Коррекционно-развивающее занятие по познавательно-речевому развитию детей с задержкой психического развития «Как устроен человек. Органы чувств»

Цель: развитие у детей познавательной и речевой активности, любознательности и интереса.

Задачи:

  • коррекционно-обучающие: обобщить и систематизировать знания и представления детей о строении тела человека, об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание); расширять кругозор детей по изучаемой теме.
  • коррекционно-развивающие: развивать у детей зрительное, слуховое, тактильное и вкусовое восприятие, двигательную активность, познавательный интерес, мышление, речь.
  • коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.

Предварительная работа: проведение ряда занятий по познавательному и речевому развитию по теме «Человек. Части тела»; игры на развитие тактильного восприятия «Чудесный мешочек»; игры и задания на формирование общей и мелкой моторики рук; упражнения на координацию речи с движением; задания на ориентировку в пространстве.

Дидактическое обеспечение: музыкальные инструменты (бубен, ложки, палочки, колокольчик, трещетка, ксилофон), «чудесный мешочек», перышки, пробники с запахами (яблоко, апельсин, хвоя, ягоды), продукты (огурец, морковка, яблоко, апельсин, банан).

Создание развивающей среды: плакаты «Тело человека», «Органы чувств», «игровые центры» с заданиями и материалами для их выполнения.

Оборудование: телевизор, с помощью которого детям предоставляется видеофрагмент с посланием от робота.


Ход занятия:

Учитель-дефектолог. Здравствуйте, ребята! Вчера нам пришло сообщение, что к нам на занятие должен прийти необычный гость. Интересно, кто это может быть? И почему он задерживается?

аздается звонок и на экране появляется робот.)

«Здравствуйте! Меня зовут Болтик. Я робот. Меня создали ученые для того, чтобы я помогал им в лаборатории. Я похож на человека, умею видеть и слышать. Но я хочу понять, как устроены вы, люди, что вам помогает видеть и слышать, чувствовать запахи и вкусы?», иначе я стану бесполезен! Вы поможете мне?»

Учитель-дефектолог. Ребята, поможем Болтику?

Дети. Да. Поможем.

Учитель-дефектолог. Болтик, ты позвонил как раз вовремя. Мы с ребятами сегодня будем изучать органы чувств. Слушай внимательно и запоминай.

Чтобы ответить на все вопросы робота, мы, для начала, обратимся к плакату, и вспомним, из каких частей состоит наше тело. (Дети называют основные части тела и для чего они нужны человеку.)

А теперь, посмотрим на второй плакат, где изображены органы чувств. Давайте назовем их. (Дети называют органы чувств: глаза, нос, уши, язык, кожа.)

Дети. Глаза, нос, уши, язык, кожа.

Учитель-дефектолог. Посмотрите, перед вами стоят столы, на которых лежит множество предметов. Сейчас мы с вами их рассмотрим и заодно научим робота.

Стол «Осязание»

Учитель-дефектолог. Ребята, а скажите мне, пожалуйста, какой орган в нашем теле самый большой?

Дети. Тело, туловище, кожа.

Учитель-дефектолог. Правильно. Это кожа. Она защищает наш организм от различных повреждений. А еще наша коже много рецепторов поэтому, поэтому она способна чувствовать прикосновения, тепло и холод.

Сейчас я Соне и Матвею завяжу глаза и перышком буду дотрагиваться до различных частей тела. Их задача сказать, до чего я дотронулась.

(Игра «Перышко».)

Учитель-дефектолог. А еще мы можем узнать различные предметы, ощупывая их пальцами рук. Попробуем?

Дети. Да

Но прежде нам нужно размять наши пальчики и выполнить гимнастику.


Пальчиковая гимнастика

«Утром пальчики проснулись»

Утром пальчики проснулись,
Потянулись
И встряхнулись,
Крепко-крепко обнялись,
За работу принялись.
Налепили куличей,
Стали звать к себе гостей, Заиграли на рояле
И весь день протанцевали.
Разжимают кулачки
Напрягают, разводят пальцы
Встряхивают кисти
Соединяют пальцы в «замок»
«Закатывают рукава»
Ладошки «лепят» пирожки
Приглашающие движения кистями рук
Имитируют игру на клавишах
Ручки «танцуют»

Учитель-дефектолог. Проверим, сможете ли вы, используя пальцы ваших рук узнать на ощупь, что в мешочке? (2-3 человека просовывают руки в коробку, берут, ощупывают один предмет, называют его, а потом показывают.

(Игра «Чудесный мешочек».)

Учитель-дефектолог. Молодцы! Вы отлично справились!

Стол «Зрение»

Учитель-дефектолог. Отгадайте загадку.

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.

(Дети дают ответ «Глаза».)

Учитель-дефектолог. Как вы догадались?

Дети. Ночью спим, глаза закрыты, утром просыпаемся, глаза открываем.

Учитель-дефектолог. Правильно, дети, благодаря глазам мы видим, получаем почти всю информацию об окружающем мире. Глаза - важный орган, их нужно беречь. А как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы глаза были здоровы?

Дети. Нельзя тереть глаза грязными руками. Нельзя долго смотреть телевизор и играть в телефон. Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

Учитель-дефектолог. Все правильно!

Гимнастика для глаз

Есть гимнастика у нас и для ног и живота

Но гимнастику для глаз мы не знаем, вот беда.

Не расстраивайтесь дети, помогу я вам сейчас

Начинайте дружно, вместе, упражнение для глаз.

Для начала поморгаем, быстро, быстро, раз, два, три.

Отдохнули, повторяем упражнения свои.

А теперь глаза зажмурим, все успели, молодцы!

Открываем, вновь зажмурим и ещё раз повторим.

Дети! Новое движение – смотрим вниз, потом наверх.

Влево, вправо, ваше зрение будет лучше, чем у всех.

Упражнение другое – все глаза закройте,… раз.

И погладьте вы рукою, мягко веки ваших глаз.

Всё!!! Отлично занимались, нам расслабиться пора.

Свои глазки закрываем,……. Отдыхает детвора!..

Учитель-логопед. Открываем глазки, они хорошо отдохнули.

Стол «Слух»

Учитель-логопед. Ребята, давайте перейдем к следующему столу и посмотрим, что там! Отгадайте загадку:

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше… (ушки).

Учитель-логопед. Правильно. Это наши ушки. А что мы можем делать с помощью них?

Дети. Слышать.

Учитель-логопед. Да, и сейчас я хочу проверить, хороший ли у вас слух. Перед вами лежат различные музыкальные инструменты. Мы с вами послушаем, как они звучат, а затем я спрячу их за ширму и буду ими играть, а вы угадывать, что это за инструмент.

(Игра «Угадай, что звучит».)

Учитель-логопед. Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. Что мы будем делать?

Дети. Чистить их и мыть.

Учитель-логопед. Верно! Ну а мы движемся дальше.

Стол «Обоняние»

Учитель-логопед. Здесь мы выясним, какую функцию выполняет нос. А для чего человеку нос?

Дети. Дышать, нюхать.

Учитель-логопед. Предлагаю вам выполнить упражнение на дыхание. Сделайте глубокий вдох через нос, руки медленно поднимите вверх. Подтянитесь на носках и задержите дыхание. Медленно выдохните, руки опустите вниз. Дышит нос?

Дети. Дышит.

Учитель-логопед. Еще наш нос чувствует запахи. Сейчас я вам закрою глаза и поднесу к носу ваточку с различными запахами. Вы должны определить, что это за запах. Что он вам напомнил?

(Игра «Угадай по запаху».)

Учитель-логопед. Молодцы! Вы справились с заданием! Прежде, чем перейти к следующему столу, нам нужно немного размяться.

Координация речи с движением «Части тела»

Есть на пальцах наших ногти,
На руках запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы - посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
Показывать части тела, о которых говорится в тексте

Учитель-логопед. А у нас остался последний стол! Давайте подойдем к нему.

Стол «Вкус»

Учитель-логопед. Ребята, скажите, как можно определить, что это за продукт, не видя и не нюхая его?

Дети. Съесть его. На вкус.

Учитель-логопед. Правильно! И в этом нам поможет орган чувств - язык. Поверхность языка имеет множество вкусовых рецепторов, каждый из которых воспринимает определенный вкус (сладкий, горький, кислый, соленный). Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым)? (Дети отвечают на вопрос.)

Учитель-логопед. Для того чтобы язык был чувствительным, выполним гимнастику для языка.

Артикуляционная гимнастика «Язычок»

Язычок—бурундучок 
В норку–скок, из норки–скок!
Будет красить он забор
Поднимаясь выше гор 
Краску только потерял 
Ты ее здесь не видал?
Слева, справа он искал… 
Долго прыгал, приседал 
Обошел вокруг весь рот 
Быстро бегал: взад–вперед 
Очень сильно он устал 
Вот–и краски увидал!!!
показываем язычок
прячем, показываем
проводим языком по зубкам, будто чистим их
стараемся достать до носа
прикусываем язык
ищем языком и глазками по сторонам
движем языком влево-вправо и следим глазами
сгибаем-разгибаем язык
«облизываем губки» по кругу
движения справа—налево
язычок свисает как можно ниже
улыбаемся во весь рот, хлопаем в ладоши

Учитель-логопед. Посмотрите внимательно, на подносе лежат продукты. Вам нужно с закрытыми глазами определить на вкус разные продукты (огурец, морковка, яблоко, мандарин, банан).

(Игра «Определи на вкус».)

Учитель-логопед. Здорово, ребята! Вы справились со всеми заданиями! Вам понравилось?

Дети. Да.

Учитель-дефектолог. А давайте спросим нашего нового знакомого робота понравилось ли ему занятие? Болтик, тебе понравилось наше занятие? Узнал ли ты что-то новое и научился ли чему?

(Видеофрагмент на телевизоре.)

«Спасибо, ребята, я очень многому научился, и многое узнал о вас, о людях. Это очень увлекательно и занимательно изучать строение человека. Теперь я знаю, что принесу много пользы ученым! За то, что вы мне помогли, я хочу вам подарить макет человека. С помощью него вы сможете узнать, как устроен человек снаружи и внутри. А мне пора прощаться с вами. До свидания! И удачи!»

Учитель-логопед. Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили?

Дети. О человеке, об органах чувств.

Учитель-логопед. Какое задание вам больше всего понравилось?

Ребенок. Там, где пробовали на вкус.

Ребенок. Где играли с перышком.

Учитель-логопед. А какое задание было самым трудным?

Дети. Определить по запаху.

Учитель-дефектолог. Вы все молодцы, справились со всеми заданиями, помогли роботу Болтику узнать об органах чувств и научили его пользоваться ими. А сейчас я предлагаю вам пройти на свои места и выполнить аппликацию «Как устроен человек».



Новые публикации

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску»

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать закреплять у детей знания, полученные в течении...

Педагогический проект «Куклы разных народов»

Педагогический проект «Куклы разных народов» Паспорт педагогического проекта 1. Тема проекта Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства. 2. Вид проекта Творческий, учебно-познавательный 3. Актуальность проекта Актуальность проекта...

Игрушки своими руками для детей младшего возраста

Игрушки своими руками для детей младшего возраста Многое можно сделать своими руками, вот такое увлечение и бывшей моей воспитанницы, Вероники Шиленко...

Читайте также

Технологическая карта совместной деятельности педагога с детьми «Почему не тонет…

Технологическая карта совместной деятельности педагога с детьми «Почему не тонет кораблик?» Возрастная группа: старшая группа. Форма совместной деятельности: опытно-экспериментальная деятельность. Цель: развитие познавательной активности детей путем...

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чтения

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чтения В.А Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в...

Перспективный план реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»…

Перспективный план реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Модуль «Увлекательная колористика» Тема недели Тема модуля, этап Форма проведения «До свидания, лето», «Здравствуй...

Читайте также

Выступление на методическом собрании на тему «Развитие мелкой моторики у…

Выступление на методическом собрании на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста На сегодняшний день каждый родитель знает, насколько...

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме:…

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Путешествие в страну «Умных игр»

Наглядно-дидактическое пособие «Русские узоры. Вятская роспись» для детей младшего возраста

Наглядно-дидактическое пособие «Русские узоры. Вятская роспись» для детей младшего возраста Аннотация: Сегодня мы с интересом начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору...





В блогах

Неделя ПДД

Сентябрь 1. Тема: Беседа: «Транспорт на улицах города». Цель:  Учить детей классифицировать транспорт по назначению (дать элементарные понятия о видах машин и их предназначении). 2. Тема: Рассматривание легкового автомобиля. Цель: Уточнить знания о работе шофера, закрепить понятие о видах машин...

Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»

« Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»   Любовь к природе, впрочем, как и всякая любовь, несомненно, закладывается с детства. И.Соколов-Микитов Ребенок – зеркало семьи; как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и...

Консультация для родителей "Дорога не терпит шалостей!"

Консультация для родителей. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» Воспитатели – не доучили, Родители – не досмотрели, ГИБДД – не доорганизовало Водитель – не среагировал, а в результате – ребенок пострадал в дорожно-транспортном происшествии. ПОМНИТЕ! Каждый из вас...

Фонематический слух - основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок...