Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. Познавательная деятельность ярко прослеживается у детей данного возраста, их можно охарактеризовать как прирожденных исследователей. Это подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать, а наоборот, активно помогать.

Современная система образования на постоянной основе включает в себя использование новых технологий, которые направленны не только на развитие, но и на воспитание детей дошкольного возраста. На данный момент, дошкольники живут и развиваются в мире информационных технологий. Такие стремительно меняющиеся условия жизни требуют, как от детей, так и от взрослых не только владеть определенными современными и качественными знаниями, но и самостоятельно, творчески мыслить, а также добывать определенные знания без помощи педагога или родителя и оперировать ими в повседневной жизни.

На данный момент приоритетным направлением в процессе развития дошкольников является деятельный подход к развитию личности ребенка. Среди большого количества средств развития исследовательской активности младших дошкольников внимание заслуживает детское экспериментирование.

Экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку создавать некую модель картинки мира в своем сознании, основанную на собственном опыте, наблюдении и закономерностях.

Экспериментальная деятельность интересна детям всех возрастов. Данное явление можно объяснить тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Получается, что экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям и вовсе не является трудным для ребенка. Данный метод является ведущим особенно в младшем дошкольном возрасте. Своими корнями метод экспериментирования уходит в манипулирование вещами и предметами.

Одно из самых главных достоинств метода экспериментирования заключается в том, что он дает возможности для получения реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, а также о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперимент способствует обогащению памяти ребенка, активизации мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации.

Стоит отметить положительное влияние проведения экспериментов на одну из важнейших сфер жизни ребенка – эмоциональную, а также на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Те знания, которые обучающиеся получают на занятиях, постоянно в свободное от занятий время, а результаты повторяются. При этом используются освоенные приёмы и материалы пройденных занятий.

При проведении опытов, дети проговаривают процесс деятельности и выдвигают множества гипотез – догадок, предпринимая попытки предугадать ожидаемые результаты. Вышеописанная деятельность способствует развитию речи, совершенствованию умений выстраивать сложные предложения, формировать выводы. Частое проведение опытно-экспериментальной деятельности способствует выработке у детей определённого алгоритма действий, чёткости при выполнении работы, аккуратность, иначе эксперимент может не оправдать ожидания.

Такие известные педагоги, как: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и многие другие также выступали за обязательную реализацию данного метода в процессах воспитания и обучения дошкольников.

При планировании эксперимента используют следующую последовательность действий работы с детьми:

- Выдумка проблемной ситуации;

- целеполагание;

- выдвижение возникших предположений;

- проверка выдвинутых гипотез.

В случае подтверждения гипотез, происходит процесс формулирования выводов на основе проделанной работы

В случае опровержения предварительных данных, выдвигаются новые предположения, после происходит процесс его проверки или доказательства, а затем, подтверждение верности предположения и формулировка необходимых выводов по результатам проделанной работы.

Способы фиксации результатов исследования:

1. Визуализация опытов в виде графических схем;

2. написание рассказов;

3. создание творческих аппликаций.

В завершении проводится процесс подведения общих итогов.

Таким образом, у детей появляется интерес к экспериментированию, развиваются навыки экспериментирования, а также дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.

Обучающиеся самостоятельно подбирают оборудование для экспериментов, усваивают элементарные правила проведения опытов.

При проведении экспериментов дети более внимательны, у них расширяется кругозор, появляются свои предпочтения к обследуемым предметам.

Появляется желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети инициативно объединяются в группы, пытаются самостоятельно планировать работу, используя схемы и алгоритмы. В данный момент педагогу важно наблюдать за их деятельностью, в нужный момент оказывать им посильную помощь.

Уровень усвоения материала повышается, так как ребенок слышит, видит и выполняет деятельность самостоятельно, осознанно.

 

Список литературы и источников:

1. Евсюкова Е. А. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2021. №11 (38). С. 70-73, - Режим доступа: https://apni.ru/article/2050-eksperimentirovanie-kak-sredstvo-razvitiya (дата обращения: 08.11.2021)

2. Рулёва А. А. Экспериментирование как средство развития познавательной активности у дошкольников // Современный урок, - Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/24654 (дата обращения: 08.11.2021).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лэпбук «Гжельская роспись»

Лэпбук «Гжельская роспись» Знакомство детей с русскими народными промыслами - это важная часть художественно-эстетического развития. Гжельская роспись является той составляющей культурного наследия...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» Месяц Март (1 неделя) Возраст 5-6 лет Тема: «Ложка...

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в зимний лес»

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в зимний лес» Для детей средней группы Цель: - Дать представление о зиме, птицах и животных в зимнем лесу. Задачи: - Учить внимательно слушать...

Читайте также

Конспект занятия по современным технологиям пескотерапия: «Создание сказочного мира для…

Конспект занятия по современным технологиям пескотерапия: «Создание сказочного мира для песочной феи на берегу моря» Цель: развитие и расширение представлений ребенка об...

Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя»

Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя» Цели: Коррекционно-образовательные: Учить называть признаки времен года. Учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать к ним имена существительные. Коррекционно-развивающие: Активизировать...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное...