Мастер-класс «Хатха - йога как средство профилактики физических и эмоциональных перегрузок у детей старшего дошкольного возраста»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я очень рада приветствовать вас на своём мастер-классе. Это ещё одна замечательная возможность получить тёплые эмоции, поприветствовать, пожелать здоровья. Поэтому начнём, пожалуй, с приветствия.

Если вы ещё не знакомы с классикой современной йоги – стоит восполнить этот пробел, ввести в свою ежедневную практику, желательно утреннюю. Это прекрасный способ пробудить своё тело, растянуть его от общей зажатости и скованности, сказать доброе утро каждой своей мышце и суставу. Для этого я попрошу вас встать, ноги поставьте вместе, спина прямая. Сложите ладони ваших рук вместе перед грудью. Устойчиво стойте на двух ногах. При этом смотрите прямо перед собой.

Приветствие солнцу

Весна, солнце уже светит (Поднять руки вверх.)

Поприветствуем солнце

Радугой прогнулись

Ивой наклонились и земли коснулись (Наклон.)

Посмотрели мы вперёд

Это к нам весна идёт.

Как настроение?

Уважаемые коллеги! Думаю, все вы со мной согласитесь, что дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Причин возникновения отрицательных эмоций у детей могу назвать достаточно много:

- обычная детская ревность, обида, зависть. 

- ребенок старается защитить себя от нападок окружающих;

- охраняет свою собственную территорию;

- страх разлуки с родителями;

- чрезмерный контроль,

- недостаток внимания, 

- переутомление;

- неуважение к личности ребёнка;

- запрет на физическую активность;

- напряжённый эмоциональный климат в группе.

Уяснив проблему, я стала думать, что я как инструктор по физической культуре могу сделать, чтобы снять это эмоциональное и физическое напряжение у детей. Мною была разработана система занятий с элементами хатха – йоги, направленная на профилактику физических и психоэмоциональных перегрузок у детей старшего дошкольного возраста.

Детская йога показана всем детям и способствует: 

- их физическому, умственному и психическому развитию; 

- успешному снятию стресса и напряжения; 

- массажу внутренних органов; 

- мягкому развитию физических возможностей каждого ребенка без травматизации и активных физических нагрузок применяемых в других видах физической активности, которые могут повредить еще неокрепшие мышцы и позвоночник. 

Работу по освоению элементов хатха – йоги детьми разделила на три этапа.

Первый этап.

Его цель – создание зрительного, слухового и мышечного представления об элементах йоги. Знакомство детей с элементами йоги. Дети выполняют позы хатха-йоги только на физическом уровне. На этом этапе позы выполняются на свободном дыхании и без концентрации внимания и задержек. В дальнейшем дети постепенно учатся правильному дыханию. Здесь наиболее важным является наглядный метод.

Второй этап.

Его цель – обращение к сознанию детей, помощь в осмыслении поставленной двигательной задачи. К основной технике выполнения поз добавляется соблюдение правильного дыхания. Здесь уместен словесный метод.

Третий этап.

К освоенной технике выполнения поз, при соблюдении правильного дыхания добавляется концентрация внимания на области тела, энергетических центрах (в зависимости от индивидуального уровня подготовленности детей). В каждой позе важно чёткое её выполнение, поэтому идёт объяснение правильного положения тела. Важно использовать здесь практический метод.

Занятия йогой для детей обычно провожу в игровой, динамичной форме. Для того, чтобы облегчить детям вхождение в образ я применяю разнообразные приёмы: игровые ситуации, упражнения на имитацию животных и героев сказок, мини-рассказы. Ведь только в игре снимаются все динамические зажимы. Игра снижает стресс от ожидаемых успехов или поражений. При этом ребята выполняют все необходимые для снятия напряжения асаны.

Специально подобранная музыка на занятиях способствует настройке организма ребёнка на определённый темп работы, повышает работоспособность, отдаляет наступление утомления, успокаивает ребёнка, снимает нервное напряжение. Позы хатха - йоги, выполняемые под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают больший оздоровительный эффект.

Структура занятия с элементами хатха-йоги представлена:

Элементы йоги вводятся в основную часть занятия (в рамках общеразвивающих упражнений).

Занятия с элементами йоги строятся по следующей структуре:

  • динамическая разминка - подготовка организма ребёнка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений.
  • асаны начинаются в положении лежа, в дальнейшем выполняются сидя, стоя или наоборот;
  • использование комплекса йоги, состоящего из 6-10 поз;
  • дыхательные упражнения - развитие дыхательной системы и повышение противопростудного иммунитета;
  • релаксационные упражнения - приведение организма к состоянию умиротворения и гармонии. В ходе релаксационных упражнений используется музыка со звуками природы, шумом моря, пением птиц, журчанием ручья, либо классическая музыка.

Регулярная практика асан оказывает положительное воздействие и на психику ребенка. Рассеянные дети становятся более собранными, те же, кто страдает недостатком внимания, учатся концентрироваться. Помогает йога справиться и с гиперактивностью, проблемой многих современных детей. Плавные медленные движения, неподвижность в позах, расслабление – все эти особенности упражнений йоги делают детей спокойней и позволяют им избавляться не только от физического, но и от эмоционального напряжения.

У йоги есть и еще одно неоспоримое преимущество перед многими видами двигательной активности – занятия йогой не требуют специального оборудования, специальной одежды, отдельного помещения. Для ежедневных тренировок нужна только хорошо проветренная комната, тонкий коврик (или одеяло) и легкий, не стесняющий движения спортивный костюм. Ну, и, конечно, желание и хорошее настроение.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент организованной образовательной деятельности по сказке Джозофа Редьярда Киплинга «Маугли» в рамках проекта «Веселое путешествие».

Выходит фокус-группа, встают в круг.

1. В далекой-далекой стране под названием Индия жил со своими родителями мальчик Маугли. Однажды они отправились в гости в соседнюю деревню.

Их путь проходил через густые джунгли, он был нелегким и содержал много препятствий. Путешественникам приходилось переступать через ветки и высокую траву. (Дети идут по залу, высоко поднимая колени и вытягивая носочки вниз).

2. Впереди Маугли и его родители увидели высокую гору (руки вверх, идем на носках), вот только вход в нее был очень низким, им пришлось заходить в пещеру, присев на корточки.

(Дети идут гусиным шагом).

3. В пещере оставаться было очень опасно, но когда они из нее вышли, то увидели, что наступила ночь. Путешественники решили остановиться на ночлег на небольшой поляне, разожгли на ней костер. (Сесть в позу лотоса) Отец Маугли решил не спать, поддерживать огонь, а остальные крепко заснули. Заснули вместе с ними и наши дети. ПАУЗА (ложатся на коврики).

Я: «Сейчас мы с вами ляжем в позу зародыша. Для этого нужно лечь на спину, обхватить лодыжку согнутой правой ноги, прижать ее к животу. Внимание концентрируется на правой стороне живота. Так удерживаем позу в течение 5 секунд, возвращаемся в исходное положение.

То же самое делаем с левой ногой. Концентрируем внимание на левой стороне живота. Прижимаем к животу обе ноги, стараясь коснуться коленей лбом или подбородком. Внимание сосредотачиваем на области пупка. Повторяем 2 раза. На дыхании внимание не заостряем, оно свободное".

Комментарий для педагогов: Поза зародыша помогает укрепить мышцы брюшного пресса и спины, наладить пищеварение.

Расслабимся, сделаем глубокий вдох и выдох 2 раза.

4. Вдруг из кустов кто-то громко зарычал. ПАУЗА

Поза Тигр (поза тигра – и.п. встать на четвереньки, вытяните правую ногу назад параллельно полу. Затем согните ее в колене, при этом пальцы должны быть направлены к голове. Взгляд направлен вверх, Наклоните голову к ноге и коснитесь правой щекой колена. Спину при этом прогните вверх. Верните ногу в исходное положение, и выпрямите ее параллельно полу. Повторите упражнение с левой ногой).

5. Тигр напал на путешественников и забрал Маугли с собой в джунгли. Но и там у него нашлись друзья. Волк и пантера Багира взяли Маугли на воспитание. В семье волков, воспитавшей человеческого детеныша, мальчик полюбил играть с волчатами. Самой любимой игрой у них была игра «Кто дольше пропоет свою песню». Сейчас мы тоже в нее поиграем. ПАУЗА.

Комментарий для педагогов: Эта игра одновременно является тестом на проверку глубины дыхания и прекрасным упражнением для его развития.

В положении сидя, по моей команде педагога делаем глубокий вдох, после небольшой задержки дыхания выдыхаем с протяжным звуком «у-у-у-у-у». Кто закончил гудеть, садится на коврик.

6. Подрастая, мальчик знакомился с другими обитателями джунглей. Еще одним его другом стал гигантский удав по имени Каа. Он показал Маугли, как с помощью специальных упражнений можно научиться ловко, владеть своим телом. ПАУЗА.

А мы сейчас сделаем одно из упражнений из их гимнастики – позу угла.

Для этого нужно лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, сосредоточить внимание на мышцах живота. Поднимаем невысоко ноги над полом и удерживаем их столько, сколько сможем без особого труда.

Комментарии для педагогов: начинать можно с 5-7 секунд, постепенно продлевая время выполнения упражнения. Поза угла помогает улучшить работу кишечника.

7. А еще Каа научил Маугли, как помочь себе при усталости, выполняя позу ребенка.

Нужно сесть на пятки, выпрямить спину, колени вместе. Сделаем глубокий вдох, на выдохе наклоняемся и стараемся коснуться лбом пола. Руки при этом находятся вдоль туловища, ладошки вверх, дышим свободно и спокойно.

Комментарии для педагогов: эта поза помогает избавиться от головной боли, снять переутомлении и усталость. Находиться в ней нужно от 5 до 10 секунд.

8. Говорят, в больших кустах по ночам таится страх. Я пошел к большим кустам: «Кто же там и что же там?»

А там была пантера Багира, которая хоть и была большой кошкой, но иногда вела себя, как обыкновенная домашняя кошечка.

А мы сделаем позу доброй кошки.

(Встают на колени. Руки и бедра при этом параллельно друг другу. Плавно поднимают голову, концентрируют внимание на позвоночнике, прогибаются в пояснице. Дыхание свободное, спокойное.)

Раз мы изображаем добрую кошку, нужно подумать о чем-то добром, хорошем. Добрая кошка иногда бывает сердитой. И мы можем сделать позу сердитой кошки. Для этого нужно остаться в этой же, только у сердитой кошечки спинка выгнута дугой. Нужно сосредоточить внимание на позвоночнике.

Комментарии для педагогов: В этой позе нужно оставаться 5 секунд, спинку выгибаем плавно, дыхание свободное, спокойное.

Спасибо!

Фокус группа встаёт.

Имитационная игра.

Картинка с обезьянкой Софи.

Карточка с асанами йоги, 1 сказка.

Цель — вставить в сказку асаны йоги. (3-5 мин.)

Большое спасибо, уважаемые коллеги.

Друзья, желаете, чтобы ваш ребёнок был здоров, умел справляться с трудности, стал успешным, гармонично развивался, детская йога – одна из лучших инвестиций в ребёнка. Ведь йога – увлекательное и сказочное путешествие под веселую гимнастику, которое не оставит ни одного ребенка равнодушным.

Одним из эффективных приёмов рефлексии считаю синквейн. Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

Структура синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль темы.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл, выражающая свое отношение к теме.

5 строка – заключение в форме существительного (вывод, ассоциация с первым словом).

Аудитория составляет и записывает на листочках, потом несколько человек зачитывают и ты свой.

Свой синквейн:

йога
древнейшая, индийская
оздоравливает, укрепляет, улучшает
здоровье и освобождает от напряжения
духовная практика

Спасибо за внимание!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Экологический проект «Как ходят деревья»

Экологический проект «Как ходят деревья» Актуальность Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в группе раннего возраста…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию в группе раннего возраста Тема: «Заборчик для цыплят» Цель: Формирование у детей умения строить заборчик.  Задачи: Образовательные: 1. Учить строить...

Читайте также

Дидактическая игра «Супермаркет» в группе среднего возраста

Дидактическая игра «Супермаркет» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Супермаркет» будет интересна детям среднего возраста. Данная игра направлена на развитие наблюдательности...

Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок»

Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок» Конспект занятия педагога-психолога по программе «Волшебный песок»: развивающие занятия на основе песочной терапии. Тема занятия: Дикие...

Перспективный план по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в…

Перспективный план по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет» Цель: Формирование у детей младшего дошкольного...