Практико-ориентированный проект природоохранного значения «ЭкоДобро»
Введение
Актуальность проекта
В настоящее время проблема сохранения экологии нашей планеты приобрела социально-значимый характер. Природа наградила человека самыми ценными ресурсами, благодаря которым по сей день живет, развивается и совершенствуется весь мир. Человек же, в свою очередь, используя эти ресурсы, должен отдавать природе что-то взамен, быть благодарным и способствовать сохранению порядка, чистоты и безопасности экологии родного края. Для этого должна решаться важная задача, а именно, воспитание экологического сознания, экологической культуры и нравственного отношения к природе у нынешнего поколения.
Экологическое образование – это процесс обучения, воспитания и развития личности ребенка, направленный на формирование системы знаний, умений, навыков, нравственно этических и эстетических взглядов, способствующих формированию экологической ответственности ребенка за состояние окружающего мира и природы. Такую значимую и ответственную роль, как образование, воспитание и развитие личности, исполняет дошкольное учреждение.
Необходимость формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста обусловлена их возрастными психофизиологическими особенностями. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом жизни ребенка, именно в этом возрасте необходимо развивать его личностные качества, мировоззрение и ощущение окружающего мира. Эта ответственная роль достается детскому саду, где формируется позитивное отношение к природе, закладываются основы нравственно-экологической позиции личности ребенка. Дошкольное образовательное учреждение должно привить своим воспитанникам позицию сопереживания и неравнодушности к природе, ее состоянию. Воспитание человека, который способен благоприятно повлиять на экологическое состояние окружающей среды, — это огромный вклад в будущее всего мира.
На сегодняшний день перед воспитателями дошкольных учреждений стоит задача поиска универсальных педагогических методов, форм и средств экологического образования воспитанников. Наиболее эффективным способом реализации данного направления является организация проектной деятельности совместно с родителями и детьми. Наш детский сад крайне заинтересован темой сохранения экологии. Мы стремимся воспитать каждого ребенка ответственной, высоконравственной и духовно-развитой личностью, способной повлиять на настоящее и будущее нашего мира.
Проблема проекта
Загрязнение мусором – это одна из главных проблем современности. Огромный перечень отходов загрязняют нашу планету. Масштабы земельных площадей, отведенные под свалки, составляют внушительные цифры.
Человечество генерирует огромное количество отходов, которое не в состоянии переработать. Отходы выделяют токсичные вещества, долго разлагаются, всасываются в почву и плавают в водоемах, тем самым разрушая флору и фауну нашего региона.
Цель проекта
Создание условий для формирования осознанного отношения к сортировке мусора, сбору перерабатываемых и опасных отходов через организацию раздельного сбора отходов в ДОУ.
Задачи проекта | Ожидаемые результаты |
1. Оборудовать пункты сбора отходов в галереях ДОУ (3 пункта). | Создание доступных условий для сортировки отходов. |
2. Оборудовать единый пункт сбора отходов в общедоступном месте детского сада. | Создание условий для дальнейшей передачи отходов для переработки и утилизации. |
3. Привлечь внимание родителей воспитанников к работе пунктов сбора отходов. | Увеличение количества собираемых отходов. |
4. Расширить представление воспитанников и родителей о сборе и сортировке отходов. | Осознанная сортировка отходов и раздельный сбор мусора. |
5. Развивать интерес и бережное отношение к природе. | Осознание и принятие родителями и детьми устойчивой позиции охраны природной среды родного края. |
6. Воспитывать ответственность за экологическое состояние окружающего мира. | Вдумчивое, осознанное отношение к сохранению природных ресурсов. |
7. Установить взаимовыгодные отношения с переработчиками вторичного сырья и утилизацией отходов. |
Получение готового продукта из утилизированного и переработанного вторичного сырья. |
Форма работы: акции природоохранного характера.
Участники проекта:
- коллектив МБ ДОУ «Детский сад №34»;
- воспитанники;
- родители.
Материально-технические ресурсы:
- пункты сбора вторичного сырья;
- компьютер, ноутбук;
- принтер;
- проектор;
- материалы для оформления контейнеров для сбора отходов;
- наглядный и демонстрационный материал;
- конспекты занятий, тексты бесед, дидактические игры;
- подборка фотографий и видео материалов.
План реализации проекта
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения |
1. | Проведение акции по сбору макулатуры | Октябрь |
2. | Проведение акции по сбору крышечек | Ноябрь |
3. | Проведение акций по сбору батареек | Декабрь |
4. | Проведение акций по сбору медикаментов | Январь |
5. | Проведение акции по сбору отработанных электроприборов и электрооборудования | Февраль |
6. | Подведение результатов акций | Март |
Сроки реализации: 03.10.2022 – 31.03.2023 г.
Критерий результативности проекта: получение сырья для дальнейшей переработки и утилизации.
Практическая значимость:
- производство полуфабрикатов и товаров народного потребления из собранного перерабатываемого сырья.
- утилизация опасных отходов.
Этапы реализации проекта
1. Организационный
Цель: Планирование работы по подготовке необходимого материала для реализации проекта.
Методическая работа
№ п/п | Содержание работы | Цель |
Составление и обсуждение поэтапного плана работы. | Определение действий, необходимых для достижения поставленных целей и задач | |
Подбор и изучение материалов по переработке и утилизации отходов в доступных интернет ресурсах. | Выбор методов, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями детей, основной образовательной программой дошкольного образования ДОУ | |
Разработка и подбор наглядных материалов, видеопрезентаций, видеороликов. | Обогащение и пополнение предметно-развивающего пространства детского сада. | |
Подбор различных контейнеров необходимых для сбора вторичного сырья и утилизации отходов. | Обогащение и пополнение предметно-развивающего пространства детского сада. | |
Разработка концепции совместной деятельности родителей и детей. | Поиск новых, эффективных форм работы с родителями. |
Разработка материалов для работы с детьми
№ п/п | Содержание работы | Цель |
Подбор и разработка: - текстов бесед, - дидактических игр, - конспектов занятий, обеспечение их необходимыми материалами. |
Использование разнообразных форм, методов работы с детьми по формированию экологического воспитания. | |
Подбор и разработка материалов для продуктивной деятельности. | Расширение разнообразных форм, методов работы с детьми по формированию экологического воспитания. |
Разработка материалов для работы с родителями
№ п/п | Содержание работы | Цель |
1 | Разработка и подбор комплекта консультаций для родителей: - «Игра с бумагой для детей и взрослых» -«Почему мы собираем крышечи?» -«Маленькая батарейка и ее большой вред» - «Правила хранения лекарств в доме, где есть дети» - «Лекарствам не место в еде и воде» -«Что надо знать о просрочке» - «Электротходы на утилизацию» |
Просвещение родительской общественности о переработке вторичного сырья и утилизации отходов. Приобщение родителей к непосредственному участию в реализации проекта. |
2 | Разработка агитационных и наглядных материалов для родителей. | Привлечение внимания родителей к проблеме экологического состояния окружающей среды. |
3 | Подготовка материалов для распространения опыта работы ДОУ по теме проекта на официальном сайте МБ ДОУ «Детский сад №34». | Привлечение внимания родителей и общественности к реализации проекта. |
4 | Подготовка пресс-релизов для родительских чатов и официальных социальных сетей ВК и ОК о ходе реализации проекта. | Привлечение внимания родителей и общественности к реализации проекта. |
5 | Подготовка фото и видео отчётов о проведенных акциях в ходе реализации проекта. | Информирование родителей о проведенных в рамках реализации проекта акциях. |
Преобразование пространства детского сада
№ п/п | Содержание работы | Цель |
Определение местонахождения трех пунктов сбора сырья для переработки и утилизации в ДОУ. | Создание условий для организованного сбора сырья на переработку и утилизацию. | |
Определение местонахождения Единого пункта сбора сырья. | ||
Разработка макетов наглядной информации: - стенд «Избавьтесь от мусора цивилизованно» - стенд о количестве собранных отходов на переработку и утилизацию «Мы собрали» |
Привлечение внимания родителей и детей к реализации проекта. | |
Разработка макетов оформления контейнеров для сбора отходов. | Создание условий для успешной организации сбора сырья на переработку и утилизацию. | |
Приобретение контейнеров для сбора отходов. |
2. Практический
Цель: Формирование представлений о бережном отношении к природе, осознанного отношения к сортировке отходов жизнедеятельности, накопление и закрепление полученных знаний через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.
Данный раздел подробно отражен в разработанных акциях по всем направлениям сбора вторичного сырья и утилизации отходов.
Работа с детьми
№ п/п | Содержание работы | Цель |
Речевое развитие | ||
1. |
Беседы:
Чтение художественной литературы:
|
Обогащение и активизация словарного запаса детей. Развитие связной речи. Учить воспринимать на слух литературные произведения, понимать их содержание. |
Художественно-эстетическое развитие | ||
2. |
|
Развитие творческих способностей. |
Познавательное развитие | ||
3. |
|
Формировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомых предметах. Развитие любознательности, понимания взаимосвязи определенных явлений. |
Социально-коммуникативное развитие | ||
4. |
|
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. |
Физическое развитие | ||
5. |
|
Совершенствование выполнения определенных видов движений, развитие ловкости, смекалки. |
Работа с родителями
№ п/п | Содержание работы | Цель |
Проведение консультаций по всем направлениям сбора отходов | Привлечение внимания родителей к проблеме экологического воспитания у детей дошкольного возраста. | |
Вручение информационных буклетов, листовок, памяток | ||
Конкурс плакатов на тему: «Берегите лес!» | Проведение профилактической работы по вырубке лесов, сохранение лесного богатства нашей Родины, воспитание культуры поведения в лесу, чувства гордости за свой край. | |
Сортировка крышек | Приобщение родителей к совместному труду с детьми и сотрудниками ДОУ | |
|
Привлечение внимания родителей к проблеме утилизации опасных отходов. | |
Отчет о проведенных акциях. | Информирование родителей о результатах проведенных акций. |
Работа с сотрудниками ДОУ и общественностью
№ п/п | Содержание работы | Цель |
Распространение опыта работы по всем направлениям сбора отходов через официальный сайт МБ ДОУ «Детский сад №34». | Привлечение внимания родителей и общественности к реализации проекта. | |
Анкетирование сотрудников на темы: «Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья?» «Что вы знаете о переработке отходов и ответственном образе жизни» https://sberegiplanetu.ru/survey/chto-vy-znaete-o-pererabotke-otkhodov-i-otvetstvennom-obraze-zhizni
|
Привлечение всех сотрудников организации к реализации проекта, получение информацию о знаниях коллектива о вторичном использовании бумажного сырья, для дальнейшей переработки. | |
Презентации видеороликов: «Утилизация батареек» «Почему нельзя выбрасывать просроченные лекарства» |
Привлечение внимания сотрудников к проблеме утилизации опасных отходов. | |
Заключение взаимовыгодных отношений с переработчиками вторичного сырья и утилизации опасных отходов: - «Кузбасский скарабей», переработка макулатуры; - «Добрышечки», сбор и переработка пластиковых крышечек; - ООО «Экологический региональный центр», утилизация электроприборов; - городской акции «ЭКО ДВОР», Леруа Мерлен, утилизация батареек; - городской акции «ЭКО ДВОР», утилизация медикаментов. |
Передача собранных отходов на переработку или утилизацию. |
3. Заключительный
Цель: подведение итогов реализации проекта, выявление сильных и слабых сторон в работе с детьми и родителями, формулирование выводов.
Содержание работы
№ п/п | Мероприятие | Цель |
1. | Оформление и открытие трех пунктов сбора сырья на переработку и утилизацию. | Создание условий для популяризации среди детей, родителей и сотрудников бережного отношения к природе, формирование осознанного отношения к сортировке отходов жизнедеятельности человека. |
2. | Оформление и открытие Единого пункта сбора вторичного сырья для переработки и опасных отходов для утилизации. |
Список использованных источников и литературы
- Амет-Уста З.Р. Экспериментальная работа по формированию природоведческих представлений у дошкольников посредством экологической сказки / З.Р. Амет-Уста. – 2021. – №73 . – С. 18-20.
- Атиева Г.З. Формирование знаний об экологических системах детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / Г.З. Атиева, Е.А. Домрачева. – 2022. – С. 43-50.
- Белоножкина С.А. Воспитание основ экологической культуры у детей 4-6 лет посредством дидактических игр / С.А. Белоножкина, Т.И. Цымбалова. – Гродно, 2021. – С. 8-12.
- Галушко И.Г., Как приучить ребёнка дошкольного возраста любить и беречь природу / И.Г. Галушко, А.А. Иванова, Э.А. Валуйская. – Москва, 2021. – С. 27-30.
- Ганиева Г.Р. Применение сказочных сюжетов в экологическом воспитании дошкольников / Г. Р. Ганиева, З. Г. Шарафетдинова. – 2020. – №5. – С. 627-632.
- Бочарова С. Что такое вторсырьё и как правильно использовать его виды [Электронный ресурс]. – 2021. URL: https://nemusorim.com/pererabotka/vtorsyryo. (Дата обращения: 24.01.2023).
- Ефремова С.П. Дидактические игры как средство формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / С.П. Ефремова, Л.В. Николаева. – 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-formirovaniya-ekologicheskoy-kultury-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta. (Дата обращения: 24.01.2023).
- Малина Г. ЭкоИнструкция: Что делать с ненужными и просроченными лекарствами [Электронный ресурс]. URL: https://recyclemag.ru/article/ekoinstruktsiya-delat-nenuzhnimi-prosrochennimi-lekarstvami. (Дата обращения: 24.01.2023).
- Материалы не подлежащие переработке [Электронный ресурс]. URL: https://aa.al-shell.ru/articles/materialy-ne-podlezhaschie-pererabotke/. (Дата обращения: 24.01.2023).
- Экологическое воспитание в детском саду – формирование экологической культуры у дошкольников [Электронный ресурс]. – 2020. URL: https://www.kid-edu.ru/info/articles/2020/ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu_formirovanie_ekologicheskoy_kultury_u_doshkolnikov/. (Дата обращения: 24.01.2023).
Читайте также |
---|
Бизиборд как средство всестороннего развития дошкольников
Бизиборд как средство всестороннего развития дошкольников Дошкольное учреждение - это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он...
Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка»

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое может помочь детям в развитии...
Проект «Дом культуры»
Проект «Дом культуры»