Музыка – экологически чистая среда обитания человека

 

Психология и музыкальная педагогика научно и экспериментально доказали, что музыка не просто приносит эстетическое наслаждение, а оказывает мощное влияние на общее развитие человека: интеллектуальное, эмоциональное, физическое. Музыкальное воспитание опосредовано влияет на воспитание и формирование личности. Благодаря специфике движущегося искусства, музыкальная ткань, развиваясь во времени, «проживает» со слушателем отрезки времени, её тембр разнообразен, она динамична, пульсирует подобно сердцебиению человека, интонирует сродни человеческой речи. Музыка, как нечто одушевлённое, способна передать самые тонкие эмоции и вызвать ответные чувства. Таким образом, она активизирует на сознательном и подсознательном уровнях эмоциональные и психофизические процессы человека. О музыкальных способностях. Б. Асафьев сказал: «Музыку слушают все, но не все её слышат». Неразвитые музыкальные способности обедняют человека, не позволяют в полной мере воспринимать и чувствовать гармонию, интонацию, ритм и другие тонкости музыкальной речи. Чем меньше музыкальность человека, тем примитивнее, грубее музыка, которую он слушает или исполняет. Последнее – одна из причин непонимания классики и даже её полного неприятия. Между тем, классическую музыку можно сравнить с экологически чистым питанием для ума и сердца человека. Развитые музыкальные способности расширяют слуховые возможности человека, помогают глубже и проникновеннее воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии и предъявлять к нему высокие требования. Когда начинать? Если обратиться к возрастной психологии человека, то лучшего отрезка жизненного пути, чем детство, не найти. Когда всё заложенное остаётся на всю жизнь. Детство – самая естественная и благодатная пора для начала занятий музыкой. Всё что закладывается в детстве «…бесчисленное количество представлений…служат…материалом для всей остальной психической» (И. Сеченов) жизни. Ребёнок в своем развитии проходит несколько так называемых «критических периодов». Эти периоды характеризуются высокой степенью восприимчивости и ярко выраженной пластичностью мозга. И если начало занятий музыкой приходится на 3 – 4 летний возраст, то есть на один из наиболее мощных критических периодов, тогда и происходит «запечатлевание». Это такое точечное воздействие внешней среды, в данном случае музыкальное, которое совпадает с наиболее чувствительными периодами развития ребёнка. Это «запечатлевание» способно повлиять на всю последующую жизнь человека. Музыкальные занятия в детском саду – универсальное и самое доступное музыкальное развитие ребенка. Оно включает в себя развитие эмоциональной сферы ребенка, слухо-двигательной реакции, накопление музыкальных впечатлений. Если у родителей есть желание и возможность обучения ребенка на каком-либо музыкальном инструменте, смело можно начинать с 3-х или 4-хлетнего возраста. Разумеется, при соблюдении определенных условий раннего обучения.

Неважно, какое музыкальное будущее ждёт маленького человека, главное, научить слушать хорошую музыку, музыку, отфильтрованную временем. Такая музыка – экологически чистая среда обитания человека, а для ребёнка особенно.

Как известно, все начинается в семье. И, как известно, человека воспитывает среда. В возможностях каждой семьи создать определенную эстетическую среду, это – посещение концертов, музыкальных спектаклей, музеев и выставок, разговаривать с ребенком об услышанном и увиденном. Самое доступное в домашнем приращении ребенка к музыке – слушать музыку в домашней обстановке, наравне с чтением детских книжек.

Слушание классической музыки в детском саду.

Трудно переоценить влияние классической музыки на человека. Это живой неисчерпанный источник вдохновения. Классическая музыка может предоставить удовольствие, может вызвать сильное душевное переживание, пробудить к размышлению, открыть неизвестный мир фантазий.

Организм человека, слушающего классическую музыку, как бы подстраивается под нее. Музыка способна поднять настроение, работоспособность, снизить болевую чувствительность, нормализовать сон, восстановить стабильную частоту сердцебиения и дыхания. Классика благотворно влияет на организм: замедляет пульс, увеличивает силу сердечных сокращений, способствует расширению сосудов, нормализует артериальное давление, стимулирует пищеварение, улучшает аппетит, облегчает установление контакта между людьми, повышает тонус коры головного мозга, улучшает обмен веществ, стимулирует дыхание и кровообращение, усиливает внимание.

К сожалению, в современном мире отношение к музыке несколько другое, чем раньше, музыкальная среда заполнена эстрадно-развлекательной музыкой, поэтому важно поддерживать интерес детей к классической и народной музыке.

Например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Рок-музыка может действовать разрушающе на мозг.

Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она подавляет нервную систему, увеличивает содержание адреналина в крови.

Классическая музыка учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма. Она оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка, и он чаще болеет.

Классическая музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую. Прослушивание медитативной музыки приводит ребёнка в состояние полного расслабления, при котором восстанавливается естественное физиологическое дыхание. Музыка позволяет снимать стрессы и может быть первым шагом на пути оздоровления.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка «Коррекция и развитие мелкой моторики в процессе рисования»

Методическая разработка «Коррекция и развитие мелкой моторики в процессе рисования» Упражнения с карандашами: учат напрягать и расслаблять мышцы; развивает умение сохранять положение пальцев...

Конспект НОД в средней группе по аппликации «Мы строим домик»

Конспект НОД в средней группе по аппликации «Мы строим домик» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Интеграция образовательных областей: - познавательное развитие; - речевое развитие; - социально – коммуникативное...

Проект «Чудеса своими руками»

Проект «Чудеса своими руками» Паспорт проекта «Чудеса своими руками» (Подготовительная группа №9) Структурный компонент Содержание Паспорт проекта 1. Тема проекта: «Чудеса своими руками» 2. Адресация проекта:...

Читайте также

Квест-игра «Мы патриоты России»

Квест-игра «Мы патриоты России» Цель: создать условия для патриотического воспитания дошкольников. Задачи: – формировать знания о символах России, о военных, защитниках Родины. – развивать силу, ловкость, быстроту...

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад…

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад 2100» Пояснительная записка. Программа для дошкольников является начальным звеном единого непрерывного курса...

Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира»

Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира» Аннотация:Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира» будет интересна и познавательна для детей среднего...