Развитие инициативы и творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством использования технологии «План - Дело - Анализ»

Раздел I

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

На протяжении нескольких лет автор опыта работает воспитателем в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №2» Алексеевского городского округа.

Дошкольное образовательное учреждение находится по адресу: …. Это современное здание, которое отвечает необходимым требованиям нашего времени. В ДОУ имеется музыкальный и физкультурный залы с набором разнообразного оборудования, кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога. Детский сад отличается эстетическим оформлением, благоустроенной территорией.

Учреждение «Детский сад комбинированного вида №2» представляет весь спектр образовательных услуг дошкольного воспитания, в том числе обеспечивает достижение воспитанниками готовности к обучению в школе. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) нацеливает педагогов на реализацию такой образовательной программы, освоение которой мотивирует ребенка к познанию и творчеству, что является основополагающей ценностной установкой современного быстро трансформирующегося мира. И это принципиально меняет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. В основу обновления ложится конструирование социальной ситуации развития детей, которая способствует поддержке детской инициативы и развитию творческих способностей.

Возникновение опыта обусловлено возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка. Развитие инициативности у детей становится одной из приоритетных задач для дошкольной педагогики. Инициативный ребенок должен уметь реализовывать свою деятельность творчески, для этого нужны творческие способности.

Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга по выявлению уровня развития инициативы у творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Изучение уровня развития детской инициативы проводились с использованием методики: «Карта инициативности», предложенная А.М Щетининой «Диагностика социального развития ребенка» (Приложении №1).

Результаты, полученные в ходе наблюдений в 2017 году, показали, что у детей старшего дошкольного возраста высокий уровень составил – 6 %, средний уровень – 30 %, низкий уровень – 64 % (Приложение №4).

Оценка творческих способностей производилась адаптированной методикой П. Торренса (Приложение №1). Изучались следующие показатели: беглость / продуктивность, гибкость, оригинальность. Результаты оказались следующими: высокий уровень развития творческих способностей – 0%; средний уровень у 72% детей, низкий уровень у 28% детей (Приложение №4).

Таким образом, была сформулирована проблема, которая заключается в определении структуры и содержания педагогической технологии, формирования способов развития детской инициативы и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность опыта

Система реформирования дошкольного образования требует переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. А одним из самых важных условий, является индивидуализация образования. Идивидуализация образования подразумевает принятие личности каждого ребенка и требует поддержки его индивидуальных потребностей и интересов [7, с. 41].

Актуальность опыта обусловлено возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка. В свете реализации ФГОС актуальной является проблема творческой самореализации личности дошкольника, так как развитие творческих умений – один из компонентов, отражающих готовность ребенка к школе. Так же в ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Так, в ФГОС ДО обнаруживаются неоднократные обращения к этому качеству: «поддержка детской инициативы», «развитие инициативы и творческих способностей», «формирование… инициативности, самостоятельности и ответственности» детей (Приказ Минобрнауки России, 2013). Все это говорит о том, что развитие инициативности у детей становится одной из приоритетных задач для дошкольной педагогики. Инициативный ребенок должен уметь реализовывать свою деятельность творчески, для этого нужны творческие способности. Опора на вышеизложенное позволила обозначить направление исследования, ориентированного на развитие инициативности и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. 

Детский сад №2 находится в постоянном поиске создания необходимых условий для дошколят. Это, в свою очередь, привело к необходимости использования различных образовательных технологий, которые позволяют реализовать принцип индивидуализации образования. Одним из эффективных методов, является организация образовательного процесса по технологии Л.В. Михайловой-Свирской «План-дело-анализ»[3].

Использование технологии «План-дело-анализ» дает возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве с педагогом, развивая при этом творческие способности. При этом есть противоречия:

- возросшей потребностью общества в формировании способов поддержки инициативы и развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным методико-технологическим обеспечением данного процесса в дошкольном образовании;

- наличием образовательной технологии, способствующей формированию детской инициативы и творчества и ограниченным использованием данной технологии педагогами в образовательной деятельности с детьми.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании педагогических условий для повышения уровня развития детской инициативы и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии «План-дело-анализ».

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2017 года по 2020 года и разделена на несколько этапов.

I этап - начальный (констатирующий) – сентябрь – октябрь 2017 года. Начальный период предполагал обнаружение проблемы, формулирование цели, анализ специальной литературы и имеющихся внутренних и внешних условий в ДОУ, подбор мониторингового материала.

II этап - основной (формирующий) – 2017 – 2020 года: разработка, апробация и систематизация практических материалов по организации различных форм образовательной деятельности с детьми, направленных на развитие детской инициативы и творческих способностей. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группах старшего дошкольного возраста. Проведение с педагогами методических мероприятий, на формирование преобразовательной деятельности педагогов и внедрение ее в практику ДОУ.

III этап - заключительный (контрольный) – апрель – май 2020 года: проведение заключительного мониторинга, обобщение опыта.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой педагогических мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с технологией Л.В. Михайловой-Свирской «План-дело-анализ» (утренний и вечерний круг, маршрут занятости, описание РППС).

Теоретическая база опыта

Сегодня к уровню готовности дошкольников к обучению в школе существует ряд требований, которые законодательно закреплены на государственном уровне. В законе «Об образовании» делается особый акцент на проблему воспитания ребенка как личности инициативной, творческой, целеустремленной и готовой принимать самостоятельные решения в различных ситуациях.

Взаимодействие педагога с детьми одним из самых важных условий является индивидуализация образования. Основа индивидуализации базируется на том, что каждый ребенок уникален и каждый приобретает и проявляет знания, навыки, личностные особенности по-своему. Проявление индивидуализации ребенка естественным способом начинается уже с того момента, когда он сам организует игру, занимается своим делом, при этом педагог поддерживает инициативу детей.

В процессе изучения педагогических и научных исследований таких ученых, как: Михайловой-Свирской Л.В, Котовой Е.В., Кузнецовой СВ., Романовой Т.А. к условиям успешного развития детской инициативы и творческих способностей можно отнести:

1. Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

2. В предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. 

3. Использование различных современных технологий организации образовательного процесса, ориентированных на индивидуализацию учения-обучения [1; с. 41]. Данное условие в целом раскрывает сущность и технологичность образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО.

Дж. Равен отмечает, что любой шаг, направленный на развитие детской индивидуальности и инициативы, вызывает значительное изменение роли педагога. Это изменение предполагает смену позиции педагога, который перестает быть «центром внимания», а руководит процессами роста и развития воспитанников, обеспечивает детям расширение «степеней свободы» [5; с. 32].

Е.В. Пчелинцева полагает, что не требуется разработка новых программ и технологий, следует лишь модернизировать уже имеющиеся за счет использования проблемно-поисковых заданий, превращающих проблематизацию в устойчивую тенденцию детского развития [3; с. 46].

Проведя теоретический анализ и изучив работы психологов, можно сделать вывод, что для инициативной личности характерно: произвольность поведения, самостоятельность, развитая эмоционально-волевая сфера, инициатива в различных видах деятельности, стремление к самореализации, общительность, творческий подход к деятельности, высокий уровень умственных и творческих способностей, познавательная активность. Исходя из этого, необходимо строить свою деятельность так, чтобы каждый ребёнок мог само реализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным.

Творческие способности являются одними из базовых характеристик ребенка дошкольного возраста, характеризующей активную позицию личности, готовность принимать мгновенные решения, любознательность, способность комментировать процесс и результаты деятельности, устойчивую мотивацию достижений, развитое воображение, а также способность к созданию творческого образа, который характеризуется оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

Исследования ученых Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Е. А. Флериной свидетельствуют, что развивать творчество детей нужно в процессе обучения, при этом предусматривать такое взаимодействие учебных и творческих задач, при котором творческий элемент не заменяет учебные задачи, а делает их более значимыми, обдуманными, эмоциональными. Сочетание учебных и творческих элементов должно быть разным в зависимости от степени решения того или иного учебного задания.

Л.В. Михайлова-Свирская в своих трудах раскрывает основы индивидуализации образования через технологию «План-дело-анализ». Технологическая цепочка для развития детской инициативы и творческих способностей основываться на следующем:

- выявлении субъектного опыта ребенка. Если главная ценность для педагога – сам ребенок, то изначально необходимо признать, что он является носителем уникального, неповторимого субъектного опыта, и первый шаг, который необходимо сделать воспитателю - это выявить содержание этого опыта. Выявление субъектного опыта требует диалога, в основе которого -понимание, принятие, сотрудничество, поддержка. Это помогает ребенку увидеть личностный смысл в действиях и взаимоотношениях, что, по сути, и является для ребенка-дошкольника образованием. Образование только тогда будет эффективно, когда на смену процессу «обучения» придет процесс «учения»;

- предоставлении права выбора в условиях разнообразии возможностей. Подразумевается создание таких условий (предметно-развивающей среды и эмоционального фона), которые бы стимулировали инициативу и активность, способствовали появлению личностных смыслов через осознание возможностей и последствий собственного вы бора, своего образа мира, способствовали выстраиванию собственной системы ценностей, не противоречащей общекультурным традициям и ценностям;

- самостоятельности детей и педагогов. Самостоятельность – один из главных аспектов учения и развития способностей. Самостоятельность - основание для сотрудничества и сотворчества, в котором содержание образования развертывается в контексте деятельности участников, «в контексте культуры» учителя и ученика. Становление ребенка невозможно без непрерывного становления взрослого, находящегося с этим ребенком рядом. Только тот педагог, который имеет возможность развивать свою педагогическую индивидуальность, способен работать с индивидуальностью ребенка, естественно, учитывая все ограничения, связанные с ответственностью взрослого, должностными обязанностями сотрудников и пр. [5; с. 44].

Таким образом, технология «План-дело-анализ» является эффективным инструментом организации образовательного процесса, ориентированного на развитие детской инициативы и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в использовании образовательной технологии «План-дело-анализ» для развития детской инициативы и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Основные формы педагогических действий – моделирование предметно-развивающей среды, обучение в процессе совместной деятельности детей, педагогическая поддержка самостоятельной и творческой деятельности детей, в том числе в совместно выбранных и организованных совместными усилиями различных мероприятий.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Материалы опыта могут быть рекомендованы для использования в дошкольных образовательных учреждениях любого типа, студентам университета и педагогического колледжа.

Раздел II

Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности в данном направлении является повышение уровня развития детской инициативы и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами технологии «План-дело-анализ».

Задачи:

  • Внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
  • Создать педагогические условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
  • Оснастить развивающую среду в группах материалами, оборудованием, стимулирующими детскую инициативу и творчество»
  • Учить детей выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;
  • Учить старших дошкольников формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
  • Приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере;
  • Развивать творческие способности у детей в процессе совместной деятельности;
  • Разработать тематические консультации для воспитателей и педагогов дополнительного образования по проектированию образовательной деятельности с детьми на основе технологии «План-дело-анализ»;
  • Способствовать повышению компетентности родителей по вопросам развития детской инициативы и творческих способностей у детей дошкольного возраста через совместные проекты, мастер-классы.

В основу организации работы с детьми были положены структурные компоненты педагогической технологии:

Концептуальность - опора на концепцию педагогической технологии Л.В. Михайловой-Свирской «План-дело-анализ» и подразумевает отрезок жизни группы детей, в течение которого дети вместе со взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу. Эта работа основана на инициативной, активной реализации интересов, потребностей и возможностей детей, что дает каждому ребенку возможность реализовать свои идеи и получить удовольствие от действий в различных видах деятельности.

Системность – технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов деятельности.

Эффективность – технология, существует в условиях ДОУ, эффективна по результатам и оптимальна по затратам, гарантирует достижение обучения.

Воспроизводимость – технология как педагогический инструмент гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Организация учебно-воспитательного процесса

Вся деятельность выстроена в несколько последовательных этапов.

1–й этап – моделирование развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) в группе.

Поскольку одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей, поэтому необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. Т.к. основой творческого воображения ребенка является накопленный опыт об окружающем, то другим условием развития творческих способностей является организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально–интеллектуального опыта. Поэтому в группе были созданы следующие объекты:

1. архитектурные тематические центры активности, стимулирующие детскую инициативу и развитие творческих способностей:

- Центр сюжетно-ролевой игры «Наши игры»;

- Центр развивающих игр «Игротека»;

- Центр музыки и театрализованной деятельности «За кулисами»;

- Центр познавательно-исследовательской деятельности «Лаборатория наук»;

- Центр изобразительного творчества «Юные художники»;

- Центр конструирования «Город мастеров»;

- Центр трудовой деятельности;

- Центр «Безопасности»;

- Центр краеведения «Мир Белогорья»;

- Центр художественной литературы.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

2. Создание маршрута занятости в архитектурных центрах активности.

«Маршрут занятости» необходим для учета и анализа пребывания детей в архитектурных центрах активности. На магнитную доску помещаются фишки магнитные, в которых отражена «будущая» деятельность ребенка. В конце недели или месяца подсчитывается количество посещений ребенком того или иного архитектурного центра. Наблюдение за детской активностью помогает изменить педагогу характер работы в Центрах.

К анализу занятости архитектурных центров педагог привлекает и самих детей. В данном случае педагог готовит нужное количество копий «Бланков самоанализа». В данном бланке размещены фото архитектурных центров активности и дети в конце дня ставили отметку рядом с тем центром, больше времени в котором они провели в этот день.

В ситуации, когда дети получают право выбора вида деятельности, педагогам необходимо проследить занятость и характер действий каждого ребенка. Анализ бланков самоанализа позволяет педагогу учитывать разнообразие интересов каждого ребенка. В свою очередь, такая информация дает повод для дальнейших педагогический действий. Например, Центр изобразительного творчества «Юные художники» наполнялись периодически такими материалами, которые стимулировали развитие детей в разных направлениях (изготовление книжек-малышек, нестандартное копирование, работа в технике скрапбукинг и т.д.).

В центр «Город мастеров» вносилось соленое тесто для лепки муляжей, необходимых для сюжетно-ролевых и развивающих игр.

В центре художественной литературы оформлялась подборка энциклопедий, книг на тему: «Поварское и кулинарное искусство», настольно-печатную игру «Приготовь блюдо» и др. А в центр познавательно-исследовательской деятельности «Лаборатория наук» вносились дополнительно материал и оборудование для опыта (воду, воронки, колбы, ведерки, ящички, лупы, разновидности круп).

Таким образом, архитектурные центры активности постоянно пополнялись.

Опираясь на инициативу детей, предлагалось им придумать что-то интересное не только для себя, но и для других детей, а наиболее активным детям предлагалось первыми рассказать о своем выборе партнёров и помощников.

2–й этап - организация деятельности педагога с детьми

Данный этап содержит определенный алгоритм:

1. Утренний групповой круг. В этом виде деятельности необходима беседа с детьми. Через нее дети планируют место деятельности, нужные материалы, а также выбирают партнеров по взаимодействию. Например, детям задаются вопросы:

- Ребята, о чем нам будет интересно поговорить? Подумайте о вопросах, в которых бы вы хотели еще что то узнать.

- Женя, пожалуйста, назови тему нашего общения - «Труд повара».

- По нашей теме, что мы уже делали?

Примерные ответы детей:

- по схеме «Расскажи- ка» составляли рассказы о труде повара;

- знакомились с загадками, рассказами, знакомились с пословицами;

- беседовали об одежде повара, инструментах и оборудовании;

- смотрели презентацию и видеоролики о труде повара;

- разукрашивали картинки на тему: «Повар»; придумывали новое блюдо и лепили из глины, пластилина;

- играли в игры: «Назови ласково», «Четвертый лишний», «За столом: учись правильно сервировать стол».

- изображали этюды на тему «Профессия повар», участвовали в театральной постановке; обыгрывали разные сценки из жизни повара;

- были на экскурсии в Пищеблоке нашего детского сада.

Так, по данной теме в центре конструирования планировали и реализовали – постройку столовой из лего – конструктора и конструктора «Полидрон». В центре изобразительного творчества красиво оформили салфетками для игр «Кафе», «Столовая». В центре развивающих и сюжетно-ролевых игр составлена мнемотаблица скороговорок: «Повар Петр и повар Павел, Петр пек, а Павел парил». В «Игротеке» поиграли в настольные и дидактические игры, «Приготовили блюда» и познакомились с семью разновидностями бутербродов: холодные бутерброды; закрытые бутерброды, сэндвичи; «канапе» - маленькие бутерброды; сложные бутерброды – несколько начинок; открытые бутерброды, когда хлеб только снизу; горячие бутерброды; простые бутерброды – с одной начинкой.

В центре физического развития – совместно спланировали и провели игры-соревнования «Не пролей». Для этих соревнований потребовались две кастрюли (они стояли на стульях напротив каждой команды). Ведерки с водой и одноразовые стаканчики стоят рядом со своими командами. По сигналу первый участник от каждой команды брал пластмассовый стаканчик и набирал воду из ведерка. Осторожно, чтобы не пролить нес воду и переливал в кастрюлю. Возвращался и передавал стаканчик следующему участнику «повару». Побеждала та команда, которая быстрее наполнила кастрюлю.

2. Совместное планирование – деятельность педагога с детьми основана на использовании способа «культурного продавливания» и методики «Модель трех вопросов»: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?» (Приложение №6). Данная методика используется как индивидуальная работа с детьми в виде познавательной беседы. Все идеи и высказывания детей записываются на специально подготовленном бланке с указанием автора идеи. Главная задача - предоставление детям возможности проявлять инициативу и творчество, приобрести ключевые компетентности, способность к осознанному и ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности.

Воспитатели, специалисты ДОУ, родители обучающихся имеют равные права для внесения в общий план идей по темам, содержанию, видам деятельности. Воспитатель является одним из источников идей, но не единственным. Детям предоставляют достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, ограничивая её рамками принятой культуры и формируя у дошкольников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.

Такая форма плана структурирует идеи детей и взрослых по видам деятельности, но не устанавливает временной и пространственной закреплённости для реализации того или иного содержания. В результате у ребёнка остаётся свобода выбора: когда это делать, сколько раз к этому возвращаться, с кем в партнёрстве, где организовать эту деятельность, а у взрослого появляется возможность в разное время оказывать детям помощь, планировать и организовывать индивидуально-коррекционную работу «внутри» той деятельности, которую выбрал ребенок.

3. Итоговый (вечерний) круг – итоговый круг проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в Центрах активности.

Целью круга является показ детьми своих достижений, т.е. итог их деятельности в архитектурных центрах активности.

Задачами круга является развить в детях чувство уверенности в своих силах, а также учить рассказывать о своей работе, о своих достижениях и неудачах, уметь объяснить «что» им не удалось и «почему», а также уметь составлять планы на будущее.

Например:

- Руслан, что ты хочешь рассказать о своей работе?

Руслан:

- Я играл в игру «Трудовая «лесенка» повара» и составил блюдо «Приготовление салата», но я немного не закончил, но завтра я постараюсь все завершить, и покажу ребятам, как нужно готовить суп и пельмени.

- Ты достиг того, что хотел, что задумывал?

- Что бы ты хотел изменить?

- Что для тебя было интересным, а что трудным?

Женя:

-Я играла в центре «Юные художники» и лепила из соленого теста «продукты» для игры в «Кафе», но мне белого теста не хватило.

Василиса, Аврора, Даши:

- Мы играли в игру «Юный повар», подбирали картинки с продуктами для приготовления борща, супа и щей. Но мы не могли определить победителя. Все быстро «варили» суп.

Кирилл:

- Мы с Варей и Викой конструировали из лего и полидрона столовую и кафе для кукол, только мне не хватило маленьких человечков. И еще я не знаю, как машинки можно сделать, из чего?

Воспитатель:

- На помощь тебе придут наши дети. Ребята, подскажите, пожалуйста, как выйти из такой ситуации, как помочь детям? (Примерные ответы детей: можно из пластилина вылепить, а еще нарисовать на картоне, вырезать и раскрасить, а из другой настольной игры человечков можно взять и т.п.)

Увлеченно дети рассказывают о своих «маленьких достижениях». Возгласами «Молодец!», «Здорово!», «Как это у тебя получилось?!», «Тебе кто-то помогал?» воспитатель радуется их успехам вместе с детьми. От такого взаимодействия у детей появляется ответственность, уверенность в своих силах, желание высказывать свои мысли, а в другой раз сделать что-то ещё более интересное и еще лучшее.

Так как труд детей всегда отмечается, то каждый из них чувствует удовлетворение. Творчеством детей, рисунками и поделками их, организуются выставки для родителей. Дети, в свою очередь, с удовольствием рассказывают о своих достижениях и о результатах друзей своих, и это им и их родителям доставляет большую радость. А еще работами детей украшается группа, музыкальный и спортивный залы на тематические праздники, досуги.

Ежедневные обсуждения на утреннем круге и итоговом круге запланированных и выполненных дел могут рождать новые идеи и инициативы детей и взрослых, которые будут внесены в план. Если на листе бумаги недостаточно места, дополнения можно выписывать на отдельных листочках и подклеивать их к основному плану.

4. Оценка результатов образовательной деятельности - деятельность педагогов в данном направлении предполагает анализ инициатив детей и анализ эффективности педагогических действий.

Анализ инициатив каждого ребенка за определённый период времени позволяет педагогу предположить и выдвинуть гипотезу о его лидерских качествах, избирательности его интересов, об уровне развития творческих способностей, сильных сторонах, ведущем способе учения и его социальном статусе в группе.

Анализ планов позволил сделать вывод о том, как менялась групповая динамика в отношении детской инициативности и творчества, какие изменения произошли в наборе информационных средств, к которым обращались дети, как изменились типы деятельности, и какое место каждая из них занимает в инициативах детей.

Анализ эффективности педагогических действий (количественный анализ предложений) даёт, с одной стороны, представление об инициативности детей как присущем им качестве развития творческой личности, а с другой - об адекватности поведения воспитателя как стимулятора творческой деятельности.

3-й этап - планирование деятельности педагога

Планирование рамочное, открытое, динамичное обеспечивает соучастие детей в определении содержания форм образования; предусматривает интеграцию содержания образовательных областей, целенаправленное изменение РПСС, вовлечение семьи и социума.

Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической деятельности с детьми.

Структура рабочего плана данного подраздела включает следующие компоненты:

месяц и недели;

тематику недели;

способы мотивации детей;

образовательный продукт или детская деятельность в условиях реализации темы;

организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей с учетом инициатив детей;

формы организации совместной деятельности педагогов с детьми по реализации темы с интеграцией в содержание образовательных областей;

предполагаемые результаты деятельности с детьми по реализации темы;

взаимодействие с семьёй, в основу планирования данного раздела плана включены материалы совместного планирования с использованием методики «Модель трех вопросов».

Перспективное планирование по видам деятельности. Подраздел предполагает планирование образовательной деятельности в режимных моментах и культурные практики; планирование самостоятельной деятельности детей, имеющее целью организацию условий для самостоятельной деятельности детей. Т.е. создание развивающей предметно-пространственной среды через предметное наполнение развивающих центров и самостоятельной деятельности, направленной на поддержку взрослыми детской инициативы.

Непосредственно образовательная деятельность. В данном подразделе планируется организованная образовательная деятельность, осуществляемая в процессе реализации основных видов детской деятельности: коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкальной, двигательной, изобразительной, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование.

Взаимодействие с родителями и социумом. Подраздел плана предполагает планирование основных форм совместной деятельности педагогов и родителей по реализации образовательной программы дошкольного образования и учитывает особенности взаимодействия педагога с родителями в группе.

Методы и приемы

Для реализации поставленных задач использовались различные формы работы с детьми и родителями.

Формы работы с детьми: совместная деятельность педагога и детей.

Формы работы с родителями: консультации, папки-передвижки, беседы, родительские собрания, совместное пополнение развивающей предметно-пространственной среды, мастер-классы.

Методы и приемы:

1. Словесные (чтение, обсуждение, рассказывание, разъяснение, объяснение, пояснение, вопросы, беседы).

2. Наглядные (иллюстрации, показ различных видов театра).

3. Практические (игровые действия, драматизация, инсценировка, дидактические игры).

Осуществление деятельности происходила посредством групповых и индивидуальных форм работы с детьми и родителями.

Раздел III

Результативность опыта

Педагогическая диагностика проводилась со стабильным составом детей группы старшего дошкольного возраста (25 человек) два раза в год на протяжении трех лет с 2017 года по 2020 год по следующим показателям:

  1. Исследования уровня развития детской инициативы проводились с использованием методики: «Карта инициативности», предложенная А.М Щетининой «Диагностика социального развития ребенка» (Приложении №1).

Результаты начальной диагностики представлены на рисунке 3.1.

На начальном этапе дети старшего дошкольного возраста затруднялись самостоятельно организовать свое рабочее место. В конце каждого учебного года более 80% детей самостоятельно без помощи могли организовать свое рабочее место.

1

Рис. 3.1. Уровень развития детской инициативы у детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года

Так же на начало учебного года только 6% старших дошкольников смогли самостоятельно выбрать и выполнить вид деятельности до конца, а в каждого учебного года уже 85% детей.

На момент начала работы над опытом дети старшего дошкольного возраста в процессе бесед называли только один вариант решений деятельности, к концу дети могли назвать до трёх вариантов.

На начальном этапе только 36% детей смогли слушать и воспринимать новую информацию, а в конце года уже более 90% детей активно слушали и воспринимали информацию из вне.

Способность ребенка оказать помощь соседу на момент начала работы над опытом наблюдалась только у 30% старших дошкольников, к концу мая данный показатель увеличился до 98%.

В начале каждого учебного года дети испытывали затруднения высказывать свое мнения в выборе вида деятельности, своих действий и т.д., к маю у 95% детей значительно выросли способности самостоятельно высказывать свое мнения о выборе детской деятельности, действий, материалов, партнёров.

Для наглядности можно обратиться к рисунку 3.2., на котором видна динамика в развитии инициативы у детей старшего дошкольного возраста.

2

Рис. 3.2. Динамика развития детской инициативы у детей старшего дошкольного возраста на конец учебного года

Результативность опыта подтверждается тем, что дети старшего дошкольного возраста избирательно проявляют инициативу в познании, творчестве, в установлении и поддержании социальных контактов в организации и реализации собственной деятельности.

2. Оценка творческих способностей производилась адаптированной методикой П. Торренса (Приложение №1). Изучались следующие показатели: беглость / продуктивность, гибкость, оригинальность.

Было выявлено, что дети из старшей группы на начало 2017 года смогли выполнить в среднем 5–6 заданий из 10. Также им потребовалось больше времени на выполнения заданий, чем в конце года. 28 % детей имеют низкий уровень творческого развития, а большинство детей имеют средний уровень, что говорит об отставании в развитии творческих способностей. Для наглядности можно обратиться к таблице 3.1. Из проведённого исследования можно сделать следующий вывод: показатели мышления, способствующие развитию творческих способностей у старших дошкольников, носит подражательный характер. В своих вымыслах и играх дети пытались воспроизвести то, что они видели или слышали, повторить то, что они наблюдали. В конце же каждого учебного года наблюдалась устойчивая положительная динамика развития творческих способностей у дошкольников, что видно из таблицы. Проанализировав работы каждого ребенка, можно отметить, что их творческие продукты стали более оригинальными, в основном без повторений. Хорошо прослеживается у детей многообразие ассоциаций в процессе их творческой работы.

Таблица 3.1.

Результаты диагностики творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Учебный год Уровень развития
творческих способностей
Начало года Конец года
  н с в н с в
2017-2018 28% 72% 0 0 20% 80%
2018-2019 40% 38% 8% 0 20% 80%
2019-2020 30% 20% 10% 0 5% 95%

Таким образом, по итогу организации образовательного процесса «План-дело-анализ» можно отметить следующие результаты:

1. Во взаимодействии с детьми данная технология помогла сформировать у них активную творческую позицию. Дети приобрели навыки самоопределения и самоорганизации в деятельности: готовность не только делать выбор, но нести ответственность него, а также и за последствия. Помогла развить познавательные интересы к одному или к нескольким видам деятельности, и одно из главных качеств детей старшего возраста, это -готовность учиться самостоятельно и проявлять инициативу.

2. В работе с педагогами и родителями технология «План-дело-анализ» способствовала объединению коллектива, к готовности решать задачи развития детской инициативы и творческих способностей детей в разных направлениях. Помогла в совершенствовании своих способностей, а также способствовала накоплению теоретического и практического опыта решения проблемы. Благодаря использованию данной технологии, создана атмосфера творческого поиска, которая способствует организации педагогов, сотрудников, родителей через различные формы взаимодействия в совместную образовательную деятельность.

3. Использование технологии «План-дело-анализ» в организации развивающей предметно – пространственной среды помогло существенно обогатить среду ДОУ с соблюдением ряда условий в развитии детской инициативы и творчества.

 

Библиографический список

1. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: Для занятий с детьми 4-7 лет / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. -М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 80 с.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 398 с.

3. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.

4. Михайлова-Свирская, Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада / Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: «Просвещение», 2015. – 95 с.

5. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н.В. Нищева.- СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 128 с.

6. Пчелинцева, Е.В. Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста на основе моделирования проблемно-поисковых ситуаций / Е.В. Пчелинцева. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005 - 42 с.

7. Свирская, Л.В. Методика педагогических наблюдений / Л.В. Свирская. – М.: «ЛИНКА –ПРЕСС», 2010. – 142 с.

8. Свирская, Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений /Л.В. Свирская. - М.: Обруч, 2011. – 240 с.

9. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

10. Свирская, Л.В. Планирование деятельности детей в центрах активности с использованием методики «Паутинка»: технологии Л.В. Свирской «План-Дело-Анализ» / Л.В. Свирская. М.: ОБРУЧ, 2016. – 240 с.

11. Тетерский, С.В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / С. В. Тетерский; Тамбов. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. – Тамбов, 2004. – 39 с.

12. Фролова, А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций для студентов вузов / А. Н. Фролова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 251 с.

13. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка : учеб.-метод. пособие / А.М. Щетинина. – Великий Новгород: Новгород. гос. ун-т, 2000. – 88 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Путешествие по стране органов чувств»

Дидактическая игра «Путешествие по стране органов чувств» Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие через решение следующих задач. Задачи: Актуализировать, систематизировать...

Конспект занятия «Путешествие в страну Безопасности»

Конспект занятия «Путешествие в страну Безопасности» Цель: рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни. Задачи: образовательные: на...

Дидактическая игра «Собери мухоморчики»

Дидактическая игра «Собери мухоморчики» Дидактическая игра «Собери мухоморчики» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

Читайте также

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с…

Конспект игровой образовательной деятельность по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО «О городе своём ведём мы наш рассказ» Цель: Расширить представление...

Занятие в младшей группе. Тема: «Согласие да лад — в…

Занятие в младшей группе. Тема: «Согласие да лад — в семье клад» Цель: Формирование у детей представления о семье через беседу...

Конспект образовательной деятельности по физической культуре

Конспект образовательной деятельности по физической культуре Задачи: Отрабатывать ходьбу и бег по кругу; учить ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь...