Организация инклюзивного образования в детском саду

(Опыт работы)

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех детей, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Существование детей, чьи образовательные проблемы не подходят под общепринятые нормы предусматривает необходимость обеспечения их дополнительной поддержкой в обучении. Реализация программы инклюзивного образования детей дает возможность создать благоприятные условий для полноценного проживания ребенком с ОВЗ дошкольного детства, а так же формирование основ базовой культуры личности.

Одной из форм обучения и воспитания в детском саду является организация групп комбинированной направленности, в которых одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определёнными отклонения в развитии. Целью функционирования таких групп является социализация детей с ограниченными возможностями и воспитание толерантного отношения к ним детского коллектива.

Однако, включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников выявляет ряд проблем:

  • не все дети с ОВЗ готовы к включению в группу из-за соматической ослабленности; несформированности элементарных коммуникативных навыков, приводящей к проблемам во взаимодействии со сверстниками и взрослыми; трудностей адаптации (большой объем информации, резкое увеличение социальных контактов, новые правила поведения и др.);
  • некоторые дети с ОВЗ совершают действия, не принятые социальными нормами;
  • отсутствие опыта общения нормально развивающихся детей с детьми с ОВЗ может приводить к неприязни и даже агрессии (дети с ОВЗ не принимаются сверстниками в игру, их сторонятся, могут высказывать брезгливость и негативное отношение к их внешнему виду и поведению).

Данные проблемы требуют деликатного и гибкого подхода. Постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями, умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

В целях обеспечения освоения детьми с ОВЗ в полном объеме образовательной программы, коррекции недостатков их физического или психического развития возможно при тесном взаимодействии специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, музыкального руководителя, медицинской сестры и воспитателя.

Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы и результатом этого сопровождения является успешная адаптация и реабилитация детей с ОВЗ.

Для полноценного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо создание специальных образовательных условий. Одним из таких условий является наличие специалиста сопровождения. Проблема, которая возникла перед администрацией детского сада это отсутствие рядом с ребёнком-инвалидом человека, непосредственно оказывающего необходимую помощь на протяжении всего дня. Таким специалистом является тьютор. Учреждения повышения квалификации предлагают решить данную проблему обучением специалиста данного профиля. Воспитателям групп комбинированной направленности они предлагают программу повышения квалификации «Проектирование образовательного процесса в условиях инклюзивного образования».

Использование возможности социума для решения проблем детей с ограниченными возможностями важная составляющая инклюзивного образования. Социальное партнерство нацелено как на активную адаптацию детей, так и создание благоприятной среды для этого.

Активное сотрудничество с музеями, учреждениями дополнительного образования, дает возможность детям с особыми потребностями обеспечения их полноценного участия в жизни общества, их личностному росту. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса для детей с ОВЗ, посещающих дошкольное учреждение, отвечает не только общим, но и особым образовательным потребностям детей каждой категории.

Помещения, в которых проводятся занятия, должны быть оснащены необходимым оборудования для игровых, диагностических и терапевтических сеансов с детьми, а именно: оборудованием для развития общей подвижности; средствами для развития невербальной коммуникации; игрушками для развития ручных навыков, тактильного, зрительного, слухового восприятия; развития мышления, речи и языка. Логопедический кабинет - специализированным оборудованием. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи - благоприятная речевая среда, которая будет служит интересам, потребностям и развитию детей.

Организован и запущен в работу кабинет психологической разгрузки «Сенсорная комната». Система работы в сенсорной комнате, направленная на регуляцию эмоционального состояния и поведения детей, повышение самооценки и уверенности в себе, на развитие коммуникативных способностей, регуляцию психоэмоционального состояния ребенка, развитие познавательной сферы.

Посещая группу, ребёнок пребывает в максимальном психологическом комфорте. Воспитатели постарались создать все возможности для реализации права ребёнка на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

Работа специалистов детского сада с детьми с ОВЗ начинается с психолого-педагогического обследования, установления эмоционального контакта, формирования элементарных коммуникативных навыков и первичная социализация. Параллельно проводится разноплановая работа с родителями: выяснения степени понимания сильных и слабых сторон, уровня развития ребенка, наличия адекватного воспитательного подхода, готовности и умения сотрудничать с специалистами, взаимодействовать с родителями других детей, понимания организации инклюзивного воспитательно-образовательного процесса.

Активность семьи – важная составляющая инклюзивного образования. Одной из поставленных коллективом задач, является привлечение семьи в образовательное пространство. В работе с родителями педагогами используются различные формы: индивидуальные консультации, мастер-классы, семинары. Родители могут принимать участие в подгрупповых и индивидуальных занятиях. Для родителей разрабатываются буклеты и памятки, которые содержат игры и упражнения по проведению занятий с ребенком дома. Ребенок с ОВЗ посещает группу наравне с нормально развивающимися сверстниками, а педагог-психолог отслеживает эмоциональное благополучие всех воспитанников группы.

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса; обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок»

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок» Смастерите вместе с ребенком дома кукольный театр, сцену и театральный реквизит. Вам будет чем...

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени»

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени» Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах. Задачи: Образовательные: - способствовать развитию речи...

Методическая разработка для детей первого раннего возраста. Игра «Книжный шкаф»

Методическая разработка для детей первого раннего возраста. Игра «Книжный шкаф» Аннотация Данная игра способствует развитию внимания, мышления, памяти и умения применять уже...

Читайте также

Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Что?», «Где?», «Когда? Тема: «В…

Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Что?», «Где?», «Когда?Тема: «В мире русских народных сказок Цель: расширить представление детей об интеллектуальных играх, развивать интеллектуальный...

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы Цель: Доставить детям радостное настроение от праздника. Задачи: - развитие творческих, коммуникативных навыков, воображения и...

Игра по речевому развитию детей дошкольного возраста «Сказка из мешочка»

Игра по речевому развитию детей дошкольного возраста «Сказка из мешочка»