Семинар-практимум для родителей по экологическому воспитанию детей младшего возраста «Игры с песком и водой в домашних условиях»

Цель:

Повысить знания родителей о значении игр с водой и песком в экологическом развитии детей раннего возраста.

Задачи:

  1. Создать атмосферу доверия и эмоционального комфорта между взрослыми и детьми.
  2. Вовлечь родителей в процесс совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях.
  3. Познакомить родителей с игровым инвентарём для игр с водой и песком.
  4. Обучить способам и приёмам игр в домашних условиях.

2017 год в нашей стране объявлен годом экологии, и сегодня я хотела поговорить с вами об экологическом развитии детей раннего возраста.

Дошкольное детство – период игры. В этом возрасте игра преобладает над всеми другими занятиями ребёнка и является ведущим видом деятельности. Сегодня я хочу с вами поговорить об играх с песком и водой в домашних условиях. Такие игры доставят ребёнку не только радость, они помогут малышу познать окружающий мир. С первых дней своей жизни ребёнок во время купания знакомится с водой, ещё не научившись ходить, мама даёт малышу в руки совок и усаживает его в песочницу. Задача родителей не просто занять малыша, его надо научить играть, с помощью игры ребёнок должен правильно познать природное окружение. Без экологических знаний у нас нет будущего. Дети очень любят играть в семейном кругу – эта естественная форма познания окружающего мира. Никогда не забывайте о том, что каждый раз, когда вы вступаете в игру с ребёнком, вы не просто играете, вы руководите игрой и даёте своему малышу знания. Не торопите его в игре, дайте возможность выполнить какие – либо действия самостоятельно, пусть даже ошибочные, пусть малыш «выскажет» своё мнение. Игра в домашних условиях должна быть заранее продумана, организована и интересна для ребёнка.

Что нужно для организации игр с водой?

- ёмкость с водой на устойчивом столике со свободным доступом для ребёнка;

- верхний край ёмкости должен находиться на уровне пояса ребёнка;

- уровень воды не более 7 см;

- перед игрой закатать ребёнку рукава и одеть фартук;

- подготовить игровое оборудование: мелкие плавающие игрушки; природный материал (камешки, шишки, ракушки, скорлупки грецкого ореха); предметы – заместители (деревянные палочки, брусочки, пробки, крышки, деревянные ложки, воронки, поролоновые губки, сосуды для переливания воды)

Какие игры с водой можно организовать дома?

1. Знакомство со свойствами воды:

- Вода разливается, она жидкая. Её можно собрать тряпочкой или губкой.

- Вода бывает горячая, тёплая и холодная. Попробовать на ощупь.

- Вода чистая, прозрачная, через неё всё видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока.

- Вода не пахнет. У неё нет запаха. Дать детям понюхать.

- Воду можно наливать и переливать. Дать детям самим наливать воду.

- Воду можно окрасить, добавив в неё краситель (чай, кофе, гуашь).

2. Переливание воды разными способами (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой).

3. Наливание воды в разные сосуды (чашку, бутылочку, баночку).

4. Весёлая рыбалка (вылавливание ложкой разных предметов из разных по объёму ёмкостей).

5. Тонет – не тонет (игры на экспериментирование).

6. Игры с мыльными пузырями (самостоятельное пускание, поймай пузырь на ладошку, чей пузырь больше, чей пузырь улетит выше).

7. Игры с заводными плавающими игрушками.

8. Игры с резиновыми, пластмассовыми и деревянными игрушками.

9. Игры с куклой: «Умоем куклу», «Искупаем куклу», Постираем кукле платье».

В дальнейшем для расширения знаний о природном окружении, развития любознательности, поддержании интереса к играм знакомьте детей со свойствами снега.

  1. Принести снег домой и понаблюдать, что с ним произойдёт в тепле. Снег – это вода.
  2. Налить воду в ёмкость и вынести её в морозный день на улицу. Лёд – замёрзшая вода.
  3. Рассмотреть воду после таяния снега. Что видно на дне ёмкости? Снег грязный, его нельзя есть.
  4. Принести сосульку домой. В тепле она тает и превращается в воду.

Очень полезно организовывать игры со снегом: лепка снеговика, метание в цель снежками, катание на санках. Во время игр на улице ребёнок проявляет свою активность, испытывает радость от игры, потому что он чувствует себя защищённым со стороны мамы и папы.

Игры с родителями:

  1. Я предлагаю вам поиграть в игру экологического направления «Рыбалка». Дети очень любят эту игру, она вызывает у детей положительные эмоции, ребёнок проявляет самостоятельные действия, знакомится со свойствами воды. В игре используются пластмассовые рыбки, ёмкость с водой, сочок для вылавливания рыб.
  2. В игре «Соберём водичку» дети узнают о том, что воду можно собрать с помощью губки. Предлагаю вам проделать те же действия.

Вы убедились, что в игры могут играть не только дети, но и взрослые. Вы так же получаете от этого удовольствие.

От игры с водой перейдём к играм с песком. Играя с песком, малыш знакомится с его свойствами. Одновременно ребёнок освобождается от нервного напряжения и беспокойства. Хорошо развивается речь ребёнка, потому что идёт не только игра, но и общение с родителями. Для игр в домашних условиях песок должен быть чистым и просеянным. Желательно иметь песочный набор: ведро с совочками и формочками, подносы, набор мелких игрушек. Так же следует иметь ёмкость для песка: ящик или широкий таз с невысокими бортиками. С помощью игр ребёнок может познакомиться со свойствами песка. Какие это игры?

  1. Вот какие наши ручки (ребёнок слегка вдавливает руку в песок, родители помогают проговорить ощущения – сырой, сухой, тёплый, холодный).
  2. Кулачки гуляют (нажимаем на песок кулачками и рассматриваем отпечаток).
  3. Пальчики гуляют (проходим пальчиками по песку, рассматриваем отпечаток).
  4. Пальчики играют (играем пальцами на песке, как на пианино).
  5. Ползают ладошки (делаем ладонями и ребром рук движения по песку: едет машина, ползёт жук).
  6. Кто пробегал (придумать, кто мог оставить следы, может кошка или собака).

Для игр в домашних условиях можно использовать и покупной песок: мелкий сыпучий или кинетический. Важно только учитывать, что из мелкого сыпучего вы не сможете с детьми конструировать постройки (лепить куличики, делать замки), а кинетический песок многократно используется, удобен в применении, больше подходит для лепки (не оставляет мусора). Постепенно можно переходить к тематическим играм с песком (клумба с цветами, посадим огород).

В летний период игры полезны в песочнице, на воздухе. Важно помнить, что песок в песочнице должен быть чистым и закрывался на ночь, а песочница имела крышу.

Игры с родителями:

Предлагаю вам поиграть в игру «Печенье для Мишутки». В ходе этой игры дети знакомятся со свойствами песка (песок может быть сырой, из сырого песка можно лепить, при высыхании снова рассыпается).

Заключение:

Играя с ребёнком дома, необходимо использовать игры природоведческого содержания и игры с природным материалом. Создавайте дома условия для таких игр и как можно чаще играйте со своими детьми.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Опыт работы. Ценность патриотизма

Опыт работы. Ценность патриотизма Любовь к Родине поистине актуальная тема, вызывающая интерес среди людей всех возрастов и увлечений. Дмитрий Сергеевич Лихачёв...

План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей…

План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей 4-5 лет Количество занятий в неделю Первый год обучения – 1 занятие в...

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном...

Читайте также

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. Познавательная деятельность ярко прослеживается...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе ДОУ. Тема…

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе ДОУ Тема «Дикие животные» Возрастная группа 4-5 лет. Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение...

Организация совместной работы с родителями по организации предметно-развивающей среды прогулочного…

Организация совместной работы с родителями по организации предметно-развивающей среды прогулочного участка. Геометрические счеты для участка детского сада Цель: Закрепить знания детей...