Формирование эмоционального благополучия ребёнка в процессе восприятия музыки на музыкальных занятиях

 

Нет человека, который не знал бы, что такое радость и грусть, любовь и ненависть, надежда и разочарование, гнев и веселье, другими словами, не испытывал бы того, что мы называем эмоциями. Все вокруг: природа, произведения искусства, общение с другими людьми, работа, отдых – вызывают переживания.

Эмоций возникли в процессе эволюции человека как защитно-приспособительная реакция, как механизм немедленного ответа организма на внезапное или длительное воздействие внешнего раздражителя.

Положительные эмоции оказывают мощное благотворительное влияние на жизнь человека. Они заряжают нас новой энергией, мобилизуют скрытые резервы организма, повышают умственную и физическую работоспособность. Счастье, радость способствуют выполнению познавательных задач. Отрицательные эмоции, особенно систематически повторяющиеся, вызывают интенсивное нервное напряжение, что ведет к расстройству деятельности нервной системы, неврозам и более серьезным заболеванием психики; тормозят развитие познавательной деятельности.

Мы согласны с позицией современных психологов, считающих, что человек – это соединение рационального и эмоционального.

Для психического здоровья ребенка необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, т.к. невозможно представить себе какую - либо деятельность без неудач и ошибок.

К сожалению, темп жизни и технократическое воспитание нашего общества, старающегося изо всех сил развивать только рационально-интеллектуальную половину маленького человека, заставляет малышей постоянно находиться в состоянии душевного дискомфорта. (По данным исследований Центра «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца – это 8 -10% детей). К причинам эмоционального неблагополучия детей современные исследователи относят и некомпетентность молодых родителей: многие из них не понимают своих детей, и это проявляется в дисгармоничном общении с малышом: в агрессивности, раздражительности, неуверенности.

Разбалансировка чувств детей способствует возникновению эмоционального расстройства, приводящих к отклонениям в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

Робкие, тихие, застенчивые, заторможенные, замкнутые, напряженные – такие дети испытывают страх и тревогу.

Угрюмые, злые, враждебные, обиженные, сердитые, неустойчивые – дети, находящиеся в состоянии дисфории.

Дети, находящиеся в состоянии эйфории, смешливы, разговорчивы, стремятся быть лидерами, хвастаются, отличаются нетерпеливостью и – не могут сосредоточиться.

Все эти дети испытывают трудности и в обучении и в общении со сверстниками в детском саду. А ведь им идти в школу – сколько там возникает проблем, если эти дети не получат эмоциональной поддержки от нас, воспитателей, если мы не научим их правильно относиться к самим себе, своим чувствам, понимать чувства окружающих, быть уверенными в себе и в друзьях.

Исходя из всего вышеизложенного каждый педагог нашего детского сада и психолог, и воспитатели и я, как музыкальный руководитель, каждый своими методами и приемами решает задачу формирования эмоционального благополучия всех детей, но в особенности тех, кто по результатам диагностики психолога имеет отрицательный эмоциональный фон или относится к группе «изолированных» детей.

Мои собственные наблюдения за эмоциональными поведениями детей и данные диагностических обследований позволили выявить, что у некоторых детей:

- недостаточно ярко выражена мимика и пантомимика;

- по тому, какое место ребенок занимает в зале и насколько этот выбор постоянен, выделила детей - экстравертов и интровертов (что говорит о наличии тревожности в эмоциональном фоне);

- проявляют неуверенность, чувство незащищенности, иногда страха, что приводит к формированию тревожно-пессимистических ожиданий;

- затрудняются в понимании состояния других детей и взрослых по выражению лица, позам, жестам, настроению;

- почти полностью отсутствует инициатива в выборе вида деятельности, выразительных средств достижения результата этой деятельности;

- некоторые дети с недоверием относятся к предложениям что-либо сделать самим;

- не развиты коммуникабельные навыки.

Проанализировав свои наблюдения и результаты диагностики я поставила перед собой задачу: помочь детям к окончанию детского сада приобрести такие личные качества как:

  1. обладание чувством собственного достоинства;
  2. осознание собственной значимости в своих глазах и глазах окружающих;
  3. умение вести себя раскрепощено и естественно в благоприятной эмоциональной обстановке;
  4. демонстрировать положительную самооценку;
  5. умение понимать и принимать позицию другого человека;
  6. проявлять инициативу в выборе вида деятельности и выразительных средств достижения результата этой деятельности;
  7. доверять людям, быть открытым окружающему миру.

Все эти качества необходимы ребенку для того, чтобы перейти на новый социальный уровень развития. Эмоциональное благополучие в дальнейшем предполагает личную свободу, самостоятельность и инициативность, которые помогут ему включиться в учебную деятельность и занять позицию ученика.

I этап – диагностика.

Работу начали с того, что оформили в каждой группе уголки настроения: у кого-то они находятся в театральной зоне, у кого-то сразу в приемной.

В музыкальном зале уголок настроения оформлен в форме доброго солнышка, на лучиках – косичках которого закреплены липучками бантики разного цвета. Они- то и выполняют функцию ежедневной диагностики.

Дети каждый день выбирают бантик такого цвета, который соответствует владеющему ими в данный момент настроению.

цвета психологического благополучия

 

Красный цвет означает активность,

возбуждение, напористость;

желтый – стремление к общению, активность;

синий – спокойствие, удовлетворенность;

зеленый – уверенность, благополучие.

неблагополучные цвета Серый – пассивность, безразличие;

черный – эмоциональное неблагополучие;

коричневый – потребность в помощи;

фиолетовый – внутреннее колебание, беспокойство.

 

II этап – психокоррекция.

Чтобы научить ребенка управлять своими эмоциями и чувствами, нужно:

  1. познать мир человеческих чувств;
  2. научить детей контролировать свои внутренние ощущения;
  3. осознавать их;
  4. различать и сравнивать;
  5. произвольно менять характер.

Это очень сложный и длительный процесс. И главный учитель в нем – музыка. Ведь именно музыка обращена, прежде всего, к эмоциональной сущности человека. И через музыку ребенок познает, прежде всего, духовный мир.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает добрые чувства, делает человека выше, чище, лучше, т.к. в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции.

Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом особенность её содержания, особенность её воздействия на человека.

Эту особенность музыки отмечал и великий Шостакович: «Мы не знаем ни одного музыкального произведения воспевающего злобу, ненависть, разбой. Может быть, такие и создавались кем-нибудь, но они не могли быть большим искусством. Они бесследно исчезли, потому что люди хранят в своей памяти, только то, что помогает им в борьбе за лучший мир».

Каковы же способы, направленные на создание вокруг ребенка и «внутри» него положительных состояний, которые я использую в своей практике?

Чтобы добиться ощутимых результатов, необходима система работы, специально подобранных материалов и продуманная методика.

Вся работа проводилась на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях в игровой форме и проходила в несколько этапов.

1 этап- какие чувства испытывают люди?

Цель: научить детей по мимике и пантомимике определять особенности внешнего проявления эмоционального состояния человека

Для работы использовалась «Азбука настроений» и карточки «Цвет-настроение», пиктограммы.

Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Карты настроений (фотографии), пиктограммы.

Рассмотреть фотографии детей в разном эмоциональном состоянии:

  1. Предложить определить, какие чувства испытывают дети.
  2. Было ли с тобой такое?
  3. Какой цвет подойдёт к этой фотографии?
  4. Попробуй показать, какие чувства переживает этот ребёнок.
  5. Прослушав музыку, выходят дети, у кого на карточках отображены эмоции, соответствующие прозвучавшей музыке.
  6. Какую нужно сыграть музыку, чтобы настроение изменилось.

Какое у тебя сегодня настроение (как ты себя сегодня чувствуешь?)

Ребёнку предлагают карточки с изображением различных оттенков настроения. Для того чтобы он выбрал ту, которая похожа:

а) на мое настроение сегодня,

б) на настроение мамы,

в) на настроение моего друга сегодня.

Нравится – не нравится.

Ребёнку предлагается рассмотреть эти же карточки и разложить отдельно:

  • Какие дети тебе нравятся;
  • Какие дети тебе не нравятся.

Затем необходимо поговорить с ребёнком, почему он так их разложил, назвать эмоции.

«Мирись – мирись, больше не дерись».

Игра в парах:

У одного ребенка карточка с отрицательными эмоциями, у второго – с положительными.

На каждое изображение отрицательной эмоции нужно найти изображение положительной эмоции.

2 этап «тренируем эмоции».

Цель: научить детей выразительным движениям. Овладение выразительными движениями предполагает тонкое понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жеста и движения тела другого человека.

На первое место выдвигаются невербальные средства общения:

  • определенное выражение лица,
  • взгляд,
  • поворот головы,
  • манера поведения.

так называемый «язык тела», с помощью которого осуществляется обмен информацией. Дети учатся распознавать эмоциональное состояние и причины, их вызывающие.

В работе используются этюды:

  • на выразительность жеста,
  • на выразительность эмоций,
  • на сопоставление различных эмоций,
  • изучение мимики своего лица у зеркала.

Цель: научить детей правильно подобрать отрицательные эмоции к положительным, чтобы дети понимали, как перейти от отрицательных эмоций к хорошему настроению. Пока звучит музыка, дети ходят по залу в соответствии с характером музыки: весело, грустно, мечтательно, задумчиво. С окончание музыки найти себе пару.

Тренируем эмоции (у зеркала)

1. Просим ребёнка нахмуриться, как:

а) осенняя туча

б) злая волшебница (Баба Яга, фея Карабос)

в) злой крокодил

2. Улыбнись как:

а) доброе, тёплое солнышко

б) хитрая лиса

в) Снежная королева

г) будто, ты увидел чудо

д) будто тебя похвалили за добро

3. Позлись как:

а) ребёнок, у которого отняли игрушку

б) два упрямых барана на мосту

в) Карабас – Барабас

4. Испугайся как:

а) потерявшийся котёнок

б) заяц, увидевший злого волка

5. Устань как:

а) муравей, притащивший большую гусеницу

б) мама после работы

в) бабушка пришла из магазина с тяжёлой сумкой

6. Отдохни как:

а) на пляже

б) ребёнок, который помогал маме выполнять тяжёлую работу

7. Сесть как:

а) пчела на цветок

б) наказанный Буратино

в) обиженная собака

г) обезьяна, изображающая вас

д) поросёнок на кактусе

е) наездник на лошади

8. Превращалки:

Пока звучит музыка, лицо ребёнка закрыто двумя руками, по окончанию музыки ребенок открывает лицо с мимикой, которая соответствует характеру прозвучавшей музыки.

3 этап «Если хочешь быть артистом».

Цель: учить детей изображать отдельные черты характера с помощью мимики и пантомимики.

Игры на развитие Мимики и пантомимики

«У сказки в гостях»

Детям предлагается выбрать карточку с изображением сказочного героя. Например, Карабас – Барабас, Карлсон, Золушка, Железный дровосек, Лев, Страшила, Кот в сапогах, Бармалей, Незнайка, Карандаш, Синеглазка, Знайка.

И показать как они:

а) просыпаются

б) умываются

в) чистят зубы

г) одеваются

д) смотрятся в зеркало

е) едят любимое и нелюбимое блюдо

ж) гуляют

з) садятся за пианино и готовятся сыграть на нём

«Три характера»

Дети слушают три пьесы Д.Д. Кабалевского «Злюка», «Плакса» и «Резвушка» вместе с музыкальным руководителем, дают оценку их поведению.

Три ребёнка договариваются между собой, кто какую девочку будет изображать, остальные по их мимике и пантомимике пытаются догадаться, кто их них Плакса, Злюка и Резвушка.

«Ябедник» (музыка Слонимского «Ябедник»)

Проигрывается ситуация:

Дети будто бы рисуют, один ребёнок им мешает, они его прогоняют. Мальчик бежит к воспитательнице и говорит (жестами), что его обидели.

В цирке (музыка Кабалевского «Клоуны»)

После прослушивания и разбора пьесы детям предлагается изобразить по очереди (в соответствии с музыкой) двух клоунов – одного весёлого, озорного, и второго, у которого ничего не получается.

Упрямые дети (музыка Леднева «Упрямец»)

а) Мама зовёт ребёнка спать, а он «не хочу, не буду», топает ногой.

б) Лиса ведёт зайца в нору, чтобы там его съесть, заяц упирается, топает ногами, не идёт.

Обезьянки и мама (музыка Джеплина «Рэгтайм»)

Дети – обезьянки кривляются, балуются перед зеркалом, с окончанием музыки приходит их мама, они сразу становятся «умными-разумными»

«Рассмешите Несмеяну» (любая русская народная плясовая)

Воспитатель надевает кокошник – это Несмеяна. Дети пытаются её рассмешить. Кому удается рассмешить, тот становится Несмеяной.

«Таня - плакса» (по стихотворению А.Барто)

Изобразить: «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик, тише Танечка, не плач, не утонет в речке мяч».

Три подружки (автор Чистякова)

Жили – были три подружки: свинка – Хрюшка, кошка – Мурка и утка – Крякушка. Однажды летом они пошли гулять. На них были новые платья и мамы наказали им строго – настрого не пачкаться и далеко друг от друга не уходить.

Но мурка побежала догонять птичку, (музыка Александрова «Кузнечик») зацепилась ха пенёк и разорвала платье.

А Хрюшке захотелось полежать и понежиться в луже. ( музыка П.И. Чайковского «Сладкая грёза»)

Утка Крякушка потеряла шляпу и башмачок, когда помогала Хрюшке вылезти из лужи.

Вот идут они домой, опустив головы, и громко плачут.

Мамы встретили их у дома, страшно удивились, рассердились и хотели их наказать.

Но когда узнали, Как Крякушка спасала Хрюшку, перестала браниться и даже похвалили её.

«Остров плакс» (музыка Кабалевского «Плакса»)

Путешественник попал на остров, где живут одни плаксы. Он старается их утешить, но дети отталкивают его и продолжают реветь.

Новая кукла (музыка Чайковского «Новая кукла»)

Девочке подарили новую куклу, она рада, кружится, танцует с ней.

Золотые капельки (музыка Христова «Золотые капельки»)

Идет тёплый летний дождь. В лужах пляшут пузырьки. Солнце выглянуло, и дождик стал золотой. Дети подставляют лицо тёплому дождику. Им приятно и весело.

Раздумье (музыки Львова – Компанейца «Раздумье»)

Мальчик собирал грибы и заблудился в лесу. Наконец – то он вышел на дорогу, но не знает, в какую сторону идти.

«Кукла болеет» (музыка Чайковского «Болезнь куклы»)

Тихо. Тихо, Тишина.

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

Дети делятся на пары. Один ребёнок – больная кукла, второй ребёнок (девочки) – лежат и жалеют куклу.

«Заколдованный ребёнок»

Он не может говорить. На все вопросы детей отвечает жестами.

«Зайчик дразнит медвежонка» (музыка Кабалевского)

Дети делятся на пары – зайка и мишка. Им предлагается изобразить неуклюжего медведя, которого передразнивает зайчишка.

Баба Яга (музыка Мусоргского, Лядова, Чайковского)

  1. Когда Баба Яга была маленькой (придумать и изобразить какой была Баба Яга, когда она ходила в детский сад, в школу, в какие игры играла)
  2. Бабе Яге очень грустно, Её надо пожалеть. Как?
  3. Забывчивая Баба Яга помнит только своё имя. Детям предлагаем показать добрую, мечтательную, весёлую, озорную Бабу Ягу. Дети «заказывают» музыку для своей Бабы Яги.

Подбираем музыку.

Для изображения предложенных ситуаций (котик плачет, заяц барабанит, лиса крадётся, девочка потерялась, мальчик играет со щенком и т.д.) Дети подбирают соответствующую по ладу музыку из предложенных нескольких фрагментов.

Музыкальный портрет.

После рассматривания репродукции живописного портрета с ярко выраженным эмоциональным настроением, дети из нескольких различных по ладу музыкальных фрагментов выбирают тот, который подходит по настроению к этому портрету.

Выбери музыку.

Для озорного Буратино, Великана, Мальчика – с – пальчик, для маленькой Дюймовочки, Мухи Цокотухи, хитрой лисы Алисы.

4 этап «Мы - друзья»

Цель: улучшение и коррекция дружеских взаимоотношений – тренинг социальных навыков.

Что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей.

Музыкальные игры снимают психо-эмоциональное напряжение в группе, воспитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера или ведомого. Это очень важно.

Подвижные музыкальные игры, вызывающие

  • Здоровое эмоциональное возбуждение
  • Устойчивое бодрое настроение
  • Устраняют мышечные зажимы
  • Отвлекают от болезненных мыслей и фантазий

Раз, два, три, фигура чувства замри.

Пока звучит музыка, дети двигаются в соответствии с её характером, водящий «заказывает» чувство. С окончанием музыки дети замирают изображая это чувство.

Поссорились два петушка (музыка Райчёва)

Дети встают парами сцепляют пальцы рук за спиной, подпрыгивают, пытаясь ударить друг друга резкими движениями плеч вперёд. С окончанием музыки – мирятся.

Иголка и ниточка (любая полька)

Один ребенок – иголка, бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, не отставая, пока звучит музыка. С окончание музыки «иголочка» выбирает замену.

«Скучно, скучно так сидеть»

Дети сидят на одной стороне зала со скучающим видом.

Ведущий с детьми поет:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

С окончанием потешки дети бегут на противоположную сторону зала, занимают свободные стулья.

Проигрывает тот, кто остался без стула, так как стульев стоит на один меньше.

Наездники (музыка Шумана «Смелый наездник»)

В зале в случайном порядке расставлены стулья. Дети – наездники садятся на стулья лицом к спине стула. Пока звучит музыка, дети встают и галопом скачут по залу, по большому кругу. С окончанием музыки, садятся на стулья, лицом к спине. Оставшиеся без стула выбывают из игры. Играем до тех пор, пока не останется один стул для самого ловкого наездника.

Игра с платком

Предлагаем ребёнку взять платок. Игра состоит в том, чтобы с помощью платка, движений, мимики изобразить под соответствующую музыку:

а) бабочку (музыка С.Майкапара «Мотылёк»)

б) лису (музыка Мильмана «Лиса»)

в) принцессу (музыка В.А. Моцарта «Менуэт»)

г) волшебника (музыка А.Лядова «Музыкальная табакерка»)

д) бабушку (музыка А. Гречанинов «Бабушкин вальс»)

Подводный карнавал (музыка Сен – Санса «Аквариум»)

Ведущий предлагает побывать на празднике морского царя Нептуна и превращает всех детей в рыбок, русалок, дельфинов, крабов, морских звёзд, водоросли) Звучит музыка, морские обитатели начинают свой карнавал.

Воздушный бал (музыка Грига «Бабочки»)

Ведущий превращает детей в птиц колибри, бабочек, стрекоз. Дети под музыку «летают», кружатся, прыгают, всем легко, весело, радостно.

Танец огня ( музыка Свиридова «Время вперед»)

Дети в тесном кругу танцуют руками, изображая костёр. Дует сильный ветер, костёр распадается на искорки, которые летают, кружатся, соединяются друг с другом. Искорки светятся счастьем и добром.

Танец морских волн (музыка Римского Корсакова «Море» из симфонической сюиты «Шахерезада»)

Ведущий в соответствии с характером музыки дирижирует «волнами» показывает силу воли и последовательность движений детей: кому встать, кому присесть.

Я умею танцевать.

Дети по очереди по одному выходят по центру круга. Говорят: «Я умею танцевать». Сыграйте для меня, пожалуйста, весёлую (задумчивую, медленную, быструю, озорную) музыку, вальс, польку и показывает несколько танцевальных движений. Все дети повторяют за ним.

Интересный практический материал представлен в книге Н.А. Кряжевой «Развитие эмоционального мира детей». Я постоянно использую в своей работе предлагаемые ей игры и упражнения, которые учат детей жить дружно, сплачивают их, помогают чувствовать своих товарищей, поддерживать их и сопереживать. Эти материалы помогают мне и при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода т.к. предназначены для детей с затруднениями в общении (робких, конфликтных, обособленных) и способствуют повышению их уверенности в себе. Игры и упражнения я применяю на музыкальных занятиях целенаправленно и планомерно и в зависимости от ситуации (возникновения конфликта, для выхода психо-эмоционального напряжения, для разрядки скопившейся внутренней тревожности). Это позволяет мне варьировать содержание занятия в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Знакомлю воспитателей с играми, направленными на снижение агрессии, ослабление негативных эмоций вне занятий.

Совместная работа с психологом и воспитателями позволила нам в значительной степени добиться:

  • снижения агрессивности детей,
  • снятия нервных зажимов,
  • налаживания бесконфликтного общения,
  • роста эмоционального благополучия детей,
  • к концу года в группе нет «изолированных» детей.

Детям стало проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера: уверенность, смелость, доброта и т.д. Изживаются страхи, неуверенность.

Эффективность применения психо-гимнастических этюдов, игр, упражнений, повышается за счет использования их на занятиях по ритмопластике, т.к. позволяет решать большой круг задач музыкального развития ребенка.

Для успешной реализации поставленных задач я создаю необходимый психологический комфорт (чувство защищенности) за счет:

  • подборка яркой музыки,
  • оригинальности двигательных и психологических упражнений, вызывающих у детей положительный эмоциональный отклик,
  • варьирования игровых ситуаций и сюрпризных моментов,
  • положительных оценок.

На занятиях кружка по ритмопластике использую методики:

Крыловой И.И. и Алексеевой А.И. «Театрализованная ритмопластика»,

Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика», которые дополняю своими наработками, направленными на выражение детьми своих переживаний и чувств.

При этом мои действия направлены на то чтобы «зацепить» интересы детей, их жизненный игровой опыт, как бы перекинуть «мостик» от музыки и двигательного содержания к интересу ребенка. Слово здесь выступает в роли связующего звена и способствует созданию теплой, дружеской и непринужденной атмосферы игрового общения с ребёнком. На занятия кружка ритмопластики дети накапливают двигательный опыт, приобретают чувство уверенности в себе, в своих силах, испытывая при этом положительные эмоции.

Выступая перед младшими дошкольниками и своими родителями, дети осознают собственную значимость в своих глазах и в глазах окружающих, ведут себя естественно и раскрепощено. В конце года чаще проявляют себя как экстраверты.

Систему работы по формированию эмоционального благополучия детей дошкольного возраста смотри в приложении.

Для того, чтобы определить перспективу дальнейшей работы в опоре на достигнутое, и проанализировать результаты собственной деятельности, я провожу диагностику музыкального и эмоционального развития детей, делая упор на эмоциональное восприятие и исполнительство.

Результаты диагностики позволяют сделать выводы о проделанной работе:

1. во многом удалось реализовать поставленные цели и задачи;

2. произошли важные изменения в психологическом состояний детей, они

- стали инициативнее в выборе вида деятельности и активны в достижений результата;

- раскрепощены и естественны в поведении при благоприятной эмоциональной атмосфере;

- эмоционально уравновешены, демонстрируют самооценку;

- преобладают партнерские взаимоотношения во взрослыми и дружеские со сверстниками;

- уменьшилось количество «принимаемых», нет «изолированных» детей, нет детей с отрицательным эмоциональным фоном.

3. Произошли качественные изменения в музыкальном развитии детей:

  • они эмоционально отзывчивы при восприятии музыки и в исполнительских видах деятельности;
  • возросла способность сосредоточиться на задании, на содержании музыки;
  • улучшилась координация движений.

Однако выявились некоторые негативные моменты, над которыми предстоит работать в дальнейшем. У некоторых детей еще встречаются, различия подвижности нервных процессов:

  • заторможенность (задержка, медлительность – у 11%);
  • повышенная возбудимость (ускорение движений, торопливость) – 7%;
  • недостаточная самостоятельность детей в исполнительской деятельности;
  • зависимость от помощи взрослых.

На основании этих выводов я определяю следующую перспективу для дальнейшей работы по формированию эмоционального благополучия ребёнка:

  1. наполнять новым содержанием уже освоенные способы, направленные на создание «вокруг» ребёнка и «внутри» его положительных эмоциональных состояний;
  2. увеличивать объем используемого материала за счет:
    • освоение новых технологий и методик (в частности, методики Карла Орфа); ИКТ
    • собственного творчества;
    • изучения опыта коллег – авторов журнала «Дошкольное воспитание», «Музыкальная палитра» и других;
  3. продолжать вести коррекционную работу с детьми повышенной возбудимости во взаимодействии с психологом детского сада;
  4. пополнять собственные знания и умения (самообразование) и участвовать в работе методического объединения музыкальных руководителей.

Подводя итог, хочется сказать, что идея формирования эмоционального благополучия детей через восприятия музыки плодотворна, легко применима и другими педагогами.

Развивая эмоциональность ребёнка, оберегая его психологическое здоровье, мы должны стремиться создавать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально- чувственное восприятие мира позволило ему стать ЧЕЛОВЕКОМ.

 

Используемая литература:

  1. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.
  1. Кабалевский Д.Д, Воспитание ума и сердца.
  1. Радынова О.П. Музыкальные шедевры.
  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика.
  1. Крылова И.И. Алексеева И.А. Театрализованная ритмопластика.
  1. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей.
  1. Чистякова М.И. Психогимнастика.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна»

Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна» Цель: Формирование здорового образа жизни детей; закрепление и совершенствование приобретенных навыков и умений. Обобщить и...

Физическое воспитание в детском саду

Физическое воспитание в детском саду В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Нравственное воспитание – одна...

Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием…

Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ с использованием технологии «Обучение в движении» «Играю, двигаюсь, учусь». М. Вайнапель. Дети с ограниченными возможностями здоровья -...

Читайте также

Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы…

Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы дошкольного учреждения по агроэкологии» Аннотация Агроэкология сформировалась как раздел экологии во второй...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по ФЭМП. Тема занятия:…

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по ФЭМП Тема занятия: «Путешествие в страну Математики» Цель: закрепление умений у детей ориентироваться в...

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием…

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием нетрадиционных материалов «Машины» Программное содержание. Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из...