Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения рассматривают как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе.

Самый оптимальный возраст для адаптации в дошкольном учреждении – 6 месяцев, пока у ребенка еще не выработался стереотип на домашние условия. А самая критическая ситуация для адаптации – это возраст от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев.

Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. В первый день пребывания в абсолютно новом окружении малышом владеют да чувства: любопытство и страх. Первое время в детском саду – самое тяжелое.

Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что ребенок забывает о еде и сне. Он пугается попыток воспитателя хоть как-то успокоить его. Малыш настолько взбудоражен, что возвращаясь домой, не в состоянии успокоиться. Не отпускает от себя мать, плохо ест. Во время сна вздрагивает. Плачет, часто просыпается, у него может подняться температура, появиться сыпь или даже первые признаки расстройства желудка.

Такая любимая и самая лучшая мама на свете, можно сказать, бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых детей.

Адаптация - это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка навыков в повседневной жизни.

Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Специалисты-психологи рекомендуют следующую примерную схему:

1-2 день – оставьте ребёнка на 2-3 часа. Постарайтесь прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребёнком в группе, кормить его, а тем более укладывать спать не стоит. Малыш должен знать, что это должен делать воспитатель. 3-6 день – заберите ребёнка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу. Со вторника второй недели (после выходных, в понедельник, всё ещё щадящий график) малыш уходит домой в полдник. И лишь с третьей недели можно оставлять ребёнка на целый день.

В период адаптации необходимо быть особенно внимательным и чутким к малышу. Ежедневно расспрашивайте о жизни детского сада. Удивляйтесь, радуйтесь успехам. Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьёз, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным.

Педагогам ДОУ необходимо понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования. Психологи уверены (и это подтверждают конкретные научные данные), что дети, посещающие детский сад, и физически, и психически гораздо более устойчивы и гораздо быстрее развиваются. Никакие суперняни, никакое дозированное общение со сверстниками в песочнице во дворе под присмотром бабушки не дадут вашему ребенку такой школы жизни, как пребывание в детском саду. А период привыкания обязательно заканчивается.

Литература:

  1. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ/ Н.В. Кирюхина. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
  2. Сидоркина Т. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование/ Т.Ю. Сидоркина.– Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013. – 92 c.
  3. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду/ Т.В. Костяк. – М.: Академия, 2008. – 170 с.
  4. Долгова В.И., Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/ В.И.Долгова, Г.Ю.Гольева, Н.В. Крыжановская.– М.: Издательство Перо, 2015. – 192 с.
  5. Савва Л.И. Феномен развития детей дошкольного возраста: коллективная монография/ Л.И. Савва, Л.В. Трубайчук, В.И. Долгова, В.И. Павлова, Ю.Г. Камскова, В.И. Сиваков, Е.Ю. Волчегорская, Н.Л. Худякова, Л.В. Коломийченко, Л.И. Пономарёва. -Москва, 2013. – 234 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Калентарно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе…

Калентарно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе «Зимующие птицы»

Конспект занятия по познавательному развитию «Наши умные помощники - органы…

Конспект занятия по познавательному развитию «Наши умные помощники - органы чувств» в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет Цели:  1...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (из опыта работы)

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (Из опыта работы) Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с...

Проект «Семья и семейные ценности»

Проект «Семья и семейные ценности»

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие…

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие труда» с применением ТРИЗ-технологии Цель: формирование уважительного отношения к результатам труда человека...