Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Хотите спасти природу и планету? Начните с занятий по раздельному сбору мусора в детском саду! Именно в детсадовском возрасте складываются модели поведения будущих взрослых. Поэтому особенно важно говорить об экологии с детьми дошкольного возраста. Как сделать это максимально интересно и эффективно, давайте узнаем вместе. Один из важнейших навыков, которому стоит научить ребенка в детском саду, — раздельный сбор мусора. Рассмотрим проведение акции раздельного сбора мусора. Основной целью акции является формирование в сознании детей аккуратного обращения с природными ресурсами, чтобы дети понимали важность экологической чистоты в мире и научились правильно утилизировать отходы. Данная акция проводится в тандеме с родителями, которым тоже необходимо показать важность проводимого мероприятия. Это можно сделать с помощью информационных буклетов. Пример буклета вы можете скачать по ссылке. Как рассказать детям о важности раздельного сбора мусора? Можно начать разговор издалека, например, спросить: “Ребята, скажите, у вас дома все выбрасывают мусор в помойку или кто-то скидывает его сразу с окна на улицу?” Такой вопрос вызовет интерес у детей и добавит в общение нотку юмора. Когда получите положительные ответы, что все выбрасывают мусор в мусорные баки, уточните, знают ли дошкольники дальнейшую судьбу собранных отходов. Дайте им подумать, пусть они скажут, куда, по их мнению, могут увезти мусор. После любых ответов поясните информацию более расширенно. Лучше будет сделать это при помощи картинок — так дети дошкольного возраста быстрее усваивают информацию. Можно заранее создать презентацию или воспользоваться обучающим фильмом.
Информационная карта проекта

Вид проекта:

- Групповой.

- Краткосрочный.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников. Возраст детей: 4-5 лет.

Место реализации: ГБДОУ детский сад 46.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Срок реализации: 14-25 октября 2021 года.

Актуальность проекта

Проблема отходов является, несомненно, одной из важнейших проблем современного общества. И одним из эффективных методов ее решений является организация раздельного сбора отходов с их дальнейшим вторичным использованием. Прививать культуру раздельного сбора мусора необходимо с малых лет. Одной из глобальных экологических проблем является загрязнение окружающей среды. Мусора накопилось так много, что если его не перерабатывать, он покроет всю планету. Какой будет планета через некоторое время, зависит от нас взрослых, от подрастающего поколения. Именно с дошкольного возраста необходимо формировать осознание значимости охраны природы и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Необходимо помочь детям понять, что охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека может. Надо донести до каждого ребенка, что мусор наносит вред природе, научить их правильному обращению с мусором. До конца 2019 года Московская область перейдет на разделение мусора, часть из которого пойдет на переработку, а часть на утилизацию. Научить детей правильно сортировать мусор решили через проектную деятельность. Не лишней информация о разделении мусора будет и для родителей воспитанников.

Проблема:

 В нашем городе в последние годы появились контейнеры для раздельного сбора отходов: для стекла и бумаги. Наблюдая во время прогулки за тем, как сортируют сознательные граждане бытовые отходы, у детей нашей группы возник вопрос: зачем люди сортируют отходы? Почему мы бросаем мусор в общий мусорный бак детского сада, а не в специальные контейнеры для раздельного его сбора? В результате чего у нас возникла идея о создании проектно-исследовательской деятельности.
Цель: 

Создать систему работы по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей и внедрение практики современного сбора отходов.

Задачи: 

Образовательные

1.Расширить знания детей об источниках возникновения отходов, их  классификации и способах утилизации.

2.Создать условия для получения детьми знаний и умений о возможном вторичном использовании бытовых отходов.

3.Продолжать формировать умение детей обобщать, делать выводы.

Развивающие:

1. Развивать  интерес к познавательной  экспериментально-исследовательской деятельности.

2. Продолжать развивать трудовые навыки и умения.

3. Развивать умения работать с различным бросовым материалом, знакомить с их свойствами.

Воспитательные:

1. Продолжать воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

2. Пропагандировать раздельный сбор мусора в каждой семье.

3. Укреплять позитивные детско-родительские отношения в рамках совместной деятельности.

Сотрудничество с семьёй:

1. Консультация «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».

2. Акция «За раздельный сбор мусора».

Продукты проекта:

1. Настольная игра «Что из чего сделано?».

2. Изготовление бумаги (с использованием израсходованной бумаги; дети).

3 «Дети за раздельный сбор мусора (рисование, дети)

    4. Выставка совместных работ детей и родителей «Подарим вещам вторую жизнь».

    5.Акция «Крышечки доброты».

   6.Сбор макулатуры «ДоброБум».

Ожидаемые результаты:

  • Наличие представлений об источниках возникновения отходов, их  классификации и способах утилизации;
  • Наличие представлений о раздельном сборе отходов;
  • Наличие знаний и умений возможности вторичного использования бытовых отходов;
  • Участие воспитанников в пропагандистко-просветительской деятельности;
  • Привлечение внимания населения (детей и родителей (законных представителей) к проблеме утилизации отходов.

Продукт проекта:

План мероприятий

Образовательная область Виды детской деятельности Осуществляемая совместная деятельность
Познавательное развитие Экспериментальная ООД «Сортируем мусор – спасаем планету» Беседы: «Чем опасен мусор», «Можно ли мусорить дома и на улице?», «Куда выбросить фантик». Просмотр презентации «Мусор: как появился и куда делся?»
«Рассортируем мусор», «Как ветер разносит мусор». Ознакомление со свойствами бумаги, стекла, резины, пластмассы
Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная Беседа: «Как поступить», «Что такое хорошо – что такое плохо». Ситуативный разговор: «Соблюдаем чистоту в группе». Решение проблемной ситуации: «Что произойдет, если мы не будем убирать мусор»?
Тематической прогулка: «Чистый участок нашего детского сада». Наблюдение на прогулке за мусоровозом. Наблюдение во время прогулки за работой дворника
Игровая Сюжетно-ролевые игры: «Помощники», «Научим ребят и зверят чистоте» Дидактические игры: «Собери мусор правильно», «Сортируем мусор», «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Собери картинку»
Трудовая Трудовые поручения: «Помощь малышам в уборке участка от мусора», «Уборка группового участка», «Уборка в групповом помещении»
Речевое развитие Развитие речи Рассматривание серии сюжетных картинок «Береги природу», «Уборка мусора». Беседа по картинкам.
Чтение художественной литературы Экологические сказки о мусоре: «Сказка про хламищеокаянище», «Зайчик и Медвежонок», «Маша и Медведь», «Нет места мусору»
Художественно-эстетическое
Развитие
Продуктивная Совместное изготовление гусеницы из ячеек лотков изпод яиц. Рисование комочками бумаги «Воздушные шары» Раскраски «Мир природы»
Физическое развитие Двигательная Подвижные игры: «Поможем Кате собрать фантики», «Добеги до бака», Соревнование: «Кто быстрее соберет мусор в ведра» Физкультминутка «Мы по городу шагаем»

 

Приложение:

Дидактическая игра «Сортируем мусор» познакомит детей в игровой форме с правилами сортировки мусора. Необходимо предоставить детям экологическую ситуацию: «Друзья приехали на пикник и оставили после себя мусор. Представьте что будет, если никто не будет убирать за собой. А как много станет мусора через несколько лет! Что вы можете предложить? Нам предстоит собрать и распределить мусор.»

Для игры понадобятся контейнеры с надписями «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл», «Пищевые отходы», также карточки с изображением мусора. Дети будут определять вид материала, и выбрасывать в нужный контейнер.

В конце игры рекомендуется задать вопросы, с помощью которых ребята проанализируют свои действия. Например, «Какая проблема у нас возникла, и как мы ее решили?», «Зачем мы раскладывали мусор по разным контейнерам?» и т.д.

1

2

3

4

5

6

Консультация для родителей по раздельному сбору отходов

Все мы знаем, что ресурсы нашей планеты конечны. И знаем, что свалки кольцом охватывают крупные города. Как быть? Как научить ребенка беречь землю?

1. Зачем сортировать отходы дома? Почему бы не построить заводы, которые будут это делать сами?

Из смешанного мусора можно выделить и переработать только 5-10% вторичных ресурсов, остальное отправится на свалку. Можно провести эксперимент: возьмите мусорное ведро со смешанными отходами, дайте ему постоять денек на улице (как будто это уличный контейнер), потом как следует потрясите (как будто мы грузим отходы в мусоровоз, везём их куда-то и выгружаем), потом поставьте ведро обратно и постарайтесь выудить из него сухую бумагу, целое стекло или чистый пластик. Скорее всего, результат будет не очень хорош.

Размокшую бумагу, слипшуюся с плесневелыми овощами, переработать невозможно, в отличии от сухой и чистой макулатуры. Пластик, спрессованный в мусоровозе со средствами личной гигиены, батарейки, затерявшиеся среди овощных очистков, пакет в пакете с пищевыми отходами – больше не вторсырье, они никогда не будут переработаны.

Гораздо лучше не дать отходам смешаться, чем смешать — а потом пытаться разобрать.

В России около 2500 перерабатывающих предприятий, из них в Московской области — 432.  

Большая часть российских перерабатывающих предприятий недозагружена — им не хватает сырья. Именно раздельный сбор отходов позволит обеспечить сырьём имеющиеся мощности, что, в свою очередь, позволит строить новые перерабатывающие предприятия.

Дети очень восприимчивы к рассказам о том, как мы можем помоччь беречь Землю.

Не нужно пытаться избавиться от всех отходов одним махом, выучить все существующие маркировки за 24 часа и запомнить дорогу ко всем пунктам приёма в вашем районе к ближайшей субботе. Если вы только начинаете, имеет смысл потренироваться на ограниченном списке сырья, отладить процесс и выработать привычку.

Можно обсудить с ребенком, что вы будете сортировать для начала.

Проверьте, какие пункты приёма есть рядом с вашим домом — куда вам удобнее всего будет сдавать сырье? Нажмите на маркер выбранного пункта и изучите, что именно там берут. Это и будет ваш начальный список вторсырья. Когда освоитесь с ним, можно постепенно добавлять другие фракции.

Изучите правила подготовки вторсырья.

Они могут немного отличаться у разных приёмщиков, но общие правила таковы:

—чем меньше загрязнений — тем лучше. На петербургских акциях «РазДельного Сбора»просят тщательно споласкивать сырьё (таковы требования  приёмщиков, ведь не у всех на производстве есть мойка). При сдаче в стационарные контейнеры требования обычно менее строги, но вылить остатки содержимого и ополоснуть бутылку перед сдачей всё равно стоит. Дело в том, что загрязнения понижают качество сырья. Кроме того, вам будет гораздо удобнее хранить чистые банки и бутылки — они не пахнут и не привлекают вредителей.

—чем меньший объем занимает сырьё — тем лучше Если отходы смять, контейнер будет наполняться медленнее и заготовителю не нужно будет слишком часто гонять машину (и производить выхлопные газы). У вас в квартире смятое сырьё тоже займет гораздо меньше пространства (пластиковые флаконы и консервные банки отлично сминаются ногами).

2. Выделите место для хранения.

Не нужно сразу закупать контейнеры для металла, пластика, бумаги и так далее— сперва поэкспериментируйте со старыми коробками или даже пакетами. Идеальное для вас количество контейнеров будет зависеть от планировки квартиры, состава отходов, образа жизни, близости пунктов приёма и т. п.

Многие обходятся всего двумя контейнерами: один для неперерабатываемых отходов, второй для всего, что сдается на переработку.

Другим удобнее сортировать в соответствии с пунктом приёма. Например, в одном ведре — пластиковые бутылки, макулатура и стекло, которые отправляются в придомовые контейнеры. В другом - все, что сдается на акциях «РазДельного Сбора». Плюс мешочек для батареек в шкафу и ведро для мусора под раковиной.

Контейнеры можно ставить где угодно — не только на кухне, но и на балконе, в шкафу, в комнате, в прихожей (последний вариант особенно удобен, если у вас есть контейнер во дворе — можно захватить сырьё по дороге на работу).

3. Сдайте сырьё на переработку.

Последний, самый важный пункт. Теперь ваши баночки (бутылочки, бумажки, пакетики) не отправятся на свалку, а превратятся во что-то полезное. Ура!

 

Список литературы:

1. Артемова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В. и др. Большая энциклопедия открытий и изобретений/Науч.-поп.издание для детей.-М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.

2. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

4. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

5. Кольовска А., Феткулина А. «Про отходы». Методические материалы в помощь воспитателям. –  Москва: Центр экономии ресурсов, 2019. – 60 с.

6. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Познавательно-творческий проект для детей младшего дошкольного возраста «Витамины растут на…

Познавательно-творческий проект для детей младшего дошкольного возраста«Витамины растут на ветке, витамины растут на грядке»

План родительского собрания «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»

 План родительского собрания «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Кубик Блума, как технология развития критического…

Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»

Читайте также

Проект: «Ключ к здоровью»

Проект: «Ключ к здоровью» Паспорт проекта Руководители проекта Никифорова Н.В., Жукова Л.Г. Воспитатели высшей категории,  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного...

Взаимодействие воспитателей с родителями в период адаптации детей младшего дошкольного…

Взаимодействие воспитателей с родителями в период адаптации детей младшего дошкольного возраста Педагоги детского сада «Полянка» считают, что в период адаптации –...

Какие приемы и методы воспитания можно использовать при работе с…

Какие приемы и методы воспитания можно использовать при работе с трудными детьми Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих социально-педагогической...