Контрольная работа по разделу
«Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской психологии»
Тема: №11 «Среда как фактор психического развития»

Направление 440301.63 – Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование»

Факторы психического развития играют значимую роль в формировании личности. К данным факторам относят: наследственность, среду, обучение, воспитание, активность, игру и депривацию. Они действуют совместно, и на разных стадиях развития ребенка имеют разное значение. Факторы способны оказывать как благоприятное воздействие на становление личности, так и отрицательное.

На процесс развития биологический фактор влияет посредственно. Врожденные и наследственные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Его ход зависит от того, в какую среду и систему условий жизни, взаимоотношений будет находиться личность.

В понятие среда включается совокупность условий, в которых происходит развитие организма.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: «личностью не рождаются, но становятся». В связи с этим уместно вспомнить «теорию конвергенции В. Штерна», согласно которой психическое развитие — это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию, В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: "Происходит ли оно извне или изнутри?", а нужно спрашивать: "Что в нем происходит извне? Что изнутри?". Да, ребенок — это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком»

Так же нам стоит рассмотреть, что же включает в себя среда.

Среда включает в себя три составляющие:

  1. Природную.
  2. Материальную или же предметную.
  3. Социальную.

Природная среда – климат, растительность, географические условия. Природная среда оказывает косвенное влияние через образ жизни, труд взрослых.

Материальная среда – искусственный мир, созданный самим человеком – это бытовые предметы, строения, книги, произведения искусств итд. В процессе развития ребенок осваивает способы употребления этих вещей. Предметы, которые находятся вокруг него, способствуют формированию представлений. Наибольшее значение для развития имеет социальная среда. Доказано, что вне человеческого общения не возможно младенцу стать человеком, личностью.

Социальная среда представляет собой взаимосвязь трех компонентов:

Макросреду – составляет общество, определенные социально – экономические и социально – политические условия жизни. Её воздействие осуществляется через СМИ, книги, законы общества, правила, посредством требований и оценки морали и эстетики.

Мезосреда – включает национально – культурные и социально – демографические особенности региона, где проживает ребенок.

Микросреда – это социальная среда жизнедеятельности ребенка, с которой он непосредственно контактирует (семейное окружение, общество взрослых, группы сверстников в образовательных учреждениях и во дворе, где живет ребенок). От того, какие люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ним, каков характер взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут формироваться.

В различные контактные группы ребенок вступает по мере своего взросления.

Движение личности по группам происходит и по горизонтали. В каждый момент жизни человек оказывается вовлеченным в сложную систему различных неконтактных и контактных общностей. Складывается уникальная ситуация межличностного взаимодействия: роль, статус, характер взаимоотношений и т.д.

Огромная роль отводится домашней среде. Семья определяет круг интересов, потребностей, взглядов и ценностей человека. Семья создает условия для развития задатков, закладываются моральные, нравственные и социальные качества. Социальная и домашняя среда могут оказывать и отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка: грубость, скандалы, невежество.

Первая и самая значимая группа в жизни микрогруппа – семья. Формирование личностных качеств ребенка, по утверждению Е.В. Субботского, в значительной степени определяется своеобразием семейного микроклимата. Дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности, уважения к личности ребенка, имеют больше преимуществ перед детьми, живущих в более неблагоприятных условиях.

Современные исследования показывают, что в семьях нарастают негативные тенденции, все чаще отмечается склонность к отчуждению в детско – родительских отношениях. В числе основных причин – это занятость родителей, рост количества разводов, низкий уровень материального благосостояния и, напротив, достижения цивилизации (отдельные комнаты, компьютеры и планшеты у каждого члена семьи и т.д.). Все это приводит к формализации контактов и объединению общения между родителями и детьми.

Приведу пример из своей практики. У Алины и Олега (они двойняшки) мама деловая женщина, так она себя называет. Все свое время она отдает работе, с детьми ей заниматься некогда. Утром привезла детей в садик, вечером быстро забрала. Дети пытаются ей что – то рассказать, показать свои поделки, а ответ: «Быстрее, мне некогда». Алина и Олег в последнее время стали беспокойными и в общении с другими детьми резкими или же занимаются только вдвоем. Не хотят вечером возвращаться домой. Однажды оба ребенка почувствовали себя плохо, и пришлось вызвать маму. Она устроила такой скандал, что ее от работы отозвали, и придется быть дома с детьми.

Киру Б. воспитывает одна мама, воспитанию ребенка уделяет мало времени. Мама крайне редко интересуется, как ребенок провел день. Кира начинает что – то рассказывать маме, ей хочется поиграть с ней, а в ответ: «Я занята, пойми ты уже» Девочка стала рассеянной. Трудно идет на контакт с детьми. Чаще сидит и играет одна. Хотя ребенок отличается среди своих сверстников логическим мышлением, но порой приходится объяснять элементарные вещи несколько раз.

Большинство родителей интересуются успехами своих детей, обращаются за советами и сами активно участвуют во многих детских мероприятиях. Дети в этих семьях отличаются: они общительны, добры, спокойны, придут на помощь другим.

В дошкольном учреждении ребенок вступает во взаимодействие с детьми, т.е. в микросреде начинает выделяться система «ребенок - ребенок» Общение ребенка со сверстниками оказывает большое влияние на развитие его личности. Через отношение к нему сверстников формируется понимание, оценка самого себя. Умение соотносить свои желания с интересами других людей.

Из своего небольшого педагогического опыта, я могу сделать вывод, что только доброта и ласка помогают наладить контакт с детьми. Большинство детей общительны, они делятся с воспитателями своими радостями, победами, обидами и огорчениями. Однако в каждом детском коллективе есть «особенные». С ними очень тяжело найти контакт.

К примеру, Филипп очень избалован в семье, его слово всегда должно быть главным. На просьбы, замечания воспитателя не реагирует. Мальчик очень нервный. К нему приходится постоянно находить что – то новое: сесть рядом, терпеливо показывать и объяснять, и, обязательно, погладить, похвалить, обнять. Через две недели мы нашли с ним общий язык, он с радостью утром рассказывает свои детские новости, работает вместе с детьми, не грубит нянечке. Мама отмечает, что и дома он изменился.

Итак, в начале жизненного пути ребенок включен в диаду «дитя - мать» (значимые взрослые). Затем подключается система «ребенок - ребенок», которая меняется в процессе развития (группа детского сада, школьный класс, внешкольный учебный коллектив, производственный коллектив). На определенном этапе развития, с созданием семьи происходит возвращение в рамки семейной среды, но уже в новом качестве – в качестве родителя. Такова вертикальная ось жизни человека.

Еще существуют так называемые «факторы преднамеренного воздействия на личность», например, строй и политика государства, школа, семья, культура и пр. Такие социальные факторы, как культура, искусство, средства массовой информации и т.д. дают человеку возможность развиваться. Заметьте, что это всего лишь возможность, и она не во всех случаях обеспечивает формирование необходимых качеств личности.

Литература

  1. А.А. Реан. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО– Спб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК». 368 с., 2003.
  2. Аверин В. А., Психология детей и подростков.
  3. Возрастная психология О.П. Сергеенкова.
  4. Онлайн учебник Возрастная психология (http://www.psylist.net/age/)
  5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под редакцией В.Н. ДРУЖИНИНА. Санкт-Петербург, 2001.
  6.  Ткачева Мария и Хилько Марина. Возрастная психология: конспект лекций (2.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития В. Штерна).


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Собери букет»

Дидактическая игра «Собери букет» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Собери букет» предназначена для детей 3-4 и направлена на развитие памяти, внимания...

План-конспект воспитательного занятия по теме «Кем быть? Все работы хороши…

План-конспект воспитательного занятия по теме «Кем быть? Все работы хороши, выбирай» Цели: образовательная: закрепить знания детей о разнообразных профессиях, их названиях и...

Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми…

Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми подготовительной к школе группы Цель: закрепить названия культурных, исторических объектов и достопримечательностей...

Читайте также

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика»

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика» Цель: Формировать потребность в двигательной активности. Создание условий для закрепления признаков зимы. Задачи: систематизация представления детей о...

Конструирование в подготовительной группе

Конструирование в подготовительной группе Кружок технической направленности «ЛЕГО-ГО» в подготовительной к школе начал свою работу с сентября 2021 года. Кружок посещало 15...

План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития…

План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития речи детей среднего дошкольного возраста»