Музыкальная игра-сказка

Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно-выразительных элементов, объединяющих разные художественные направления, нахождение соответствий между средствами выразительности в разных видах искусств, с помощью объединяющего начала – художественного слова. Становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Для формирования основ музыкально-эстетической культуры посредством интегративных форм и видов детской деятельности в нашем детском саду внедряется технология «Музыкальная игра-сказка».

Смысл технологии заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

«Музыкальная игра-сказка» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. Знакомит детей с одним из видов искусств – театром, который представляет собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала.

Жанр сказки наиболее доступен для детского восприятия, а язык сказки близок и понятен – между музыкальной и речевой интонацией много общего.

Использование технологии «Музыкальная игра-сказка» предполагает интеграцию (взаимопроникновение видов искусств) на основе единого проекта. В этот процесс включены и родители, которых необходимо убедить, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкально-эстетическом и художественном развитии детей. Родители, хорошо зная своего ребёнка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его произведениями искусства, постоянно обогащать впечатлениями, используя такие средства воздействия как слушание музыки, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание репродукций картин.

Автором и организатором музыкальной игры-сказки сам ребёнок быть ещё не может. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, его склонности и желания, принять их.

Цель музыкальной игры-сказки –создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности.

Используя в разных областях образовательной деятельности классическую музыку, педагоги формируют культуру, эстетический и художественный вкус детей, развивают память, мышление, речь.

С помощью родителей создаются условия для знакомства ребенка с музыкальными классическими произведениями в домашней обстановке, организовываются семейные походы в театр, на концерты классической музыки. Привлекаются родители и к организации и участию в праздниках, концертах для детей.

Работа над «Музыкальной игрой-сказкой» проводится поэтапно.

На первом этапе проходит работа по подготовке к деятельности. Работа проходит по нескольким направлениям: с педагогами, детьми, родителями.

Собирается творческая группа педагогов, где предлагается определить направления работы над музыкальной игрой-сказкой, составляется план.

Детям предлагается участие в Театральном Фестивале. Дошкольники осознают и лично воспринимают проблему, принимают задачу, предлагают принять участие в моделировании продукта своей деятельности: решают подготовить спектакль для родителей. Определяют тему сказки.

Родителей знакомят с планом работы.

На втором этапе создаются условия для вхождения детей в тему музыкальной игры-сказки (совместное прослушивание сказки, обсуждение характеров героев сказки, отношение автора сказки к описанным событиям, подбор музыкальных произведений). С детьми проводится цикл специально подобранных творческих заданий и упражнений, позволяющих создать и раскрыть образы героев сказочных персонажей. Деятельность детей координируется педагогом, который берёт на себя роль режиссёра, уточняет у детей, что поможет создать и раскрыть образы сказочных персонажей (искусство – музыка, картины художников, балет).

Совместно с родителями организовывается сбор информации, которая поможет детям создать образы героев сказки (например: интересные факты о жизни птиц на птичьем дворе, их повадках в естественной среде, внешнем виде взрослых птиц и их детенышей, местах обитания птиц); проводятся литературные викторины (придумывание и отгадывание загадок, знание текста сказки, отгадывание ребусов, пересказ, придумывание рассказов на тему «Продолжи сказку», «Придумай свой вариант сказки); готовятся художественные выставки совместного творчества взрослых и детей (рисунки, коллективные работы по мотивам сказки); выпускается книга «Рассуждалки»;

проводятся творческие мастерские совместно с детьми по изготовлению декораций и костюмов (обсуждение цветовой гаммы костюмов и декораций, определение элементов костюмов, декораций и их изготовление).

На третьем этапе происходит показ музыкальной игры-сказки для родителей и сверстников с предоставлением детям возможности попробовать реализовать себя в разных ролях.

И на заключительном этапе проводится рефлексия деятельности детей после показа: соответствие созданного образа (пластика движений, мимика, речь, костюм) содержанию литературного произведения и музыкального сопровождения.

Технология «Мукзыкальная игра-сказка» имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Предложенная современная технология «Музыкальная игра-сказка» является одним из важных компонентов повышения качества художественно-эстетического развития, его обновления, эффективности развития личности ребёнка, сохранения психического здоровья и свободного пространства детства, усиление эстетических эмоций; развитие ассоциативного мышления, воображения; освоение искусства перевоплощения, вхождения в образ; стимулирование самостоятельности, ответственности, инициативности.



Новые публикации

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Путешествие по стране геометрических фигур

Путешествие по стране геометрических фигур Цель: закрепить у дошкольников старшего возраста представления о геометрических фигурах. Задачи: учить составлять из геометрических фигур изображение различных...

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы Цель: Создать праздничное настроение у детей и родителей. Задачи: Развивать творческие и музыкальные способности...

Читайте также

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и кoнкретного обществa. Мехaнизм нравственного вoспитания:(знания и представления) +...

«На полянке». Конспект математической игры в подготовительной к школе группе

«На полянке». Конспект математической игры в подготовительной к школе группе Цель. Закрепить порядковый счёт от 1 до 10. Закрепить умение отгадывать логические задачки. Совершенствовать...

Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми…

Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми подготовительной к школе группы Цель: закрепить названия культурных, исторических объектов и достопримечательностей...

Читайте также

Конспект занятия в старшей группе по теме: «Волшебница осень»

Конспект занятия в старшей группе по теме: «Волшебница осень» Цель: обобщить знания детей по теме «Осень». Задачи: Образовательные: • уточнить и расширить знания детей...

Проект «Наш календарь природы»

Проект «Наш календарь природы» Вид проекта: краткосрочный. Тип проекта: экологический, исследовательский. Участники проекта: дети, воспитатели и родители старшей группы. Сроки реализации проекта: со 2...

Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации

Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации В современной педагогике накоплен немалый опыт по развитию мышления при помощи разных видов детской...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 2 младшей группы. Познавательное развитие . Круг…

Цель: 1. Формировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки; 2. Формировать опыт определения затруднения ( на основе рефлексивного метода); 3.Закрепить умение считать до 2, умение сравнивать предметы по свойствам. Материал Демонстрационный:...

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе. Безопасная прогулка по улице от детского сада до…

Цели: • углублять знания детей о Правилах дорожного движения (ПДД) и безопасного поведения на улице; • учить различать дорожные знаки, знать их назначение; • воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни. Оборудование и материалы: карта-схема прогулки, дорожные знаки...

«Секреты общения с ребёнком в семье»

Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения. Ход собрания Участники располагаются по кругу. - Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать на нашем собрании. Сегодня мы поговорим с вами о том...

Семинар- практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагога с детьми в условиях ФГОС ДО»

Цель:  определение условий для наиболее эффективного взаимодействия педагогов с детьми. Задачи: показать влияние на общение с детьми авторитарного, либерального и демократического стиля общения; оказать помощь педагогам в осознании влияния этих стилей с помощью организации «проживания» ими роли обучающегося на занятии;...