Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. Познавательная деятельность ярко прослеживается у детей данного возраста, их можно охарактеризовать как прирожденных исследователей. Это подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать, а наоборот, активно помогать.

Современная система образования на постоянной основе включает в себя использование новых технологий, которые направленны не только на развитие, но и на воспитание детей дошкольного возраста. На данный момент, дошкольники живут и развиваются в мире информационных технологий. Такие стремительно меняющиеся условия жизни требуют, как от детей, так и от взрослых не только владеть определенными современными и качественными знаниями, но и самостоятельно, творчески мыслить, а также добывать определенные знания без помощи педагога или родителя и оперировать ими в повседневной жизни.

На данный момент приоритетным направлением в процессе развития дошкольников является деятельный подход к развитию личности ребенка. Среди большого количества средств развития исследовательской активности младших дошкольников внимание заслуживает детское экспериментирование.

Экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку создавать некую модель картинки мира в своем сознании, основанную на собственном опыте, наблюдении и закономерностях.

Экспериментальная деятельность интересна детям всех возрастов. Данное явление можно объяснить тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Получается, что экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям и вовсе не является трудным для ребенка. Данный метод является ведущим особенно в младшем дошкольном возрасте. Своими корнями метод экспериментирования уходит в манипулирование вещами и предметами.

Одно из самых главных достоинств метода экспериментирования заключается в том, что он дает возможности для получения реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, а также о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперимент способствует обогащению памяти ребенка, активизации мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации.

Стоит отметить положительное влияние проведения экспериментов на одну из важнейших сфер жизни ребенка – эмоциональную, а также на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Те знания, которые обучающиеся получают на занятиях, постоянно в свободное от занятий время, а результаты повторяются. При этом используются освоенные приёмы и материалы пройденных занятий.

При проведении опытов, дети проговаривают процесс деятельности и выдвигают множества гипотез – догадок, предпринимая попытки предугадать ожидаемые результаты. Вышеописанная деятельность способствует развитию речи, совершенствованию умений выстраивать сложные предложения, формировать выводы. Частое проведение опытно-экспериментальной деятельности способствует выработке у детей определённого алгоритма действий, чёткости при выполнении работы, аккуратность, иначе эксперимент может не оправдать ожидания.

Такие известные педагоги, как: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и многие другие также выступали за обязательную реализацию данного метода в процессах воспитания и обучения дошкольников.

При планировании эксперимента используют следующую последовательность действий работы с детьми:

- Выдумка проблемной ситуации;

- целеполагание;

- выдвижение возникших предположений;

- проверка выдвинутых гипотез.

В случае подтверждения гипотез, происходит процесс формулирования выводов на основе проделанной работы

В случае опровержения предварительных данных, выдвигаются новые предположения, после происходит процесс его проверки или доказательства, а затем, подтверждение верности предположения и формулировка необходимых выводов по результатам проделанной работы.

Способы фиксации результатов исследования:

1. Визуализация опытов в виде графических схем;

2. написание рассказов;

3. создание творческих аппликаций.

В завершении проводится процесс подведения общих итогов.

Таким образом, у детей появляется интерес к экспериментированию, развиваются навыки экспериментирования, а также дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.

Обучающиеся самостоятельно подбирают оборудование для экспериментов, усваивают элементарные правила проведения опытов.

При проведении экспериментов дети более внимательны, у них расширяется кругозор, появляются свои предпочтения к обследуемым предметам.

Появляется желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети инициативно объединяются в группы, пытаются самостоятельно планировать работу, используя схемы и алгоритмы. В данный момент педагогу важно наблюдать за их деятельностью, в нужный момент оказывать им посильную помощь.

Уровень усвоения материала повышается, так как ребенок слышит, видит и выполняет деятельность самостоятельно, осознанно.

 

Список литературы и источников:

1. Евсюкова Е. А. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2021. №11 (38). С. 70-73, - Режим доступа: https://apni.ru/article/2050-eksperimentirovanie-kak-sredstvo-razvitiya (дата обращения: 08.11.2021)

2. Рулёва А. А. Экспериментирование как средство развития познавательной активности у дошкольников // Современный урок, - Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/24654 (дата обращения: 08.11.2021).



Новые публикации

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Спасение принцессы» Цель: закрепить знания правил безопасного поведения в природе. Задачи: Образовательные: -...

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Читайте также

Конспект социо-игровой технологии с родителями детей группы раннего возраста. Тема:…

Конспект социо-игровой технологии с родителями детей группы раннего возрастаТема: «Слово на ладошке» Цель: повышение педагогической компетентности родителей через знакомство с играми...

Проект «ЛЕГО-конструирование на тему «Космическое путешествие», подготовительная группа

Проект «ЛЕГО-конструирование на тему «Космическое путешествие», подготовительная группа Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: краткосрочный. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Возраст детей: 6-7 лет. Форма проведения: групповая. Актуальность...

Праздник «День Самарской символики» как средство патриотического воспитания детей дошкольного…

Праздник «День Самарской символики» как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Патриотическое воспитание детей является одной из основных...

Комментарии

  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...





В блогах

Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации

Sample Image

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации ВЫПОЛНИЛА: Гостева Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ № 18 г. Мурманска   Оглавление Введение. 3 I. Создание условий в ДОО для развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников. 5 II...

Методическая разработка. Дидактическое пособие «Тактильное лото».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская   Методическая разработка. Дидактическое пособие «Тактильное лото». Автор: Терехова Юлия Михайловна воспитатель высшей квалификационной категории 2018 Соде р жание. Содержание. 1. Введение. 3 2. Основная часть...

Квест - игра по ПДД "На улицах любимого города". Подготовительная группа.

Квест - игра в подготовительной группе «На улицах любимого города» Цель:  пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру. Задачи: формировать умение договариваться, стимулировать активность и самостоятельность; закреплять знания правил дорожного движения, развивать умение действовать в соответствии...

Наставничество

Работа с родителями: Путь к вершинам воспитания долог и труден, для преодоления этих трудностей не обойтись без опытных – инструкторов, наставников, которые в трудную минуту помогут, подскажут, укажут нужное направление. Такими наставниками являются родители. Взаимодействие и сотрудничество педагогического и родительского...