Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчеств. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

Ранняя профориентация дошкольников становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Именно в дошкольном возрасте у детей проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Дошколята любознательны, проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества.

Успешное осуществление работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды.

Приоритетная функция развивающей предметно-пространственной среды – погружение ребенка в мир профессий, где у него есть возможность «прожить» разные сюжеты, ситуации, освоить разнообразные модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений.

При проектировании РППС в своей группе я учитываю целостность образовательного процесса в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической; а также принцип комплексно-тематического планирования.

В подготовительной группе (6-7 лет), в которой я работаю, организованы такие центры по профессиональной ориентации как:

Центр «Строительно-конструктивных игр»

1

Цель: ознакомление детей со строительными профессиями; проживание преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности; выработка позиции творца.

Игровой материал, представленный в этом центре: напольный и настольный строительный материал, разного вида конструкторы, схемы и модели для всех видов конструкторов, транспортные игрушки, схемы, иллюстрации отдельных построек.

Центр книги

2

Цель: формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.

Материал этого центра: детская художественная литература в соответствии с возрастом детей, наличие художественной литературы, иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с

окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой, материалы о художниках – иллюстраторах, портрет поэтов, писателей тематические выставки.

Центр «Профессий»

3

4

Цель: закреплять и углублять интерес детей о людях разных профессий.

Игровой материал: д/и, пособия, альбомы, костюмы профессиональной одежды.

Центр «Сюжетно – ролевых игр»

5

Цель: реализация детьми полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре, накопление жизненного опыта.

Игровой материал: атрибутика для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей, костюмы профессиональной одежды, схемы с пошаговой инструкцией рецептов приготовление элементарных блюд (технологические карты приготовления блюд); предметы - заместители.

Центр «Краеведение»

6

Цель: расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта, ознакомление с профессиями города.

Материал центра: настольно – печатные игры, альбомы, картины, фотоиллюстрации, предметы народно- прикладного искусства и др.

Центр «Доблесть»

7

Цель: формирование представлений о героическом прошлом нашего народа, о профессиях силовых структур.

Материал центра: современное военное обмундирование и разные виды оружия (пилотки, фуражки, пистолеты, автомат, граната, бинокль, мечи, щит), наглядные пособия «Разные виды техники», «Транспорт», альбомы «Военная техника», «Разные роды войск», тематические папки «Наши предки - славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия».

пособия «Рыцарский турнир», «Защитники», «Наша Родина – Россия», набор «Солдатики», «Военная техника», д/и.

Центр красоты.

8

Цель: ознакомление с работой парикмахера, усвоение культуры поведения в общественных местах.

Материалы центра: набор «Парикмахерская», самодельные бусы, браслеты, колечки и другая бижутерия, фотоальбом «Наши причёски», фотографии детей в рамочках с разными причёсками, фартуки для парикмахера, пелеринки для клиентов, пособие «Волшебный мир принцесс», набор картинок «Модница.

Центр «Экспериментирования»

9

10

Цель: формирование у детей поисково-познавательной активности, развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств.

Материалы центра: различные коллекции, редкие предметы (перья, кристаллы…), приборы-помощники (микроскопы, лупы, увеличительные стёкла, компас, зеркало, песочные часы, весы, магниты...), бросовый материал, медицинский материал, разные виды ткани, бумаги, разнообразные сосуды, утилизированный материал…

Центр «Театрализованной деятельности»

10

Цель: развитие творческих способностей детей, стремление проявить себя

в играх-драматизациях.

Игровой материал: ширмы, элементы костюмов, различные виды театров,

предметы декорации.

Центр «Юные музыканты»

12

Цель: развитие творческих способностей детей в самостоятельно- ритмической и музыкальной деятельности.

Материал центра: детские музыкальные инструменты, портрет композиторов, магнитофон, набор аудиозаписей, музыкальные игрушки,

игрушки- самоделки, музыкально- дидактические игры, музыкально- дидактические пособия.

Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, «… какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут…» (Е.И. Тихеева).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект проведения НОД по речевому развитию. Тема: «Путешествие в Звуко-буквоград»

Конспект проведения НОД по речевому развитию. Тема: «Путешествие в Звуко-буквоград»

Успешная социализация дошкольников «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями…

Успешная социализация дошкольников «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями своих родителей» Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении...

Ата-аналар белән эш планы

2 нче номерлы зурлар төркеменең 2020-2021 уку елына ата-аналар белән эш планы № п/п Чараның исеме Уздыру вакыты Җаваплыларның исем фамилиясе 1. Ата-аналар җыелышы 1. “Без хәзер...

Читайте также

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего…

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста «Художник хочет рисовать. Пусть не дают ему тетрадь… На то художник и...

Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм»

Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм» Совет педагогов «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО» Мастер-класс «Магнит и...

Сценарий праздника «Посвящение в эколята»

Сценарий праздника «Посвящение в эколята» Цель: закрепление знаний детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней. Задачи: Образовательные: расширять, пополнять и уточнять...