Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчеств. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Ранняя профориентация дошкольников становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Именно в дошкольном возрасте у детей проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Дошколята любознательны, проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества.
Успешное осуществление работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды.
Приоритетная функция развивающей предметно-пространственной среды – погружение ребенка в мир профессий, где у него есть возможность «прожить» разные сюжеты, ситуации, освоить разнообразные модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений.
При проектировании РППС в своей группе я учитываю целостность образовательного процесса в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической; а также принцип комплексно-тематического планирования.
В подготовительной группе (6-7 лет), в которой я работаю, организованы такие центры по профессиональной ориентации как:
Центр «Строительно-конструктивных игр»
Цель: ознакомление детей со строительными профессиями; проживание преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности; выработка позиции творца.
Игровой материал, представленный в этом центре: напольный и настольный строительный материал, разного вида конструкторы, схемы и модели для всех видов конструкторов, транспортные игрушки, схемы, иллюстрации отдельных построек.
Центр книги
Цель: формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.
Материал этого центра: детская художественная литература в соответствии с возрастом детей, наличие художественной литературы, иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с
окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой, материалы о художниках – иллюстраторах, портрет поэтов, писателей тематические выставки.
Центр «Профессий»
Цель: закреплять и углублять интерес детей о людях разных профессий.
Игровой материал: д/и, пособия, альбомы, костюмы профессиональной одежды.
Центр «Сюжетно – ролевых игр»
Цель: реализация детьми полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре, накопление жизненного опыта.
Игровой материал: атрибутика для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей, костюмы профессиональной одежды, схемы с пошаговой инструкцией рецептов приготовление элементарных блюд (технологические карты приготовления блюд); предметы - заместители.
Центр «Краеведение»
Цель: расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта, ознакомление с профессиями города.
Материал центра: настольно – печатные игры, альбомы, картины, фотоиллюстрации, предметы народно- прикладного искусства и др.
Центр «Доблесть»
Цель: формирование представлений о героическом прошлом нашего народа, о профессиях силовых структур.
Материал центра: современное военное обмундирование и разные виды оружия (пилотки, фуражки, пистолеты, автомат, граната, бинокль, мечи, щит), наглядные пособия «Разные виды техники», «Транспорт», альбомы «Военная техника», «Разные роды войск», тематические папки «Наши предки - славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия».
пособия «Рыцарский турнир», «Защитники», «Наша Родина – Россия», набор «Солдатики», «Военная техника», д/и.
Центр красоты.
Цель: ознакомление с работой парикмахера, усвоение культуры поведения в общественных местах.
Материалы центра: набор «Парикмахерская», самодельные бусы, браслеты, колечки и другая бижутерия, фотоальбом «Наши причёски», фотографии детей в рамочках с разными причёсками, фартуки для парикмахера, пелеринки для клиентов, пособие «Волшебный мир принцесс», набор картинок «Модница.
Центр «Экспериментирования»
Цель: формирование у детей поисково-познавательной активности, развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств.
Материалы центра: различные коллекции, редкие предметы (перья, кристаллы…), приборы-помощники (микроскопы, лупы, увеличительные стёкла, компас, зеркало, песочные часы, весы, магниты...), бросовый материал, медицинский материал, разные виды ткани, бумаги, разнообразные сосуды, утилизированный материал…
Центр «Театрализованной деятельности»
Цель: развитие творческих способностей детей, стремление проявить себя
в играх-драматизациях.
Игровой материал: ширмы, элементы костюмов, различные виды театров,
предметы декорации.
Центр «Юные музыканты»
Цель: развитие творческих способностей детей в самостоятельно- ритмической и музыкальной деятельности.
Материал центра: детские музыкальные инструменты, портрет композиторов, магнитофон, набор аудиозаписей, музыкальные игрушки,
игрушки- самоделки, музыкально- дидактические игры, музыкально- дидактические пособия.
Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, «… какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут…» (Е.И. Тихеева).
Читайте также |
---|
Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой…
Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой психического развития по изобразительной деятельности. Рисование на тему «Бабочка» Образовательная область:...
Конспект ООД на тему: «10 замков» по познавательному развитию Старший…
Конспект ООД на тему: «10 замков» по познавательному развитию Старший дошкольный возраст Цель: совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10;...
Интегрированное занятие «Овощи и фрукты - полезные продукты»
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Овощи и фрукты - полезные продукты» Интеграция областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, безопасность, социализация. Задачи: 1...