Практико-ориентированный проект природоохранного значения «ЭкоДобро»

Введение

Актуальность проекта

В настоящее время проблема сохранения экологии нашей планеты приобрела социально-значимый характер. Природа наградила человека самыми ценными ресурсами, благодаря которым по сей день живет, развивается и совершенствуется весь мир. Человек же, в свою очередь, используя эти ресурсы, должен отдавать природе что-то взамен, быть благодарным и способствовать сохранению порядка, чистоты и безопасности экологии родного края. Для этого должна решаться важная задача, а именно, воспитание экологического сознания, экологической культуры и нравственного отношения к природе у нынешнего поколения.

Экологическое образование – это процесс обучения, воспитания и развития личности ребенка, направленный на формирование системы знаний, умений, навыков, нравственно этических и эстетических взглядов, способствующих формированию экологической ответственности ребенка за состояние окружающего мира и природы. Такую значимую и ответственную роль, как образование, воспитание и развитие личности, исполняет дошкольное учреждение.

Необходимость формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста обусловлена их возрастными психофизиологическими особенностями. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом жизни ребенка, именно в этом возрасте необходимо развивать его личностные качества, мировоззрение и ощущение окружающего мира. Эта ответственная роль достается детскому саду, где формируется позитивное отношение к природе, закладываются основы нравственно-экологической позиции личности ребенка. Дошкольное образовательное учреждение должно привить своим воспитанникам позицию сопереживания и неравнодушности к природе, ее состоянию. Воспитание человека, который способен благоприятно повлиять на экологическое состояние окружающей среды, — это огромный вклад в будущее всего мира.

На сегодняшний день перед воспитателями дошкольных учреждений стоит задача поиска универсальных педагогических методов, форм и средств экологического образования воспитанников. Наиболее эффективным способом реализации данного направления является организация проектной деятельности совместно с родителями и детьми. Наш детский сад крайне заинтересован темой сохранения экологии. Мы стремимся воспитать каждого ребенка ответственной, высоконравственной и духовно-развитой личностью, способной повлиять на настоящее и будущее нашего мира.

Проблема проекта

Загрязнение мусором – это одна из главных проблем современности. Огромный перечень отходов загрязняют нашу планету. Масштабы земельных площадей, отведенные под свалки, составляют внушительные цифры.

Человечество генерирует огромное количество отходов, которое не в состоянии переработать. Отходы выделяют токсичные вещества, долго разлагаются, всасываются в почву и плавают в водоемах, тем самым разрушая флору и фауну нашего региона.

Цель проекта

Создание условий для формирования осознанного отношения к сортировке мусора, сбору перерабатываемых и опасных отходов через организацию раздельного сбора отходов в ДОУ.

Задачи проекта Ожидаемые результаты
1. Оборудовать пункты сбора отходов в галереях ДОУ (3 пункта). Создание доступных условий для сортировки отходов.
2. Оборудовать единый пункт сбора отходов в общедоступном месте детского сада. Создание условий для дальнейшей передачи отходов для переработки и утилизации.
3. Привлечь внимание родителей воспитанников к работе пунктов сбора отходов. Увеличение количества собираемых отходов.
4. Расширить представление воспитанников и родителей о сборе и сортировке отходов. Осознанная сортировка отходов и раздельный сбор мусора.
5. Развивать интерес и бережное отношение к природе. Осознание и принятие родителями и детьми устойчивой позиции охраны природной среды родного края.
6. Воспитывать ответственность за экологическое состояние окружающего мира. Вдумчивое, осознанное отношение к сохранению природных ресурсов.
7. Установить взаимовыгодные
отношения с переработчиками вторичного сырья и утилизацией отходов.
Получение готового продукта из утилизированного и переработанного вторичного сырья.

Форма работы: акции природоохранного характера.

Участники проекта:

- коллектив МБ ДОУ «Детский сад №34»;

- воспитанники;

- родители.

Материально-технические ресурсы:

- пункты сбора вторичного сырья;

- компьютер, ноутбук;

- принтер;

- проектор;

- материалы для оформления контейнеров для сбора отходов;

- наглядный и демонстрационный материал;

- конспекты занятий, тексты бесед, дидактические игры;

- подборка фотографий и видео материалов.

План реализации проекта

№ п/п Наименование мероприятия Сроки проведения
1. Проведение акции по сбору макулатуры Октябрь
2. Проведение акции по сбору крышечек Ноябрь
3. Проведение акций по сбору батареек Декабрь
4. Проведение акций по сбору медикаментов Январь
5. Проведение акции по сбору отработанных электроприборов и электрооборудования Февраль
6. Подведение результатов акций Март

Сроки реализации: 03.10.2022 – 31.03.2023 г.

Критерий результативности проекта: получение сырья для дальнейшей переработки и утилизации.

Практическая значимость:

- производство полуфабрикатов и товаров народного потребления из собранного перерабатываемого сырья.

- утилизация опасных отходов.

Этапы реализации проекта

1. Организационный

Цель: Планирование работы по подготовке необходимого материала для реализации проекта.

Методическая работа

№ п/п Содержание работы Цель
  1.  
Составление и обсуждение поэтапного плана работы. Определение действий, необходимых для достижения поставленных целей и задач
  1.  
Подбор и изучение материалов по переработке и утилизации отходов в доступных интернет ресурсах. Выбор методов, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями детей, основной образовательной программой дошкольного образования ДОУ
  1.  
Разработка и подбор наглядных материалов, видеопрезентаций, видеороликов. Обогащение и пополнение предметно-развивающего пространства детского сада.
  1.  
Подбор различных контейнеров необходимых для сбора вторичного сырья и утилизации отходов. Обогащение и пополнение предметно-развивающего пространства детского сада.
  1.  
Разработка концепции совместной деятельности родителей и детей. Поиск новых, эффективных форм работы с родителями.

Разработка материалов для работы с детьми

№ п/п Содержание работы Цель
  1.  
Подбор и разработка:
- текстов бесед,
- дидактических игр,
- конспектов занятий, обеспечение их необходимыми материалами.
Использование разнообразных форм, методов работы с детьми по формированию экологического воспитания.
  1.  
Подбор и разработка материалов для продуктивной деятельности. Расширение разнообразных форм, методов работы с детьми по формированию экологического воспитания.

Разработка материалов для работы с родителями

№ п/п Содержание работы Цель
1 Разработка и подбор комплекта консультаций для родителей:
- «Игра с бумагой для детей и взрослых»
-«Почему мы собираем крышечи?»
-«Маленькая батарейка и ее большой вред»
- «Правила хранения лекарств в доме, где есть дети»
- «Лекарствам не место в еде и воде»
-«Что надо знать о просрочке»
- «Электротходы на утилизацию»
Просвещение родительской общественности о переработке вторичного сырья и утилизации отходов. Приобщение родителей к непосредственному участию в реализации проекта.
2 Разработка агитационных и наглядных материалов для родителей. Привлечение внимания родителей к проблеме экологического состояния окружающей среды.
3 Подготовка материалов для распространения опыта работы ДОУ по теме проекта на официальном сайте МБ ДОУ «Детский сад №34». Привлечение внимания родителей и общественности к реализации проекта.
4 Подготовка пресс-релизов для родительских чатов и официальных социальных сетей ВК и ОК о ходе реализации проекта. Привлечение внимания родителей и общественности к реализации проекта.
5 Подготовка фото и видео отчётов о проведенных акциях в ходе реализации проекта. Информирование родителей о проведенных в рамках реализации проекта акциях.

Преобразование пространства детского сада

№ п/п Содержание работы Цель
  1.  
Определение местонахождения трех пунктов сбора сырья для переработки и утилизации в ДОУ. Создание условий для организованного сбора сырья на переработку и утилизацию.
  1.  
Определение местонахождения Единого пункта сбора сырья.
  1.  
Разработка макетов наглядной информации:
- стенд «Избавьтесь от мусора цивилизованно»
- стенд о количестве собранных отходов на переработку и утилизацию «Мы собрали»
Привлечение внимания родителей и детей к реализации проекта.
  1.  
Разработка макетов оформления контейнеров для сбора отходов. Создание условий для успешной организации сбора сырья на переработку и утилизацию.
  1.  
Приобретение контейнеров для сбора отходов.

2. Практический

Цель: Формирование представлений о бережном отношении к природе, осознанного отношения к сортировке отходов жизнедеятельности, накопление и закрепление полученных знаний через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.

Данный раздел подробно отражен в разработанных акциях по всем направлениям сбора вторичного сырья и утилизации отходов.

Работа с детьми

№ п/п Содержание работы Цель
Речевое развитие
1.
Беседы:
  • «Бумага в нашей жизни»;
  • «Что такое макулатура?»
  • «Зачем мы сортируем мусор?»
  • «Что можно сделать, чтобы мусора стало меньше»
  • «Батарейка: польза или вред?»
  • «Маленький шаг к защите природы»
  • «Чем опасны лекарства для окружающей среды?»
  • «Опасные электроприборы»
  • «Мусор правильно соберем и планету сбережем»
  • «Будем мусор разделять – чтоб природу и здоровье сохранять»
Чтение художественной литературы:
  • Б. Житков «Откуда пришла бумага?»,
  • С. Маршак «Чистый лист»;
  • С. Михалков «Бумага»
  • В. Берестов «Больная кукла»
  • С.Михалков «Чудесные таблетки»
  • Д. Вишневский «Куда идет мусор?»
Обогащение и активизация словарного запаса детей. Развитие связной речи. Учить воспринимать на слух литературные произведения, понимать их содержание.


Художественно-эстетическое развитие
2.
  • Рисование «Дерево, которое я спасу!»
  • Конструирование из крышечек
  • Изготовление листовки «Крышечки добра»
  • Пластилинография «Батарейка»
  • Коллективная аппликация «Защити природу»
  • Рисование «Таблетки для больной куклы»
  • Лепка «Витамины в баночке»
  • Коллективную работа «Опасность вокруг нас»
Развитие творческих способностей.
Познавательное развитие
3.
  • Просмотр презентации «Зачем сдавать макулатуру?»
  • Просмотр мультфильма «Фиксики – переработка мусора».
  • Просмотр мультфильма «Фиксики. Батарейки»
  • Просмотр презентации «Бытовые приборы»
  • Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы - электроприборы»
  • Тематическое занятие «Утилизация электроприборов».
Формировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомых предметах. Развитие любознательности, понимания взаимосвязи определенных явлений.
Социально-коммуникативное развитие
4.
  • Коллективное создание контейнеров для сбора отходов.
  • Практическая деятельность «Бумаге – вторую жизнь».
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Физическое развитие
5.
  • Игровое упражнение «Кто быстрее соберет контейнер для бумаги?»
  • Экологический досуг «Сохраним мир»
Совершенствование выполнения определенных видов движений, развитие ловкости, смекалки.

Работа с родителями

№ п/п Содержание работы Цель
  1.  
Проведение консультаций по всем направлениям сбора отходов Привлечение внимания родителей к проблеме экологического воспитания у детей дошкольного возраста.
  1.  
Вручение информационных буклетов, листовок, памяток
  1.  
Конкурс плакатов на тему: «Берегите лес!» Проведение профилактической работы по вырубке лесов, сохранение лесного богатства нашей Родины, воспитание культуры поведения в лесу, чувства гордости за свой край.
  1.  
Сортировка крышек Приобщение родителей к совместному труду с детьми и сотрудниками ДОУ
  1.  
  • Презентации видеороликов: «Утилизация батареек»
  • «Почему нельзя выбрасывать просроченные лекарства»
Привлечение внимания родителей к проблеме утилизации опасных отходов.
  1.  
Отчет о проведенных акциях. Информирование родителей о результатах проведенных акций.

Работа с сотрудниками ДОУ и общественностью

№ п/п Содержание работы Цель
  1.  
Распространение опыта работы по всем направлениям сбора отходов через официальный сайт МБ ДОУ «Детский сад №34». Привлечение внимания родителей и общественности к реализации проекта.
  1.  
Анкетирование сотрудников на темы:
«Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья?»
«Что вы знаете о переработке отходов и ответственном образе жизни»
https://sberegiplanetu.ru/survey/chto-vy-znaete-o-pererabotke-otkhodov-i-otvetstvennom-obraze-zhizni
Привлечение всех сотрудников организации к реализации проекта, получение информацию о знаниях коллектива о вторичном использовании бумажного сырья, для дальнейшей переработки.
  1.  
Презентации видеороликов: «Утилизация батареек»
«Почему нельзя выбрасывать просроченные лекарства»
Привлечение внимания сотрудников к проблеме утилизации опасных отходов.
  1.  
Заключение взаимовыгодных отношений с переработчиками вторичного сырья и утилизации опасных отходов:
- «Кузбасский скарабей», переработка макулатуры;
- «Добрышечки», сбор и переработка пластиковых крышечек;
- ООО «Экологический региональный центр», утилизация электроприборов;
- городской акции «ЭКО ДВОР», Леруа Мерлен, утилизация батареек;
- городской акции «ЭКО ДВОР», утилизация медикаментов.
Передача собранных отходов на переработку или утилизацию.

3. Заключительный

Цель: подведение итогов реализации проекта, выявление сильных и слабых сторон в работе с детьми и родителями, формулирование выводов.

Содержание работы

№ п/п Мероприятие Цель
1. Оформление и открытие трех пунктов сбора сырья на переработку и утилизацию. Создание условий для популяризации среди детей, родителей и сотрудников бережного отношения к природе, формирование осознанного отношения к сортировке отходов жизнедеятельности человека.
2. Оформление и открытие Единого пункта сбора вторичного сырья для переработки и опасных отходов для утилизации.

Список использованных источников и литературы

  1. Амет-Уста З.Р. Экспериментальная работа по формированию природоведческих представлений у дошкольников посредством экологической сказки / З.Р. Амет-Уста. – 2021. – №73 . – С. 18-20.
  2. Атиева Г.З. Формирование знаний об экологических системах детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / Г.З. Атиева, Е.А. Домрачева. – 2022. – С. 43-50.
  3. Белоножкина С.А. Воспитание основ экологической культуры у детей 4-6 лет посредством дидактических игр / С.А. Белоножкина, Т.И. Цымбалова. – Гродно, 2021. – С. 8-12.
  4. Галушко И.Г., Как приучить ребёнка дошкольного возраста любить и беречь природу / И.Г. Галушко, А.А. Иванова, Э.А. Валуйская. – Москва, 2021. – С. 27-30.
  5. Ганиева Г.Р. Применение сказочных сюжетов в экологическом воспитании дошкольников / Г. Р. Ганиева, З. Г. Шарафетдинова. – 2020. – №5. – С. 627-632.
  6. Бочарова С. Что такое вторсырьё и как правильно использовать его виды [Электронный ресурс]. – 2021. URL: https://nemusorim.com/pererabotka/vtorsyryo. (Дата обращения: 24.01.2023).
  7. Ефремова С.П. Дидактические игры как средство формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / С.П. Ефремова, Л.В. Николаева. – 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-formirovaniya-ekologicheskoy-kultury-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta. (Дата обращения: 24.01.2023).
  8. Малина Г. ЭкоИнструкция: Что делать с ненужными и просроченными лекарствами [Электронный ресурс]. URL: https://recyclemag.ru/article/ekoinstruktsiya-delat-nenuzhnimi-prosrochennimi-lekarstvami. (Дата обращения: 24.01.2023).
  9. Материалы не подлежащие переработке [Электронный ресурс]. URL: https://aa.al-shell.ru/articles/materialy-ne-podlezhaschie-pererabotke/. (Дата обращения: 24.01.2023).
  10. Экологическое воспитание в детском саду – формирование экологической культуры у дошкольников [Электронный ресурс]. – 2020. URL: https://www.kid-edu.ru/info/articles/2020/ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu_formirovanie_ekologicheskoy_kultury_u_doshkolnikov/. (Дата обращения: 24.01.2023).


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай

Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай (6 лет) Аннотация для родителей GiGO это объёмный конструктор из серии « В мире...

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет…

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет по теме: «Посадка лука» Задачи: Учить различать овощи на ощупь; уточнить и...

Проект «Наша дружная семья»

Проект «Наша дружная семья»

Читайте также

Проект «Сохраним елку»

Проект «Сохраним елку» Паспорт проекта «Сохраним елку-красавицу леса!» (Старшая группа №9) Структурный компонент Содержание Паспорт проекта Тема проекта: «Сохраним елку-красавицу леса!» Тип проекта: - детский Вид проекта: познавательно-творческий краткосрочный...

Развлечение ко дню матери в младшей группе «Ах, какая мама!»…

Развлечение ко дню матери в младшей группе «Ах, какая мама!» Цель: Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы и учить детей выражать любовь...

Паспорт проекта «Веселый шумовой оркестр своими руками»

Паспорт проекта «Веселый шумовой оркестр своими руками» «Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены...