Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчеств. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

Ранняя профориентация дошкольников становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Именно в дошкольном возрасте у детей проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Дошколята любознательны, проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества.

Успешное осуществление работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды.

Приоритетная функция развивающей предметно-пространственной среды – погружение ребенка в мир профессий, где у него есть возможность «прожить» разные сюжеты, ситуации, освоить разнообразные модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений.

При проектировании РППС в своей группе я учитываю целостность образовательного процесса в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической; а также принцип комплексно-тематического планирования.

В подготовительной группе (6-7 лет), в которой я работаю, организованы такие центры по профессиональной ориентации как:

Центр «Строительно-конструктивных игр»

1

Цель: ознакомление детей со строительными профессиями; проживание преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности; выработка позиции творца.

Игровой материал, представленный в этом центре: напольный и настольный строительный материал, разного вида конструкторы, схемы и модели для всех видов конструкторов, транспортные игрушки, схемы, иллюстрации отдельных построек.

Центр книги

2

Цель: формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.

Материал этого центра: детская художественная литература в соответствии с возрастом детей, наличие художественной литературы, иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с

окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой, материалы о художниках – иллюстраторах, портрет поэтов, писателей тематические выставки.

Центр «Профессий»

3

4

Цель: закреплять и углублять интерес детей о людях разных профессий.

Игровой материал: д/и, пособия, альбомы, костюмы профессиональной одежды.

Центр «Сюжетно – ролевых игр»

5

Цель: реализация детьми полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре, накопление жизненного опыта.

Игровой материал: атрибутика для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей, костюмы профессиональной одежды, схемы с пошаговой инструкцией рецептов приготовление элементарных блюд (технологические карты приготовления блюд); предметы - заместители.

Центр «Краеведение»

6

Цель: расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта, ознакомление с профессиями города.

Материал центра: настольно – печатные игры, альбомы, картины, фотоиллюстрации, предметы народно- прикладного искусства и др.

Центр «Доблесть»

7

Цель: формирование представлений о героическом прошлом нашего народа, о профессиях силовых структур.

Материал центра: современное военное обмундирование и разные виды оружия (пилотки, фуражки, пистолеты, автомат, граната, бинокль, мечи, щит), наглядные пособия «Разные виды техники», «Транспорт», альбомы «Военная техника», «Разные роды войск», тематические папки «Наши предки - славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия».

пособия «Рыцарский турнир», «Защитники», «Наша Родина – Россия», набор «Солдатики», «Военная техника», д/и.

Центр красоты.

8

Цель: ознакомление с работой парикмахера, усвоение культуры поведения в общественных местах.

Материалы центра: набор «Парикмахерская», самодельные бусы, браслеты, колечки и другая бижутерия, фотоальбом «Наши причёски», фотографии детей в рамочках с разными причёсками, фартуки для парикмахера, пелеринки для клиентов, пособие «Волшебный мир принцесс», набор картинок «Модница.

Центр «Экспериментирования»

9

10

Цель: формирование у детей поисково-познавательной активности, развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств.

Материалы центра: различные коллекции, редкие предметы (перья, кристаллы…), приборы-помощники (микроскопы, лупы, увеличительные стёкла, компас, зеркало, песочные часы, весы, магниты...), бросовый материал, медицинский материал, разные виды ткани, бумаги, разнообразные сосуды, утилизированный материал…

Центр «Театрализованной деятельности»

10

Цель: развитие творческих способностей детей, стремление проявить себя

в играх-драматизациях.

Игровой материал: ширмы, элементы костюмов, различные виды театров,

предметы декорации.

Центр «Юные музыканты»

12

Цель: развитие творческих способностей детей в самостоятельно- ритмической и музыкальной деятельности.

Материал центра: детские музыкальные инструменты, портрет композиторов, магнитофон, набор аудиозаписей, музыкальные игрушки,

игрушки- самоделки, музыкально- дидактические игры, музыкально- дидактические пособия.

Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, «… какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут…» (Е.И. Тихеева).



Новые публикации

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Путешествие по стране геометрических фигур

Путешествие по стране геометрических фигур Цель: закрепить у дошкольников старшего возраста представления о геометрических фигурах. Задачи: учить составлять из геометрических фигур изображение различных...

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы Цель: Создать праздничное настроение у детей и родителей. Задачи: Развивать творческие и музыкальные способности...

Читайте также

Дидактическая игра «Украсим ёлочку»

Дидактическая игра «Украсим ёлочку» Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме...

Проект «Цветная неделя»

Проект «Цветная неделя» Тип проекта: краткосрочный, познавательный, творческий. Участники проекта: воспитатель, дети первой младшей группы «Родничок», родители. Срок реализации 1 неделя с 7-14 мая. Актуальность...

Дидактическая игра на развитие внимательности, решение поисковых задач, умения сравнивать…

Дидактическая игра на развитие внимательности, решение поисковых задач, умения сравнивать «Весёлые зверята» для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста Цель: развитие двигательной...

Читайте также

Сказка в дошкольном возрасте как средство дополнительного образования технической направленности

Сказка в дошкольном возрасте как средство дополнительного образования технической направленности Одним из любимых занятий дошкольников является слушание сказок: авторских или народных...

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 4-5…

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 4-5 лет) Дети заходят ряженные в зал. Инструктор с маской на голове (в...

Проект по теме: «Пожарная безопасность во второй младшей группе»

Проект по теме: «Пожарная безопасность во второй младшей группе»





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 2 младшей группы. Познавательное развитие . Круг…

Цель: 1. Формировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки; 2. Формировать опыт определения затруднения ( на основе рефлексивного метода); 3.Закрепить умение считать до 2, умение сравнивать предметы по свойствам. Материал Демонстрационный:...

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе. Безопасная прогулка по улице от детского сада до…

Цели: • углублять знания детей о Правилах дорожного движения (ПДД) и безопасного поведения на улице; • учить различать дорожные знаки, знать их назначение; • воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни. Оборудование и материалы: карта-схема прогулки, дорожные знаки...

«Секреты общения с ребёнком в семье»

Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения. Ход собрания Участники располагаются по кругу. - Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать на нашем собрании. Сегодня мы поговорим с вами о том...

Семинар- практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагога с детьми в условиях ФГОС ДО»

Цель:  определение условий для наиболее эффективного взаимодействия педагогов с детьми. Задачи: показать влияние на общение с детьми авторитарного, либерального и демократического стиля общения; оказать помощь педагогам в осознании влияния этих стилей с помощью организации «проживания» ими роли обучающегося на занятии;...