Программа «Веселая семейка»

 

Содержание проблемы

В традиционной русской культуре с давних времен воспитанием ребенка занималась семья. Существовала тесная взаимосвязь поколений. Секреты материнства и отцовства передавались от матери к дочери и от отца к сыну.

В советские времена произошла подмена семейного воспитания социальными институтами: яслями, детскими садами. Тесная связь поколений прервалась…

Результаты такого события мы часто наблюдаем сегодня, когда мамы приходят в детские образовательные учреждения, на занятия и произносят: «Я его родила, а что с ним делать дальше - не знаю». А родители являются первыми педагогами для своего ребенка! Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Но у малыша нет никого ценнее, важнее и дороже, чем его собственные родители. Получается абсурд: первый педагог, не знающий, что делать с ребенком.

Мышление ребенка М.Монтессори сравнивает с «впитывающей губкой». Как губка впитывает любую жидкость – чистую, грязную, мутную, прозрачную, застоявшуюся, так и детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и бесполезные». То есть очень важно «напитать» малыша в первые годы жизни всем необходимым, что потребуется ему на протяжении всей жизни, заложить «прочный фундамент» его будущего.

Можно долго размышлять на затронутую нами тему, но пора сказать о самом главном, что ни один дипломированный и прекрасный педагог не заменит малышу МАМУ.

Собственно эти размышления явились отправной точкой для создания группы временного пребывания, по опыту работы шведских специалистов, в рамках реализации международного проекта «Комплексный подход в социальной работе с ребенком и его семьей» по направлению «Активная поддержка родителей» воспитателем разработана и успешно реализуется программа раннего развития «Веселая семейка».

Благодаря совместным с родителями занятиям, у ребят интенсивно развиваются речь, внимание, память, мышление, мелкая и общая моторика, фантазия и воображение. На занятиях дети играют, танцуют, рисуют, лепят, общаются со сверстниками, открывают для себя новые горизонты. Через игру ребенок социализируются и адаптируются к новым условиям. Но, главное, что все делают вместе с мамой. Малыши чувствуют себя очень естественно, комфортно и защищено, так как рядом с ними находится самый важный и незаменимый человек.

А чему же учатся мамы? Прежде всего, они раскрывают секреты гармоничного взаимодействия с малышом, как правильно построить развивающую среду дома, какие предпочесть игрушки и игры, как с пользой для ребенка занять его на улице, на кухне, в ванной комнате.

Посещая занятия по программе «Веселая семейка», мама и малыш готовятся к поступлению в детское дошкольное учреждение, где адаптационный период проходит у них значительно легче.

Цель программы:

- Обучение способам эффективного взаимодействия родителей с детьми в процессе совместной деятельности.

- Всестороннее развитие ребенка с помощью сюжетно - ролевых игр и художественно-творческих технологий.

Задачи программы:

- расширение представлений детей об окружающем мире и его законах;

- формирование положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми;

- налаживание эмоционального контакта;

- развитие игровой деятельности;

- развитие личностных потенциалов;

     - развитие фантазии, воображения, креативности;

- физическое развитие;

    - развитие мелкой, общей моторики, координации движений, пространственных ориентировок;

- развитие речи;

- развитие высших психических функций: внимание, память, мышление;

- развитие любознательности, познавательной деятельности.

Целевая группа:

Родители (законные представители) и их дети 1,5-3 года.

Механизм реализации программы

Этапы и сроки реализации программы:

Реализация программы планируется с сентября 2014. С группой проводится цикл занятий, который состоит из: 15 совместных занятий родителей с детьми.

1-й этап – подготовительный:

  • разработка и распространение информационно – рекламных материалов по программе;
  • подготовка материально – технической базы для реализации программы;
  • отбор участников, формирование группы в соответствии с возрастом детей;
  • проведение диагностик с родителями и детьми:

опросник «анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э.Г.).

Цель: опросник позволяет определить различные нарушения процесса воспитания, выявить тип негармоничного воспитания и установить некоторые психологические причины этого воспитания.

Анкета для родителей

Цель: выявить уровень педагогической и психологической осведомленности родителей в вопросах воспитания детей.

Педагогическая диагностика ребенка

Цель: выявление уровня общего развития.

2-й этап – основной:

  • Организация цикла занятий с одной группой по программе предполагает проведение совместных занятий родителей с детьми.
  • Совместные занятия родителей с детьми проводятся 2 раза в неделю, по понедельникам и четвергам, в первой половине дня.

Продолжительность одного занятия:

  • Родители с детьми 1,5 года до 3-х лет; проведение занятия - 20 минут, игровая деятельность – 40 минут.
  • Организация и проведение культурно – досуговых мероприятий.

Формы и методы проведения занятий с родителями и детьми

 

п/п

Задачи программы Формы проведения Технология проведения занятий
1. Познакомить родителей с возрастными особенностями развития от 1,5 – 3 года. Индивидуальное консультирование. 1. беседа,

2. моделирование ситуаций,

3. раздаточный материал

2. Познакомить родителей с преимуществами и особенностями игры во взаимодействии с ребенком. Индивидуальное консультирование. 1. беседа,

2. выслушивание,

3. раздаточный материал

3. Познакомить родителей с приемами и методами эффективного общения с детьми. Индивидуальное консультирование. 1. беседа,

2. выслушивание,

3. анкетирование,

4. раздаточный материал

4. Развивать у детей навыки общения со сверстниками, родителями и педагогами в процессе игровой и творческой деятельности. Совместные занятия родителей с детьми. Проведение культурно – досуговых мероприятий (зоопарк, кукольный театр, семейные праздники). 1. подвижные игры,

2. гимнастика:

пальчиковая гимнастика,

физкультминутки,

3. игры – забавы,

4. творческие виды деятельности:

изобразительная деятельность,

аппликация,

бумагопластика,

лепкa.

 

Рабочий план реализации программы

 

 

Тема занятий Кол-во

занятий

Обеспечение программа Ответственный

за исполнение

1

 

Овощи и фрукты.

 

1 - фланелеграф,

- муляжи фруктов, овощей,

- картинки с изображением фруктов, овощей,

- цветная бумага,

- пластилин.

Воспитатель

Розитис Е.А.

2

 

Листопад.

 

1 - бумажные листья,

- фланелеграф,

- цветная бумага,

- клей.

Воспитатель

Розитис Е.А.

3

4

 

Дикие животные.

 

1 - фланелеграф,

- сюжетные картинки «дикие животные»,

- игрушки диких животных,

- пластилин.

Воспитатель

Розитис Е.А.

Домашние животные.

 

1 - фланелеграф,

- картинки «домашних животных»,

- вата,

- бумага.

Воспитатель

Розитис Е.А.

5

 

Новый год.

 

1 - новогодние игрушки,

- мягкие игрушки,

- подарки новогодние.

Воспитатель

Розитис Е.А.

6

 

Игрушки.

 

1 - игрушки из разных материалах,

- фланелеграф,

- гуашь,

- бумага.

Воспитатель

Розитис Е.А.

7

 

Масленица.

 

1 - фланелеграф,

- соломенная кукла,

- картинки,

- цв .бумага.

Воспитатель

Розитис Е.А.

8 Профессии. 1 - игровое оборудование,

- цв. бумага,

- клей,

- фланелеграф.

Воспитатель

Розитис Е.А.

9

 

Деревья.

 

1 - фланелеграф,

- картинки,

- карандаши,

- ватман.

Воспитатель

Розитис Е.А.

10

 

Посуда. 1 - игровое оборудование «Кухня»

- бумага,

- пластилин.

Воспитатель

Розитис Е.А.

11

12

Одежда. 1 - картинки,

- фланелеграф.

- гуашь.

- бумага.

Воспитатель

Розитис Е.А.

Инструменты. 1 - игровое оборудование «Мастерская»

- пластилин,

- бумага.

Воспитатель

Розитис Е.А.

13

 

Цветы,

Насекомые.

1 - фланелеграф,

- цв.бумага,

- муляжи.

Воспитатель

Розитис Е.А.

14

 

Транспорт.

 

1 - муляжи,

- карандаши,

- бумага.

Воспитатель

Розитис Е.А.

15

 

Подводное царство, рыбы.

 

1 - цв.бумага,

- муляжи,

- фланелеграф,

- клей

Воспитатель

Розитис Е.А.

16 Птицы.

 

1 - фланелеграф,

- бумага,

- клей,

- вата.

Воспитатель

Розитис Е.А.

 

3-й этап:

Проведение диагностики с родителями:

  • Цель: выявить динамику педагогической осведомленности родителей в вопросах воспитания детей, детско-родительских отношений по окончании проведенного цикла занятий по программе.

Проведение диагностик с детьми:

  • Цель: выявить динамику развития навыков общения и взаимодействия детей со сверстниками, родителями, взрослыми по окончании курса занятий по программе.
  • Подведение итогов и анализ реализации программы.
  • Издание методического сборника и информационных материалов по программе.

Ресурсное обеспечение программы

Кадровые ресурсы:

Руководитель программы – воспитатель Розитис Екатерина Анатольевна.

Исполнитель программы – воспитатель Розитис Екатерина Анатольевна.

Опыт работы в занимаемой должности – 2 года.

Материально – техническая база

Для подготовки отчетов по реализации программы и необходимых для занятия с родителями видеоматериалов будет использоваться видеокамера, фотоаппарат.

Для проведения занятий с детьми и родителями будут использованы игровые наборы: «Кухня», «Магазин», «Парикмахерская», «Доктор», «Мастерская», демонстрационный материал, игровое и спортивное оборудование, видеопроектор, СD – проигрыватель.

Схема управления программы и контроль ее реализации:

Ответственный за проведение и разработку занятий, распространение необходимого информационно - рекламного материала, издание методического буклета – воспитатель Розитис Екатерина Анатольевна.

Схема управления программы и контроль за ходом ее реализации:

Ответственный за проведение и разработку «теоретического блока» занятий с родителями и необходимых диагностик по данному блоку, составление планов и аналитических отчетов по программе - педагог-психолог.

Ответственный за проведение и разработку «практического блока» занятий детей с родителями и необходимых диагностик по данному блоку – воспитатель Розитис Екатерина Анатольевна.

Ожидаемые результаты программы:

  Родители получат информацию:

  • О возрастных особенностях развития детей 1,5-3 лет;
  • О преимуществах и особенностях игры во взаимодействии с ребенком.

Родители познакомятся с:

  • Приемами и методами эффективного общения с детьми;
  • Методами саморегуляции эмоциональных состояний.

В процессе взаимодействия и совместной деятельности родителей с детьми:

  • Будут сформированы коммуникативные умения и навыки у детей (общение со сверстниками, взрослыми).
  • Будут сформированы основные представления детей о себе, социальном окружении и окружающем мире.

На занятиях родители не только научаться эффективно взаимодействовать и организовывать совместную игровую и творческую деятельность с детьми, но и будут использовать полученные знания и практические умения в повседневной жизни. Они расширят свой круг общения и приобретут единомышленников в вопросах воспитания детей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Снег-Снежок

Снег-Снежок Цель: Ознакомить детей со свойствами снега. Задачи: 1) развивать наглядно-действенное мышление; 2) развивать у малышей интерес к изучению нового; 3) развивать способность понимать инструкцию...

Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай

Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай (6 лет) Аннотация для родителей GiGO это объёмный конструктор из серии « В мире...

Проект «Путешествие в LEGO»

Проект «Путешествие в LEGO» Актуальность: Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, которые существенно облегчают жизнь людей и влекут...

Читайте также

Практико-ориентированный проект природоохранного значения «ЭкоДобро»

Практико-ориентированный проект природоохранного значения «ЭкоДобро» Введение Актуальность проекта В настоящее время проблема сохранения экологии нашей планеты приобрела социально-значимый характер. Природа наградила человека самыми...

Коррекционно-развивающее занятие по познавательно-речевому развитию детей с задержкой психического развития…

Коррекционно-развивающее занятие по познавательно-речевому развитию детей с задержкой психического развития «Как устроен человек. Органы чувств» Цель: развитие у детей познавательной и...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по теме:…

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «В гости к колобку» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Художественно-...