Музыкальная игра-сказка

Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно-выразительных элементов, объединяющих разные художественные направления, нахождение соответствий между средствами выразительности в разных видах искусств, с помощью объединяющего начала – художественного слова. Становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Для формирования основ музыкально-эстетической культуры посредством интегративных форм и видов детской деятельности в нашем детском саду внедряется технология «Музыкальная игра-сказка».

Смысл технологии заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

«Музыкальная игра-сказка» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. Знакомит детей с одним из видов искусств – театром, который представляет собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала.

Жанр сказки наиболее доступен для детского восприятия, а язык сказки близок и понятен – между музыкальной и речевой интонацией много общего.

Использование технологии «Музыкальная игра-сказка» предполагает интеграцию (взаимопроникновение видов искусств) на основе единого проекта. В этот процесс включены и родители, которых необходимо убедить, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкально-эстетическом и художественном развитии детей. Родители, хорошо зная своего ребёнка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его произведениями искусства, постоянно обогащать впечатлениями, используя такие средства воздействия как слушание музыки, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание репродукций картин.

Автором и организатором музыкальной игры-сказки сам ребёнок быть ещё не может. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, его склонности и желания, принять их.

Цель музыкальной игры-сказки –создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности.

Используя в разных областях образовательной деятельности классическую музыку, педагоги формируют культуру, эстетический и художественный вкус детей, развивают память, мышление, речь.

С помощью родителей создаются условия для знакомства ребенка с музыкальными классическими произведениями в домашней обстановке, организовываются семейные походы в театр, на концерты классической музыки. Привлекаются родители и к организации и участию в праздниках, концертах для детей.

Работа над «Музыкальной игрой-сказкой» проводится поэтапно.

На первом этапе проходит работа по подготовке к деятельности. Работа проходит по нескольким направлениям: с педагогами, детьми, родителями.

Собирается творческая группа педагогов, где предлагается определить направления работы над музыкальной игрой-сказкой, составляется план.

Детям предлагается участие в Театральном Фестивале. Дошкольники осознают и лично воспринимают проблему, принимают задачу, предлагают принять участие в моделировании продукта своей деятельности: решают подготовить спектакль для родителей. Определяют тему сказки.

Родителей знакомят с планом работы.

На втором этапе создаются условия для вхождения детей в тему музыкальной игры-сказки (совместное прослушивание сказки, обсуждение характеров героев сказки, отношение автора сказки к описанным событиям, подбор музыкальных произведений). С детьми проводится цикл специально подобранных творческих заданий и упражнений, позволяющих создать и раскрыть образы героев сказочных персонажей. Деятельность детей координируется педагогом, который берёт на себя роль режиссёра, уточняет у детей, что поможет создать и раскрыть образы сказочных персонажей (искусство – музыка, картины художников, балет).

Совместно с родителями организовывается сбор информации, которая поможет детям создать образы героев сказки (например: интересные факты о жизни птиц на птичьем дворе, их повадках в естественной среде, внешнем виде взрослых птиц и их детенышей, местах обитания птиц); проводятся литературные викторины (придумывание и отгадывание загадок, знание текста сказки, отгадывание ребусов, пересказ, придумывание рассказов на тему «Продолжи сказку», «Придумай свой вариант сказки); готовятся художественные выставки совместного творчества взрослых и детей (рисунки, коллективные работы по мотивам сказки); выпускается книга «Рассуждалки»;

проводятся творческие мастерские совместно с детьми по изготовлению декораций и костюмов (обсуждение цветовой гаммы костюмов и декораций, определение элементов костюмов, декораций и их изготовление).

На третьем этапе происходит показ музыкальной игры-сказки для родителей и сверстников с предоставлением детям возможности попробовать реализовать себя в разных ролях.

И на заключительном этапе проводится рефлексия деятельности детей после показа: соответствие созданного образа (пластика движений, мимика, речь, костюм) содержанию литературного произведения и музыкального сопровождения.

Технология «Мукзыкальная игра-сказка» имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Предложенная современная технология «Музыкальная игра-сказка» является одним из важных компонентов повышения качества художественно-эстетического развития, его обновления, эффективности развития личности ребёнка, сохранения психического здоровья и свободного пространства детства, усиление эстетических эмоций; развитие ассоциативного мышления, воображения; освоение искусства перевоплощения, вхождения в образ; стимулирование самостоятельности, ответственности, инициативности.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Наглядно дидактическое пособие по культуре питания «Продуктовое домино»

Наглядно дидактическое пособие по культуре питания «Продуктовое домино» Аннотация: Наглядно-дидактическое пособие «продуктовое домино» разработано для образовательной деятельности детей старшего возраста, с целью...

План работы по самообразованию педагогов. Тема: По страницам Красной книги

План работы по самообразованию педагогов Тема: По страницам Красной книги Цель проекта: Знакомство с Красной книгой России, как государственным документом и ее значением...

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени»

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени» Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах. Задачи: Образовательные: - способствовать развитию речи...

Читайте также

Мастер – класс на тему «Ежик». Пластилинография с использованием гуашевых…

Мастер – класс на тему «Ежик» Пластилинография с использованием гуашевых красок и природного материала семечек Описание материала: мастер-класс для детей старшего...

Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи…

Из опыта работы «Эффективность техники оригами для развития связной речи дошкольников» Введение Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло мое внимание...

Методическая разработка для детей первого раннего возраста. Игра «Книжный шкаф»

Методическая разработка для детей первого раннего возраста. Игра «Книжный шкаф» Аннотация Данная игра способствует развитию внимания, мышления, памяти и умения применять уже...