестве, как народном промысле. 100% детей участвовавших в проекте научились пользоваться трикотажной иглой, и освоили приемы элементарного ткачества на картонке: полотняное переплетение нитей. По завершению проекта дети решили поставленную проблему и ответили на вопрос «А можно ли самостоятельно создать тканое изделие в домашних условиях?». Да, конечно можно!
Список литературы Использованные интернет - ресурсы:
  1. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/223210-duhovnoe-i-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnik
  2. https://infourok.ru/metodicheskoe_posobie_k_programme_obyedineniya_dpi_dekorum-342477.htm?
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanruchnoytrud/2011/12/16/khudozhestvennoe-dekorativnoe-pletenie-i
  4. https://ng-press.by/2021/04/22/detskoe-ruchnoe-tkachestvo-ili-strana-umelyh-ruchek/
  5. https://урок.рф/library/vozrozhdenie_dekorativnoprikladnogo_iskusstva_na_p_084215.html?
  6. https://montessoriblog.livejournal.com/158588.html?ysclid=kzlp64rssa
  7. https://ihappymama.ru/interesnoe-tkachestvo-s-detmi/
Список использованной литературы:
  1. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Ярославль: Академия развития, 1998, 208с.
  2. Калошкина, Е.Е. Гобелен для дошкольников: основы ручного ткачества: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Е. Калошкина. – Минск: Зорны верасень, 2007. – 104 с.
  3. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: программа, учебно-методическое пособие/ О.Л. Князева, М. Д. Маханева. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
  4. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Ярославль: Академия развития, 2006. — 224 с. — (Вместе учимся мастерить).
  5. Осипова Е. Ручное ткачество и плетение поясов и тесьмы. Монография. — Новгород: 1996. — 36 с.
  6. Фрейтаг И.П., Аникина Л.Л. Что умеют мастера. Детям о традиционной культуре Русского Севера. – Выпуск 5. – Ткачество: учебное пособие по трудовому обучению для учащихся начальной школы. – СПб.: Издательство «СМИО Пресс», 2007. – 40 с.: ил.

План реализации проекта

сроки Формы работы Ответственные
28.12.20-11.01.21 Подбор методической, дидактической и художественной литературы по выбранной тематике проекта, подбор материалов, приобретение игл и ниток, изготовление картонных станков для ткачества.
Составление перспективного плана работы по проведению проекта
Воспитатель
11.01.21 Мониторинг уровня интереса детей подготовительной группы к декоративно прикладному искусству Воспитатель
13.01.21 Совместная деятельность «Кузя и волшебный сундучок» Воспитатель
Дети
19.01.21 Интерактивная экскурсия «Загадки русской избы» Воспитатель
Дети
21.01.21 Совместная деятельность «В гости к ткацкому станку» Воспитатель
Дети
26.01.21 Совместная деятельность с элементами экспериментирования «Секреты ткани» Воспитатель
Дети
11.01.21-26.01.21 Создание альбома «Ткани» (совместно с родителями) Воспитатель
Родители Дети
28.01.21 Совместная деятельность с элементами экспериментирования «Нитки бывают разные». Воспитатель
Дети
     
11.01.21-29.01.21 Чтение художественной литературы: «Чудесная прялка" А. Раков, Ушинский К. "Как рубашка в поле выросла", Константиновский М., Смирнова Н. "Как ткани ткут и нити прядут" , Петишка Э. "Как кроту штанишки шили", братья Гримм «Веретено, ткацкий челнок и иголка…. Воспитатель
Дети
2.02.21 Совместное творчество. Прикладное творчество: работа с бумагой и картоном. «Плетеные картинки» Воспитатель
Дети
4.02.21 - Совместное творчество Прикладное творчество: работа с бумагой и картоном «Цветной коврик». Воспитатель
Дети
9.02.21 Совместное творчество Прикладное творчество: работа с бумагой и картоном. «Закладка» Воспитатель
Дети
11.02.21 Игровая ситуация «Рукодельница и ленивица» (правила безопасной работы с иглой и ножницами) Воспитатель
Дети
16.02.21 Проблемная ситуация «Волшебная иголочка».
Совместное творчество зарисовка правил по работе с иголкой и ножницами
Воспитатель
Дети
18.02.21 - Мастер-класс «Василиса-рукодельница в гостях у ребят» Прикладное творчество: работа с нитками и картоном Полотнятное переплетение нитей в полосе на основе из картона. Воспитатель
Дети
2.03.21 - Мастер- класс Прикладное творчество: работа с нитками и картоном. Круговое плетение панно «Улитка». Полотнятное переплетение нитей по кругу на основе из картона. Воспитатель
Дети
9.03.21 -Мастер- класс Прикладное творчество: работа с нитками и картоном. «Подставка под горячее» Полотнятное переплетение нитей по кругу на основе из картона. Воспитатель
Дети
16.03.21 - Мастер- класс Прикладное творчество: работа с нитками и картоном. Панно «Весеннее дерево» Полотнятное переплетение нитей сектором на основе из картона. Воспитатель
Дети
23.03.21 Совместная деятельность «Мы дизайнеры» (Разработка эскиза творческой работы «Подарок маме») Воспитатель
Дети
25.03.21- 1.04.21 Творческая мастерская. Изготовление дизайнерской картины «Подарок маме» Воспитатель
Дети
1.04.21 Выставка творческих работ детей изготовленных в подарок мамам, выполненных с небольшой помощью педагогов, «Чудеса своими руками».
Подведение итогов проекта. Анализ полученных результатов.
Воспитатель
Дети. Родители


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы «Спортик в гостях у…

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы «Спортик в гостях у ребят» Направление «Физическое развитие». Основная область «Здоровье». Цель: Формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Проект «В царстве воды»

Проект «В царстве воды»

Конспект непосредственной образовательной деятельности ФЭМП на тему: «Большой - маленький…

Конспект непосредственной образовательной деятельности ФЭМП на тему: «Большой - маленький, группировка по цвету, один, много, ни одного» Младшая группа №2 Цель: Учить...

Читайте также

Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников

Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников Тип проекта: познавательно-информационный, творческий. Вид проекта: групповой, краткосрочный. Проблема: Чтение перестало удовлетворять потребность детей в воображении...

Образовательная ситуация «Незабытый подвиг чувашского народа»

Образовательная ситуация «Незабытый подвиг чувашского народа» (Подготовительная группа) Основный вид деятельности: интегрированная (познавательная, игровая и двигательная). Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое...

Конспект НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста…

Конспект НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Цирковое представление» Цель: формирование представлений о законах движения и равновесия. Задачи: образовательные: -...