Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени» с детьми 5-6 лет

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Ложка. Река времени»
Месяц Март (1 неделя)
Возраст 5-6 лет
Тема: «Ложка. Река времени»
Культурная практика Познавательно-исследовательская деятельность
Источник/автор Дружинина Н.А.
Форма представления/тип исследования Беседа
Культурно-смысловой контекст Обогатить представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям). Формировать умение детей составлять рассказ - описание по схеме синквейна с опорой на картинки, модель-схему. Упражнять в умении понятно излагать свои мысли, рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями.
Использование материалов Детского календаря -
Материалы и оборудование Иллюстрации с изображением людей, принимающих пищу ложками. Китайскими палочками, руками; посуды из различного материала. Картинка с изображением первобытных людей; ложки из различного материала и разного назначения.
Словарная работа Ложкарь, металлическая, пластмассовая, глиняная, фарфоровая, деревянная, суповая, столовая, десертная, чайная, кофейная.
Ход
Организационный момент.
Игра «Доброе утро»
Дети стоят в кругу, им предлагается поприветствовать друг друга:
Доброе утро, Дима! (Улыбнуться и кивнуть головой.)
Доброе утро, Даша! (Называются имена, идет по кругу.)
Доброе утро, Наталья Александровна!
Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)
Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)
Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)
Доброе утро нашим гостям! (Улыбнуться и кивнуть головой.)
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, о чем мы сегодня будем сегодня говорить.
Воспитатель загадывает загадку:
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.
Воспитатель предлагает объяснить отгадку.
Основная часть.
Воспитатель показывает картинку, на которой изображены люди за столом во время обеда.
Спрашивает, что делают люди на картине?
- Чем они пользуются за столом?
- Как вы думаете, когда появились первые ложки?
- Зачем людям понадобились ложки?
Воспитатель рассказывает, что очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды (картинка с изображением первобытных людей).
Со временем они научились вытачивать из камня инструменты (картинка), добывать и сохранять огонь.
Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы (картинка), которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными (слайд 7). В них можно было хранить и варить еду, а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку.
Так появилась посуда, и самая первая ложка (показ картинок с изображением глиняной посуды). Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и размеров (картинка разнообразной посуды).
В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят там палочками – Китай, Япония (картинка китайцев с палочками), или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии (картинка).
Физминутка. Игра с движением «Посуда»
Воспитатель: Ребята, а теперь мы на минуту превратимся все в посуду!

Вот большой стеклянный чайник – (надули животики: одна рука на поясе),

Очень важный, как начальник (другая рука изогнута, как носик).

Вот фарфоровые чашки – (приседают, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца – (кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни, разобьются.

Вот серебряные ложки – (тянутся вверх, руки смыкают над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос – (изображают руками круг)

Он посуду нам принёс (хлопают в ладоши).

А нам, посмотрите, железный поднос что-то принес. Что это?
Дети: Ложки.
Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Воспитатель выставляет поднос с различными ложками (рассматривание ложек).
Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны и для чего?
  • Из металлов нержавеющей стали (их так и называют – нержавейки); из пластмассы, из дерева (простые и расписные).
  • Ложечки разного размера и разной формы предназначены для разных блюд. Например, для первых блюд, горячего супа, каши – столовые ложки. Для десерта – десертные, для чая – чайные, для острых специй – очень маленькие.
- Как вы думаете, кто изготовил все эти ложки? (люди – мастера)
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Какой, какая, какие».
Воспитатель: Ложка из металла, какая?
Дети: Металлическая.
Воспитатель: Ложка из дерева, какая?
Дети: Деревянная, и т. д.
Воспитатель: Ребята, сколько интересного мы сегодня узнали о ложках. А сейчас мы с вами расскажем о них с помощью картинок и символов.
Составляем рассказ - описание по схеме синквейна с опорой на картинки, модель-схему про деревянную и металлическую ложку.
Рефлексия.
Воспитатель уточняет у детей, что нового они сегодня узнали? (что у ложечки есть история, что первые ложки делали из глины, что у современного человека много ложек разной формы и размеров, для разной еды, что ложки делают из разных материалов).
Воспитатель спрашивает у детей, есть ли у них любимая ложечка, для какой еды, из чего она сделана?
Воспитатель предлагает детям принести из дома интересные ложки и создать выставку ложек в группе.
Далее воспитатель раздаёт детям раскраски ложек и предлагает превратиться в мастеров – умельцев, расписать их дома узором и принести в детский сад для организации выставки рисунков.
Возможное продолжение занятия
  • Лепка ложек их пластилина
  • Игра «Определи по предмету профессию»


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы…

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы Меленковского края»

Творческий проект «Мама тоже маленькой была»

Творческий проект «Мама тоже маленькой была» Название проекта "Мама тоже маленькой была" Руководители проекта Воспитатели: Медунова Н.Н., Сорокина М.А. Социальные партнеры родители Состав и возраст проектной группы 49...

Лэпбук как средство развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру детей…

Лэпбук как средство развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру детей дошкольного возраста. Лэпбук «Наш веселый дом» Лэпбук, созданный для развития эмоциональной...

Читайте также

Конспект НОД «В гости к Деду Морозу»

Конспект НОД «В гости к Деду Морозу»

Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки…

Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки у младших дошкольников Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Дмитрий...

Игровые методы и приемы обучения на занятиях в ДОУ

Игровые методы и приемы обучения на занятиях в ДОУ Метод обучения - это способ взаимодействия педагога с обучающимися, в результате которого...