Коррекционно-развивающее занятие по познавательно-речевому развитию детей с задержкой психического развития «Как устроен человек. Органы чувств»

Цель: развитие у детей познавательной и речевой активности, любознательности и интереса.

Задачи:

  • коррекционно-обучающие: обобщить и систематизировать знания и представления детей о строении тела человека, об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание); расширять кругозор детей по изучаемой теме.
  • коррекционно-развивающие: развивать у детей зрительное, слуховое, тактильное и вкусовое восприятие, двигательную активность, познавательный интерес, мышление, речь.
  • коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.

Предварительная работа: проведение ряда занятий по познавательному и речевому развитию по теме «Человек. Части тела»; игры на развитие тактильного восприятия «Чудесный мешочек»; игры и задания на формирование общей и мелкой моторики рук; упражнения на координацию речи с движением; задания на ориентировку в пространстве.

Дидактическое обеспечение: музыкальные инструменты (бубен, ложки, палочки, колокольчик, трещетка, ксилофон), «чудесный мешочек», перышки, пробники с запахами (яблоко, апельсин, хвоя, ягоды), продукты (огурец, морковка, яблоко, апельсин, банан).

Создание развивающей среды: плакаты «Тело человека», «Органы чувств», «игровые центры» с заданиями и материалами для их выполнения.

Оборудование: телевизор, с помощью которого детям предоставляется видеофрагмент с посланием от робота.


Ход занятия:

Учитель-дефектолог. Здравствуйте, ребята! Вчера нам пришло сообщение, что к нам на занятие должен прийти необычный гость. Интересно, кто это может быть? И почему он задерживается?

аздается звонок и на экране появляется робот.)

«Здравствуйте! Меня зовут Болтик. Я робот. Меня создали ученые для того, чтобы я помогал им в лаборатории. Я похож на человека, умею видеть и слышать. Но я хочу понять, как устроены вы, люди, что вам помогает видеть и слышать, чувствовать запахи и вкусы?», иначе я стану бесполезен! Вы поможете мне?»

Учитель-дефектолог. Ребята, поможем Болтику?

Дети. Да. Поможем.

Учитель-дефектолог. Болтик, ты позвонил как раз вовремя. Мы с ребятами сегодня будем изучать органы чувств. Слушай внимательно и запоминай.

Чтобы ответить на все вопросы робота, мы, для начала, обратимся к плакату, и вспомним, из каких частей состоит наше тело. (Дети называют основные части тела и для чего они нужны человеку.)

А теперь, посмотрим на второй плакат, где изображены органы чувств. Давайте назовем их. (Дети называют органы чувств: глаза, нос, уши, язык, кожа.)

Дети. Глаза, нос, уши, язык, кожа.

Учитель-дефектолог. Посмотрите, перед вами стоят столы, на которых лежит множество предметов. Сейчас мы с вами их рассмотрим и заодно научим робота.

Стол «Осязание»

Учитель-дефектолог. Ребята, а скажите мне, пожалуйста, какой орган в нашем теле самый большой?

Дети. Тело, туловище, кожа.

Учитель-дефектолог. Правильно. Это кожа. Она защищает наш организм от различных повреждений. А еще наша коже много рецепторов поэтому, поэтому она способна чувствовать прикосновения, тепло и холод.

Сейчас я Соне и Матвею завяжу глаза и перышком буду дотрагиваться до различных частей тела. Их задача сказать, до чего я дотронулась.

(Игра «Перышко».)

Учитель-дефектолог. А еще мы можем узнать различные предметы, ощупывая их пальцами рук. Попробуем?

Дети. Да

Но прежде нам нужно размять наши пальчики и выполнить гимнастику.


Пальчиковая гимнастика

«Утром пальчики проснулись»

Утром пальчики проснулись,
Потянулись
И встряхнулись,
Крепко-крепко обнялись,
За работу принялись.
Налепили куличей,
Стали звать к себе гостей, Заиграли на рояле
И весь день протанцевали.
Разжимают кулачки
Напрягают, разводят пальцы
Встряхивают кисти
Соединяют пальцы в «замок»
«Закатывают рукава»
Ладошки «лепят» пирожки
Приглашающие движения кистями рук
Имитируют игру на клавишах
Ручки «танцуют»

Учитель-дефектолог. Проверим, сможете ли вы, используя пальцы ваших рук узнать на ощупь, что в мешочке? (2-3 человека просовывают руки в коробку, берут, ощупывают один предмет, называют его, а потом показывают.

(Игра «Чудесный мешочек».)

Учитель-дефектолог. Молодцы! Вы отлично справились!

Стол «Зрение»

Учитель-дефектолог. Отгадайте загадку.

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.

(Дети дают ответ «Глаза».)

Учитель-дефектолог. Как вы догадались?

Дети. Ночью спим, глаза закрыты, утром просыпаемся, глаза открываем.

Учитель-дефектолог. Правильно, дети, благодаря глазам мы видим, получаем почти всю информацию об окружающем мире. Глаза - важный орган, их нужно беречь. А как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы глаза были здоровы?

Дети. Нельзя тереть глаза грязными руками. Нельзя долго смотреть телевизор и играть в телефон. Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

Учитель-дефектолог. Все правильно!

Гимнастика для глаз

Есть гимнастика у нас и для ног и живота

Но гимнастику для глаз мы не знаем, вот беда.

Не расстраивайтесь дети, помогу я вам сейчас

Начинайте дружно, вместе, упражнение для глаз.

Для начала поморгаем, быстро, быстро, раз, два, три.

Отдохнули, повторяем упражнения свои.

А теперь глаза зажмурим, все успели, молодцы!

Открываем, вновь зажмурим и ещё раз повторим.

Дети! Новое движение – смотрим вниз, потом наверх.

Влево, вправо, ваше зрение будет лучше, чем у всех.

Упражнение другое – все глаза закройте,… раз.

И погладьте вы рукою, мягко веки ваших глаз.

Всё!!! Отлично занимались, нам расслабиться пора.

Свои глазки закрываем,……. Отдыхает детвора!..

Учитель-логопед. Открываем глазки, они хорошо отдохнули.

Стол «Слух»

Учитель-логопед. Ребята, давайте перейдем к следующему столу и посмотрим, что там! Отгадайте загадку:

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше… (ушки).

Учитель-логопед. Правильно. Это наши ушки. А что мы можем делать с помощью них?

Дети. Слышать.

Учитель-логопед. Да, и сейчас я хочу проверить, хороший ли у вас слух. Перед вами лежат различные музыкальные инструменты. Мы с вами послушаем, как они звучат, а затем я спрячу их за ширму и буду ими играть, а вы угадывать, что это за инструмент.

(Игра «Угадай, что звучит».)

Учитель-логопед. Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. Что мы будем делать?

Дети. Чистить их и мыть.

Учитель-логопед. Верно! Ну а мы движемся дальше.

Стол «Обоняние»

Учитель-логопед. Здесь мы выясним, какую функцию выполняет нос. А для чего человеку нос?

Дети. Дышать, нюхать.

Учитель-логопед. Предлагаю вам выполнить упражнение на дыхание. Сделайте глубокий вдох через нос, руки медленно поднимите вверх. Подтянитесь на носках и задержите дыхание. Медленно выдохните, руки опустите вниз. Дышит нос?

Дети. Дышит.

Учитель-логопед. Еще наш нос чувствует запахи. Сейчас я вам закрою глаза и поднесу к носу ваточку с различными запахами. Вы должны определить, что это за запах. Что он вам напомнил?

(Игра «Угадай по запаху».)

Учитель-логопед. Молодцы! Вы справились с заданием! Прежде, чем перейти к следующему столу, нам нужно немного размяться.

Координация речи с движением «Части тела»

Есть на пальцах наших ногти,
На руках запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы - посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
Показывать части тела, о которых говорится в тексте

Учитель-логопед. А у нас остался последний стол! Давайте подойдем к нему.

Стол «Вкус»

Учитель-логопед. Ребята, скажите, как можно определить, что это за продукт, не видя и не нюхая его?

Дети. Съесть его. На вкус.

Учитель-логопед. Правильно! И в этом нам поможет орган чувств - язык. Поверхность языка имеет множество вкусовых рецепторов, каждый из которых воспринимает определенный вкус (сладкий, горький, кислый, соленный). Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым)? (Дети отвечают на вопрос.)

Учитель-логопед. Для того чтобы язык был чувствительным, выполним гимнастику для языка.

Артикуляционная гимнастика «Язычок»

Язычок—бурундучок 
В норку–скок, из норки–скок!
Будет красить он забор
Поднимаясь выше гор 
Краску только потерял 
Ты ее здесь не видал?
Слева, справа он искал… 
Долго прыгал, приседал 
Обошел вокруг весь рот 
Быстро бегал: взад–вперед 
Очень сильно он устал 
Вот–и краски увидал!!!
показываем язычок
прячем, показываем
проводим языком по зубкам, будто чистим их
стараемся достать до носа
прикусываем язык
ищем языком и глазками по сторонам
движем языком влево-вправо и следим глазами
сгибаем-разгибаем язык
«облизываем губки» по кругу
движения справа—налево
язычок свисает как можно ниже
улыбаемся во весь рот, хлопаем в ладоши

Учитель-логопед. Посмотрите внимательно, на подносе лежат продукты. Вам нужно с закрытыми глазами определить на вкус разные продукты (огурец, морковка, яблоко, мандарин, банан).

(Игра «Определи на вкус».)

Учитель-логопед. Здорово, ребята! Вы справились со всеми заданиями! Вам понравилось?

Дети. Да.

Учитель-дефектолог. А давайте спросим нашего нового знакомого робота понравилось ли ему занятие? Болтик, тебе понравилось наше занятие? Узнал ли ты что-то новое и научился ли чему?

(Видеофрагмент на телевизоре.)

«Спасибо, ребята, я очень многому научился, и многое узнал о вас, о людях. Это очень увлекательно и занимательно изучать строение человека. Теперь я знаю, что принесу много пользы ученым! За то, что вы мне помогли, я хочу вам подарить макет человека. С помощью него вы сможете узнать, как устроен человек снаружи и внутри. А мне пора прощаться с вами. До свидания! И удачи!»

Учитель-логопед. Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили?

Дети. О человеке, об органах чувств.

Учитель-логопед. Какое задание вам больше всего понравилось?

Ребенок. Там, где пробовали на вкус.

Ребенок. Где играли с перышком.

Учитель-логопед. А какое задание было самым трудным?

Дети. Определить по запаху.

Учитель-дефектолог. Вы все молодцы, справились со всеми заданиями, помогли роботу Болтику узнать об органах чувств и научили его пользоваться ими. А сейчас я предлагаю вам пройти на свои места и выполнить аппликацию «Как устроен человек».



Новые публикации

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной…

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании...

Квест-игра «Мы патриоты России»

Квест-игра «Мы патриоты России» Цель: создать условия для патриотического воспитания дошкольников. Задачи: – формировать знания о символах России, о военных, защитниках Родины. – развивать силу, ловкость, быстроту...

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос»

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос» Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение. Им продолжать дело, начатое нашими...

Читайте также

Методическая разработка образовательной деятельности в подготовительной группе по экологическому воспитанию…

Методическая разработка образовательной деятельности в подготовительной группе по экологическому воспитанию на тему: «Нелюбимые животные»

Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»

Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»

НОД заучивание стихотворения С. Есенина «Береза»

НОД заучивание стихотворения С. Есенина «Береза» Цели: познакомить детей со стихотворением С. Есенина; раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного...

Читайте также

Краткосрочный образовательный проект для детей средней группы «В гостях у…

Краткосрочный образовательный проект для детей средней группы «В гостях у сказки»

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на…

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на день святого Николая» Цель: Знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа...

Конспект открытого занятия по экспериментированию с водой в средней группе…

Конспект открытого занятия по экспериментированию с водой в средней группе «Плавает или тонет» Цель: Формирование представлений о свойствах материалов при взаимодействии с водой в...





В блогах

Конспект родительского собрания «Профессия - родитель»

Конспект родительского собрания «Профессия - родитель» Цель: взаимное общение педагогов и родителей с целью формирования педагогически обоснованной позиции в отношении воспитания ребенка. Задачи: Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания. Расширить и обогатить педагогические умения родителей по вопросам...

«Взаимовыручка и дружба»

Методическая разработка на тему: «Взаимовыручка и дружба» в старшей группе.   Цель: формирование духовно-нравственные ценности. Задачи: 1. Продолжать знакомить с произведениями устного народного творчества. 2. Развивать умение слушать и слышать товарищей. 3. Способствовать развитию понимания текста и умению давать нравственную...

Театрализованная игра сказка «Огород-теремок»

Ход сказки. Ведущий: Хорошо летом в огороде, только комарики звенят, выбегают два комарика и поют песню «Комар», сл. и муз. М.Л. Лазарева. Ведущий:  А овощи на грядках витаминов набираются от солнышка ясного, от дождика теплого. Весело живут, песни поют. Овощи поют...

«Заучивание стихотворения« Осень» И.П.Токмаковой в средней группе»

Тема: «Заучивание стихотворения« Осень» И.П.Токмаковой в средней группе»   Цель: формировать умение разучивать стихи с помощью мнемотаблицы. Задачи: -развивать память, наглядно-образное мышление,внимание; - развивать способности к волевым усилиям, самостоятельность; - расширять словарный запас; -закрепить знания детей, о признаках осени при...