Паспорт проекта «Веселый шумовой оркестр своими руками»

«Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки,

замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной - единственной выученной версии».

К. Орф.

1. Введение.

Детский шумовой оркестр – одна из самых доступных форм музицирования, которая позволяет довольно быстро приобщить детей к музыке в качестве исполнителей. А шумовые инструменты созданные руками своих пап и мам приобретают особую теплоту и значимость для детей. Таким образом, шумовые музыкальные инструменты позволяют приобщить всех детей, без исключения, к участию в музицировании, получая от этого эмоциональное удовольствие. 

В шумовом оркестре применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них обладают «cтyчащим» тембром, к ним можно отнести деревянные ложки, трещотки, кастаньеты и палочки. Другие музыкальные инструменты обладают «звенящим» тембром. К ним можно отнести треугольники, румбу, тарелки, колокольчики, бубенцы. И третья группа шумовых инструментов обладает «шуршащим» тембром это - маракасы, погремушки, коробочки. А вот барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Создание шумового оркестра своими руками в кругу семьи служит еще одной немаловажной цели, а может быть и самой важной с педагогической точки зрения – это развитие взаимопонимания в совместной игровой деятельности детей и родителей.

А с точки зрения развития музыкальных способностей игра в шумовом оркестре развивает у детей тембровые представления о шумовых музыкальных инструментах и одно из важнейших музыкальных способностей – чувство ритма.

В настоящее время, в век всеобщей компьютеризации музыкальные инструменты все более приобретают «не живой», синтезированный звук, постепенно вытесняя у будущего поколения музыкальные инструменты с «живым» тембром и звучанием. Сохранение музыкального достояния прошлых веков, развитие музыкального вкуса у современных детей, является главной задачей педагогов - музыкантов нашего времени.

2. Актуальность.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста. В музыкальной деятельности развивать внимание детей можно через озвучивание различных считалочек, несложных песенок, прибауток, осуществлять ритмизацию небольших по содержанию сказок. Этот вид музыкальной деятельности даст детям возможность, не готовясь заранее, включаться в игру как в своей группе со сверстниками, так и в семейном кругу, совместно с родителями. Весёлые и эффективные упражнения для слухового внимания послужат развитию мелкой моторики, разовьют способность понимать метроритмическую пульсацию музыки и речи. Изготовление самодельных музыкальных шумовых инструментов и игра на них послужит развитию у детей творческой фантазии, даст импульс к пониманию строения того или иного шумового музыкального инструмента и послужит хорошим стимулом для развития внимания дошкольников.

3. Педагогическая цель: развитие внимания и музыкальных способностей дошкольников посредством инструментального музицирования на шумовых музыкальных инструментах, сделанных своими руками в семьях воспитанников.

4. Детская цель: дети задали вопрос: «Как сделать музыкальный инструмент? И можно ли будет на нем играть?»

Исходя из поставленных целей, дети и мы воспитатели с музыкальным руководителем решили реализовать творческий проект «Веселый шумовой оркестр» с привлечением в проект семей воспитанников.

5. Задачи:

- изготовить детские шумовые музыкальные инструменты в семьях воспитанников;

- развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух через игру на детских шумовых музыкальных инструментах;

- формировать навыки ансамблевого исполнения на детских шумовых музыкальных инструментах;

- способствовать самостоятельному творческому инструментальному музицированию на детских шумовых музыкальных инструментах.

6. Степень новизны: импровизация на шумовых музыкальных инструментах основана на связи музыки, движения и речи и относится в какой то части к креативной Орф- педагогике, которая позволяет развивать не только музыкально – двигательные способности детей, но и полноценно развивать личность ребенка, раскрывать его внутренний потенциал. Музыкальное развитие детей происходит в непринужденной обстановке, помогает в развитии речи, коммуникативных способностей, вниманию. Творчество детей происходит «здесь и сейчас» и, несомненно, является креативным, современным и новаторским в развитии музыкальных способностей детей, так как несет в себе заряд огромной положительной энергии для развития в детях чувства уверенности в собственных силах и талантах, и проецирует их на реализацию дальнейшего всестороннего развития.

В ходе проекта произведен отбор содержания музыкальных и речевых материалов к проекту, которые строятся на интеграции образовательных областей:

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие: «Музыка».

7. Сроки реализации проекта: сентябрь – ноябрь 2020 года.

8. Участники проекта: дети средней группы №10, родители группы.

9. Условия реализации: поставленные задачи реализовать через интеграцию образовательных областей:

Образовательная область

Программные задачи

Социально-коммуникативное развитие

1.      Формирование представлений о музыкальном искусстве.

2.      Формирование позитивных установок к игре на шумовых музыкальных инструментах.

3.      Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе музыкальной деятельности.

4.      Формирование моральных и нравственных ценностей в процессе музыкальной деятельности.

5.      Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Познавательное развитие

1. Формирование первичных представлений о звучании, ритме, темпе.

2. Развитие воображения и творческой активности в игре на шумовых музыкальных инструментах.

3. Развитие интереса и познавательной мотивации к инструментальному творчеству

Речевое развитие

1. Развитие речи как средства общения и культуры в процессе обсуждения музыкальных произведений.

2. Развитие звуковой и интонационной культуры речи.

Художественно-эстетическое развитие: «Музыка»

1. Формирование элементарных представлений об музыкальных инструментах симфонического и народного оркестров.

2. Становление эстетического восприятия к окружающему миру.

3. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкальных произведений.

4. Развитие самостоятельной творческой деятельности.

5. Развитие детского музыкального творчества;

 

Планирование циклов занятий по образовательным областям

Образовательная область

Содержание занятий по теме проекта

«Социально – коммуникативное развитие»

- беседа с детьми: «Какие бывают музыкальные инструменты»;

- организация и проведение творческо-речевых игр;

- загадывание и отгадывание загадок про музыкальные инструменты;

- оформление музыкального уголка в группе детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей с музыкальными инструментами;

- проведение сюжетно-ролевых игр с использованием музыкальных инструментов «Магазин музыкальных инструментов»;

«Познавательное развитие»

- просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением музыкальных инструментов.

- организация мини – оркестра и мини – музея «Шумовой оркестр»;

«Художественно – эстетическое развитие» область «Музыка».

- знакомство и изготовление шумовых инструментов:- игры на развитие ритма, слуха, ансамблевого чувства:

1) игра «Что под платком?»

2) игра с инструментами

3) игра «Кто к нам пришел»

4) игра «Передай, что сказал бубен»

5) игра «Что это такое?»

6) игра «Тихо и громко»

Разучивание и исполнение пьес для детского оркестра музыкальных инструментов: - «Шуршалки, звенелки, стучалки» сл. муз. Е. Гомоновой- «Воробей сидит на крыше» сл. и муз. Е. Гомоновой

«Речевое развитие» область «Музыка».

Озвучивание сказок-шумелок:

- «Заяц в лесу»

- «Мышиная история»

-«Танец для мышки»

- «Лиса и рыба»

- «Зима в лесу»

- «Три поросенка»

При отборе содержания материалов к занятиям учитывались возрастные особенности детей средней группы и интеграции образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».

10. Практическая значимость.

Мы надеемся, что знания, полученные во время реализации проекта, помогут развить внимание и повысить уровень музыкальных способностей детей, в совместном творчестве в группе со сверстниками и в семьях воспитанников. Работа над проектом способствовала развитию музыкальных способностей детей в соответствии с возрастными особенностями: повысилась эмоциональная отзывчивость на музыку, развилось чувство ритма, тембровый, динамический слух, музыкально-слуховые представления, музыкального мышления и творчества, музыкальная память:

- сформированы навыки ансамблевого исполнения;

- развита способность самостоятельного творческого инструментального музицирования.

11. Предполагаемый результат.

В социально - коммуникативном развитии сформируются:

- представления о музыкальном искусстве;

- позитивные установки к игре на шумовых музыкальных инструментах;

- целенаправленность, самостоятельность и саморегуляция действий в процессе музыкальной деятельности детей;

- моральные и нравственные ценности в процессе музыкальной деятельности;

- взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

В познавательном развитии разовьются:

- первичные представления о звуке, ритме, темпе;

- воображение и творческая активность в игре на шумовых музыкальных

инструментах;

 - интерес к инструментальному творчеству.

В художественно – эстетическом развитии области «Музыка» и

- знакомство и изготовление шумовых инструментов:- игры на развитие ритма, слуха, ансамблевого чувства

12. Этапы работы над проектом:

Работая по теме проекта «Веселый шумовой оркестр», мы разработали этапы проекта.

1 этап подготовительный:

-провести опрос родителей с целью выяснения отношения родителей к данной теме;

-создать условия для самостоятельной, продуктивной и творческой деятельности детей;

-подобрать программный репертуар;

-пополнить музыкальный уголок инструментами – шумелками;

-вызвать у родителей интерес к проекту «Веселый шумовой оркестр », побудить участвовать в создании инструментов

2 этап основной. Формы и методы реализации проекта: познавательные занятия по теме: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра», «Музыкальные инструменты народного оркестра» - презентации, картинки с изображением музыкальных инструментов.

Продуктивная деятельность: озвучивание сказок-шумелок и пьес для шумового оркестра:

- «Заяц в лесу»;

- «Мышиная история»;

- «Танец для мышки»;

- «Лиса и рыба»;

- «Зима в лесу»;

- «Три поросенка».

- «Шуршалки, звенелки, стучалки» сл. муз. Е. Гомоновой;

- «Воробей сидит на крыше» сл. и муз. Е. Гомоновой.

Игровая деятельность: игры на развитие ритма, слуха, ансамблевого чувства:

1) игра «Что под платком?»;

2) игра с инструментами;

3) игра «Кто к нам пришел»;

4) игра «Передай, что сказал бубен»;

5) игра «Что это такое?»

6) игра «Тихо и громко».

3 этап: заключительный.

В процессе работы над проектом дети узнали:

- о составе симфонического народного оркестров;

- совместно с родителями изготовили свой шумовой музыкальный инструмент;

- озвучили «Сказки – шумелки» на своих шумовых музыкальных инструментах;

- играли музыкальные песенки – пьесы на своих шумовых инструментах;

- играли в речевые и музыкальные игры;

- узнали загадки о музыкальных инструментах;

- оформили в группе музыкальный уголок «Шумовые инструменты».

13. Список литературы.

1. Бублей С. Детский оркестр. — Л., Музыка, 1985;

2. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. — М., Музыка, 1976;

3. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор — Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»;

4. Тютюнникова Т.Э., Весёлая шарманка – шумовой оркестр для детей. – Москва, 2007;

5. Зарецкая Н.В. «Музыкальные сказки для детей». – М., Айрис-пресс 2004; 

6. Тютюнникова Т.Э., Шумовой оркестр снаружи и изнутри — Музыкальная палитра. №6, 2006;

7. Тютюнникова, Т.Э. Нескучные уроки. — М., 2009;

8. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. — М., ТЦ Сфера, 2009;

9. Орф К. «Шульверк. Музыка для детей»;

10. Бырченко Т. «С песенкой по лесенке». — М., Советский композитор, 1983;

11.Поплянова Е. «А мы на уроке». — М., Новая школа, 1994;

12. Вихарева Г.Ф. «Споем, попляшем, поиграем». — М., 2010.



Новые публикации

«День защиты детей»

«День защиты детей» Дети выстраиваются по периметру площадки. Вед: Ой, как много нас здесь собралось. А зачем, знаете? Нам сейчас ребята расскажут! Читают...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой…

Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой психического развития по изобразительной деятельности. Рисование на тему «Бабочка» Образовательная область:...

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий Совершенствование современной методики развития детей дошкольного возраста в области речевого развития (по...

Читайте также

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла…

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла Маша в гостях у ребят» Цель: закрепление в простой наглядно – действенной...

Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста (1,5 – 2…

Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста (1,5 – 2 лет) ко дню Матери: «Цветы для мамы!» Цель: Формировать у детей умение выражать любовь...

Воспитание литературой. Как развить у дошкольника интерес к книгам

Воспитание литературой. Как развить у дошкольника интерес к книгам Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни...

Читайте также

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей...

НОД «Красный, зеленый, желтый»

НОД «Красный, зеленый, желтый» Цель: Формирование у детей представлений о дорожных знаках. Задачи: 1) расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора, дорожных...

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети…

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет«Мой город, моя улица. Майские праздники»





В блогах

«Я – исследователь!» Проект «Зачем автомобилю бампер?»

Актуальность. В современном мире нас окружает множество автомобилей. Они помогают нам передвигаться в повседневной жизни. Когда я вырасту, у меня тоже будет автомобиль. Каждый день меня папа возит в детский сад, или мы всей семьей ездим за продуктами в магазин...

Конспект игровой деятельности с использованием развивающих игр для детей подготовительной к школе группы «Город Мастеров»  

Конспект игровой деятельности с использованием развивающих игр для детей подготовительной к школе группы «Город Мастеров»   Программное содержание: - продолжать учить детей «читать» карточки- символы, подбирать в соответствии с ними геометрические фигуры; -развивать воображение и творческое мышление у детей; -формировать...

Развлечение в первой младшей группе "1июня - День защиты детей"

«1 июня - День защиты детей» Цель:  создание благоприятной праздничной атмосферы, положительного эмоционального фона общения детей со сверстниками, условий для развития двигательной активности детей. Задачи:  продолжать знакомство детей с признаками времени года «Лето»; формирование здорового образа жизни; развивать речь, внимание...

Исследовательский проект в старшей группе " Как сохранить яблоки?"

Введение. Мы с Аней очень любим яблоки. Мы знаем, что их любят многие дети и взрослые. Эти фрукты растут в наших садах. Яблоки вкусные, сладкие, ароматные, в них много витамин. Однажды мы принесли в детский сад яблоки, Но яблоки у...