Конспект занятия по речевому развитию «Кто такие фермеры?» с использованием метода моделирования

Обучающие задачи:

• обогащать словарь детей названиями сельскохозяйственных профессий;

• упражнять в составлении описательного рассказа о профессии фермера с опорой на графическую схему;

обогащать словарный запас детей названиями профессий людей и инструментов, которые они используют;

• упражнять в образовании родственных слов;

• закреплять умение использовать в речи сложноподчиненные предложения;

Развивающие задачи:

• развивать умение образовывать сложные слова из двух простых (животновод, растениевод, полевод, пчеловод).

Воспитывающие задачи:

• воспитывать уважение к людям труда, интерес к сельскохозяйственным профессиям.

Предварительная работа с детьми: просмотр развивающих фильмов на тему «сельское хозяйство», чтение стихотворений («Каравай» С. Дрожжина, «Нива» А. Некрасова, «Ветерок спросил, пролетая...» и «Золотой дождик» Е. Трутневой), отгадывание загадок, заучивание и объяснение смысла пословиц о труде: «Труд человека кормит, а лень портит»; «Знай секундам цену, минутам - счет»; «Сделал дело - гуляй смело»; «Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела», рассматривание альбомов о профессиях.

Оборудование: видеоролик, презентация, раздаточные предметные картинки с изображением сельскохозяйственных машин и инвентаря, мяч, сюжетные картинки с изображением людей сельскохозяйственных профессий, предметные картинки с изображением сельскохозяйственных культур, графическая схема описательного рассказа о профессии фермера.

 

Ход занятия

1. Организационный момент

Предлагаю, уважаемые коллеги, встать в круг и поприветствовать друг друга.

Игра «Ладошки»

Поднимите все ладошки

И потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)

1,2,3,4,5.

Продолжайте потирать! (потирают руки)

Мой сосед такой хороший!

Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)

И другой сосед хороший-

И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)

Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)

Крикнем дружное: Ура! (машут руками)

Воспитатель: Спасибо!

Педагог: Ребята, предлагаю Вам отправиться в путешествие в «страну, которой нет на глобусе», в страну профессий.

2. Беседа о профессиях:

А что такое профессия? (Ответы …)
Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь и приносит пользу обществу.
Давайте подумаем: для чего работают люди? (Люди работают, чтобы приносить пользу).

Педагог: Существует огромное количество разных профессий, отгадайте о каких профессиях идет речь? (просмотр видеоролика с участием детей)

3. Игра «Кому принадлежит фраза?».

(Дети зачитывают фразы в записи.)

- Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-». (Врач.)

- Дети, здравствуйте, открываем учебники на странице 10. (Учитель.)

- Дети, идем мыть руки» (воспитатель).

- Сегодня приготовлю борщ, пюре и котлеты и, конечно же, компот. (Повар.)

- Несите кирпичи, цемент. (Строитель.)

- Как вас постричь? А челку покороче? (Парикмахер.)

Педагог: «Кому принадлежит фраза?». Назовите профессии

Педагог: А как вы думаете, какая профессия самая важная и нужная?

На этот сложный вопрос нам поможет найти ответ игра, которая называется «Назови, и расскажи».

Слайд (врачи, учителя, воспитатели, повара, строители, парикмахеры)

4. Дидактическая игра «Закончи предложение»

- Ребята, закончите предложение.

Если бы не было врачей, то некому было бы лечить людей.

Если бы не было учителей, то ...

Если бы не было воспитателей, то ...

Если бы не было поваров, то ...

Если бы не было строителей, то ...

Если бы не было парикмахеров, то ...

- Молодцы, ребята! Так какая же профессия самая главная, самая нужная?

Из ваших ответов можно сделать вывод, что все профессии нужны, все профессии важны.

5. Как вы думаете, о какой важной и нужной профессии сегодня пойдет речь?

Беседа о профессиях сельского хозяйства, о фермерах

- Фермеры - это трудолюбивые, умелые труженики сельского хозяйства, которые содержат домашний скот и птицу, пчел, возделывают поля, перерабатывают выращенные продукты и продают их.

Дидактическая игра «Кто такие фермеры?»

Цель. развивать умение образовывать сложные слова из двух простых

Если фермер разводит животных, как можно назвать его? (Животновод.)

А каких животных можно разводить на ферме? (Лошадей, коров, овец, коз, свиней и т.д.)

Если фермер разводит птиц, как можно назвать его? (Птицевод.)

А что может получить человек, который выращивает домашних птиц? (Яйцо, пух, перо, мясо.). Правильно, но вы знаете, что на ферме люди разводят не только птиц и животных, но и насекомых, которые дают мед? Как называются эти насекомые? (Пчелы.) А кто разводит пчел? (Пчеловод.)

Славится наша русская земля и сельским хозяйством и людьми, которые обрабатывают землю и выращивают на ней различные сельскохозяйственные культуры.

А как называется человек, который выращивает растения? (Растениевод.)

Педагог: Какие с сельскохозяйственные культуры вы знаете?

(Пшеница, ячмень, рожь, овеса, лен, кукуруза и др.) Назовите их.

Педагог: предлагаю выйти из-за столов и поиграть в игру с мячом.

6. Дидактическое упражнение «Какое поле?»

Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании прилагательных.

Педагог, бросая мяч детям, задает вопрос. Дети, возвращая мяч, называют словосочетание (прилагательное + существительное).

Поле, на котором выращивают кукурузу, называется … кукурузное поле.
Поле, на котором выращивают пшеницу, называется … пшеничное поле.
Поле, на котором выращивают гречку, называется … гречишное поле.
Поле, на котором выращиваютрожь, называется … ржаное поле.

Педагог: А из каких сельскохозяйственных культур делают (получают) хлеб?

7. Дидактическая игра «Назови семью»

Цель. Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании родственных слов.

Педагог, бросая мяч детям, задает вопрос. Дети, возвращая мяч, называют родственные слова.

- Как назвать хлеб ласково? –Хлебушек.

- Как называются крошки хлеба? –Хлебные крошки.

- Как называется посуда для хлеба? –Хлебница.

- Как называется прибор для резания хлеба? –Хлеборезка.

- Как называют человека, который выращивает хлеб? – Хлебороб.

- Как называют человека, который печет хлеб? –Хлебопек.

- Как называется завод, где выпекают хлеб? –Хлебозавод.

Какие пословицы о хлебе знаете?

Педагог: Ребята, а как вы считаете, почему нужен труд фермера?

Какую пользу приносит фермер?

(Дети высказывают свои предположения.)

Правильно, ребята, фермер - очень нужная профессия.

А без чего не может обойтись фермер? Какие инструменты, какая техника ему нужны? На эти вопросы мы ответим, выполнив сложное задание.

8. Игра «Такой разный фермер!!!»

Цель: развивать связную речь, активизировать словарь по теме: «сельское хозяйство»

На столах лежат карточки - предметные картинки (сельскохозяйственный инвентарь, сельхозтехника и др.). Педагог выставляя большую карту с изображением фермера-овощевода (фермера-пчеловода, фермера-животновода) на мольберт, предлагает назвать предмет, который необходим именно человеку этой профессии. Ребенок с подходящей карточкой, должен поднять руку и назвать предмет, а так же обосновать его применение к данной профессии. Если предмет действительно подходит, ребенок выкладывает его на пустой квадрат на большой карте.

Например: -это лопата. Она нужна, чтобы копать землю ( или лопатой копают землю).

-Тележкой вывозят мусор.

- Секатором обрезают сучки деревьев.

-Лейкой поливают растения

Физминутка

Игра в профессии

Если хочешь фермером ты стать — делай так (красят кистью)
Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)
Если будешь ты водитель — делай так (вращают руль)
Если будешь ты сапожник — делай так (топают ногами)
Если будешь ты столяр — делай так (хлопают руками)
Если будешь ты спортсмен – делай так (приседают)
Хватит в профессии играть, пора занятие продолжать.

Педагог: Хорошо с заданием вы справились. Предлагаю вашему вниманию интересную игру, называется она «Что перепутал художник?".

9. Педагог: Посмотрите внимательно на картинки". На каждой из них несколько ошибок. Найдите ошибку и объясните, что неправильно и как должно быть на самом деле. Можно придумать фантастический рассказ по картинке.

Дидактическая игра «Что перепутал художник?»

Цель: развивать наблюдательность, зрительное восприятие, память, логическое мышление, воображение и связную речь

8

10. Составление описательного рассказа о профессии фермера по графической схеме (по А. Грановой)

Воспитатель вывешивает на мольберт графическую схему профессии фермера и просит рассказать об этой профессии.

Вопросы:

1. Название профессии.

2. Где работает человек данной профессии?

3. Какие инструменты он использует в работе?

4. Какая форма одежды?

5. Что делает человек данной профессии?

6. Нравится ли тебе профессия фермера?

9

Усложненный вариант.

10

Примерный вариант рассказа ребенка:

1. Я хочу рассказать о профессии фермера. Это трудная профессия, но нужная.

2. Фермер работает в поле, на ферме.

3. Для работы ему нужны разные инструменты: лопата, грабли, лейка, опрыскиватель, тачка, шланг, а также техника: трактор, грузовая машина.

4. Одежда фермера - это комбинезон, сапоги, перчатки, шляпа или шапка.

5. Профессий у фермера много: если он выращивает кур, гусей, уток, то он птицевод; если он разводит коров, овец, свиней, то он животновод; если фермер выращивает овощи - он овощевод; если выращивает фрукты - садовод.

6. Мне нравится профессия фермера, потому что она нужная и необходимая людям.

Воспитатель хвалит детей за самостоятельность, проявление творчества.

11. Педагог: А теперь немножко поиграем, представим, что мы с вами овощеводы, и нам нужно посадить, вырастить, а потом еще и собрать урожай, а также сделать заготовки на зиму.

Дидактическая игра Собираем урожай.

Цель: Формировать у детей умение классифицировать овощи, фрукты, цветы и выделять их признаки.

Задачи: развивать память, речь, логическое мышление. Воспитывать активность, любознательность.

Игровые правила: отбирать и помещать правильно фрукты - на деревья или в корзину, овощи - в огород; отгадывать овощи, фрукты по описанию, распределять овощи и фрукты по банкам для заготовки.

11

12

12. Итог занятия. Рефлексия

- Ребята, о какой профессии мы сегодня говорили?

детям, на которые они отвечают развернутыми предложениями: «Сегодня я узнал ...», «Я понял, что ...», «Мне было интересно ...», «Мне захотелось ...».

- Молодцы, ребята, давайте беречь все, что нас окружает, потому что это сделано руками трудолюбивых людей.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация инклюзивного образования в детском саду

Организация инклюзивного образования в детском саду (Опыт работы) Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех детей, с учетом...

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий...

Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте

Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте Что такое театр? «Театр – это лучшее средство для общения людей, для понимания...

Читайте также

Наша группа Шалуны

Наша группа Шалуны В наступившем учебном году в группу «Шалуны» пришли новые ребята. Кто-то уже ходил в младшую группу, а для кого-то...

Сценарий праздника «С днем рождения, детский сад»

Сценарий праздника «С днем рождения, детский сад» Цель: Развивать коммуникативные качества. Доставить детям радость и удовольствие от участия в празднике, продолжать воспитывать...

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия…

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие...