Паспорт проекта «Веселый шумовой оркестр своими руками»
«Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки,
замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной - единственной выученной версии».
К. Орф.
1. Введение.
Детский шумовой оркестр – одна из самых доступных форм музицирования, которая позволяет довольно быстро приобщить детей к музыке в качестве исполнителей. А шумовые инструменты созданные руками своих пап и мам приобретают особую теплоту и значимость для детей. Таким образом, шумовые музыкальные инструменты позволяют приобщить всех детей, без исключения, к участию в музицировании, получая от этого эмоциональное удовольствие.
В шумовом оркестре применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них обладают «cтyчащим» тембром, к ним можно отнести деревянные ложки, трещотки, кастаньеты и палочки. Другие музыкальные инструменты обладают «звенящим» тембром. К ним можно отнести треугольники, румбу, тарелки, колокольчики, бубенцы. И третья группа шумовых инструментов обладает «шуршащим» тембром это - маракасы, погремушки, коробочки. А вот барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.
Создание шумового оркестра своими руками в кругу семьи служит еще одной немаловажной цели, а может быть и самой важной с педагогической точки зрения – это развитие взаимопонимания в совместной игровой деятельности детей и родителей.
А с точки зрения развития музыкальных способностей игра в шумовом оркестре развивает у детей тембровые представления о шумовых музыкальных инструментах и одно из важнейших музыкальных способностей – чувство ритма.
В настоящее время, в век всеобщей компьютеризации музыкальные инструменты все более приобретают «не живой», синтезированный звук, постепенно вытесняя у будущего поколения музыкальные инструменты с «живым» тембром и звучанием. Сохранение музыкального достояния прошлых веков, развитие музыкального вкуса у современных детей, является главной задачей педагогов - музыкантов нашего времени.
2. Актуальность.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста. В музыкальной деятельности развивать внимание детей можно через озвучивание различных считалочек, несложных песенок, прибауток, осуществлять ритмизацию небольших по содержанию сказок. Этот вид музыкальной деятельности даст детям возможность, не готовясь заранее, включаться в игру как в своей группе со сверстниками, так и в семейном кругу, совместно с родителями. Весёлые и эффективные упражнения для слухового внимания послужат развитию мелкой моторики, разовьют способность понимать метроритмическую пульсацию музыки и речи. Изготовление самодельных музыкальных шумовых инструментов и игра на них послужит развитию у детей творческой фантазии, даст импульс к пониманию строения того или иного шумового музыкального инструмента и послужит хорошим стимулом для развития внимания дошкольников.
3. Педагогическая цель: развитие внимания и музыкальных способностей дошкольников посредством инструментального музицирования на шумовых музыкальных инструментах, сделанных своими руками в семьях воспитанников.
4. Детская цель: дети задали вопрос: «Как сделать музыкальный инструмент? И можно ли будет на нем играть?»
Исходя из поставленных целей, дети и мы воспитатели с музыкальным руководителем решили реализовать творческий проект «Веселый шумовой оркестр» с привлечением в проект семей воспитанников.
5. Задачи:
- изготовить детские шумовые музыкальные инструменты в семьях воспитанников;
- развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух через игру на детских шумовых музыкальных инструментах;
- формировать навыки ансамблевого исполнения на детских шумовых музыкальных инструментах;
- способствовать самостоятельному творческому инструментальному музицированию на детских шумовых музыкальных инструментах.
6. Степень новизны: импровизация на шумовых музыкальных инструментах основана на связи музыки, движения и речи и относится в какой то части к креативной Орф- педагогике, которая позволяет развивать не только музыкально – двигательные способности детей, но и полноценно развивать личность ребенка, раскрывать его внутренний потенциал. Музыкальное развитие детей происходит в непринужденной обстановке, помогает в развитии речи, коммуникативных способностей, вниманию. Творчество детей происходит «здесь и сейчас» и, несомненно, является креативным, современным и новаторским в развитии музыкальных способностей детей, так как несет в себе заряд огромной положительной энергии для развития в детях чувства уверенности в собственных силах и талантах, и проецирует их на реализацию дальнейшего всестороннего развития.
В ходе проекта произведен отбор содержания музыкальных и речевых материалов к проекту, которые строятся на интеграции образовательных областей:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие: «Музыка».
7. Сроки реализации проекта: сентябрь – ноябрь 2020 года.
8. Участники проекта: дети средней группы №10, родители группы.
9. Условия реализации: поставленные задачи реализовать через интеграцию образовательных областей:
Образовательная область |
Программные задачи |
Социально-коммуникативное развитие |
1. Формирование представлений о музыкальном искусстве. 2. Формирование позитивных установок к игре на шумовых музыкальных инструментах. 3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе музыкальной деятельности. 4. Формирование моральных и нравственных ценностей в процессе музыкальной деятельности. 5. Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. |
Познавательное развитие |
1. Формирование первичных представлений о звучании, ритме, темпе. 2. Развитие воображения и творческой активности в игре на шумовых музыкальных инструментах. 3. Развитие интереса и познавательной мотивации к инструментальному творчеству |
Речевое развитие |
1. Развитие речи как средства общения и культуры в процессе обсуждения музыкальных произведений. 2. Развитие звуковой и интонационной культуры речи. |
Художественно-эстетическое развитие: «Музыка» |
1. Формирование элементарных представлений об музыкальных инструментах симфонического и народного оркестров. 2. Становление эстетического восприятия к окружающему миру. 3. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкальных произведений. 4. Развитие самостоятельной творческой деятельности. 5. Развитие детского музыкального творчества; |
Планирование циклов занятий по образовательным областям
Образовательная область |
Содержание занятий по теме проекта |
«Социально – коммуникативное развитие» |
- беседа с детьми: «Какие бывают музыкальные инструменты»; - организация и проведение творческо-речевых игр; - загадывание и отгадывание загадок про музыкальные инструменты; - оформление музыкального уголка в группе детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей с музыкальными инструментами; - проведение сюжетно-ролевых игр с использованием музыкальных инструментов «Магазин музыкальных инструментов»; |
«Познавательное развитие» |
- просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением музыкальных инструментов. - организация мини – оркестра и мини – музея «Шумовой оркестр»; |
«Художественно – эстетическое развитие» область «Музыка». |
- знакомство и изготовление шумовых инструментов:- игры на развитие ритма, слуха, ансамблевого чувства: 1) игра «Что под платком?» 2) игра с инструментами 3) игра «Кто к нам пришел» 4) игра «Передай, что сказал бубен» 5) игра «Что это такое?» 6) игра «Тихо и громко» Разучивание и исполнение пьес для детского оркестра музыкальных инструментов: - «Шуршалки, звенелки, стучалки» сл. муз. Е. Гомоновой- «Воробей сидит на крыше» сл. и муз. Е. Гомоновой |
«Речевое развитие» область «Музыка». |
Озвучивание сказок-шумелок: - «Заяц в лесу» - «Мышиная история» -«Танец для мышки» - «Лиса и рыба» - «Зима в лесу» - «Три поросенка» |
При отборе содержания материалов к занятиям учитывались возрастные особенности детей средней группы и интеграции образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
10. Практическая значимость.
Мы надеемся, что знания, полученные во время реализации проекта, помогут развить внимание и повысить уровень музыкальных способностей детей, в совместном творчестве в группе со сверстниками и в семьях воспитанников. Работа над проектом способствовала развитию музыкальных способностей детей в соответствии с возрастными особенностями: повысилась эмоциональная отзывчивость на музыку, развилось чувство ритма, тембровый, динамический слух, музыкально-слуховые представления, музыкального мышления и творчества, музыкальная память:
- сформированы навыки ансамблевого исполнения;
- развита способность самостоятельного творческого инструментального музицирования.
11. Предполагаемый результат.
В социально - коммуникативном развитии сформируются:
- представления о музыкальном искусстве;
- позитивные установки к игре на шумовых музыкальных инструментах;
- целенаправленность, самостоятельность и саморегуляция действий в процессе музыкальной деятельности детей;
- моральные и нравственные ценности в процессе музыкальной деятельности;
- взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
В познавательном развитии разовьются:
- первичные представления о звуке, ритме, темпе;
- воображение и творческая активность в игре на шумовых музыкальных
инструментах;
- интерес к инструментальному творчеству.
В художественно – эстетическом развитии области «Музыка» и
- знакомство и изготовление шумовых инструментов:- игры на развитие ритма, слуха, ансамблевого чувства
12. Этапы работы над проектом:
Работая по теме проекта «Веселый шумовой оркестр», мы разработали этапы проекта.
1 этап подготовительный:
-провести опрос родителей с целью выяснения отношения родителей к данной теме;
-создать условия для самостоятельной, продуктивной и творческой деятельности детей;
-подобрать программный репертуар;
-пополнить музыкальный уголок инструментами – шумелками;
-вызвать у родителей интерес к проекту «Веселый шумовой оркестр », побудить участвовать в создании инструментов
2 этап основной. Формы и методы реализации проекта: познавательные занятия по теме: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра», «Музыкальные инструменты народного оркестра» - презентации, картинки с изображением музыкальных инструментов.
Продуктивная деятельность: озвучивание сказок-шумелок и пьес для шумового оркестра:
- «Заяц в лесу»;
- «Мышиная история»;
- «Танец для мышки»;
- «Лиса и рыба»;
- «Зима в лесу»;
- «Три поросенка».
- «Шуршалки, звенелки, стучалки» сл. муз. Е. Гомоновой;
- «Воробей сидит на крыше» сл. и муз. Е. Гомоновой.
Игровая деятельность: игры на развитие ритма, слуха, ансамблевого чувства:
1) игра «Что под платком?»;
2) игра с инструментами;
3) игра «Кто к нам пришел»;
4) игра «Передай, что сказал бубен»;
5) игра «Что это такое?»
6) игра «Тихо и громко».
3 этап: заключительный.
В процессе работы над проектом дети узнали:
- о составе симфонического народного оркестров;
- совместно с родителями изготовили свой шумовой музыкальный инструмент;
- озвучили «Сказки – шумелки» на своих шумовых музыкальных инструментах;
- играли музыкальные песенки – пьесы на своих шумовых инструментах;
- играли в речевые и музыкальные игры;
- узнали загадки о музыкальных инструментах;
- оформили в группе музыкальный уголок «Шумовые инструменты».
13. Список литературы.
1. Бублей С. Детский оркестр. — Л., Музыка, 1985;
2. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. — М., Музыка, 1976;
3. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор — Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»;
4. Тютюнникова Т.Э., Весёлая шарманка – шумовой оркестр для детей. – Москва, 2007;
5. Зарецкая Н.В. «Музыкальные сказки для детей». – М., Айрис-пресс 2004;
6. Тютюнникова Т.Э., Шумовой оркестр снаружи и изнутри — Музыкальная палитра. №6, 2006;
7. Тютюнникова, Т.Э. Нескучные уроки. — М., 2009;
8. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. — М., ТЦ Сфера, 2009;
9. Орф К. «Шульверк. Музыка для детей»;
10. Бырченко Т. «С песенкой по лесенке». — М., Советский композитор, 1983;
11.Поплянова Е. «А мы на уроке». — М., Новая школа, 1994;
12. Вихарева Г.Ф. «Споем, попляшем, поиграем». — М., 2010.
Читайте также |
---|
Краткосрочный проект «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»
Краткосрочный проект «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника» Паспорт проекта Наименование проекта Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника Вид проекта Практико – ориентированный Основные...
Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте…
Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в младшей группе (3-4 года) «В гости к гному Гоше и кукле Кате» Цель: Упражнять детей в правильном...
Сценарий праздника «Эколята спешат на помощь»
Сценарий праздника «Эколята спешат на помощь» Средняя группа Дети под музыку входят в зал. Вед. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если...